
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Сор и соч по русскому языку для 6 класса
________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Русский язык
1 ЧЕТВЕРТЬ
СОР 1 за раздел «Живая природа»
Задания 1 Прослушайте текст
В осенний парк пришла художница-осень. Она не жалела красок для кленов, раскрашивая их листву то в лимонно-желтый, то в золотисто-оранжевый, а то и в красный цвет. Началась пора листопада: деревья теряли свой летний убор - листья высыхали, слабее удерживались на ветках и опадали.
Один кленовый листочек очень боялся, что на него кто-нибудь наступит. В парк пришли веселые ребята. Дети увидели красивые листочки и стали собирать их. Принесли их домой и сделали поделки. Листочек обрадовался, что из него сделали цветок, и всем сказал спасибо. Теперь он будет жить долго, долго и радовать людей.
Ответьте на вопросы.
-
Какое время года наступило?
-
Какие изменения произошли в природе? Какая началась пора?
-
Почему кленовому листочку было страшно?
-
Если бы ты оказался на месте ребят, как бы ты поступил?
Задание 2
Составьте в парах диалог по
иллюстрации.
1 Ч СОР 2 за раздел «Что такое хорошо. Что такое плохо?»
Задание 1
Прочитай тексты. Определи по их
особенностям, какой из них относится к описанию и какой – к
повествованию. Соотнеси тексты и их типы.
Задание 2
Напиши объявление о продаже домашнего питомца, указав его хорошие стороны.
СОЧ за 1 четверть
Слушание и говорение Задание
Составь рассказ по плану и ключевым словам. [4]
Осень в лесу
-
Наступила осень.
-
Прогулка в лес.
-
Хороший денек!
Опорные слова: сентябрь, ласковое солнышко, пожелтели листья, воскресный день, тропинка в лесу, пестрый ковер, листопад, хоровод листьев, веселый денек.
Чтение Задание
Прочитай два текста.
Ничего в природе не могло быть лучше, чем степь! Вся поверхность земли представляется зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. |
Егорушка, задыхаясь от зноя, побежал к осоке и оглядел местность. Увидел он то же самое, что видел и до полудня: равнину, холмы, небо, лиловую даль; только холмы стояли поближе, да не было мельницы, которая осталась далеко позади. В траве Егорушка поймал скрипача, поднес к уху и долго слушал, как тот играл на своей скрипке. Когда надоела музыка, он погнался за толпой желтых бабочек, прилетавших к осоке на водопой, и сам не заметил, как очутился опять возле брички. |
Сравни тексты. Результаты сравнения запиши в таблицу.
Параметры |
Текст №1 |
Текст №2 |
Похожи (+) Разные (-) |
Тема (запишите тему каждого текста). |
|
|
|
Основная мысль (запишите основную мысль каждого текста). |
|
|
|
Ключевые слова (запишите по 4-5 ключевых слов каждого текста). |
|
|
|
Сравниваем тексты и определяем их тип: текст-описание или текст-повествование. |
|
|
|
Письмо Задание [7]
Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.
В конце с…нтября стояла чудесная погода. В субботу друзья решили сходить на л…сное озеро. Берега озера поросли тростником. Вокруг тишина – не хрустят ве…ки, не св…стят птицы. Наступил вечер. Р…бята развели костер. Как вкусна печеная на углях карто…ка!
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2 ЧЕТВЕРТЬ СОР 1 за раздел «Время»
Задание 1
Прослушай текст и выполни задания.
Почему год круглый Почему год круглый?
-
Потому год круглый, – сказало Солнце, – что Земля вокруг меня мчится по кругу. Как полный круг сделает, так и год.
-
И совсем не потому! – проскрипел Дуб. – Год потому круглый, что за год на всех деревьях годовое кольцо нарастает. Как год, так новое кольцо. А кольцо – тоже круг!
-
Нет, друзья, – прошептала Елка, – ведь всем известно, что мы, елки, круглый год зеленые. А как мы были бы зелеными, если б год не был круглым?
Назови тему и основную мысль текста.
Тема
Основная мысль текста
Как вы считаете, почему год круглый?
Задание 2
Составь в парах диалог между учителем и учеником на тему «Время».
2 Ч СОР 2 за раздел «Архитектура»
Задание 1
Прочитай текст. Установи соответствие.
