
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
СОЧ по истории Казахстана в 9 классе за 2 четверть
Суммативное оценивание за 2 четверть по истории Казахстана
ФИО уч-ся ________________________________________________________
Дата |
|
Класс |
9 «Б» |
Время |
45 минут |
Цели обучения |
9.3.1.1 объяснять особенности общественно-политической, экономической жизни, 9.3.1.2 оценивать роль общественно-политических деятелей по отстаиванию национальных интересов; 9.2.3.2 оценивать политику государства в сфере образования и науки. |
5- 27-30 баллов 4- 22-26 баллов 3- 15-21 баллов 2- меньше 15
баллов |
Критерии оценивания: определяет хронологические рамки исторических событий в период с 1953 до ср. 80-х гг. Определяют личности и их роль в истории Казахской ССР. Проводят анализ исторических событий и процессов, отраженных в темах 2 четверти. |
Задание 1. Какие 2 явления или процессы НЕ относятся к периоду руководства Н. Хрущева? 2 балла
1) диссидентство и помещение инакомыслящих в психиатрические лечебницы
2) целина
3)освоение космоса
4)урбанизация (рост городов и городского населения)
5)формирование единого советского народа и , как следствие, сокращение школ , садиков, факультетов вузов на казахском языке
6)репрессии, наличие лагерей системы ГУЛАГ
7)запрет на испытание ядерных бомб на воде, под водой, на земле и в воздухе на Семипалатинском полигоне и в США
8) рост числа оборонных предприятий и полигонов в Казахстане, милитаризация экономики
9) попытка создать на территории Казахской ССР Целинного края
10) переименование Акмолинска в Целиноград
11) ускоренные темпы развития промышленности
12) введение хозрасчета в промышленности и сельском хозяйстве- косыгинская реформа
13) снятие с поста Казахской ССР Шаяхметова и Конаева
14) протест Ташенова
Задание2. Опираясь на предложенную таблицу, шаблон и собственные
знания, создайте постер
на тему «Общественно-политическое развитие Казахстана в период
«хрущевской
оттепели»- 8 баллов
Экономические успехи 1)
2)
|
Общественные (социальные) успехи 1)
2)
|
Культурные и научные успехи 1)
2)
|
Что не изменилось в период руководства Н. С. Хрущева? 1)
2)
|
Задание 3.Объясните как и почему эти личности и события, названия, даты относятся к целине? 7 баллов
Хрущев________________________________________________________________________________ 1 балл
Шаяхметов____________________________________________________________________________ 1 балл
Пономаренко_________________________________________________________________________ 1 балл
Брежнев______________________________________________________________________________ 1 балл
1954-1959 годы_________________________________________________________________________ 1 балл
1956-рекорд- __________________________________________________________________________ 1 балл
Эрозия ______________________________________________________________________________________ 1 балл
Задание 4. 4 балла
Годы застоя в экономике СССР- ____________________________________________ 1 балл
Руководители СССР в годы застоя
1)
_______________________________________________ 1 балл
2)
____________________________________________ 1 балл
3)
Первый секретарь КП КССР с 1960-1962 и 1964-1986 гг.- ___________________________ 1 балл
_____________________________________________________ 1 балл
Задание 5. Прочитайте текст
и ответьте на вопросы- 3 балла
За 1965-1985 гг. Республика превратилась в
один из крупнейших, промышленных
регионов СССР. К началу девятой пятилетки промышленность занимала
ведущее место
в экономике республики. В структуре валового общественного продукта
в 1970 г. ее
удельный вес составлял 48 %. На ее долю приходилось 39,8 %
основных
производственных фондов народного хозяйства, на обслуживании
которых было занято
1052 тыс. человек, или 22,4% всех рабочих республики.
В 1970—.1985 гг. шло определенное нарастание индустриального
потенциала
республики. Было введено в строй около 1000 новых промышленных
предприятий и
цехов. По объему промышленного производства Казахстан занимал
третье место в
СССР (после РСФСР и Украины). Сформировались территориально-
производственные
комплексы—Мангышлакский,
Каратау-Джамбулский и Павлодар-Экибастузский. Если
рассматривать промышленность Казахстана в структурном разрезе, то
нетрудно
заметить ее явно обозначившуюся сырьевую направленность.
