Материалдар / Современные методы и технологии проведения урока

Современные методы и технологии проведения урока

Материал туралы қысқаша түсінік
Развитие методики и технологии преподавания русского языка в современной школе
Материал тегін
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Министерство просвещения Республики Казахстан

Туркестанская область Келесский район

ОШ № 1 им. О.Есимова







Тема: Современные методы и технологии проведения урока



(исследовательская работа)





Цель: Развитие методики и технологии преподавания русского языка в современной школе

Выполнила : Утешова Ж.



Абай 2024



Введение

В соответствии с разработанной примерной рабочей программой основного общего образования по «Русскому языку», массовое использование которой, начнется уже с нового 2022-2023 года, обучение русскому языку потребует от учителя не только глубоких методических знаний в области преподавания, но и творческого, инновационного подхода для подготовки к учебным занятиям. Не смотря на то, что тематика учебных занятий не значительно отличается от того, что было в ранее существующих программах, но все же, требования к результатам освоения дисциплины значительно расширились. Для того, чтобы соответствовать требованиям содержания, при этом, добиваться значительно более высоких результатов освоения, необходимо совершенствовать систему традиционного обучения, использовать цифровые образовательные ресурсы, предусматривать качественный дидактический материал при возможности применения в процессе обучения дистанционных технологий, что в последние годы пользуется высоким спросом в образовательном пространстве. В данной работе рассмотрены технологии, которые не только признаны инновационными в преподавании русского языка, но и отвечают требованиям новой образовательной программы и могут быть рекомендованы для использования учителями, при планировании и реализации образовательного процесса.

Перед современным профессиональным образовательным учреждением ставится одна из стратегических задач - создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся. В современном обществе для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты как динамизм и вариативность. Все большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности. В то же время мною наблюдается снижение интереса к профессиональному обучению, интеллектуальная пассивность. Это создает трудности обучения связанные с невозможностью смыслового анализа, развития логического мышления и воображения. Также я наблюдаю поляризацию обучающихся по уровню умственного и познавательного развития, сформированности познавательных интересов и инициативы. Наряду с ростом удельного веса группы одаренных и способных студентов все большее число ребят попадают в категорию группы риска – «интеллектуально пассивных», «часто болеющих», «с трудностями обучения», и просто трудных и проблемных подростков. Повышенная уязвимость студентов группы риска требует совершенствования образовательного процесса с учетом необходимости социальной и психолого-педагогической компенсации трудностей развития. Этим и объясняется мое, как преподавателя, внимание к использованию методов и приемов, требующих активной мыслительной деятельности, с помощью которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, видеть проблему, формировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты. Следовательно, требуется интеграция средств информационных технологий в практику обучения, что само по себе неизбежно и продиктовано их возрастающим значением в различных сферах общественно-профессиональной жизни.







На основе вышеизложенного возникает необходимость решения важной педагогической проблемы – развития личности будущего специалиста на основе развития компетенций. Решение данной проблемы и определило тему моего исследования «Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся»

Чтобы сделать процесс обучения эффективным и радостным, а значит и повысить качество знаний возможно лишь тогда, когда студент и преподаватель как бы дополняют друг друга. Поэтому, главной задачей своей деятельности я считаю создание условий для того, чтобы студент выступал не как слепой исполнитель воли преподавателя, а был человеком, активно и осознанно действующим, был «субъектом учебной деятельности».

Свою работу над данной темой я начала с того, что определила конкретные задачи исследования на каждом этапе:

1. Провести анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблемам активизации познавательной деятельности учащихся, а так же по проблемам применения средств современных ИКТ в практике образования.

2. Рассмотреть методы активизации познавательной деятельности учащихся в современном образовании.

3. Разработка принципов отбора учебного материала по математике с учетом специфики применения средств современных ИКТ.

4.Анализ интерактивных форм и методов обучения как способов активизации познавательной деятельности обучающихся на практике.

5. Сделать выводы по проведенным исследованиям о целесообразности использования интерактивных форм и методов с целью активизации познавательной деятельности обучающихся.

В ходе анализа психолого-педагогической и научно-методической литературы я обратила внимание на то, что система работы активизации познавательной деятельности учащихся к учению строится на основных положениях: теории деятельности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев), теории развития познавательного интереса (Г.И.Щукина, Л.И.Божович), теории активизации познавательной деятельности (Т.И.Шамова, А.К.Маркова), педагогики коллективных дел.



Далее, в соответствии с задачами исследования, я на разных этапах использовала следующие теоретические и практические методы исследования:

- анализ научной, психолого-педагогической, методической и специальной литературы по проблеме исследования, изучение нормативных и программно-методических документов об образовании;

- интервьюирование и анкетирование студентов и преподавателей, беседы с преподавателями и студентами.



Меня заинтересовала тенденция к усилению внимания со стороны преподавателей к проблеме применения средств современных ИКТ в практике обучения русского языка и зависимость качества обучения от применения средств современных ИКТ в их сочетании с традиционными средствами обучения для активизации познавательной деятельности обучающихся. Я думаю, что полученные мною результаты могут быть применены в процессе обучения другим учебным предметам, в ходе обмена опытом с коллегами.

В своей работе руководствуюсь следующими принципами дидактики в преподавании русского языка и литературы (приложение 19):

1.Принцип связи обучения с жизнью

2.Принцип научности

3.Принцип сознательности и прочности усвоения знаний

4.Принцип наглядности

5.Принцип индивидуального подхода к обучающимся.

Таким образом, принцип активности в обучении находится в диалектическом единстве со всеми принципами в их системе.

Исходя из этого, я сделала заключение, что использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся является одной из основных задач на каждом этапе обучения и в то же время, должна учитывать конкретный период развития социума и его требования. Эту задачу, на мой взгляд, возможно, решить при использовании интерактивного метода обучения, как самую современную форму активных методов.



Хочу отметить положительные моменты, которые ярко проявились при проведении занятий с использованием данного метода: все студенты взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы. С моей стороны были созданы комфортные условия, такие, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Занятия я организую таким образом, что практически все студенты оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Еще одна немаловажная особенность интерактивных методов – это высокий уровень взаимно направленной активности субъектов взаимодействия, эмоциональное, духовное единение участников.

Мне нравится, что по сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучаемого: моя активность, как педагога, уступает место активности студентов, а моей задачей, как преподавателя, становится создание условий для их инициативы.

Из моих наблюдений следует, что в ходе диалогового обучения студенты учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими студентами. Для этого на занятиях я организую работу в парах и групповую работу, в ходе которой, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с различными источниками информации, используются творческие работы.

На моих занятиях студент становится полноправным участником учебного процесса, его опыт служит основным источником учебного познания. Я, как преподаватель, не даю готовых знаний, а побуждаю участников к самостоятельному поиску и выполняю функцию помощника в работе.

На очередном этапе проделанной работы я пришла к выводу, что интерактивные формы проведения занятий:

1. пробуждают у студентов интерес к предмету;

2. поощряют активное участие каждого студента в учебном процессе;

3. обращаются к чувствам каждого обучающегося;

4. способствуют эффективному усвоению учебного материала;

5. оказывают многоплановое воздействие на обучающихся;

6. осуществляют обратную связь (ответная реакция аудитории);

7. формируют у студентов мнения и отношения;



8. формируют жизненные навыки;

9. способствуют изменению поведения.

Такие выводы дали мне возможность продолжить работу над данной темой и как можно чаще проводить занятия с применением разнообразных интерактивных форм и методов.

При подготовке занятия руководствуюсь основными правилами организации интерактивного обучения:

Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники.Правило второе. Необходимо позаботиться о психологической подготовке участников. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации.

Правило третье. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много. Оптимальное количество участников – до 25 человек. Правило четвертое. Помещение готовлю с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах.

Правило пятое. Четко фиксирую процедуру и регламент. О чем мы со студентами договариваемся в самом начале и стараемся не нарушать его. При этом все участники проявляют терпимость к любой точке зрения, уважают право каждого на свободу слова и его достоинства.

Правило шестое. Отношусь с особым вниманием к делению участников занятия на группы. Первоначально я его строю на основе добровольности. Затем по принципу случайного выбора.

Обязательно выполняю условия организации интерактивного обучения:

-доверительные, позитивные отношения между обучающим и обучающимися;

-демократический стиль;

-сотрудничество в процессе общения обучающего и обучающихся между собой;

-опора на личный ("педагогический") опыт обучающихся, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;

-многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся, их мобильность;

-включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации студентов.

Приведу несколько примеров использования мною интерактивных методов на занятиях разных видов:

Интерактивные методы на лекциях:

1.«Мозговая атака», «мозговой штурм»(приложение №1)

2.Мини-лекция(приложение №2)



3.Презентации с использованием различных вспомогательных средств с обсуждением (приложение №3)

4.Интервью (приложение №4)

5.Обратная связь (приложение №5)

6.Лекция с заранее объявленными ошибками (приложение №6)

Интерактивные методы на практических занятиях (семинарах):

1.Разминка (приложение №7)

2.Дискуссия (приложение №8)

3.Кейс-метод (приложение №9)

4.Коллективные решения творческих задач (приложение №10)

5.Деловая игра (приложение №11)

Интерактивные методы в лабораторном практикуме

1.Работа в малых группах(приложение №12)

2.Моделирование производственных процессов и ситуаций (приложение №13)

3.Ролевая игра (приложение №14)

4.Тренинг(приложение №15)



Интерактивные методы в самостоятельной работе

Основную возможность успешного применения интерактивных методов при самостоятельной работе я вижу в организации групповой работы студентов. Стимулирование тесного общения студентов друг с другом приводит к формированию навыков социального поведения, освоению технологии совместной работы. В ходе выполнения первых же подобных работ студенты сделали вывод (с чем я полностью согласна), что работа в группе невозможна без умения быстро и конструктивно принимать решения, брать на себя ответственность, общаться с другими людьми и улаживать конфликтные ситуации.



Поэтому при создании группы для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы я:

- четко обозначаю цель задания;

- инструктирую студентов об этапах выполнения задания;

- объясняю студентам, каким должно быть взаимодействие членов группы, чтобы поставленная цель была достигнута;



- консультирую студентов в случае возникновения вопросов по существу задания или чтобы усилить взаимосвязь между членами группы.

При этом консультирование студентов в ходе выполнения ВСР осуществляется мною как непосредственно в аудиторное время, так и с использованием off-line и on-line технологий.

1.Метод проектов (приложение №16)

2.Метод обучения в парах (спарринг-партнерство) (приложение №17)



В результате очередного этапа своей работы, я могу сделать следующие выводы: Интерактивные формы обучения обеспечивают высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненная позицию, командный дух, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность.

Использование интерактивных форм и методов обучения в процессе позволят приобрести:

Студенту:

- опыт активного освоения содержания будущей профессиональной деятельности во взаимосвязи с практикой;

- развитие личностной рефлексии как будущего профессионала в своей профессии;

- освоение нового опыта профессионального взаимодействия с практиками в этой област

- развитие способности разрешать конфликты, способности к компромиссам;

Преподавателю:

- нестандартное отношение к организации образовательного процесса;

-формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и в профессиональных ситуациях.

Несмотря на то, что работа над данной темой еще не закончена, она уже сейчас дает положительные результаты: повышение уровня абсолютной и качественной успеваемости во всех группах и призовые места занятые студентами в математических олимпиадах различного уровня и интеллектуальных играх.









































Список использованной литературы



Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: Компетентностный подход. – М.: МПСИ, 2005



https://docplayer.ru/45695824-L-yu-safonova-metody-interaktivnogo-obucheniya.html

Двуличанская Н.Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование: электронное научно-техническое издание, 2011 http://technomag.edu.ru/doc/172651



«Учитель» 2004 №5 «Интерактивные методы обучения»



«Педагогика» 2000 №7 «Интерактивные методы обучения»



Бухаркина М.Ю., Полат Е.С. «Новые информационные технологии»



Методические рекомендации по изучению курса методики преподавания математики / Сост. Петрова Е.С., Саратов, Изд-во "Полиграфист", 1983



Божович Л. И. Проблемы формирования личности. 1997г.



Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., 1971.



Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М., 1988.



Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. – М.: Просвещение, 1990



Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. – М.: Просвещение, 1984.



Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М.: Педагогика, 198

приложение №1

«Мозговой штурм», «Мозговая атака»

«Мозговая атака», «мозговой штурм» – это метод, при котором принимается любой ответ обучающегося на заданный вопрос. Важно не давать оценку высказываемым точкам зрения сразу, а принимать все и записывать мнение каждого на доске или листе бумаги. Участники должны знать, что от них не требуется обоснований или объяснений ответов.

«Мозговая атака» является эффективным методом при необходимости обсуждения спорных вопросов, стимулирования неуверенных обучаемых для принятия участия в обсуждении, сбора большого количества идей в течение короткого периода времени, выяснения информированности или подготовленности аудитории. Можно применять эту форму работы для получения обратной связи.

«Мозговой штурм» – это простой способ генерирования идей для разрешения проблемы. Во время мозгового штурма участники свободно обмениваются идеями по мере их возникновения, таким образом, что каждый может развивать чужие идеи.

Цель: выявление информированности или подготовленности аудитории в течение короткого периода времени

Задачи:

формирование общего представления об уровне владения знаниями у студентов, актуальными для занятия;

развитие коммуникативных навыков (навыков общения).

Методика проведения:

1. Задать участникам определенную тему или вопрос для обсуждения.

2. Предложить высказать свои мысли по этому поводу.

3. Записывать все прозвучавшие высказывания (принимать их все без возражений). Допускаются уточнения высказываний, если они кажутся вам неясными (в любом случае записывайте идею так, как она прозвучала из уст участника).

4. Когда все идеи и суждения высказаны, нужно повторить, какое было дано задание, и перечислить все, что записано вами со слов участников.

5. Завершить работу, спросив участников, какие, по их мнению, выводы можно сделать из получившихся результатов и как это может быть связано с темой тренинга.

После завершения «мозговой атаки» (которая не должна занимать много времени, в среднем 4-5 минут), необходимо обсудить все варианты ответов, выбрать главные и второстепенные.





приложение №2

Мини-лекция

Мини-лекция является одной из эффективных форм преподнесения теоретического материала.

Цель: организация процесса получения теоретического содержания в интерактивном режиме

Задачи:

развитие коммуникативных навыков (навыков общения)

актуализация изучаемого содержания на лекции.

Методика проведения:

Перед началом мини-лекции можно провести мозговой штурм или ролевую игру, связанную с предстоящей темой, что поможет актуализировать ее для участников, выяснить степень их информированности и отношение к теме.

Материал излагается на доступном для участников языке. Каждому термину необходимо дать определение. Теорию лучше объяснять по принципу «от общего к частному».

Перед объявлением какой-либо информации преподаватель спрашивает, что знают об этом студенты.

После предоставления какого-либо утверждения преподаватель предлагает обсудить отношение студентов к этому вопросу. Например:

А вы как считаете?

Как вы предлагаете это делать?

Как вы думаете, к чему это может привести? И т.д.

Перед тем, как перейти к следующему вопросу, необходимо подытожить сказанное и убедиться, что вы были правильно поняты.

По окончании выступления нужно обсудить все возникшие у участников вопросы.

Затем спросить:

Как можно использовать полученную информацию на практике?

К каким результатам это может привести?





Материал жариялап тегін
сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!