Урок 47
Дата:
Класс:
Тема
урока: Состав воды. Распространение в природе и
физические свойства.
Вид занятия:
лекция с элементами беседы.
Тип занятия:
урок изучения нового материала.
Цели урока: привести в систему знания учащихся о составе,
строении и физических свойствах воды, о
распространении воды в природе, значении воды для живых организмов,
выявить экологические проблемы, связанные с загрязнением
воды.
Задачи
урока:
Образовательные:
-
Интегрирование знаний о свойствах и значении воды
в природе, полученных на уроках химии, физики, биологии,
географии.
-
Систематизация и дополнение знаний о физических
свойствах воды.
-
Раскрытие роли воды в природе и в жизни
человека.
-
Изучение состава, строения, свойств и применения
воды.
-
Выявление причины уникальных свойств
воды.
-
Определение экологических проблем, связанных с
водой.
-
Создание условий для осознания потребности
привлечения научных знаний для объяснения окружающей
действительности.
Развивающие:
-
Формирование интереса к изучению
естественнонаучных предметов на основе познания уникальных свойств
воды.
-
Продолжение развития наблюдательности, памяти при
просмотре компьютерной презентации и электронного демонстрационного
эксперимента.
-
Продолжение развития умений сравнивать,
прогнозировать, обобщать и делать выводы.
-
Продолжение развития информационной культуры
учащихся.
-
Формирование умений выделять главное, находить
ответы на поставленные вопросы.
Воспитательные:
-
Формирование навыков экологической культуры через
бережное отношение к воде.
-
Воспитание личностных качеств, обеспечивающих
успешную творческую деятельность: увлеченность, наблюдательность,
сообразительность, чуткость и уважительность.
-
Воспитание интереса к учебному предмету с помощью
электронных демонстрационных опытов.
-
Помощь учащимся в осознание социальной,
практической и личной значимости учебного
материала.
Межпредметные связи:
физика, литература, экология,
биология, география.
Место урока, темы в системе других
тем: Вода. Растворы.
Форма организации
работы
детей: общеклассная (фронтальная),
индивидуальная.
Формы организации работы
учителя: организует эмоциональный настрой учащихся, вводит
детей в тему урока, обобщает ранее полученные знания, организует
беседу по слайдам и опытам, анализирует и дополняет ответы детей,
создает проблемные ситуации.
Используемые методы
обучения:
Время проведения
урока: 40
минут
Материально-техническое оборудование
урока:
-
Раздаточный материал:
рабочие листы с вопросами и
заданиями.
-
Технические средства
обучения: компьютер, мультимедийный
проектор.
-
Информационные ресурсы:
электронная презентация и видеофрагменты по
теме.
Ход урока
-
Орг – момент (1-2
мин)
Приветствие, настрой на
урок.
-
Актуализация знаний (3-5
мин)
Постановка темы и цели
урока. (Слайд
1)
Ребята, наш урок сегодня мы
начнем со слов Антуана де Сент Экзюпери: «У тебя нет ни света, ни
вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не
ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни:
ты - сама жизнь! Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить
нашими чувствами…ты самое большое богатство на свете!!» Как вы
думаете, о чем пойдет речь? (Слайд 1,)
- Правильно о воде? А что
бы мы хотели узнать о ней? (Ответы
учащихся)
-
Изучение нового
материала (30 мин)
Приступим к изучению
первого вопроса. Вода в природе.
- Посмотрите за окно. Что
вы там видите? (Снег) Снег - это кристаллы замерзшей воды. Вы
слыхали о воде? Говорят она везде!
В луже, в море,
океане
И в водопроводном
кране!
Как сосулька
замерзает.
В дом туманом
заползает.
На плите у нас
кипит
Паром чайника
шипит.
Растворяет сахар в
чае
Мы её не
замечаем.
Мы привыкли, что
вода
Наша спутница
всегда.
Без неё нам не
умыться.
Не наесться, не
напиться.
Смею вам я
доложить
Без воды нам не
прожить.
Учитель:
Согласны вы с этим утверждением? И сейчас в
подтверждение наших слов просмотрим видео и презентацию круговороте
о распространенности воды в
природе. ( Слайд
4,5,6,7) Ученики делают необходимые записи в
тетрадь.