Что за улица! Что за городок! Мостовая вымощена перламутром; небо пёстренькое, черепаховое; по небу ходит золотое солнышко; поманишь его, оно с неба сойдёт, вкруг руки обойдёт и опять поднимается. А домики-то стальные, полированные, крытые разноцветными раковинками, и под каждою крышкою сидит мальчик-колокольчик с золотою головкою, в серебряной юбочке, и много их, много и все мал мала меньше.
|
Смотрит Миша, впереди шатер; наверху флюгер вертится, а под шатром лежит царевна Пружинка и, как змейка, то свернется, то развернется и постоянно надзирателя толкает. Мише захотелось узнать про пружинку. Он наклонился и прижал ее пальчиком — и что же? Тут же пружинка с силою развилась, валик завертелся, молоточки застучали, колокольчики заиграли дребедень и вдруг пружинка лопнула. Все умолкло.
|
|
|
Текст - повествование |
Текст - описание
|
Задание 2
Разбери слова по составу
солнышко домики
Задание 3
Запиши по 1 слову, используя данные суффиксы.
-
еньк-
-
ушк-
-
ик -
-
енок-
-
онок -
СОЧ за 2 четверть
Слушание и говорение
Задание
Составь рассказ по опорному плану и ключевым словам. [5]
Мой город
-
Города Казахстана.
-
Достопримечательности города.
-
Самый красивый город!
Много городов, красивые, большие, маленькие, главные, проспекты, улицы, бульвары, переулки, фонтаны, памятники, парки, скверы, река, набережная, цветы, люди, машины, любимый, замечательный
Чтение [2]
Задание
Прочитай два текста.
-
Какой из текстов относится к художественному, а какой – к нехудожественному тексту. Установи соответствие.
-
Соотнеси текст и жанр.
Художественный текст |
Нехудожественный текст |
|
|
Павка не стал теряться в догадках. Он всегда все знал.
Павка хмыкнул и, как большой маленькому, объяснил: Электрические от чего заводятся? От тока. Ну а солнечные — от солнца, понял? |
Со́лнечные часы́ — устройство для определения времени по изменению длины тени от солнца и её движению по циферблату. Пользоваться солнечными часами можно только днём при ясном небе или при лёгкой облачности, не мешающей образованию чёткой тени. |
|
|
Статья из толкового словаря |
Рассказ |
3)Распредели предложенные слова по группам.
[4]
Пора, быстро, золотое сердце, соль, мальчик бежит, мир, эпоха, кран, коротко, время бежит, золотые монеты.
Синонимы |
Антонимы |
Омонимы |
Многозначные слова |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Письмо Задание
-
Найди слова с приставками и выдели их.
подснежник |
гнездышко |
помидор |
отвар |
избушка |
полянка |
-
Составь и запиши текст по опорным словам. [3]
Часы с кукушкой
Жили-были, старый дом, часы с кукушкой, камин, старичок, скучали, гордился, истории, внуки, остановились, расстроились, новый дом, приносить радость.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3 четверть СОР 1 за раздел «Искусство»
Задание 1
Рассмотри иллюстрацию и прослушай заголовок текста. Расскажи, о чем может идти речь в таком тексте.
Квартет
Задание 2
Используя ключевые слова, продолжи текст.
Ключевые слова: Проказница-Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка
затеяли сыграть Квартет, запляшут лес и горы, уселись чинно в ряд, пошли у них разборы и ссоры, прилетел на шум соловей.
3 четверть СОР 2 за раздел «Выдающиеся личности»
Задание 1
Прочитай два текста. Установи соответствие.
С жизнью и творчеством Аль-Фараби человек знакомится еще в школьные годы при изучении истории. Аль- Фараби привлекали и астрономия, и логика, и теория музыки, и математика, и социология, и этика, и медицина, и психология, а также философия и право. Ведь недаром ему был присвоен титул «Муаллимассана» – Второй учитель. |
В музейной витрине выставлен портрет Аль- Фараби. Именно таким его образ дошел до наших дней. Глубокий старец лет восьмидесяти. Борода его бела, как снег, одет он тоже во все белое. Его голову покрывала простая чалма. Лицо обрамляла аккуратная бородка. С портрета на нас смотрят пронизывающим взглядом умные глаза. Спокойствие и уверенность передает портрет. |
|
|
Текст - описание |
Текст - повествование |
Задание 2
Прочитай два текста. Сравни тексты. Результаты сравнения запиши в таблицу.
