Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
"Современные подходы к патриотическому воспитанию школьников" мини-проект
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
МИНИ - ПРОЕКТ
«Современные подходы к патриотическому воспитанию
школьников»
Выполнил: Ажибаев А.С.
Караганда – 2018
Содержание
I |
Введение |
3 |
1.1 |
Краткое обоснование проекта |
3 |
1.2 |
Цель и задачи проекта |
5 |
1.3 |
Ожидаемые результаты |
5 |
II |
Основное содержание проекта |
6 |
2.1 |
Теоретическое обоснование |
6 |
2.2 |
Описание продукта проектирования |
13 |
2.3 |
Планирование деятельности по реализации проекта |
16 |
III |
Ресурсное обеспечение проекта |
17 |
IV |
Критерии оценки эффективности проекта |
17 |
V |
Риски проекта |
17 |
VI |
Глоссарий |
18 |
VII |
Список используемых источников |
18 |
VIII |
Приложение |
19 |
Условия, в которых формировался опыт:
КГУ ОСШЛ № 53 является участницей как республиканских проектов так и международных, в проектной деятельности принимают активное участие учащиеся нашей школы, а также и педагогический коллектив. Школа является участницей множественных акций в поддержку экологической ситуации нашего города и страны в целом. В школе проводятся семинары, круглые столы по обсуждению эко ситуаций, которые являются глобальными в наше время.
Наша школа гордится своим эко театром, в котором дети раскрывают свои творческие способности, а также проявляют свое отношение к происходящей ситуации в
В школе имеется:
спортивный зал,
компьютерный класс,
библиотека,
школьный стадион,
футбольное поле,
волейбольная площадка,
беговая дорожка,
мастерские.
Школа имеет реальные и потенциальные возможности для целенаправленной и эффективной работы по организации военно-патриотического воспитания как одного из аспектов наряду с нравственным и гражданским.
Этапы работы по созданию опыта.
Обоснование актуальности, практической значимости для повышения качества учебно-воспитательного процесса:
Суверенное государство – Республика Казахстан, осуществляя задачи демократического строительства, последовательно проводит миролюбивую внешнюю политику. Вместе с тем оно принимает необходимые меры для дальнейшего укрепления обороны страны и боевой мощи Вооружённых Сил РК, развития дружбы народов и боевого сотрудничества с другими государствами. В основном законе, Конституции Республики Казахстан определено, что защита суверенитета и территориальной целостности РК осуществляется её Вооружёнными Силами.
Дело защиты нашей Родины – дело всего народа РК. В законе «Об обороне и Вооружённых Силах РК» указывается, что защита Отечества и служба в Вооружённых Силах является Конституционной обязанностью и долгом граждан РК перед народом и государством.
В «Комплексной программе воспитания в организациях образования РК» отмечено, что одной из характерных черт современного этапа развития общего среднего образования является воспитание гражданина, формирование системы ценностей и отношений, соответствующих многонациональному обществу, казахстанскому патриотизму.
В условиях развития суверенного Казахстана особую актуальность приобретает проблема патриотического воспитания школьников. В настоящее время эта проблема активно обозначена во всех школах республики.
Практика показала, что зачастую сегодняшние призывники – это юноши, употребляющие алкоголь и наркотические средства, имеющие приводы в милицию. Юноши психологически и морально не подготовлены к службе, результатом чего является уклонение от службы, самовольное оставление воинских частей, дезертирство, и самое страшное – суициды.
Следующей проблемой является здоровье и физическая подготовка детей.
Так, при прохождении приписки в ГВК медицинское обследование констатирует, что лишь 40% юношей из 100% признаны годными к строевой службе. Такой низкий показатель приводит к выводу о том, что в скором будущем некому будет служить в Вооружённых Силах.
Всё это результат того, что недостаточное внимание уделяется в школах военно-патриотическому обучению и воспитанию. Так, в течение 10 лет в школах отсутствовала начальная военная подготовка как предметная дисциплина. Но, согласно совместного приказа Министерства образования и науки, Министерства обороны и Комитета РК по чрезвычайным ситуациям предмет вновь введён в вариативную часть учебных планов.
Тщательно анализируя на теоретическом уровне научную литературу по решению этого вопроса, приходим к выводу по двум основным вопросам:
1.фактически не разработана модель работы по патриотическому
воспитанию;
2.не определено состояние уровней формирования военно-
патриотического воспитания учащихся.
Несомненным фактом является то, что в последнее время наше общество осознает необходимость патриотического воспитания, всю его важность в становлении подрастающего поколения.
Таким образом, налицо противоречие между запросом общества на формирование физически здорового выпускника - юного гражданина, патриота своей Родины и недостаточным уровнем организации военно-патриотичесого воспитания в образовательных учреждениях.
Военно-патриотическое воспитание – один из многогранных и сложных этапов. Поэтому зачастую его стараются свести фрагментарным мероприятиям. Такой подход в работе обречён на провал. Деньги, время, мастерство учителя надо вкладывать не в проведение бессистемных мероприятий, а в систему работы в данном направлении.
Учебно-воспитательный процесс школы имеет большие и реальные возможности для формирования патриотической воспитанности школьников. Широкий спектр различных средств, форм и методов обучения и воспитания позволяет целенаправленно и эффективно организовать работу. Поэтому автор опыта обратился к отработке, а позже к приведению в определенную систему основных направлений в работе по военно-патриотическому воспитанию
Основу учебного процесса по НВП составляет диалектическое единство обучения и воспитания в их взаимосвязи, взаимообусловленности и взаимопроникновении. Через занятия НВП и внеклассные мероприятия школа вносит заметный вклад в обучение и воспитание достойного пополнения Вооружённых Сил, в дело защиты Отечества.
Автор считает, что ведущими идеями военно-патриотического воспитания следует считать:
*формирование чувства гордости за государство, где ты живёшь;
*повышение уровня и эффективности начальной военной подготовки в
общеобразовательной школе;
*воспитание любви к Армии, народу;
*психологическая и моральная подготовка не только к службе в армии,
но и к самоотверженной службе Отчизне на мирных рубежах.
Вот по этому поводу высказывание человека, жившего в другую эпоху, Н.Добролюбова:
«В человеке порядочном, патриотизм, есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей
страны, и происходит не от чего другого как от
желания делать добро - сколько возможно больше
и сколько возможно лучше».
Цель: Создание эффективной системы военно-патриотического воспитания в
общешкольной системе через сочетание учебных и внеурочных форм
организации деятельности учащихся.
Задачи:
1. разработка системы работы по различным направлениям;
2. совершенствование форм организации и проведения учебной и
внеклассной деятельности;
3. укрепление здоровья и совершенствование физической подготовки
детей и молодёжи через развитие системы спортивно-
оздоровительной работы;
4. обеспечение связи нравственного, гражданского и физического
аспектов патриотического воспитания через целенаправленную и
системную работу всех направлений модели;
5. активизация и совершенствование работы по решению проблем
патриотического воспитания через вовлечение в систему работы
всех субъектов процесса: учителей, детей, родителей.
Работа над созданием опыта постепенно отрабатывались отдельные направления общей системы, совершенствовались формы и методы учебной и внеклассной деятельности. Постепенно в работу по внедрению модели включались все субъекты учебно-воспитательного процесса: учителя, дети и их родители.
Творческой группой школы в составе заместителей директора школы по научно-методической и воспитательной работе, учителей истории и граждановедения, автора опыта, была проведена работа по выявлению факторов, влияющих на формирование патриотизма. Этими факторами являются:
*знание родного языка;
*народные традиции и обычаи;
*средства массовой информации;
*государственная политика в области образования;
*государственная символика;
*семья;
*уроки НВП;
*внеклассная деятельность в школе;
*личность учителя.
В целях подтверждения идеи, служащей практическим обоснованием данного опыта, в школе проведены исследования с группой учителей и учащихся 9-11 классов.
В результате ранжирования в порядке значимости вышеуказанных факторов, получены следующие результаты:
Администрация и учителя истории |
Учителя |
Учащиеся 9-11 классов |
Символика |
Семья, традиции и обычаи |
Знание родного языка |
Семья, СМИ, уроки |
Уроки, знание родного языка |
Государственная политика, знание ист. |
Традиции, знание родного языка |
Внеклассная работа, роль учителя |
Семья |
Полученные с помощью проведённых исследований результаты приобрели практический интерес. Приходим к выводу о необходимости учёта всех факторов во взаимосвязи. Результаты исследований подтвердили правильность выбора направлений в работе по военно-патриотическому воспитанию.
Работа над созданием опыта постепенно отрабатывались отдельные направления общей системы, совершенствовались формы и методы учебной и внеклассной деятельности. Постепенно в работу по внедрению модели включались все субъекты учебно-воспитательного процесса: учителя, дети и их родители.
В ходе работы над созданием опыта применяла
общие дидактические принципы научности, доступности, логичности и последовательности.
Основными принципами военно-патриотического воспитания как составной части всестороннего развития современного выпускника, являются:
*принцип воспитания в коллективе и через коллектив;
*принцип уважения к личности школьника в сочетании с разумной требовательностью к нему;
*принцип опоры на положительное;
*принцип соответствия воспитания индивидуальным особенностям учащихся;
*принцип единства воспитательного воздействия, согласованности и преемственности.
Принцип воспитания в коллективе и через коллектив используется
учителем для всестороннего развития воина, т.к. именно в коллективе (классе) создаются самые разнообразные отношения: взаимной ответственности и зависимости, деловые отношения организаторов и исполнителей, отношения между старшими и младшими, отношения товарищества, дружбы и многие другие. Все эти отношения характерны и для воинских коллективов, в которые вливаются юноши после окончания школы. Чтобы переход из школьного коллектива в воинский не был сложным и болезненным, надо к этому событию готовиться в школе, овладевая военными знаниями, укрепляя здоровье, повышая идейно-политический уровень и уровень физической подготовки.
Руководствуясь принципом уважения к личности школьника
в сочетании с разумной требовательностью к нему, действия военрука не должны всегда и везде носить приказной, категорический характер.
В период усвоения основ НВП и начальной стадии формирования у школьников воинских качеств учитель убеждает их в необходимости овладения военными знаниями, выполнения команд и требований.
К любой информации старшеклассники относятся критически. Поэтому содержание излагаемого материала всегда аргументирует и доказывает. Он не оставляет без внимания случаи невыполнения посильных требований, не ослабляет их, так как это приводит к снижению воспитывающего влияния обучения.
Принцип опоры на положительное заключается в изучение каждого учащегося (личностно-ориентированный подход) и в опоре на положительные качества в преодолении недостатков. Так, в положительное воспитательное воздействие на так называемых «трудных» юношей оказывают порученное им общественное дело. Поручения учитель даёт посильные: инструкторская работа с малышами и учащимися средних классов, организационные поручения по программе военно-спортивной игры «Жас Улан», «Алау» и в ходе подготовки ко Дню ГО, Дню Здоровья.
Для развития положительных качеств юноши задания подбираются посильные, интересные, а их выполнение сопровождаются гласностью.
Принцип соответствия воспитания индивидуальным особенностям учащихся предлагает всестороннее изучение военным руководителем каждого ученика, осуществление военно-патриотического воспитания дифференцированно, с учётом индивидуальных особенностей школьников.
В целях выявления увлечений детей учитель привлекает родителей, членов педколлектива. Определив мир увлечений, запросов, интересов и стремлений, положительные качества учащихся, учитель разрабатывает индивидуальный подход к ним, пути и способы подключения к общественно-полезной деятельности группы, коллектива.
В целях создания единого воспитательного влияния на ученика со стороны военного руководителя, педагогов школы, семьи и общественных организаций, в работе учителя заметную роль играет принцип единства воспитательного действия, согласованности и преемственности в военно-патриотическом воспитании.
Глубокое понимание этого принципа находит своё отражение в чётком определении целей и задач военно-патриотического воспитания, разработки и составлении общешкольного плана мероприятий.
Здесь особо следует отметить многочисленные внеклассные мероприятия, военно-полевые сборы юношей, связь школы с выпускниками - солдатами и курсантами.
Знание и эффективное сочетание военным руководителем всех вышеуказанных принципов военно-патриотического воспитания учащихся – одно из важнейших условий успешного решения воспитательных задач.
Информационно-педагогический модуль
Военно-патриотическое воспитание- это система, состоящая из нравственного, гражданственного и физического аспектов.
Опыт автора представляет собой систему работы, состоящую из нескольких блоков (направлений), объединенных общими целями и задачами.
Военно-патриотическое воспитание старшеклассников представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие школьника с целью формирования у него высоких нравственных принципов, выработки норм поведения, должной физической и практической готовности к безупречному несению службы в рядах Вооружённых Сил.
Патриотическая воспитанность – интегративное качество, состоящее из ряда компонентов, избранные в качестве следующих критериев:
1.Осознание себя как гражданина своего государства
(индикаторы: осознание своей роли в жизни государства; чувства любви к Родине);
2.Уважение государственных символов и традиций
(знание государственной символики и традиций народа);
3.Ценностное отношение к истории казахского народа
(потребность в знании и истории казахского народа);
4.Понимание культуры и традиций казахского народа
(потребность в изучении соблюдения культуры и традиций).
Психологическая подготовленность, как часть военно-патриотического воспитания, заключается в формировании у школьников социально-психологических, волевых и интеллектуальных качеств, позволяющих безупречно нести сложную воинскую службу.
Наряду с классическими качествами, такими как храбрость, отвага, стойкость, целеустремленность, самообладание, воля к победе, относятся патриотизм и интернационализм, дружба, коллективная и взаимопомощь, мужество, дисциплина и организованность, эмоциональная устойчивость и решительность, находчивость и сообразительность.
Постоянный активный поиск путей и направлений в работе по улучшению процесса военно-патриотического воспитания и создание системы работы с участием всего педагогического коллектива выражены в представленной модели.
Модель представляет собой целостный педагогический процесс обучения и воспитания, основанный на принципах целостности, системности, логичности и последовательности, представлена в виде схемы.
Эффективность военно-патриотического воспитания зависит от того, насколько военный руководитель широко использует воспитывающую функцию обучения, целеустремлённо и организованно осуществляет педагогическое руководство процессом формирования личности будущего воина.
Воспитывающая функция обучения, благодаря общению и деятельности учащихся, способствует формированию у них норм нравственного поведения. Благодаря воспитывающей функции обучения происходит осмысливание учащимися своей причастности к деяниям народа и к такому великому по значимости общественному делу, как защита Родины.
В целях формирования у школьника постоянной готовности к защите Родины, учитель мастерски владеет методикой, умеет отбирать соответствующие факты, доказательства, примеры, создавать на занятиях ситуации, которые лучше всяких слов объясняет то или иное положение военного дела.
Воспитывает не только содержание темы, но и сам порядок проведения занятия, взаимоотношения военрука и учащихся, нравственная атмосфера занятий. Так учителем внедрены в практику работы нестандартные формы проведения занятий: урок-экскурсия, деловая игра, встречи за круглым столом, урок-соревнование, зачёты, урок-конкурс, урок-игра, уроки с групповыми формами работы, межпредметные уроки.
Успешно внедряется инновационная педагогическая технология развития критического мышления; широко применяется дебатная технология. Основными формами организации обучения являются индивидуальные и групповые.
Такой современный подход в проведении учебных занятий приводит к тому, что учащиеся перенимают организованность, дисциплину, логику научного раскрытия военных явлений, умение найти главное звено познания или действия и сосредоточить на нём решающие силы своего мышления, воли и деятельности.
Велико влияние на процесс патриотического воспитания учащихся и личность военного руководителя: владение теорией и современными методиками преподавания, идейность, знание своего предмета, общая эрудиция, аккуратность, опрятность. Особенно большую роль играют такие качества преподавателя, как идейность, справедливость, строгость, твёрдость характера, чуткость к своим ученикам, выдержка, педагогический такт и уважительность.
Трудно переоценить в учебно-воспитательном процессе роль внеклассных мероприятий. Опыт работы учителя в данном направлении богат разнообразием. Школа является единственным культурно-интеллектуальным объектом данного района. Единственным местом, кроме семьи (не всегда благополучной), является школа. Именно здесь ребёнок в кругу сверстников может провести своё свободное время.
В ходе ежегодно проводимого месячника «Патриот» прослеживается методическая грамотность учителя в разработке и проведении различных форм организации деятельности как учителей, так и педагогического коллектива в целом:
*семинары для классных руководителей;
*лекции, беседы и доклады;
*тематические классные часы;
*встречи за круглым столом с представителями ГВК;
*экскурсии;
*соревнования санпостов;
*смотр строя и песни;
*конкурсы стенных газет.
Уроки мужества проводятся интересно, увлекательно, нестандартно, в форме защиты рефератов, тематических вечеров, интегрированных уроков начальной военной подготовки и физической культуры. Интересна тематика представленных детьми рефератов на темы: «Конституция РК и другие документы о защите Отечества», «Героические страницы в истории Казахстана», «Есть такая профессия – защищать Родину», «Боевые страницы в летописи страны».
Большое значение в школе уделяется проведению и усовершенствованию форм и методов спортивно-оздоровительной работы. Сколько бы охотно государство и школа ни брали на свои плечи заботу о развитии физической культуры и мероприятий, способствующих сохранению и укреплению здоровья, последнее слово принадлежит самим детям. Учитель считает, что огромную роль играет пропаганда спорта и здорового образа жизни.
Под руководством учителей на высоком организационном и методическом уровне проводятся: День Здоровья, соревнования по военно-спортивным видам спорта, конкурсы, участие в военно-спортивных играх, День Гражданской Обороны, связь с семьёй.
В ходе проведения военно-патриотической игры «Жас Улан» проводятся соревнования 2 батальонов. Учитель предусматривает проведение 3 этапов:
I этап – общее построение, строевой смотр;
II этап – спортландия: спортивные испытания;
III этап – встречный бой.
В обстановке, приближенной к боевой, батальоны встречаются, уничтожают физическую силу противника и завоёвывают знамя противника. Силы и вооружение батальонов равны, поэтому бой выигрывает та сторона, которая быстрее оценит обстановку, примет правильное решение и успеет развернуть свои силы для атаки. Для наблюдения за ходом и правилами игры приглашаются “наблюдатели” из числа старшеклассников и учителей.
Проведение военно-патриотической игры активизируют процесс обучения юнармейским специальностям, формируют высокие нравственные качества: инициативу, самостоятельность, сознательную дисциплину, волю, смелость, дружбу, находчивость и выносливость.
В массовом мероприятии “День Здоровья” принимают участие все учащиеся школы, учителя и родители. Такая совместная работа школы и семьи позволяет успешно решать цели и задачи военно-патриотического воспитания.
Своё физическое совершенство и спортивное мастерство дети доказали на спортивных площадках. Дух здорового соперничества сказывается на высоких результатах, которые продемонстрировали участники в ходе показательных выступлений по гиревому спорту, каратэ, рукопашному бою.
Ежегодно обеспечивается 100% -ная явка на военно-полевые сборы, качественные показатели в проводимых соревнованиях в ходе прохождения сборов. Немалая польза от военно-полевых сборов. Ребята встречаются с армейской действительностью лицом к лицу. Образно говоря, могут пощупать собственными руками то, с чем им придется столкнуться в ближайшем будущем.
Профориентационную работу учитель выделяет основным направлением. Наиболее широко применяемыми формами являются экскурсии, встречи с представителями военных заведений. Оформленные в рекреации стенды позволяют юношам познакомиться с адресами и условиями приёма в военные заведения. И всё работает, приносит реальную пользу, давая детям знания, многогранной жизни, полезные навыки, ориентируя их в выборе специальности, подготавливая к службе в армии отвлекая от пресловутой улицы с её сомнительными соблазнами. Так, за последние три года среди выпускников не было желающих поступать в высшие военные училища. Сейчас, исходя из результатов проведённого анкетирования, 6 юношей 9-11 классов желают посвятить свою жизнь армии.
Военно-патриотическое воспитание учащихся в школе является важным звеном общегосударственной системы формирования у юношей высоких морально-политических и психологических качеств, необходимых для выполнения долга по защите Отечества.
Учитель в ходе создания данного проекта, постепенно отрабатывал отдельные направления общей системы, совершенствовал формы и методы учебной и внеклассной деятельности. Постепенно в работу по внедрению модели включались все субъекты учебно-воспитательного процесса: учителя, дети и их родители.
Отработаны и внедрены следующие направления:
- урок;
- внеклассные мероприятия;
-
спортивно-оздоровительная работа;
-
летние военно-полевые сборы;
-
военно-патриотическая игра «Жас Улан»;
-
профориентационная работа.
Внедрение предложенной модели позволит решить следующие вопросы:
-
формирование у молодежи чувства гордости за героическое прошлое своей Родины через приобщение к революционным, боевым у трудовым традициям партии, народа и Армии;
-
формирование у учащихся начальных военных знаний, военно-технических умений и навыков, которые служат основой для воспитания глубокого уважения к Армии;
-
формирование готовности подрастающего поколения к защите Отечества в экстремальных ситуациях;
-
воспитание молодёжи в духе казахстанского патриотизма, беспредельной преданности делу демократического общества, любви к Родине и Вооружённым Силам, готовности к безупречному выполнению воинского долга;
-
обеспечение связи нравственного, гражданского и физического аспектов патриотического воспитания молодёжи.
Гипотеза: Системное применение разработанной модели на всех ступенях
обучения, постоянный поиск путей её совершенствования позволит
разрешить обозначенное автором опыта противоречие.
Результативность опыта:
1.Качественное, 100%-ное прохождение военной приписки.
2.Эффективность профориентационной работы.
3.Постоянные призовые места в городских спортивных соревнованиях, ЮИД, на военно-полевых сборах;
Практическая значимость:
1.Разработана модель работы по военно-патриотическому воспитанию.
2.Отработаны и реализованы на практике технология и методика проведения
уроков и внеклассных мероприятий.
3.Разработано учебно-методическое пособие в помощь военному руководителю
школы.
4.Данный опыт может быть использован как в общеобразовательных, так и в
школах нового типа (лицеях, гимназиях).
5.Система работы позволяет активизировать работу всего коллектива.
6.Модель имеет потенциальные возможности для совершенствования и
развития.
7.Постоянно совершенствуемая система работы позволяет обучать молодых
организаторов начальной-военной подготовки, обмениваться опытом работы
на проводимых семинарах.
Заключение
Патриотическое сознание наших граждан остается важнейшей ценностью, одной из основ духовно – нравственного единства общества. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, руководители кружков будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: “Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!”
Решая эту задачу, не стоит повторять тех ошибок, которые были допущены ранее в деле патриотического воспитания.
От того, как будет поставлена работа по патриотическому воспитанию во всех школах нашей страны, и зависит во многом выполнение этой сложной проблемы современной жизни. Очень хотелось, чтобы данная система военно-патриотического воспитания была постоянно действующей и направленной на конечный результат – воспитывать гражданина – патриота своей страны. Мне кажется, что нам это удалось и мы на правильном пути. Вся работа, проводимая по военно-патриотическому воспитанию, дает свои положительные результаты. Ребята учатся в школах с увлечением, и это, пожалуй, радует больше всего. При встрече с выпускниками, которые проходят службу в армии, курсантами военных училищ приятно слышать лестные отзывы о нашей работе в школе по военно-патриотическому воспитанию.
Дети хорошо усвоили главное, что любовь к Родине – это проявление патриотизма, а защита Отечества – это долг и обязанность патриота. Проводимые меры и мероприятия по военно-патриотическому воспитанию, и совместная работа школа- муниципальное бюджетное учреждение, внесло свой вклад в развитие каждого школьника района. Мы можем гордиться полученными результатами и будем в дальнейшем сотрудничать в данном вопросе не только со школами района, а еще возьмемся и за более маленький возраст, что даст более положительный результат. Мы уверены, что проводимые мероприятия, а особенно игры как- никак лучше показывают наглядно, как надо себя вести в разных ситуациях, дети на себе применяют полученные знания и несут с собой во взрослую жизнь.
Разумеется, это далеко не все возможные формы и методы воспитательной работы с ребятами по воспитанию патриотизма. Но общие принципы этой работы можно сформулировать следующим образом: необходимо обеспечить добродетельную мотивацию школьников, чтобы они проявляли сострадания, а не жестокость, гордость, а не воинственную непримиримость. Воспитание основам патриотизма – нескучное назидание и морализаторство, а активный поиск оптимальных решений, сопряженных с интеллектуальными усилиями. Таким образом, обобщая опыт по военно-патриотическому воспитанию личности, важно подчеркнуть не только интерес к нему, но и пути решения данной проблемы: программный подход к его организации, опора на традиции военно-патриотического воспитания современной личности, приоритет воспитания таких качеств будущего защитника Отечества как: мужественность, дисциплинированность, отечественность, гуманизм, гражданственность, патриотизм, умение отвечать за свои поступки.
Надеюсь, наша система взаимодействия с молодежью по военно-патриотическому воспитанию в районе подскажет, как надо взаимодействовать в этом вопросе.