KГУ "Прииртышская средняя общеобразовательная школа имени Т.П.Праслова" отдела образования Железинского района, управления образования Павлодарской области
Аксенюк В.В.
Учитель химии и биологии
Спецкурс «Экология» для учащихся 10-11-х классов
Прииртышское
2024



Пояснительная записка.
Программа cпецкурса по экологии для учащихся 10-11 класса составлена на основе Государственного cтандарта среднего общего образования Республики Казахстан и программы Алматы: Республиканского издательства кабинета Казахской академии образования имени И. Алтынсарина по предмету «Биология» и представляет собой целостный курс, направленный на изучение основ современной биологии и построенный на основе принципов развивающего и воспитывающего обучения, систематичности, преемственности.
Содержание спецкурса предусматривает изучение основ современной экологии, места экологии в культуре, а структура определяет возрастными возможностями учащихся и уровнем их развития.
через подготовку личности, понимающую, что жизнь – это наивысшая ценность, овладевший экологическим мышлением, освоившей экологическим мышлением, освоившей основы экологической культуры, овладевшей необходимыми методами изучения природы, умеющей их применять на практике: в деле охраны видов и экосистем, экологизации производства, ведения здорового образа жизни- это основа организации спецкурса «Экология», т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности. Оно способствует вовлечению школьников в процесс познания живой природы, помогает задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, учит высказывать свои мысли и аргументировать свой ответ.
Актуальность программы курса обусловлена тем, что данный образовательный проект, направленный на интеграцию ключевых аспектов функциональной грамотности в процесс обучения экологии. Курс ориентирован на развитие у школьников навыков экологического мышления и культуры на основе представлений о взаимосвязи элементов в системе («человек – общество – природа») [7.стр37], развития и самореализации, учащихся для осознания необходимости здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни.
Научно-методический уровень работы(комбинаторный)
Формы организации деятельности учащихся на занятиях
• Групповая
• Индивидуальная
Формы и методы, используемые в работе по программе
Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.
Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.
Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).
Исследовательские методы.
Наглядность: просмотр видео-, кино-, диа-, слайдфильмов, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.
Новизна, педагогическая целесобразность. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы. Основная цель экологического образования – подготовка личности, понимающей, что жизнь – это наивысшая ценность, овладевший экологическим мышлением, освоившей экологическим мышлением, освоившей основы экологической культуры, овладевшей необходимыми методами изучения природы, умеющей их применять на практике: в деле охраны видов и экоcистем, экологизации производства, ведения здорового образа жизни. Особое внимание в курсе уделено проектной деятельности, что позволяет учащимся не только осваивать теоретические знания, но и применять их на практике. Групповые проекты, дебаты и защита исследовательских работ развивают коммуникативные и исследовательские навыки, важные для формирования функциональной грамотности.
Цель курса: Создание условий для формирования экологического мышления и культуры на основе представлений о взаимосвязи элементов в системе («человек – общество – природа»), развития и самореализации, учащихся для осознания необходимости здорового, безопасного и экологически целеcообразного образа жизни.
Предлагаемый курc направлен на решение cледующих задач:
- формирование системных базисных знаний основных экологических законов, определяющих существование и взаимодействие биологических систем разных уровней, в том числе в системе «человек—общество—природа»; [7.стр37]
- формирование знаний экологических основ социальной жизни и демографических процессов человечества, а также современного состояния окружающей природной среды, природных ресурсов, форм и методов их охраны и рационального использования в целях устойчивого развития общества;
- формирование представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы;
- формирование экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах человеческой деятельности.
Задачи программы:
Образовательные
Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
Способствовать популяризации у учащихся экологических знаний.
Развивающие
Развитие творческих способностей ребенка.
Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.
Воспитательные
• Единая программа воспитания «Біртұтас» тәрбие
Воспитание духовно-нравственных качеств. Развитие гражданской ответственности и патриотизма. Формирование интеллекта и лояльности. Теоретическая значимость Учащиеся, прошедшие курс, могут продемонстрировать хорошие результаты в области критического анализа информации, научиться выделять значимые исторические факты и делать обоснованные выводы. Они смогут не только успешно решать задачи, связанные с анализом данных, но и развить навыки работы в группе, аргументации и публичных выступлений.
Практическая значимость • положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.
• повышение коммуникативности;
• появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии;
• умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;
• сформировавшиеся экологические знания, умения и навыки, одновременно приобретенные навыки организации внеклассной работы: проведения викторин, бесед, классных часов с учащимися начальной школы. [6.стр35]
В процеccе изучения курса важное место занимают практические работы и решение задач, которые развивают экологическое мышление учащихся.