Параметры |
Текст №1 |
Текст №2 |
Похожи (+) Разные (-) |
Тема (запиши тему каждого текста). |
|
|
|
Основная мысль (запиши основную мысль каждого текста). |
|
|
|
Ключевые слова (запиши по 4-5 ключевых слов каждого текста). |
|
|
|
Сравниваем тексты и определяем их тип: текст- описание или текст-повествование. |
|
|
|
Задание 3
Измени глаголы неопределенной формы, определи время глагола, число, род. Запиши.
Степь весело (пестрить) цветами. Скромно (глядеть) голубые колокольчики. Целыми зарослями (блестеть) пахучая ромашка. Дикая гвоздика (гореть) пунцовыми пятнами. (Не) (оторвать) взгляд от этой красоты!
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СОЧ за 3 четверть
Слушание и говорение Задание (5)
-
Прослушай текст и ответь на вопросы.
Однажды по дороге в школу Артур так ударил маленького Ньютона головой в живот, что тот упал и потерял сознание. После уроков между мальчиками завязалась драка. Маленький, но очень упрямый Ньютон победил Артура.
— В драке я тебя победил, — сказал он, — теперь надо победить в учении.
В этот вечер маленький Ньютон так подготовился к урокам, что удивленный учитель поставил ему отличную отметку. За месяц Ньютон так разогнался, что неожиданно стал из худшего ученика - лучшим. И оказалось, что все предметы очень интересны, просто увлекательны. А в математике и в науке о природе было столько тайн, что Ньютон теперь только о них и думал.
-
Какие чувства вызвал у тебя этот рассказ?
-
Какие черты характера отличают маленького Ньютона?
-
За какой период Ньютон из худшего ученика стал лучшим?
-
Какие предметы увлекли Ньютона больше всего? Почему?
-
Оцени главного героя и его поступки.
-
Составьте в паре диалог о детстве Ньютона.
Чтение Задание
Прочитай два текста.
Суворов с детства мечтал стать военным. Однако он был слабым и болезненным мальчиком. "Ну где же тебе быть военным! - смеялся над ним отец. - Ты и ружья не подымешь!" Слова отца огорчали Суворова. Он решил закаляться. Зимой маленький Суворов в легкой куртке целый день проводил на улице. А весной - бух в студеную воду. Его не страшили теперь ни жара, ни холод. Мальчик много ходил, хорошо научился ездить верхом. Суворов добился своего. Он окреп и вскоре поступил на военную службу. |
Александр Васильевич Суворов родился 13 ноября 1730 года в Москве в семье генерала. Получил свое имя в честь князя Александра Невского. Александр был слабым, часто болеющим ребенком, но очень хотел стать военным. Суворов стал заниматься изучением военного дела, закалял свое тело и дух. Он пошел служить в Семеновский полк, затем обучался в Сухопутном кадетском корпусе, учил иностранные языки, занимался самообразованием. На дальнейшую судьбу Суворова большое влияние оказал генерал Абрам Ганнибал - друг семьи Суворовых и прадед Александра Пушкина. |
Ответь на вопросы, используя слова из текстов.
-
О ком ты прочитал?
-
Найди в текстах одинаковую информацию и запиши.
-
Где служил и где обучался А.В. Суворов?
-
Что помогло А.В. Суворову стать великим полководцем?
Письмо
Задание [5]
Прочитайте текст. В выделенных словах определите род, число, падеж имен существительных.
Архимед был самым известным ученым Сиракуз. Он учился в Александрии, дружил с великими мыслителями Греции. Архимед прославился множеством открытий в математике и геометрии. Он заложил основы механики, на его счету несколько выдающихся изобретений
4 четверть
СОР 1 за раздел «Вода – источник жизни»
Задание 1
Прослушай текст и выполни задание.
Из родников, ключей и болот вода течет в ручьи. Из ручьев в речки, из речек в большие реки, а из больших рек течет в моря. В моря текут все реки. Куда девается вода из моря? Отчего она не течет через край?
