МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Внеклассное мероприятие
по русскому языку
«Сокровищница русского языка»
Провела учитель русского языка и
литературы
Увалиева Асемгуль
Саметовна
2018-2019 учебный год
Цели:
- повторить знания учащихся
по русскому языку;
- развивать пытливость,
любознательность каждого ученика.
- формировать интерес к
более глубокому изучению предмета;
- развивать творческие
способности учащихся, расширить кругозор
и словарный
запас.
Оборудование: чистые листы для решений,
ручки
Ход занятия:
Организационный
момент.
I. Вступительное слово
учителя
- Ребята, сегодня к нам в
гости пришёл мальчик-всезнайка (слайд 3).
Он предлагает поиграть в
игру и утверждает, что те задания - заморочки, которые он нам
приготовил, мы ни за что не отгадаем. Ну, что, ребята, принимаем
предложение мальчика-всезнайки? Покажем, на что мы способны? Но
соревноваться мы будем друг с другом, т.е. командами (классы уже
поделены на 2 команды). Как говорится в пословице «Одна голова
хорошо, а две еще лучше.
-А теперь команды
поприветствуют друг друга. Начнем с первой команды….
Приветствие
команд:
(слайд 4)
1 команда Мы - веселые
ребята, и не любим мы скучать,
С удовольствием мы с вами в
марафон будем играть.
Мы ответим дружно, и здесь
сомнений нет.
Сегодня будет дружба
владычицей побед.
Слово для второй команды…..
(слайд 5)
2 команда И пусть острей
кипит борьба, сильней соревнование,
Успех решает не судьба, а
только наши знания.
И, соревнуясь, вместе с вами
мы останемся друзьями.
Пусть борьба кипит сильней и
наша дружба крепнет с ней.
Учитель:
С командами познакомились,
теперь познакомимся с жюри. (Знакомство с жюри)
А теперь мы приступаем к
состязаниям.
(слайд 7)
1 конкурс игра –
кричалка. Назвать детенышей животного мира. Отвечать следует хором.
Команды должны отвечать поочередно.
1 команда 2
команда
Кошка – котёнок Собака –
щенок
Гусыня – гусёнок Скворец –
скворчонок
Лошадь – жеребёнок Свинья -
поросёнок
Корова – телёнок Овца –
ягнёнок
Индюшка – индюшонок Курица –
цыплёнок
Змея – змеёныш Лягушка –
лягушонок
Таракан - ?
2 конкурс «Проще
простого» (слайд
8)
А) Некоторые люди не умеют
правильно петь. Найдите в этих словах то, на что им наступил
медведь:
Мухомор, духовка,
суховей, пуховик, чепуховина (ухо)
Б) В словах найдите
растение, из которого получают прядильное волокно и
масло:
Клён, плёнка, паслён,
маслёнка, пелёнка (лён)
3 конкурс «Имена
девочек» (слайд 9
)
Из набора букв составьте
имена девочек.
ИЯЮЛ (Юлия) ВАРЕ
(Вера)
ЬАГОЛ (Ольга) РИНАИ
(Ирина)
ЕЕАЛН (Елена) АРМЯИ
(Мария)
АТЕЛСАНВ (Светлана) ЖДАДНЕА
(Надежда)
ТИААРЕКЕН (Екатерина)
ЕВТАИНЛАН (ВАЛЕНТИНА)
Учитель: Пока наши команды готовятся, мы поиграем с
нашими болельщиками
Игра с
болельщиками:
Загадки-кроссворды
З – в конце.
Сам он вырос на
бахче,
Очень сладкий на
вкус
Называется…
(арбуз)
2. Буква Е и буква
Ё.
Все вы знаете её.
Белый ствол её
примета.
Назовите слово это
(берёза)
3. Для вас открыты А и
Я,
А слово назовите
сами.
Сидит здесь маленький
зверёк
Трусливый с длинными ушами
(заяц)
4. Сначала А, потом уж
О.
Все вы знаете
его.
Из одежды – слово
то
И называется …
(пальто)
5. В этом слове буква А
–
В трёх слогах стоит
одна.
Он умеет
рисовать,
Может слово
написать.
Ответ теперь мне быстро дашь
–
Конечно, это …
(карандаш)
6. Две буквы И и Ц
одна.
Очень любит кур
она.
Что за слово здесь
таится
Угадали вы? …
(лисица)
7. Во мне две О, не
забывайте,
А как зовут меня –
узнайте.
Рублю дрова я с давних
пор,
И называюсь я …
(топор)
4 конкурс
«Один-много» (слайд10)
Я называю вам
существительное в единственном числе, а вы мне в ответ – во
множественном :
I команда II
команда
Нога - … (ноги) Рука - …
(руки)
Дуга - … (дуги) Мука - … (не
имеет мн. числа)
Ведро - … (вёдра) Бедро - …
(бёдра)
Метро - … (не имеет
мн.числа) День - … (дни)
Цыплёнок - … (цыплята)
Козлёнок - … (козлята)
5 конкурс:
«Ералаш» (слайд
11)
Мальчик – всезнайка решил
вас запутать. Переставил имена существительные, и получилась
неразбериха. Верните на место владельцев.
ТРУСЛИВЫЙ КАК МЕДВЕДЬ
(ТРУСЛИВЫЙ КАК ЗАЯЦ)
ДЛИННЫЙ КАК ЗАЯЦ (ДЛИННЫЙ
КАК ЖИРАФ)
СЛЕПОЙ КАК ПЕС (СЛЕПОЙ КАКА
КРОТ)
ВЕРНЫЙ КАК ОСЕЛ (ВЕРНЫЙ КАК
ПЕС)
УПРЯМЫЙ КАК ЖИРАФ (УПРЯМЫЙ
КАК ОСЕЛ)
НЕУКЛЮЖИЙ КАК КРОТ
(НЕУКЛЮЖИЙ КАК МЕДВЕДЬ)
6 конкурс «Будь
внимателен, мой друг» (слайд 12)
Я буду называть слова. Если
встретится имя существительное, то вся команда хлопает 1 раз в
ладоши. Команды отвечают поочередно.
СЛОВА 1
КОМАНДЕ :
День, короткий,
компьютер, прыгает, прекрасная, ковёр, пишет, ранняя, весна,
наступила, холодная, ветер. (День, компьютер, ковер, весна,
ветер).
СЛОВА 2
КОМАНДЕ:
Человек, красивый, стоит,
рыба, пушистая, порхает, заяц, был, зеленая, стол, любит, зубастый,
мяч. (человек, рыба, заяц, стол, мяч).
- Самыми внимательными была
команда …
7 конкурс
“Превращение
слов”. (слайд
13)
Заменить в слове одну букву
так, чтобы получилось новое слово.
Пара- (фара)
Роща – (роза)
Река – (рука)
Игла – (игра)_
Уха – (ухо)
Белка – (булка)
Бинт- (бант)
8 конкурс «Весёлые
вопросы»(Слайд
14)
- В названии какой птицы
сорок букв? (Сорока)
- Какой месяц короче других?
(Май)
- какой конь без ног?
(Шахматный)
- Какой «гость» первым делом
появляется на кухне? (Таракан)
- Что не купишь за деньги?
(Здоровье)
- Что можно увидеть с
закрытыми глазами? (Сон)
- Какое ушко не слышит?
(Игольное)
- Какой овощ самый
музыкальный? (Фа-соль)
9
конкурс “В каких словах ЕЛЬ растет?”
Назвать как можно больше слов.
(Карамель, кисель, писатель, водитель, учитель,
мебель, капель, портфель, картофель, мель, мельница, понедельник и
т.д..)
10 конкурс “Найди
ошибки”.
Каждому участнику дается
карточка с текстом. Время на выполнения задания – 2
минуты.
Я шол полестной дарошке в
диревню. Месность была мне знакома. В чяще леса слышался галасок
малинофки.
У опушке милкали голубым
колоколчики, белыи ромашки на высокой ношки. От опушке к диревне
тенулась паляна. За паляной сенела речька. Около речьки паслос
стадо.
Конкурс с
болельщиками.
«Полсловечка за
вами Раздели
слова на две части так, чтобы получились 2 новых слова.
Горизонт = …….. +
……
Газель = …….. +
………..
Парус = …… + ……..
Верхушки = ….. +
…….
Макушки = ………. +
………
Волокно = …………+
…………
ИТОГ
КОНКУРСА
Загадки для болельщиков и
команд, пока жюри подводит итоги.
(слайды 15-20)