Материалдар / СОЧ по истории Казахстана в 9 классе за 2 четверть

СОЧ по истории Казахстана в 9 классе за 2 четверть

Материал туралы қысқаша түсінік
СОЧ по истории Казахстана в 9 классе за 2 четверть. Задания охватывают период с 1946 -1985 гг. Ответы подготовлены.
Авторы:
20 Желтоқсан 2024
460
1 рет жүктелген
250 ₸
Бүгін алсаңыз
+13 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +13 бонус беріледі Бұл не?
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады

Суммативное оценивание за 2 четверть по истории Казахстана

ФИО уч-ся ________________________________________________________

Дата


Класс

9 «Б»

Время

45 минут

Цели обучения

9.3.1.1 объяснять особенности общественно-политической, экономической жизни,

9.3.1.2 оценивать роль общественно-политических деятелей по отстаиванию национальных интересов;

9.2.3.2 оценивать политику государства

в сфере образования и науки.


5- 27-30 баллов

4- 22-26 баллов

3- 15-21 баллов

2- меньше 15 баллов

Критерии оценивания: определяет хронологические рамки исторических событий в период с 1953 до ср. 80-х гг. Определяют личности и их роль в истории Казахской ССР.

Проводят анализ исторических событий и процессов, отраженных в темах 2 четверти.




Задание 1. Какие 2 явления или процессы НЕ относятся к периоду руководства Н. Хрущева? 2 балла

1) диссидентство и помещение инакомыслящих в психиатрические лечебницы

2) целина

3)освоение космоса

4)урбанизация (рост городов и городского населения)

5)формирование единого советского народа и , как следствие, сокращение школ , садиков, факультетов вузов на казахском языке

6)репрессии, наличие лагерей системы ГУЛАГ

7)запрет на испытание ядерных бомб на воде, под водой, на земле и в воздухе на Семипалатинском полигоне и в США

8) рост числа оборонных предприятий и полигонов в Казахстане, милитаризация экономики

9) попытка создать на территории Казахской ССР Целинного края

10) переименование Акмолинска в Целиноград

11) ускоренные темпы развития промышленности

12) введение хозрасчета в промышленности и сельском хозяйстве- косыгинская реформа

13) снятие с поста Казахской ССР Шаяхметова и Конаева

14) протест Ташенова


Задание2. Опираясь на предложенную таблицу, шаблон и собственные знания, создайте постер
на тему «Общественно-политическое развитие Казахстана в период «хрущевской
оттепели»-
8 баллов


Экономические успехи

1)



2)





Общественные (социальные) успехи

1)





2)




Культурные и научные успехи

1)


2)












Что не изменилось в период руководства Н. С. Хрущева?

1)


2)








Задание 3.Объясните как и почему эти личности и события, названия, даты относятся к целине? 7 баллов

Хрущев________________________________________________________________________________ 1 балл


Шаяхметов____________________________________________________________________________ 1 балл


Пономаренко_________________________________________________________________________ 1 балл


Брежнев______________________________________________________________________________ 1 балл


1954-1959 годы_________________________________________________________________________ 1 балл


1956-рекорд- __________________________________________________________________________ 1 балл

Эрозия ______________________________________________________________________________________ 1 балл

Задание 4. 4 балла

Годы застоя в экономике СССР- ____________________________________________ 1 балл


Руководители СССР в годы застоя

1) _______________________________________________ 1 балл

2) ____________________________________________ 1 балл

3)

Первый секретарь КП КССР с 1960-1962 и 1964-1986 гг.- ___________________________ 1 балл

_____________________________________________________ 1 балл


Задание 5. Прочитайте текст и ответьте на вопросы- 3 балла
За 1965-1985 гг. Республика превратилась в один из крупнейших, промышленных
регионов СССР. К началу девятой пятилетки промышленность занимала ведущее место
в экономике республики. В структуре валового общественного продукта в 1970 г. ее
удельный вес составлял 48 %. На ее долю приходилось 39,8 % основных
производственных фондов народного хозяйства, на обслуживании которых было занято
1052 тыс. человек, или 22,4% всех рабочих республики.
В 1970—.1985 гг. шло определенное нарастание индустриального потенциала
республики. Было введено в строй около 1000 новых промышленных предприятий и
цехов. По объему промышленного производства Казахстан занимал третье место в
СССР (после РСФСР и Украины). Сформировались территориально- производственные

