2024-2025 оқу жылына арналған
Қысқа мерзімді сабақ жоспарларын жүктеп алғыңыз келеді ме?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен жасалған
Материалдар / СЛОВА-ПАРАЗИТЫ В РЕЧИ УЧАЩИХСЯ И ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

СЛОВА-ПАРАЗИТЫ В РЕЧИ УЧАЩИХСЯ И ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

Материал туралы қысқаша түсінік
В статье представлен анализ результатов анкетирования казахстанских школьников, проведенного с целью выявления слов-паразитов; установлено, что чаще всего слова-паразиты используются школьниками из-за скудности словарного запаса, иногда на эти слова у подростков возникает мода, поэтому их могут использовать ученики, не имеющие проблем с речью. Ключевые слова: русский язык, культура речи, слова-паразиты
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады

СЛОВА-ПАРАЗИТЫ В РЕЧИ УЧАЩИХСЯ И ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

К.Ж. Нургалиева

(г. Семей,

КГУ «СОШ № 19»)


В статье представлен анализ результатов анкетирования казахстанских школьников, проведенного с целью выявления слов-паразитов; установле- но, что чаще всего слова-паразиты используются школьниками из-за скуд- ности словарного запаса, иногда на эти слова у подростков возникает мода, поэтому их могут использовать ученики, не имеющие проблем с речью.

Ключевые слова: русский язык, культура речи, слова-паразиты


В русском языке существует множество слов, с помощью которых мы можем выразить свои мысли. Но, к сожалению, на сегодняшний день остро встает во- прос о культуре речи, поскольку наблюдается повсеместное оскудение русской речи, сведения к минимуму употребляемых слов [Введенская, Павлова, Кашаева 2016]. Ученые-лингвисты считают, что «слова-паразиты» используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок [Граудина, Ширяев 2015; Кормилицин, Сиротина 2014]. Однако, в большинстве случаев, возникает своего рода «мода». Потому их могут использовать и люди, не имею- щие проблем с речью.

Некоторые люди намеренно употребляют в своей речи «слова-паразиты». Если человек не хочет отвечать на «неудобный» вопрос, а отвечать все-таки на- до, он старается потянуть время. Пока человек произносит свои «видите ли»,

«понимаете», «такое дело», «ну», «как бы», «ну как вам сказать» и т.п., он ли- хорадочно думает над тем, что и как ответить. Особенно часто человек, имею- щий в своем активном словаре «слова-паразиты» начинает употреблять их, когда волнуется или торопится произнести свою речь. В этом случае «паразиты» гово- рят о психологических особенностях человека – о том, что он нервный, беспо- койный, торопливый.

Мы одновременно говорим и думаем. Человек не всегда успевает сформули- ровать свою мысль, ему приходится останавливаться, чтобы подумать или по- дыскать подходящее слово [Левонтина 2014]. Конечно, вы можете замолчать и держать паузу до тех пор, пока не придумаете абсолютно гладкую фразу. Но то- гда собеседник засомневается: то ли вы все еще формулируете, то ли уже засну- ли или отвлеклись. Вот тут и приходят на помощь всевозможные слова-сорняки. Они являются своего рода сигналами: «я здесь», «я на связи», «сейчас уже ска- жу», ждите ответа».

Слова-паразиты используются часто, как способ подумать хотя бы несколько секунд над заданным вопросом, как желания найти общий язык с собеседником, копируя его движения, мимику и, конечно же, манеру речи. Так же у многих есть

«любимые» сорные слова.

В ходе опроса учащихся 7-11 классов (опрошено было 165 человек) мы раз- работали классификацию слов-паразитов, относящихся к той или иной как части речи или определенным группам слов (см. табл. 1).


Таблица 1

Классификация слов-паразитов


Группа

Слова паразиты

1

Звуки

э-э-э, мэ-э-э,

2

Частицы

ну, ну вот, вот, типа, как бы так, просто, прямо, так

3

Вводные единицы

вообще, в общем-то, в принципе, допустим, зна- чит, короче, например, понимаешь, собственно

говоря, слушай, стало быть, так сказать

4

Местоимения, местоименные наречия

это, это самое, как его, там

5

Переход из одной части речи

в другую

блин, черт

6

Модальные слова

конечно, наверное, вероятно, кажется


Заметим, что достаточно часто ученики употребляют «звуковые» слова- паразиты ( э-э-э, мэ-э-э, вау!) и устаревшую конструкцию то бишь.