Преимущественное
развитие получили топливно-энергетический комплекс, цветная и
черная металлургия,
химическая и нефтехимическая отрасли. В результате сложился
относительно высокий
удельный вес добывающего сектора промышленности. Выкачивая из
республики
сырьевые ресурсы и 'получая громадную прибыль, союзные ведомства, в
ведении
которых находилось около половины промышленности республики, почти
не
вкладывали средства в республиканский бюджет, в развитие
социальной
инфраструктуры, в подготовку национальных рабочих кадров, в охрану
окружающей
среды. Люди работали без инициативы, потому что была уравнительная
одинаковая оплата труда. Зарплаты были фиксированными. Стараться не
было смысла, так как энтузиазм не поощрялся и люди не были
заинтересованы в результатах своего труда.
1. Каково было состояние промышленности Казахстана в годы
«застоя»?
______________________________________________________________________
1 балл
2. Почему экономика медленно скатывалась в стагнацию -застой?
______________________________________________________________________
1 балл
3. Почему Восьмая пятилетка (1966–1970) — восьмой пятилетний план
развития народного хозяйства СССР считалась золотой
5-леткой?
________________________________________________________________________________________ 1 балл
Задание 6. Назовите личность
- _________________ 1
балл
Это был советский экономист, который оставил след в истории Казахстана следующим образом:
В начале 1960-х ОН получил в управление многоотраслевой совхоз «Илийский» Алма-Атинской области. Здесь он поставил эксперимент по внедрению «безнарядно-звеньевой системы организации и оплаты труда».
ОН перевёл совхоз на полный хозрасчёт, подкрепленный прямым материальным стимулированием работников. Оплачивались достигнутые результаты, а не затраченные усилия. 1
Результаты эксперимента были впечатляющими: за первый же сезон производство зерна в совхозе выросло в 2,9 раза, прибыль на одного работающего — в семь раз, а себестоимость центнера зерна упала с 5–7 рублей до 63 копеек. Производительность работника в механизированных звеньях за год увеличилась почти в 20 раз!
Однако власти республики закрыли эксперимент. В 1970 году совхоз закрыли, а на ЭТОГО ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОВХОЗА открыли уголовное дело о попытке хищения госсобственности. В ноябре 1974 года он умер в одной из тюремных больниц Казахской ССР.
В конце 80-х годов ОН был посмертно реабилитирован решением коллегии Верховного суда Казахстана.
Задание 7. Назовите личность- патриотов Казахстана: 2 балла
1)
Он внес большой
вклад в деле защиты национальных интересов. Он не позволил Н.С. Хрущеву
отделить от Казахстана 5 областей Северного Казахстана для создания
Целинного края в 1960 году. За это он был снят с должности
Председателя Совета Министров Казахской ССР, но сохранил
территориальную целостность Казахстана. Если он промолчал, то Север
Казахстана сегодня не принадлежал бы нам ______________________
2) Руководитель Казахстана, которого сняли с
должности первого секретаря ЦК КП Казахской ССР за несогласие
с масштабом предлагаемой программы массового освоения целины в 1954
году. Он заявил, что целину надо осваивать постепенно, создавая для
этого необходимые условия и возможности, иначе республика рисковала
потерять свои плодородные земли. Вместо этого он
предложил сделать упор на
животноводство________________________
Задание 8. Проведите анализ развития системы
образования и науки Казахстана в 1946-1985 годы.
Сильная сторона системы
образования и науки Казахстана в 1946- 1985 годы.
________________________________________________________________________________________ 1 балл
Слабая сторона системы образования и науки Казахстана в 1946-1985
годы:
________________________________________________________________________________________ 1 балл
Угроза реформ в системе образования и науки Казахстана в 1946-1985
годы.