Вода из моря поднимается туманом. Из тумана делаются тучи. Тучи гонит ветер и разносит по земле. Из туч вода падает на землю. С земли стекает в болота и ручьи. Из ручьев течет в реки; из рек в море. Из моря опять вода поднимается в тучи, и тучи разносятся по земле...
Назови тему и основную мысль текста.
Тема
Основная мысль высказывания
Задание 2
Составь рассказ по опорному плану и ключевым словам.
Летом на речке
-
Отдых на солнечном берегу.
-
Сверкающая река.
-
Развлечение на реке.
Ключевые слова: пойти на реку, освежиться в воде, отдыхать на солнечном берегу, плыть на лодке, услышать звуки природы, увидеть красоту берегов, много развлечений, пикник, прыгать в воду с шумом и брызгами, сидит рыбак с удочкой.
4 четверть
СОР 2 за раздел «Культура отдыха. Праздники»
Задание 1
Прочитай два текста. Установи соответствие.
В детстве отец взял меня с собой в степь на сенокос. На всю жизнь я запомнил этот светлый майский день. Отец водит косой широко, ровно. Я иду вслед за отцом, любуясь его работой. Весь день отец косил траву, а я ходил вслед за ним, подносил ему воду в старом закопчённом чайнике, смотрел, как он жадно пил её крупными глотками. Вечером отец растеплил костёр, и мы долго пили с ним чай. Спать мы с отцом легли под копной сена. |
Поверхность земли казалась зеленым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки. Желтый дрок тянулся вверх своею верхушкою. Белая кашка круглыми шапками пестрела на поверхности. Ирисы и маки покачивали своими синими и алыми головками. Но уже в середине лета цветочное пламя начинает гаснуть. От растущей повсюду полыни степь седеет. Приближается ненастная осень. |
|
|
Текст - описание |
Текст - повествование |
Задание 2
Прочитай два текста. Сравни тексты. Результаты сравнения запиши в таблицу.
Параметры |
Текст №1 |
Текст №2 |
Похожи (+) Разные (-) |
Тема (запишите тему каждого текста) |
|
|
|
Основная мысль (запишите основную мысль каждого текста) |
|
|
|
Ключевые слова (запишите по 4-5 ключевых слов каждого текста) |
|
|
|
Сравниваем тексты и определяем их тип: текст-описание или текст-повествование |
|
|
|
Задание 3
Напиши заметку в газету о своей прогулке в парк.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СОЧ за 4 четверть
Слушание и говорение [5]
Задание
Составьте диалог по опорному плану.
Мой любимый праздник
-
Праздники вокруг нас.
-
Мой любимый праздник.
-
Жизнь без радости – невозможна!
Чтение [5]
Задание
Прочитай текст и выполни задания.
Знайка очень любил читать книжки о дальних странах и путешествиях. А вечером он рассказывал своим друзьям о том, что читал в книжках. Малыши очень любили эти рассказы и мечтали о путешествии. Тогда Знайка сказал:
- Давайте сделаем воздушный шар и полетим в путешествие на шаре. Он придумал сделать шар из резины. Знайка вместе с малышами стали накачивать насосом воздух. Пузырь постепенно раздувался и превращался в большой шар. К вечеру все было готово и Знайка сказал: - Полет состоится завтра, в восемь часов утра.
-
Определи тип текста.
Художественный
Нехудожественный
-
Определи жанр текста.
А) стихотворение
В) рассказ
С) сказка
-
басня
-
Запиши ответ.
О чем мечтали малыши?
-
Выбери верное утверждение.
-
Малыши собрались путешествовать …
-
А) на самолете по воздуху
В) на воздушном шаре
С) на лодках по реке
-
на скором поезде
-
Выбери пословицу, которая соответствует произведению.
А) Лучше один раз увидеть, чем тысячу раз услышать.
В) Для дорогого друга – ворота настежь.
С) В гостях хорошо, а дома лучше.
-
От теплого слова и лед тает.
Письмо [6]
Задание
Дополни предложения второстепенными членами. Спиши. Поставь в конце нужный знак препинания. Подчеркни подлежащее и сказуемое.
1. девочка плывёт 2. озеро рябит 3. тучи плывут
Слова для справок: по широкой реке; маленькое, на ветру; по небу, серые
1.
2.
3.