А
какие вы знаете другие выражения означающие слово вода? (гидро,
аква)
Ребята, чтобы что-то рассказать о человеке мы
пишем о нем характеристику, вот давайте воде дадим характеристику.
У каждого из вас есть паспорт вещества вода, в нем и будите вы
фиксировать свои ответы.
Каждой группе буден дана карточка с заданиям, в
течении 8 мин, вы должны ответить на
вопросы.
Решение задания из
карточки
Mr(H2O)= 2·Ar(H)+ Ar(O)
Mr(H2O)=1·2+16=18
M(H2O)=18 г/моль
ῳ
ῳ=
ῳ=
ῳ ·100%=88.89 %
Рассмотрение пространственного строения молекулы
воды. Атомы водорода присоединяются к атому кислорода под углом
1040. Какой тип связи в молекуле
воды.
Учитель:
У
учащихся на столе шаростержневые модели, с помощью моделей учащиеся
строят молекулу воды.
Учитель:
Ребята кто впервые
определил состав воды?
Впервые состав воды
определил А.Лавуазье в 1787 г.
Существует два способа
определения состава веществ: анализ и синтез. (Записывают
определения в тетрадь)
Синтез
получение сложных веществ из более
простых.
Анализ
метод определения состава вещества путем их
разложения на более простые составные
части.
Просмотр лабораторного
опыта «Определение состава воды путем её разложения под действием
электрического тока». (Слайд 11,12,13)
Учитель:
Ребята, как вы думаете почему вода в речке не
промерзает полностью до дна? С чем связано такое чудо
природы?
Это
связано с различной плотностью воды в зависимости от агрегатного
состояния.
При нагревании воды от 0 ° до 4 ° плотность
воды увеличивается. При температуре ниже 0 °, то есть когда вода
находится в твердом состоянии плотность воды составляет 0,92
г/см3, а при температуре 4 ° плотность составляет 1
г/см3.
Если бы при понижении температуры и при
переходе из жидкого состояния в твердое плотность воды изменилась
так же, как это происходит у большинства веществ, то при
приближении зимы поверхностные слои природных вод охлаждались бы до
0 ° и опускались бы на дно, освобождая место более теплым слоям, и
так продолжалось бы до тех пор, пока вся масса водоема не приобрела
температуру 0 ° С. Далее вода начинала бы замерзать, образующиеся
льдины погружались бы на дно и водоем бы промерзал на всю глубину.
При этом многие формы жизни в воде были бы не возможны. Но так как
наибольшей плотностью вода достигает при 4 ° С, то перемещение ее
слоев, вызываемое охлаждением, заканчивается при достижении этой
температуры. При дальнейшем понижении температуры охлаждённый слой,
обладающий меньшей плотностью, остается на поверхности, замерзает,
и тем самым защищает лежащие ниже слои от дальнейшего охлаждения и
замерзания.
Просмотр видео о
воде
2. Домашнее
задание
Д/з 46 упр. 4,5 ,
стр166
3. Рефлексия
На
столе у учащихся лежат 3 цветные карточки, с помощью которых
проведем оценку урока:
синяя карточка «3»
зеленая карточка «4»
красная карточка « 5»
Как вы оцениваете свои знания полученные на
сегодняшнем уроке?
Как вы оцениваете работу своей
группы?
Как вы оцениваете урок в
целом?
Приложение 1
Карточка №1
№1 В
каких агрегатных состояниях может находится вода?
№2
Температура кипения и плавления воды?
№3
Плотность воды в зависимости от температуры воды?
|
Карточка №2
№1
Молекулярная формула воды? Состав молекулы?
№2
Относительно молекулярная масса воды?
№3
Определите массовые доли всех элементов в воде?
|
Карточка №3
№1
Какой ученый определил состав воды?
№2
Каким опытом был доказан состав воды?
№3
Что называют синтезом? что называют анализом?
|
КГУ СОШ №25
Поурочный
план
на тему: «Состав воды. Распространение в
природе физические свойства».
Подготовила: учитель химии
Запрометова А.В.
класс: 8 «Б»
2017-2018 учебный год
г. Уральск