комплексы—Мангышлакский, Каратау-Джамбулский и Павлодар-Экибастузский. Если
рассматривать промышленность Казахстана в структурном разрезе, то нетрудно
заметить ее явно обозначившуюся сырьевую направленность. Преимущественное
развитие получили топливно-энергетический комплекс, цветная и черная металлургия,
химическая и нефтехимическая отрасли. В результате сложился относительно высокий
удельный вес добывающего сектора промышленности. Выкачивая из республики
сырьевые ресурсы и 'получая громадную прибыль, союзные ведомства, в ведении
которых находилось около половины промышленности республики, почти не
вкладывали средства в республиканский бюджет, в развитие социальной
инфраструктуры, в подготовку национальных рабочих кадров, в охрану окружающей
среды. Люди работали без инициативы, потому что была уравнительная одинаковая оплата труда. Зарплаты были фиксированными. Стараться не было смысла, так как энтузиазм не поощрялся и люди не были заинтересованы в результатах своего труда.
1. Каково было состояние промышленности Казахстана в годы «застоя»?
______________________________________________________________________ 1 балл
2. Почему экономика медленно скатывалась в стагнацию -застой?
______________________________________________________________________ 1 балл
3. Почему Восьмая пятилетка (1966–1970) — восьмой пятилетний план развития народного хозяйства СССР считалась золотой 5-леткой?


________________________________________________________________________________________ 1 балл


Задание 6. Назовите личность - _________________ 1 балл

Это был советский экономист, который оставил след в истории Казахстана следующим образом:

В начале 1960-х ОН получил в управление многоотраслевой совхоз «Илийский» Алма-Атинской области. Здесь он поставил эксперимент по внедрению «безнарядно-звеньевой системы организации и оплаты труда». 

ОН перевёл совхоз на полный хозрасчёт, подкрепленный прямым материальным стимулированием работников.  Оплачивались достигнутые результаты, а не затраченные усилия. 1

Результаты эксперимента были впечатляющими: за первый же сезон производство зерна в совхозе выросло в 2,9 раза, прибыль на одного работающего — в семь раз, а себестоимость центнера зерна упала с 5–7 рублей до 63 копеек. Производительность работника в механизированных звеньях за год увеличилась почти в 20 раз!

Однако власти республики закрыли эксперимент. В 1970 году совхоз закрыли, а на ЭТОГО ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОВХОЗА открыли уголовное дело о попытке хищения госсобственности. В ноябре 1974 года он умер в одной из тюремных больниц Казахской ССР. 

В конце 80-х годов ОН был посмертно реабилитирован решением коллегии Верховного суда Казахстана.



Задание 7. Назовите личность- патриотов Казахстана: 2 балла

1) Он внес большой вклад в деле защиты национальных интересов. Он не позволил Н.С. Хрущеву отделить от Казахстана 5 областей Северного Казахстана для создания Целинного края в 1960 году. За это он был снят с должности Председателя Совета Министров Казахской ССР, но сохранил территориальную целостность Казахстана. Если он промолчал, то Север Казахстана сегодня не принадлежал бы нам ______________________


2) Руководитель Казахстана, которого сняли с должности первого секретаря ЦК КП Казахской ССР за несогласие с масштабом предлагаемой программы массового освоения целины в 1954 году. Он заявил, что целину надо осваивать постепенно, создавая для этого необходимые условия и возможности, иначе республика рисковала потерять свои плодородные земли.  Вместо этого он предложил сделать упор на животноводство________________________


Задание 8. Проведите анализ развития системы образования и науки Казахстана в 1946-1985 годы.
Сильная сторона системы образования и науки Казахстана в 1946- 1985 годы.

________________________________________________________________________________________ 1 балл


Слабая сторона системы образования и науки Казахстана в 1946-1985 годы:

________________________________________________________________________________________ 1 балл


Угроза реформ в системе образования и науки Казахстана в 1946-1985 годы.

