Современный урок русского языка с использованием
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
Сегодня очень много внимания уделяют использованию информационных
технологий в школе. И это вполне оправдано тем, что век нынешний –
это век информационный. Наша задача заключается не только в том,
чтобы дать детям знания, но в том, чтобы научить своих
воспитанников искать их и осваивать самостоятельно. Умение
обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным
достоянием. В связи с этим мне и хочется построить свое выступление
с точки зрения способности ИКТ помогать учителю в достижении этой
цели.
Давайте сначала вспомним, что же подразумевают под собой ИКТ?
Во-первых, это технологии, позволяющие искать, обрабатывать и
усваивать информацию из различных источников, в том числе и из
Интернета.
Во-вторых, это использование самого компьютера, самых разных
программ.
Применение информационных
технологий на уроках необходимо, и мотивировано
это тем, что они
·
позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную
работу на уроке;
·
способствуют совершенствованию практических умений и навыков
учащихся;
· позволяют индивидуализировать процесс
обучения;
·
повышают интерес к урокам русского языка
и литературы.
· активизируют познавательную деятельность
учащихся;
·
развивают творческий потенциал
учащихся;
· осовременивают урок.
Сегодня я хочу поделиться своим опытом
использования компьютера при подготовке к урокам, на уроках и во
внеурочной деятельности.
С 5го по 10 классы на всех этапах обучения часто
использую электронные учебники. Для подготовки учащихся 9го класса
к ПГК, использую электронный учебник «Энциклопедия Кирилла и
Мифодия»
·
при объяснении нового материала использую электронную
доску.
·
для закреплении темы учащиеся выполняют тестовые работы за
компьютером.
· для повторение пройденных тем можно
использовать компьютер.
· контроле знаний, умений
и навыков.
Основные направления использования
компьютерных технологий на
уроках
-
Визуальная информация (иллюстративный, наглядный
материал)
-
Интерактивный демонстрационный материал
(упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия)
-
Тренажёр
-
Контроль за умениями, навыками
учащихся
-
Самостоятельная поисковая, творческая работа
учащихся
В
основном все эти направления основаны на использовании
программы MS Power Point.
Чего она позволяет достигать на
уроках?
-
Стимулирование познавательной деятельности
школьников, которое достигается путем участия ребенка в создании
презентаций по новому материалу, подготовке докладов,
самостоятельному изучению дополнительного материала и составление
презентаций — опорных конспектов, при закреплении материала на
уроке;
-
Способствование глубокому пониманию изучаемого
материала через моделирование основных учебных
ситуаций;
-
Визуализация учебного
материала;
-
Интеграция со смежными дисциплинами: историей,
мировой художественной культурой, музыкой
-
Повышение мотивации учения школьников и
закрепление интереса к изучаемому предмету;
-
Разнообразие форм представления учебного
материала, домашнего задания, заданий для самостоятельной
работы;
-
Стимулирование воображения
школьников;
-
Способствование развитию творческого подхода при
выполнении учебных заданий.
Современный урок русского языка невозможен
без сопоставления, иллюстраций, и перед учителем всегда стоит
проблема раздаточного материала.
Эту
проблему нам могут помочь решить компьютерные информационные
технологии, которые дают возможность подготовить презентацию
иллюстративного и информационного материала, (набор
слайдов-иллюстраций, снабженных необходимыми комментариями для
работы на уроке), создать сайт и таким образом обобщить материал по
теме. В рамках этой программы можно организовать на уроках русского
языка сопоставление иллюстраций, таблицы, прослушать
аудиозаписи.
Подготовка к такому уроку становится творческим
процессом. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов
урока, в сочетании с другими методическими приемами делают урок
необычным, увлекательным и запоминающимся.
Учебные компьютерные программы по русскому
языку позволяют решить ряд проблем:
-
повысить интерес учащихся
к предмету;
-
повысить успеваемость и качество знаний
учащихся;
-
сэкономить время на опрос
учащихся;
-
дают возможность учащимся самостоятельно
заниматься не только на уроках,
но и в домашних
условиях;
-
помогают и учителю повысить уровень своих
знаний.
Компьютерные технологии дают самые широкие
возможности для развития творческого потенциала школьников. Учитель
может научить ребенка грамотно использовать компьютер, показать,
что он не только игрушка и средство общения с друзьями. При умелом
наставничестве педагога подросток учится среди обилия информации в
Интернете находить нужную, учится обрабатывать эту информацию, что
является наиболее важной задачей. Все мы уже сталкиваемся с тем,
что наши ученики приносят аккуратно переписанные с сайтов
сочинения, бездумно и совершенно без усилий перепечатанные доклады
и рефераты. Есть ли польза в такой «работе»? Минимальная: все же
нашел, что искал, и сумел выкрутиться из проблемы. Что может
сделать учитель, чтобы подобная работа все же приносила пользу?
Создать необходимость обработать найденную информацию, преобразовав
ее, например, в виде опорной схемы, презентации, тестовых заданий,
вопросов по теме и т.п.
Самое элементарное применение компьютера ребятами
– редактирование текстов, набор текстов своих творческих работ,
своих стихов, составление сборников, создание компьютерных
рисунков. Старшеклассники оформляют свои доклады, рефераты
с помощью компьютера, делают сами рисунки, схемы, помогают
делать тесты, пособия по литературе, дидактический материал.
Надо отметить, что ребятам нравится выполнять задания на
компьютере. Это тот самый случай, когда приятное соединяется с
полезным. Кроме этого, использование компьютерных, информационных
технологий на наших уроках позволяет осуществлять интеграцию с
информатикой, реализовывать приобретаемые на этом занятии навыки в
практической деятельности. Этот союз приятен и преподавателям
информатики и информационных
технологий.
Таким образом, современный урок русского языка не возможен без
использования ИКТ. ИКТ значительно повышает не только эффективность
обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на
уроке. Кроме этого, владение и использование ИКТ – хороший способ
не отстать от времени и от своих учеников.