________________________________________________________________________________________ 1 балл
Ответы
Задание 1. Какие 2 явления или движения НЕ относятся к периоду руководства Н. Хрущева? 2 балла
1) диссидентство и помещение инакомыслящих в психиатрические лечебницы
2) целина
3)освоение космоса
4)урбанизация (рост городов и городского населения)
5)формирование единого советского народа и , как следствие, сокращение школ , садиков, факультетов вузов на казахском языке
6)репрессии, наличие лагерей системы ГУЛАГ
7)запрет на испытание ядерных бомб на воде, под водой, на земле и в воздухе на Семипалатинском полигоне и в США
8) рост числа оборонных предприятий и полигонов в Казахстане, милитаризация экономики
9) попытка создать на территории Казахской ССР Целинного края
10) переименование Акмолинска в Целиноград
11) ускоренные темпы развития промышленности
12) введение хозрасчета в промышленности и сельском
хозяйстве- косыгинская реформа
13) снятие с поста Казахской ССР Шаяхметова и Конаева
14) протест Ташенова
2 задание. Возможные ответы уч-ся
Экономические успехи 1) Решена продовольственная проблема, страна была обеспечена хлебом 2) Вошёл в строй Соколовско-Сарбайский горно-обогатительный комбинат, что создало надёжную сырьевую базу для металлургических заводов Урала и других предприятий страны. Началась добыча экибастузского угля. Были построены и сданы в эксплуатацию такие мощные электростанции, как Карагандинская ГРЭС-2, Петропавловская ТЭЦ, Алма-Атинская ГРЭС-2, Бухтарминская ГЭС и другие. Вступили в строй вторые очереди Актюбинского завода хромовых соединений |
Общественные (социальные) успехи 1) Прекратились репрессии. Закрыты учреждения ГУЛАГа.
2)Разоблачен на ХХ съезде культ личности И. Сталина в докладе Н. Хрущева
|
Культурные и научные успехи 1)Освоение космоса-запуск первого в мире спутника 04.10.1957 г. И полет 1-го космонавта Ю.А. Гагарина 12.04.1961 г.
2) В 1952 году заслуженный деятель искусств Казахской ССР Василий Голубович поставил в Казахском театре драму «Абай». Постановка была представлена к Государственной премии СССР
|
Что не изменилось в период руководства Н. С. Хрущева? 1) Развитие сельского хозяйства отставало от тяжелой промышленности
2) Продолжились испытания на Семипалатинском ядерном полигоне
Или Преследовались граждане за инакомыслие, что привело к появлению обвинительной стать и за диссидентов и 90000 человек были помещены в психиатрические лечебницы
|
Задание 3.Объясните как и почему эти личности и события, названия, даты относятся к целине? 7 баллов
Хрущев- для решения продовольственной проблемы в СССР в послевоенное время было предпринято широкомасштабное освоение целинных и залежных земель, начатое весной 1954 года. Правительство страны приняло решение резко расширить посевы зерновых культур в северных районах Казахстана, Сибири, на Урале и Северном Кавказе. 1 балл
Шаяхметов- Руководитель Казахстана, которого сняли с должности первого секретаря ЦК КП Казахской ССР за несогласие с масштабом предлагаемой программы массового освоения целины в 1954 году. Он заявил, что целину надо осваивать постепенно, создавая для этого необходимые условия и возможности, иначе республика рисковала потерять свои плодородные земли. Вместо этого он предложил сделать упор на животноводство
1 балл
Пономаренко- руководитель КССР после снятия Шаяхметова с 1954-1955 гг. 1 балл
Брежнев- руководитель КССР в 1955-1956 гг. 1 балл
1954-1959 годы - годы проведения целины- 1 балл
1956-рекорд- был собран рекордный урожай зерна. 1 балл
Эрозия – в годы целины сильно выветривался плодородный слой почвы (гумус). 1 балл
Задание 4. 4 балла
Годы застоя в экономике СССР- ____________________________________________ 1 балл
Руководители СССР в годы застоя
1)
_______________________________________________ 1 балл
2)
____________________________________________ 1 балл
3)
Первый секретарь КП КССР с 1960-1962 и 1964-1986 гг.- ___________________________ 1 балл
_____________________________________________________ 1 балл
Задание 5. Прочитайте текст и ответьте
на вопросы- 3 балла
1. Каково было состояние промышленности
Казахстана в годы «застоя»? В результате сложился относительно
высокий
удельный вес добывающего сектора промышленности. Выкачивая из
республики
сырьевые ресурсы и 'получая громадную прибыль, союзные ведомства, в
ведении
которых находилось около половины промышленности республики, почти
не
вкладывали средства в республиканский бюджет, в развитие
социальной
инфраструктуры, в подготовку национальных рабочих кадров, в охрану
окружающей
среды. Люди работали без инициативы, потому что была уравнительная
одинаковая оплата труда. Зарплаты были фиксированными. Стараться не
было смысла, так как энтузиазм не поощрялся и люди не были
заинтересованы в результатах своего труда- 1 балл
2. Почему экономика медленно скатывалась в стагнацию
-застой? Падение темпов
роста экономики и зависимость от энергоносителей
-
Технологический застой и выпуск морально устаревшей продукции
-
Рост импорта продовольствия и очереди на товары
-
Исчерпание экстенсивных факторов роста
-
Развитие теневой экономики и коррупции- 1 балл
3. Почему Восьмая пятилетка (1966–1970) — восьмой пятилетний план развития народного хозяйства СССР считалась золотой 5-леткой?
Благодаря хозрасчету ( по -другому- косыгинской реформе) восьмая пятилетка (1966–1970) считалась «золотой» из-за достигнутых впечатляющих экономических показателей:
-
Национальный доход вырос на 42%. 1
-
Объём валовой продукции промышленности — на 51%.
-
Сельское хозяйство увеличило выпуск продукции на 21%.
Экономический успех был достигнут за счёт расширения хозяйственной самостоятельности предприятий и заинтересованности рабочих и работников совхозов в результатах своего труда- 1 балл
Задание 6. Назовите личность
– Худенко 1 балл
Это был советский экономист, который оставил след в истории Казахстана следующим образом:
В начале 1960-х ОН получил в управление многоотраслевой совхоз «Илийский» Алма-Атинской области. Здесь он поставил эксперимент по внедрению «безнарядно-звеньевой системы организации и оплаты труда».
ОН перевёл совхоз на полный хозрасчёт, подкрепленный прямым материальным стимулированием работников. Оплачивались достигнутые результаты, а не затраченные усилия. 1
Результаты эксперимента были впечатляющими: за первый же сезон производство зерна в совхозе выросло в 2,9 раза, прибыль на одного работающего — в семь раз, а себестоимость центнера зерна упала с 5–7 рублей до 63 копеек. Производительность работника в механизированных звеньях за год увеличилась почти в 20 раз!
Однако власти республики закрыли эксперимент. В 1970 году совхоз закрыли, а на ЭТОГО ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОВХОЗА открыли уголовное дело о попытке хищения госсобственности. В ноябре 1974 года он умер в одной из тюремных больниц Казахской ССР.
В конце 80-х годов ОН был посмертно реабилитирован решением коллегии Верховного суда Казахстана.
Задание 7. Назовите личность- патриотов Казахстана: 2 балла
1)
Он внес большой
вклад в деле защиты национальных интересов. Он не позволил Н.С. Хрущеву
отделить от Казахстана 5 областей Северного Казахстана для создания
Целинного края в 1960 году. За это он был снят с должности
Председателя Совета Министров Казахской ССР, но сохранил
территориальную целостность Казахстана. Если он промолчал, то Север
Казахстана сегодня не принадлежал бы нам -Ташенов
2) Руководитель Казахстана, которого сняли с
должности первого секретаря ЦК КП Казахской ССР за несогласие
с масштабом предлагаемой программы массового освоения целины в 1954
году. Он заявил, что целину надо осваивать постепенно, создавая для
этого необходимые условия и возможности, иначе республика рисковала
потерять свои плодородные земли. Вместо этого он
предложил сделать упор на животноводство- Шаяхметов
Задание 8. Проведите анализ развития системы
образования и науки Казахстана в 1946-1985 годы.
Сильная сторона системы
образования и науки Казахстана в 1946- 1985 годы.
1959 год — принятие Верховным Советом Казахской ССР закона «Об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования в Казахской ССР». В соответствии с ним, школы с 1962–1963 годов стали переходить на 8-летний период обучения.
В 70-е годы — переход к общему среднему образованию. В начале 80-х годов общее среднее образование приобрело обязательный характер. 1984 год — начало очередной школьной реформы, предполагавшей расширение материально-технической базы школ, введение новых предметов, обучение с шести лет, повышение авторитета учителя. ВУЗы начали свою работу не только в столице, но и в других городах КССР- 1 балл
Слабая сторона системы образования и науки Казахстана в 1946-1985
годы:
Оторванность от жизни и производства. Это было связано с условиями экономического застоя в Советском Союзе, который отрицательно сказался на развитии образования. ; сокращение числа школ, детсадов на казахском языке обучения; финансирование по остаточному принципу- 1 балл
Угроза реформ в системе образования и науки Казахстана в 1946-1985
годы.
- коренное население предпочитало общение на русском языке% потеря национальной идентичности- 1 балл
8