________________________________________________________________________________________ 1 балл


Ответы



Задание 1. Какие 2 явления или движения НЕ относятся к периоду руководства Н. Хрущева? 2 балла

1) диссидентство и помещение инакомыслящих в психиатрические лечебницы

2) целина

3)освоение космоса

4)урбанизация (рост городов и городского населения)

5)формирование единого советского народа и , как следствие, сокращение школ , садиков, факультетов вузов на казахском языке

6)репрессии, наличие лагерей системы ГУЛАГ

7)запрет на испытание ядерных бомб на воде, под водой, на земле и в воздухе на Семипалатинском полигоне и в США

8) рост числа оборонных предприятий и полигонов в Казахстане, милитаризация экономики

9) попытка создать на территории Казахской ССР Целинного края

10) переименование Акмолинска в Целиноград

11) ускоренные темпы развития промышленности

12) введение хозрасчета в промышленности и сельском хозяйстве- косыгинская реформа

13) снятие с поста Казахской ССР Шаяхметова и Конаева

14) протест Ташенова



2 задание. Возможные ответы уч-ся



Экономические успехи

1) Решена продовольственная проблема, страна была обеспечена хлебом

2) Вошёл в строй Соколовско-Сарбайский горно-обогатительный комбинат, что создало надёжную сырьевую базу для металлургических заводов Урала и других предприятий страны. Началась добыча экибастузского угля. Были построены и сданы в эксплуатацию такие мощные электростанции, как Карагандинская ГРЭС-2, Петропавловская ТЭЦ, Алма-Атинская ГРЭС-2, Бухтарминская ГЭС и другие. 

Вступили в строй вторые очереди Актюбинского завода хромовых соединений


Общественные (социальные) успехи

1) Прекратились репрессии. Закрыты учреждения ГУЛАГа.





2)Разоблачен на ХХ съезде культ личности И. Сталина в докладе Н. Хрущева




Культурные и научные успехи

1)Освоение космоса-запуск первого в мире спутника 04.10.1957 г. И полет 1-го космонавта Ю.А. Гагарина 12.04.1961 г.


2) В 1952 году заслуженный деятель искусств Казахской ССР Василий Голубович поставил в Казахском театре драму «Абай». Постановка была представлена к Государственной премии СССР



Что не изменилось в период руководства Н. С. Хрущева?

1) Развитие сельского хозяйства отставало от тяжелой промышленности


2) Продолжились испытания на Семипалатинском ядерном полигоне


Или

Преследовались граждане за инакомыслие, что привело к появлению обвинительной стать и за диссидентов и 90000 человек были помещены в психиатрические лечебницы



Задание 3.Объясните как и почему эти личности и события, названия, даты относятся к целине? 7 баллов

Хрущев- для решения продовольственной проблемы в СССР в послевоенное время было предпринято широкомасштабное освоение целинных и залежных земель, начатое весной 1954 года. Правительство страны приняло решение резко расширить посевы зерновых культур в северных районах Казахстана, Сибири, на Урале и Северном Кавказе. 1 балл


Шаяхметов- Руководитель Казахстана, которого сняли с должности первого секретаря ЦК КП Казахской ССР за несогласие с масштабом предлагаемой программы массового освоения целины в 1954 году. Он заявил, что целину надо осваивать постепенно, создавая для этого необходимые условия и возможности, иначе республика рисковала потерять свои плодородные земли.  Вместо этого он предложил сделать упор на животноводство

1 балл


Пономаренко- руководитель КССР после снятия Шаяхметова с 1954-1955 гг. 1 балл


Брежнев- руководитель КССР в 1955-1956 гг. 1 балл


1954-1959 годы - годы проведения целины- 1 балл


1956-рекорд- был собран рекордный урожай зерна. 1 балл

Эрозия – в годы целины сильно выветривался плодородный слой почвы (гумус). 1 балл


Задание 4. 4 балла

Годы застоя в экономике СССР- ____________________________________________ 1 балл


Руководители СССР в годы застоя

1) _______________________________________________ 1 балл

2) ____________________________________________ 1 балл

3)

Первый секретарь КП КССР с 1960-1962 и 1964-1986 гг.- ___________________________ 1 балл

_____________________________________________________ 1 балл

Задание 5. Прочитайте текст и ответьте на вопросы- 3 балла
1. Каково было состояние промышленности Казахстана в годы «застоя»? В результате сложился относительно высокий
удельный вес добывающего сектора промышленности. Выкачивая из республики
сырьевые ресурсы и 'получая громадную прибыль, союзные ведомства, в ведении
которых находилось около половины промышленности республики, почти не
вкладывали средства в республиканский бюджет, в развитие социальной
инфраструктуры, в подготовку национальных рабочих кадров, в охрану окружающей
среды. Люди работали без инициативы, потому что была уравнительная одинаковая оплата труда. Зарплаты были фиксированными. Стараться не было смысла, так как энтузиазм не поощрялся и люди не были заинтересованы в результатах своего труда- 1 балл
2. Почему экономика медленно скатывалась в стагнацию -застой?
Падение темпов роста экономики и зависимость от энергоносителей

  • Технологический застой и выпуск морально устаревшей продукции

  • Рост импорта продовольствия и очереди на товары

  • Исчерпание экстенсивных факторов роста

  • Развитие теневой экономики и коррупции- 1 балл
    3. Почему Восьмая пятилетка (1966–1970) — восьмой пятилетний план развития народного хозяйства СССР считалась золотой 5-леткой?


