СЛОВА-ПАРАЗИТЫ
В РЕЧИ УЧАЩИХСЯ И ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ
К.Ж.
Нургалиева
(г. Семей,
КГУ «СОШ № 19»)
В статье представлен анализ
результатов анкетирования казахстанских школьников, проведенного с целью выявления
слов-паразитов; установле- но, что чаще всего слова-паразиты используются
школьниками из-за скуд- ности словарного запаса, иногда на эти слова у
подростков возникает мода, поэтому их могут использовать ученики, не имеющие проблем с речью.
Ключевые
слова: русский язык, культура речи, слова-паразиты
В русском языке
существует множество слов, с помощью которых мы можем выразить свои
мысли. Но, к сожалению, на сегодняшний день остро встает во- прос о
культуре речи, поскольку наблюдается повсеместное оскудение русской
речи, сведения к минимуму употребляемых слов [Введенская, Павлова,
Кашаева 2016]. Ученые-лингвисты считают, что «слова-паразиты»
используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим
регулярных заминок [Граудина, Ширяев 2015; Кормилицин, Сиротина
2014]. Однако, в большинстве случаев, возникает своего рода «мода».
Потому их могут использовать и люди, не имею- щие проблем с
речью.
Некоторые люди
намеренно употребляют в своей речи «слова-паразиты». Если человек
не хочет отвечать на «неудобный» вопрос, а отвечать все-таки на-
до, он старается потянуть время. Пока человек произносит свои
«видите ли»,
«понимаете», «такое дело», «ну», «как
бы», «ну как вам сказать» и т.п., он ли- хорадочно
думает над тем, что и как ответить. Особенно часто человек, имею-
щий в своем активном словаре «слова-паразиты» начинает употреблять
их, когда волнуется или торопится произнести свою речь. В этом
случае «паразиты» гово- рят о психологических особенностях человека
– о том, что он нервный, беспо- койный, торопливый.
Мы одновременно говорим и думаем. Человек не всегда успевает
сформули- ровать свою мысль, ему приходится останавливаться, чтобы
подумать или по- дыскать подходящее слово [Левонтина 2014].
Конечно, вы можете замолчать и держать паузу до тех пор, пока не
придумаете абсолютно гладкую фразу. Но то- гда собеседник
засомневается: то ли вы все еще формулируете, то ли уже засну- ли
или отвлеклись. Вот тут и приходят на помощь всевозможные
слова-сорняки. Они являются своего рода сигналами: «я здесь», «я на
связи», «сейчас уже ска- жу», ждите ответа».
Слова-паразиты используются часто, как способ подумать хотя бы
несколько секунд над заданным вопросом, как желания найти общий
язык с собеседником, копируя его движения, мимику и, конечно же,
манеру речи. Так же у многих есть
«любимые» сорные слова.
В ходе опроса учащихся
7-11 классов (опрошено было 165 человек) мы раз- работали
классификацию слов-паразитов, относящихся к той или иной как части
речи или определенным группам слов (см. табл. 1).
Таблица
1
Классификация
слов-паразитов
Группа
|
Слова – паразиты
|
1
|
Звуки
|
э-э-э, мэ-э-э,
|
2
|
Частицы
|
ну, ну
вот, вот, типа,
как бы так,
просто, прямо,
так
|
3
|
Вводные единицы
|
вообще, в общем-то, в
принципе, допустим, зна- чит, короче, например,
понимаешь, собственно
говоря,
слушай, стало
быть, так сказать
|
4
|
Местоимения, местоименные наречия
|
это, это
самое, как его,
там
|
5
|
Переход
из одной
части речи
в другую
|
блин, черт
|
6
|
Модальные слова
|
конечно, наверное, вероятно, кажется
|
Заметим, что достаточно часто ученики употребляют «звуковые» слова-
паразиты ( э-э-э, мэ-э-э, вау!) и устаревшую
конструкцию то бишь.
На основании
проведенного контент-анализа константируем: причины упот- ребления
слов-паразитов:
-
Ограниченный словарный запас.
Зачастую наличием
слов-сорняков страдают малообразованные люди. Но бывают и
исключения: у некоторых культурных и очень грамотных людей, пре-
обладание такого количества слов становится имиджем. Однако есть
разница между сознательным их употреблением и рефлекторным.
-
Низкая скорость
мышления.
Если
человек не может подобрать нужное слово, то он в большинстве
случаев использует для заминки звуки-паразиты. Это всем известные:
«Э-э-э», «М-м-м»,
«А-а-а». Стоит отметить, что такие звуки довольно сильно раздражают
и «ре-
жут»
слух.
-
Отражение поведения человека
Использование некоторых сорных слов может многое поведать о
человеке, который использует слово-паразит «короче», скорее всего,
не жаждет общаться, не хочет обременять себя объяснениями.
Словосочетание «сами понимаете» – это пример оправдывающегося и
постоянно извиняющегося перед окружающими человека. «На самом деле»
желает изложить людям истину. Этакий человек, бо- рющийся за
правду.
-
Эмоциональность и
возбужденность. Будьте спокойны – «займитесь
делом».
-
Намеренное использование сорных слов.
Для кого-то такой
стиль общения является частью их образа. Есть люди, намеренно
вставляющие слова-паразиты в свою речь. Это бывает вполне уме-
стным.
-
Влияние моды.
Слово, получившее
широкое распространение, начинает прилипать к чело- веку. Не
говорите как все – сразу же отсекайте ненужные словечки.
Нами был проведен
эксперимент «Частота употребления слов-паразитов», в ходе которого
выявлены особенности употребления слов-паразитов в речи обу-
чающихся разных возрастных групп.
На вопрос
анкеты:«Употребляете ли Вы слова-паразиты? Получены сле- дующие
результаты:
Диаграмма 1
Слова-паразиты в
нашей речи

Таким образом, результаты исследования показали, что большинство
уча- щихся (95,7%) употребляют в своей речи слова-паразиты.
На
вопрос анкеты: «Замечаете ли вы в своей речи употребление слов-
паразитов»? было установлено, что учащиеся (68,8%) замечают в своей
речи слова-паразиты (диаграмма 2).
Из диаграммы 3
видно, что подростки (95,7%) употребляют в своей речи
слова-паразиты; наиболее употребляемым словом-паразитом в среде
подростков является слово ну, на втором и третьем местах по
частоте употребления отмеча- ется употребительность слов вот
и типа.
Диаграмма 2


Диаграмма 3


Диаграммы 4
Как избавиться от слов-паразитов
45
40
35
30
25
20
15
10
5
0
Предлагаемые способы борьбы

Таким образом, слова-паразиты засоряют речь говорящего, затрудняют
ее понимание, отвлекают внимание от содержания высказывания. Чаще
всего сло- ва-паразиты используются школьниками из-за скудности
словарного запаса. Иногда на эти слова у подростков возникает мода,
поэтому их могут использо- вать ученики, не имеющие проблем с
речью.
Нужно прислушиваться к
своей речи и прилагать все усилия, чтобы изба- виться от ненужных и
лишних слов. Выбор человеком того или иного слова сви- детельствует
о его мироощущении. Но во всех случаях сверхчастотное употреб-
ление этих «лишних слов» портит нашу речь.
Литература
Введенская Л.А., Павлова
Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Ростов-
на-Дону: Изд-во Феникс, 2016.
Граудина Л.К., Ширяев
Е.Н. Культура
русской речи. М.: «Норма», 2015. Кормилицина Е.М., Сиротина О.Б.
Хорошая речь. М.:
«Лимбоком», 2014. Левонтина И.Б. «О словах-паразитах» // РЯШ, 2014. № 15.