На основании проведенного контент-анализа константируем: причины упот- ребления слов-паразитов:

  1. Ограниченный словарный запас.

Зачастую наличием слов-сорняков страдают малообразованные люди. Но бывают и исключения: у некоторых культурных и очень грамотных людей, пре- обладание такого количества слов становится имиджем. Однако есть разница между сознательным их употреблением и рефлекторным.

  1. Низкая скорость мышления.

Если человек не может подобрать нужное слово, то он в большинстве случаев использует для заминки звуки-паразиты. Это всем известные: «Э-э-э», «М-м-м»,

«А-а-а». Стоит отметить, что такие звуки довольно сильно раздражают и «ре-

жут» слух.

  1. Отражение поведения человека

Использование некоторых сорных слов может многое поведать о человеке, который использует слово-паразит «короче», скорее всего, не жаждет общаться, не хочет обременять себя объяснениями. Словосочетание «сами понимаете» – это пример оправдывающегося и постоянно извиняющегося перед окружающими человека. «На самом деле» желает изложить людям истину. Этакий человек, бо- рющийся за правду.

  1. Эмоциональность и возбужденность. Будьте спокойны – «займитесь делом».

  2. Намеренное использование сорных слов.

Для кого-то такой стиль общения является частью их образа. Есть люди, намеренно вставляющие слова-паразиты в свою речь. Это бывает вполне уме- стным.

  1. Влияние моды.

Слово, получившее широкое распространение, начинает прилипать к чело- веку. Не говорите как все – сразу же отсекайте ненужные словечки.

Нами был проведен эксперимент «Частота употребления слов-паразитов», в ходе которого выявлены особенности употребления слов-паразитов в речи обу- чающихся разных возрастных групп.

На вопрос анкеты:«Употребляете ли Вы слова-паразиты? Получены сле- дующие результаты:


Диаграмма 1

Слова-паразиты в нашей речи

Shape1


Таким образом, результаты исследования показали, что большинство уча- щихся (95,7%) употребляют в своей речи слова-паразиты.

На вопрос анкеты: «Замечаете ли вы в своей речи употребление слов- паразитов»? было установлено, что учащиеся (68,8%) замечают в своей речи слова-паразиты (диаграмма 2).

Из диаграммы 3 видно, что подростки (95,7%) употребляют в своей речи слова-паразиты; наиболее употребляемым словом-паразитом в среде подростков является слово ну, на втором и третьем местах по частоте употребления отмеча- ется употребительность слов вот и типа.

Диаграмма 2


Shape2
Shape3


Диаграмма 3

Shape4
Shape5



Диаграммы 4

Как избавиться от слов-паразитов



Shape6 45

40

35

30

25

20

15

10

5

0

Предлагаемые способы борьбы

Shape7

Таким образом, слова-паразиты засоряют речь говорящего, затрудняют ее понимание, отвлекают внимание от содержания высказывания. Чаще всего сло- ва-паразиты используются школьниками из-за скудности словарного запаса. Иногда на эти слова у подростков возникает мода, поэтому их могут использо- вать ученики, не имеющие проблем с речью.

Нужно прислушиваться к своей речи и прилагать все усилия, чтобы изба- виться от ненужных и лишних слов. Выбор человеком того или иного слова сви- детельствует о его мироощущении. Но во всех случаях сверхчастотное употреб- ление этих «лишних слов» портит нашу речь.


Литература


Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Ростов- на-Дону: Изд-во Феникс, 2016.

Граудина Л.К., Ширяев Е.Н. Культура русской речи. М.: «Норма», 2015. Кормилицина Е.М., Сиротина О.Б. Хорошая речь. М.: «Лимбоком», 2014. Левонтина И.Б. «О словах-паразитах» // РЯШ, 2014. № 15.



16 Қазан 2021
343
Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі