Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
С.Назарова "Мой зеленоглазый аруах"
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Краткосрочный план педагога для 1 курсов по ОСО
Дата, курс, группа: ФИО учителя: Альжапарова Ж.Ж. |
|
ХІІ раздел. Энергия будущего. Энергия слова Тема занятия: |
С. Назарова «Мой зеленоглазый аруах». Великая сила воспитания слова. Бессоюзные сложные предложения. |
Цели обучения, достигаемые на этом уроке (Ссылка на ТУП, ДСП) |
11.2.5 участвовать в деловой беседе, решая проблему и достигая договоренности; 11.3.6 извлекать необходимую информацию из разных источников, критически оценивая аргументы, содержащиеся в ней; 11.5.2 использовать неполные предложения,сложные союзные и бессоюзные предложения. 11.4.6 соблюдать орфографические нормы (правописание предлогов и союзов); |
Цель занятия: |
Познакомитесь с фактами биографии и творчеством С.Назаровой; -определите основную мысль текста, выразите свое отношение; - докажете позицию автора; - будете соблюдать пунктуационные нормы в сложных союзных и бессоюзных предложениях |
Критерии оценивания |
умеет определять тематику и проблематику фрагмента, определяет авторскую позицию, формулирует идейное содержание отрывка, соблюдает орфографические и пунктуационные нормы при письме. |
Уровни мыслительных навыков |
Знание Применение Анализ |
Привитие ценностей |
Ход занятия направлен на развитие интереса к предмету Сотрудничество, уважение. |
Межпредметная связь |
Раздел имеет междисциплинарную связь с историей и русской литературой. |
Предшествующие знания по теме |
Этот раздел построен на знаниях и навыках, приобретенных студентами в предыдущих занятиях, в том числе на тех, которые сфокусированы на восприятии и оценке аудио/визуальных материалов, на анализе прочитанного текста, на написании творческих произведений с учетом языковых норм. |
Ход занятия
Запланирован-ные этапы занятия |
Запланированная деятельность на занятие |
Ресурсы |
Вводная часть |
Добрый день, напоминаю, что мы изучаем раздел Энергия будущего. Энергия слова Тема занятия: Энергия слова Светланы Назаровой. Сегодня на занятии вы: Познакомитесь с фактами биографии и творчеством С.Назаровой; -определите основную мысль текста, выразите свое отношение; -докажете позицию автора; -изучите справочный материал -будете соблюдать пунктуационные нормы в сложных союзных и бессоюзных предложениях. ДЕСКРИПТОРЫ Обучающийся - прогнозирует проблему текста; - прогнозирует возможные причины следствия по проблеме; - определяет авторскую позицию; - формулирует основную мысль текста; - приводит примеры из текста; - создаёт текст публичного выступления; - соблюдает структуру и логическую последовательность; - использует средства привлечения внимания; - употребляет термины и ключевые слова; - использует в речи бессоюзные сложные предложения. Задание 1. Изучите несколько значений слова энергия. Сделайте прогноз, какое из них будет основным на уроках в разделе «Энергия будущего. Энергия слова». Какое определение вы выбрали? 1). Космические излучения, содержащие информацию о мироздании и влияющие на жизнь человека и планеты. 2). Способность активно действовать, трудиться с полной отдачей сил. 3). Совокупность колебаний (электрических, электромагнитных, тепловых и т. п.), преобразуемых в свет, тепло и т. п. или используемых как движущая сила. Ответ: 1). Космические излучения, содержащие информацию о мироздании и влияющие на жизнь человека и планеты. Задание 2.Определите семантику слова «аруах». Что оно обозначает? Примерные ответы Аруах – дух предков. Во всех трудных случаях люди, обращаясь к аруахам, говорят: “Аруахи, держите меня за руку и поддерживайте во всех начинаниях “ Примерные ответы Возможно, что в рассказе Светланы Назаровой затрагивается тема памяти, воспоминаний, связанных со старшим поколением, взаимоотношениями в семье. Действия могут происходить в городе и ауле. Задание 3. Прочитайте эпиграф урока. Согласны ли вы с автором, что слово заряжено определенной энергией и может влиять на окружающий мир? Докажите. Я боюсь похвалы: Ведь за нею так часто - предательство. У хвалы и хулы, Как ни странно, одно доказательство. Жду я искренних слов и наивных Поток безыскусный: Пусть он будет суров, Только б глупый молчал, И завистливый, и равнодушный. С.Назарова Примерный ответ Я согласен/согласна с утверждением, что слово заряжено определенной энергией и может влиять на окружающий мир. Потому что: Во-первых, слово-это энергия, которую мы транслируем в окружающий мир. Во-вторых, слово как бумеранг. Если мыслишь позитивно - излучаешь положительную энергию, если негативно-отрицательную. В-третьих, слово-это уровень культуры и «среда бытия» человека. Следовательно, слово имеет определенную энергию. Коротко о поэте. Поэт и прозаик Светлана НАЗАРОВА родилась в Караганде, окончила Московский полиграфический институт. Светлана Назарова — автор трёх поэтических сборников, книги «Избранная проза». Задание 4. Просмотрите анимацию и ответьте на вопрос: Почему Мади, внук Мурсели, подчеркивает зеленоглазость своей бабушки? Мою бабушку звали Мурселя, была она зеленоглазая, и дед втайне гордился этим, хотя и часто подшучивал над ней: «Кто тебе дал твои глаза, Мурселя? ... Мама? Может, она смотрела на зеленоглазую степную рысь перед тем, как родить тебя?». Бабушка напускала на себя сердитость и, пряча улыбку, замахивалась на деда посудным полотенцем. На старой фотографии он бережно касался бабушкиного плеча: она сидела на стуле, обтянутом белым чехлом, молодая, с черными косами, перекинутыми на грудь, в бархатной короткой жилетке, расшитой по бортикам кудрявым узором, в длинной юбке, из-под которой высовывались носки сапожек, с этими своими светлыми глазами на белом лице. И мне всегда казалось, что даже чёрно-белая фотография излучала зелёный цвет её глаз. Примерный ответ Мади - рассказчик, от чьего имени ведется рассказ. Зеленоглазые казахи - редкость, поэтому именно на цвет глаз своей бабушки обращает внимание Мади. Задание 5. Прочитайте отрывки из рассказа. Составьте план текста, формулируя основную мысль абзацев. Моя бабушка умела всё: шить простую одежду и белье, стегать одеяла из верблюжьей шерсти, вкусно готовить еду и сбивать масло, и любые дела по хозяйству в её руках спорились. Толково и быстро она собирала в дорогу деда, когда он уходил с отарой на джайлау. Так же она собирала и меня, когда я уезжал из аула в город к своим родителям. Я никогда не обсуждал с дедушкой и бабушкой своего одиночества среди самых родных мне людей - мамы и папы... В ауле я хорошо освоил родной язык. И ещё узнал одну вещь, первооткрывателем которой считал именно себя: когда на родном языке говорит хороший человек, язык обаятелен и красив. … Когда на этом же языке говорит пройдоха, то и язык кажется неблагозвучным, коварным, настораживающим. … Как-то мама, приехав в аул <>, отозвала меня перед отъездом в сторонку и дала пять рублей <>. По тем временам – это много! Я поблагодарил. Вскоре бабушка взялась стирать мои штаны и обнаружила эту купюру. «Что это?»- спросила она. Я сказал. Бабушка сурово поджала глаза и молвила: «Знаешь, сынок, твое должно быть вот здесь (показала на сердце). А остальное-общее, наше. Мы ведь семья». Я запомнил это навсегда. …До сих пор с ужасом вспоминаю, как я стеснялся своих деда и бабушку, когда они приезжали к нам в Алма-Ату, соскучившись по мне! Я помню это чувство стыда за них, когда я пребывал в отроческом возрасте. Мне хотелось всего только такого, чему все другие будут завидовать. А они привозили в городскую квартиру моих родителей запах овчины, кошмы, курдючного жира... Я стеснялся их немодной одежды… Дед постоянно плевал при ходьбе по городу - и я отходил от него подальше, чтобы нас не заподозрили в родстве... Какой же я был осел! Скриплю зубами от стыда за себя тогдашнего... Как и за то, что подаренные бабушкой корпешки, не стали главным украшением нашей квартиры в те времена. …Я знал с раннего детства, что ни мой дед, ни мой отец, ни моя мать- не самые «главные» в семье. Главная - это бабушка. Примерный вариант плана
Задание 6. Используя ПОПС-формулу, определите позицию автора Позиция - Я считаю, что Светлана Назарова в рассказе «Мой зеленоглазый аруах» раскрывает тему …. Обоснование - Потому что, в произведении … Пример - Свою мысль я могу подтвердить примерами из текста… Следствие - Исходя из этого, я делаю вывод о том, что… Примерный вариант ответа Позиция - Я считаю, что Светлана Назарова в рассказе «Мой зеленоглазый аруах» раскрывает тему семьи, дома, взаимоотношения поколений, их духовное родство. Обоснование - Потому что, в произведении нашли отражение некоторые традиции казахского народа, воспитание словом и трудом, понимание чистоты и бескорыстия помыслов деревенских жителей, впитывание красоты народной культуры, ненавязчивое привитие взрослыми нравственных ценностей, которые стали ориентиром во взрослой жизни Мади. Объективность в отношении ко всем людям, непоколебимое знание простых, но жизненно важных моральных ценностей. Пример - свою мысль я могу подтвердить примерами из текста. Энергия бабушкиного слова - «Мы ведь семья» - проникает в сердце внука, который осознаёт свои родовые корни. Мади начинает ощущать себя истинным казахом, чувствуя красоту и певучесть родного языка. Именно казахский язык помогает ему распознавать людей. Следствие - Любовь к своей земле, языку, народу формирует личность Мади, а семья, дом в первую очередь, дом его родных стариков, который держится на главенстве бабушки Мурсели, становится символом родовой памяти, духовности, защиты. |
https://www.youtube.com/watch?v=dU0TxktRBm4 |
|
Соблюдаем пунктуационные нормы! Бессоюзное сложное предложение - это сложное предложение, в котором простые предложения связаны по смыслу и интонационно (без союзов или союзных слов).
[Наступила настоящая зима], [земля покрылась белоснежным ковром].
противопоставления ставится тире. Между простыми предложениями можно поставить союзы а, но. [Я был угрюм]- [другие дети веселы и болтливы]. Примеры предложений с различной интонационной связью:
|
|
Итоги занятия |
Познакомились с фактами биографии и творчеством С.Назаровой; -определили основную мысль текста, выразили свое отношение; -доказали позицию автора; -изучили справочный материал, повторили правописание предлогов. Рекомендую прочитать информацию о жизни и творчестве удивительного человека-Владимира Высоцкого, это тема нашего следующего урока. Надеюсь, что вы узнали много нового и полезного. До встречи до следующего занятия! |
|
|
Домашнее задание:
Примерные ответы Город Аул «Свободный микрофон» Назовите пять причин, по которым надо обязательно прочитать рассказ С. Назаровой «Мой зеленоглазый аруах» Примерные ответы
|
|