Благодаря хозрасчету ( по -другому- косыгинской реформе) восьмая пятилетка (1966–1970) считалась «золотой» из-за достигнутых впечатляющих экономических показателей: 

  • Национальный доход вырос на 42%. 1

  • Объём валовой продукции промышленности — на 51%. 

  • Сельское хозяйство увеличило выпуск продукции на 21%. 

Экономический успех был достигнут за счёт расширения хозяйственной самостоятельности предприятий и заинтересованности рабочих и работников совхозов в результатах своего труда- 1 балл


Задание 6. Назовите личность – Худенко 1 балл

Это был советский экономист, который оставил след в истории Казахстана следующим образом:

В начале 1960-х ОН получил в управление многоотраслевой совхоз «Илийский» Алма-Атинской области. Здесь он поставил эксперимент по внедрению «безнарядно-звеньевой системы организации и оплаты труда». 

ОН перевёл совхоз на полный хозрасчёт, подкрепленный прямым материальным стимулированием работников.  Оплачивались достигнутые результаты, а не затраченные усилия. 1

Результаты эксперимента были впечатляющими: за первый же сезон производство зерна в совхозе выросло в 2,9 раза, прибыль на одного работающего — в семь раз, а себестоимость центнера зерна упала с 5–7 рублей до 63 копеек. Производительность работника в механизированных звеньях за год увеличилась почти в 20 раз!

Однако власти республики закрыли эксперимент. В 1970 году совхоз закрыли, а на ЭТОГО ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОВХОЗА открыли уголовное дело о попытке хищения госсобственности. В ноябре 1974 года он умер в одной из тюремных больниц Казахской ССР. 

В конце 80-х годов ОН был посмертно реабилитирован решением коллегии Верховного суда Казахстана.



Задание 7. Назовите личность- патриотов Казахстана: 2 балла

1) Он внес большой вклад в деле защиты национальных интересов. Он не позволил Н.С. Хрущеву отделить от Казахстана 5 областей Северного Казахстана для создания Целинного края в 1960 году. За это он был снят с должности Председателя Совета Министров Казахской ССР, но сохранил территориальную целостность Казахстана. Если он промолчал, то Север Казахстана сегодня не принадлежал бы нам -Ташенов


2) Руководитель Казахстана, которого сняли с должности первого секретаря ЦК КП Казахской ССР за несогласие с масштабом предлагаемой программы массового освоения целины в 1954 году. Он заявил, что целину надо осваивать постепенно, создавая для этого необходимые условия и возможности, иначе республика рисковала потерять свои плодородные земли.  Вместо этого он предложил сделать упор на животноводство- Шаяхметов


Задание 8. Проведите анализ развития системы образования и науки Казахстана в 1946-1985 годы.
Сильная сторона системы образования и науки Казахстана в 1946- 1985 годы.

1959 год — принятие Верховным Советом Казахской ССР закона «Об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования в Казахской ССР».  В соответствии с ним, школы с 1962–1963 годов стали переходить на 8-летний период обучения. 

В 70-е годы — переход к общему среднему образованию.  В начале 80-х годов общее среднее образование приобрело обязательный характер.  1984 год — начало очередной школьной реформы, предполагавшей расширение материально-технической базы школ, введение новых предметов, обучение с шести лет, повышение авторитета учителя. ВУЗы начали свою работу не только в столице, но и в других городах КССР- 1 балл


Слабая сторона системы образования и науки Казахстана в 1946-1985 годы:

Оторванность от жизни и производства. Это было связано с условиями экономического застоя в Советском Союзе, который отрицательно сказался на развитии образования. ; сокращение числа школ, детсадов на казахском языке обучения; финансирование по остаточному принципу- 1 балл


Угроза реформ в системе образования и науки Казахстана в 1946-1985 годы.

- коренное население предпочитало общение на русском языке% потеря национальной идентичности- 1 балл


8


Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі