Материалдар / Современные способы активизации познавательной деятельности учащихся
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Современные способы активизации познавательной деятельности учащихся

Материал туралы қысқаша түсінік
Доклад. Современные способы активизации познавательной деятельности учащихся Современные способы активизации познавательной деятельности учащихся
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
25 Мамыр 2022
350
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Я, ... , учитель русского языка и литературы школы-лицея №277 г. Байконур. Мой принцип работы: "Учись у времени, в котором живешь."

Ученик – это не сосуд,  

который надо заполнить, а

факел, который надо зажечь.

Л.Г. Петерсон

Современные способы активизации познавательной деятельности учащихся


-одна из наиболее актуальных проблем современной педагогической науки. Одним из важнейших мотивов учения для школьников является познавательный интерес. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более успешно. Главная цель активизации – формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса, творческого потенциала обучающихся; внедрение в работу инновационных форм обучения, прививать любовь к чтению и к Великому Русскому слову. Это позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне.

В своей педагогической практике я использую различные пути активизации познавательной деятельности. Система работы по активизации познавательной деятельности строится с учетом индивидуальных способностей каждого ученика. - Как построить учебный процесс так, чтобы заинтересовать каждого ученика?

У Бернарда Шоу есть хороший афоризм: «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность». Действительно, все способности человека развиваются в процессе деятельности. Необходимо правильно организовать активную познавательную деятельность учащихся. Умелое применение форм и методов, обеспечивающих высокую активность в учебном процессе, является средством развития познавательных способностей учащихся, которые у всех детей разные. Моя задача - увидеть их и помочь им раскрыться. Для решения этой проблемы я использую в своей педагогической деятельности различные методы обучения.

Личностно - ориентированное развивающее обучение предполагает

- активизацию познавательной деятельности учащихся, совершенствование навыков логического мышления; - самооценку своих возможностей; - обеспечение более прочных усвоений знаний.

Одним из средств реализации индивидуального подхода является дифференциация обучения.

На своих уроках я использую различные способы дифференциации, задания по: уровню творчества, сложности, степени самостоятельности учащихся. Золотое правило дидактики - это наглядность.

Большое значение здесь имеет применение на уроке разнообразного дидактического материала. Предлагаю детям на выбор задания различного типа, вида и формы, что стимулирует учащихся к выбору такого материала, который бы соответствовал их личным предпочтениям.

Определяя домашнее задание, тоже возможен индивидуально-дифференцированный  подход , который дает возможность к самосовершенствованию, которая определяется не учителем, а самим учащимся, способствует выявлению склонностей и способностей детей, создание условий для развития личности.

Основной задачей преподавателя становится стимуляция учащихся, чтобы учащиеся не останавливались на достигнутом, а делали постоянные попытки продвижения вперёд. Поощрение и доброжелательная атмосфера на уроке, положительные эмоции позволяют каждому ученику быть активным, самостоятельным, уверенным в себе.

Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

На моих уроках используются такие способы активизации познавательной деятельности, как:

- игровые формы, методы и приёмы обучения, - самостоятельные работы, - проблемные ситуации, - нетрадиционные формы учебных занятий, - проектно-исследовательскую деятельность и современные образовательные технологии.

Любимой формой деятельности школьников является игра. В игре дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых условиях. В.А. Сухомлинский считал, что «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». Игры, применяемые мною на уроках разнообразны:

Сюжетно – ролевые игры не требуют специальной подготовки и сложного оформления. Используем лишь детали костюмов, например, Учащиеся выполняют определённые роли, проигрывают определённый сценарий, диалог. Их особенность в том, что учащиеся исполняют роли, а сами игры наполнены глубоким и интересным содержанием, соответствующим определённым задачам, поставленным учителем.

Например, игра «Что изменилось?» при изучении тем: «Времена года», "Чудеса света"-позволяет проверить умение замечать происходящие изменения и уметь рассказать об этом, проявлять наблюдательность, ориентирование в пространстве.

Игра «Кто это? Свойство и признак предметов". При изучении тем: "Спорт и здоровый образ жизни," «Животный и растительный мир» -  позволяет развивать умение детей составлять характеристику животного, растения, выделять особенности его внешнего вида и характера, используя в речи имена прилагательные .

Игра « Хорошо или плохо?» позволяет реализовать критическое мышление детей, развивать их воображение, уметь спорить, проводить дебаты.

Например, разделившись на две команды, ребята дают ответы на вопрос: «Хорошо или плохо нарвать большой букет тюльпанов?».

   Хорошо:

- Цветы красивые, можно подарить кому-нибудь. - Хорошо пахнут. - Когда дома стоят цветы, становится уютно.

    Плохо:

- Быстро завянут, и их выбросят. - Если будешь рвать большие букеты, нанесёшь вред природе.

- Они быстро исчезнут. - Лес станет некрасивым, пустым.

Наибольший интерес у детей вызывают:  игра-соревнование. Данные игры можно проводить как на уроке, так и во внеклассной работе. Сюда можно отнести конкурсы, викторины.

Познавательная игра-путешествие. В игре могут сообщаться и новые для учащихся сведения и проверяться уже имеющиеся знания. Обычно проводится после изучения темы с целью выявления уровня знаний учащихся, способствуют углублению, закреплению учебного материала.

Применяя игру как форму обучения, учителю важно быть уверенным в целесообразности её использования.

Ещё большую активность у учащихся можно наблюдать при использовании интеллектуальных игр, интерактивных тестов при обобщении пройденного материала.

Побудить учащихся к творчеству и реализации скрытых возможностей позволяют нестандартные формы организации урока, например, приглашение в сказку. Сказочный сюжет вводит учащихся в волшебный мир, где они вместе с героями преодолевают препятствия, побеждают зло, помогают обиженным. Урок-сказка позволяет создать атмосферу доброжелательности, зажечь огонек пытливости и любознательности, что, в конечном счете, облегчает процесс усвоения знаний и делает обучение более эффективным.

Для того чтобы облегчить процесс восприятия и запоминания информации, часто использую в практике презентации, видеосюжеты, фрагменты фильмов, сказок.  Выполненные к урокам презентации значительно экономят моё время, повышают культуру урока, позволяют дифференцировать подход к учащимся, способствуют формированию интереса к предмету и, следовательно, положительно влияют на качество образования школьников. Важно, чтобы дети на каждом уроке переживали радость открытия, чтобы у них формировалась вера в свои силы и познавательный интерес.

Чтение - это деятельность. Основная цель уроков литературного чтения - помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова, обогатить читательский опыт. Ушинский говорил: «Читать - это еще ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное - вот в чем главное дело». Учитывая особенности современных детей - они мобильны, самостоятельны, коммуникативные и любознательны, надо так организовать работу на уроке чтения, чтобы направить их активную деятельность в нужное русло. Учебно-познавательная деятельность учащихся в школе - необходимый этап подготовки молодого поколения к жизни.

Целью развития познавательной активности чтения является формирование таких качеств:

любознательности; находчивости и фантазии; альтернативного мышления; изобретательности;

оригинальности; гибкости; самостоятельности; широты и глубины мышления.

При чтении литературных сказок можно предложить учащимся:

нарисовать иллюстрацию к прочитанному произведению; вылепить героя из глины или пластилина;

разыграть сценку; сочинить сказку с таким же началом или похожими персонажами;

подобрать загадку к сказке, нарисовать отгадку; подобрать пословицы и поговорки, фразеологизмы по различным темам, составить рисуночный мультфильм; найти крылатое выражение в сказке; придумать счастливую концовку к сказке; дать толкование слову, работа со словарём по расширению активного словарного запаса учащихся, составление и доработка текстов.

Также можно использовать и такие формы работы как:

подобрать дополнительный материал об авторе произведения; подготовить выставку книг одного из авторов; найти дополнительный материал в энциклопедии; сочинения сказок, стихотворений.

Сочинения на различные темы приближают автора к самораскрытию, самовыражению личности.

Проведённая работа по развитию познавательной активности на уроках литературного чтения даёт свои результаты. Ученики демонстрируют индивидуальные и неповторимые творческие решения стоящих перед ними задач.

Применение ИКТ на уроке.

Уроки с использованием ИКТ являются одним из условий современной инновационной работы учителя. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики. При помощи информационных технологий мы можем отправиться хоть на край света, и ученики превращаются в пытливых искателей знаний. Всем известна детская любознательность: интерес к природе, людям, социальным явлениям. Работа с компьютером вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Использование компьютерных технологий создаёт возможности доступа к современной информации, осуществления «диалога» с источником знаний.

Всё это помогает привлечь внимание и вызвать интерес ученика на уроке. Важно сохранить желание, с которым дети идут в школу на все годы обучения. ИКТ вызывает у школьника интерес; анимационные фрагменты приближают изучаемые процессы к жизни ребёнка. Труд, затраченный на управление познавательной  деятельностью с помощью средств ИКТ, повышает качество знаний, продвигает ребёнка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, вносит радость в жизнь ребёнка.

На протяжении трех лет я практикую эту работу на своих уроках. Многие ребята загораются интересом и с удовольствием выполняют творческие работы, используя ИКТ. Ребята вовлекаются в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться выражать собственные мысли, формулировать интересы и осознавать возможности. Формы работы с использованием ИКТ на уроках русского языка и литературы - это использование электронных образовательных ресурсов, работа со сплошными и несплошными текстами, демонстрация презентаций на актуальные темы, видеосюжетов о своих увлечениях и спорте, буктрейлеров по произведениям поэтов и писателей, созданных самими учащимися. Я бы хотела продемонстрировать некоторые работы ребят. Их активность, творческий подход, умение поставить цель, избрать пути ее достижения просто завораживают многих одноклассников. Видеосюжеты, презентации, буктрейлеры, выполненные ребятами можно демонстрировать как наглядный материал.. Первые работы, конечно, содержали много ошибок, недочетов. Так и должно быть, ведь русский язык - один из самых сложных языков мира. Но с каждым разом работы становились все лучше и лучше. Ученики выполняют видеосюжеты, презентации, буктрейлеры по разделам, изучаемым в классе, по сказкам, по произведениям поэтов и писателей. Конечно, не все ребята берутся за такое дело, но одаренные ребята есть в каждом классе. Задача филолога - способствовать развитию творческой личности.

ИКТ помогают учащимся организовать самоконтроль и систематизацию знаний, развивать речь, дикцию, образное мышление, память; развивают навыки самостоятельной работы, самооценки. Информационно-коммуникационные технологии способствуют повышению качества обучения, активизируют познавательную деятельность обучающихся; развивают их творческий потенциал; повышают мотивацию обучения детей, делают урок современным .

Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Каждый творчески работающий учитель добивается этого, используя свои приёмы и методы. Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором  следует совершенствовать  учебно-воспитательный процесс. Поиски путей развития активизации познавательной деятельности у школьников, развитие их познавательных способностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать многие педагоги, психологи и методисты.

Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!