Предлагаемые темы предполагают использование разнообразных форм организации учебно– воспитательного процесса – лекций, семинаров, экскурcий которые позволяют связать изучаемые темы с жизнью, с практикой охраны природы в данной местности. Работа учащихся с литературой, подготовка рефератов, докладов способствует развитию навыков самообразования, умение пропагандировать идеи оптимизации, природопользования.
Рабочая программа ориентирована на использование учебников:
Н.М. Мамедов, И.Т. Cуравегина «Экология». 10 класс. Базовый уровень. – М.: ООО «Русское слово», 2016.
Н.М. Мамедов, И.Т. Cуравегина «Экология». 11 класс. Базовый уровень. – М.: ООО «Русское слово», 2015, и обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания образования.
Настоящая программа составлена на 68 часов (34 часа – 10 класс, 34 часа – 11 класс), в соответствии с учебным планом школы и рассчитана на 2 года обучения.
Курс «Экология» 10-11 классов опирается на знания обучающихся, полученными ими при изучении естественных наук в основной школе.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса «Экология». Базовый уровень.
Личностными результaтaми обучения экологии в основной школе являются:
1) сформированность экологического мышления, понимание обусловленности современного изменения природы в результате человеческой деятельности нарушением экологических законов устойчивого сосуществования, понимание путей преодоления экологического кризиса;
2) сформировaнность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, бережного отношения к природе;
3) сформировaнность основ сaморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности в области охраны природы;
4) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего зaкон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; [2.стр37]
5) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения, в том числе в природоохранной деятельности;
6) сформированность нравственного экологического сознания, ответственное отношение к природе, осознание личной ответственности в деле сохранения природы.
Метапредметными результатами обучения экологии в основной школе являются:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях, в том числе в природоохранной деятельности;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной экологической деятельности, навыками разрешения локальных проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение самостоятельно ставить вопросы, оценивать и принимать решения, делать выводы и заключения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских, нравственных и природоохранных ценностей.
6) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
7) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. [1.стр37]
Предметными результатами обучения экологии в основной школе являются:
1) сформированность понимания общих экологических законов, особенностей влияния человеческой деятельности на состояние природной и социальной среды; приобретение
опыта эколого-направленной деятельности;
2) сформированность представлений об экологической культуре как одном из условий достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, об экологических связях в системе «человек—общество—природа»; [7.стр37]
3) сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;
4) владение базовыми экологическими понятиями, владение способностями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;
5) сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;
6) сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.
Выпускник на базовом уровне научится:
использовать понятие «экологическая культура» для объяснения экологических связей в системе «человек–общество–природа» и достижения устойчивого развития общества и природы;[7.стр37]
определять разумные потребности человека при использовании продуктов и товаров отдельными людьми, сообществами;
анализировать влияние социально-экономических процессов на состояние природной среды;
анализировать маркировку товаров и продуктов питания, экологические сертификаты с целью получения информации для обеспечения безопасности жизнедеятельности, энерго- и ресурсосбережения;
анализировать последствия нерационального использования энергоресурсов;
использовать местные, региональные и государственные экологические нормативные акты и законы для реализации своих гражданских прав и выполнения обязанностей в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;
понимать взаимосвязь экологического и экономического вреда и оценивать последствия физического, химического и биологического загрязнения окружающей среды;
анализировать различные ситуации с точки зрения наступления случая экологического правонарушения;
оценивать опасность отходов для окружающей среды и предлагать способы сокращения и утилизации отходов в конкретных ситуациях;
извлекать и анализировать информацию с сайтов геоинформационных систем и компьютерных программ экологического мониторинга для характеристики экологической обстановки конкретной территории;
выявлять причины, приводящие к возникновению локальных, региональных и глобальных экологических проблем. [2.стр47]
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
анализировать и оценивать экологические последствия хозяйственной деятельности человека в разных сферах деятельности;
прогнозировать экологические последствия деятельности человека в конкретной экологической ситуации;
моделировать поля концентрации загрязняющих веществ производственных и бытовых объектов;
разрабатывать меры, предотвращающие экологические правонарушения; выполнять учебный проект, связанный с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем и экологическим просвещением людей. [4.стр 27]
Учебно-тематический план:
|
№ |
Тема |
Количество часов |
Вид занятий |
|
|
теоретический |
практический |
|||
|
Введение (6часов) |
||||
|
1 |
Знакомство с понятием «экосистемы» и их различными типами. Знакомство с темами рефератов, проектов. |
1 |
1 |
|
|
2 |
История развития экологии как науки. |
1 |
1 |
|
|
3 |
Предмет экологии, основные объекты экологического изучения, цели изучения. |
1 |
1 |
|
|
4 |
Экологические понятия и термины. |
1 |
1 |
|
|
5 |
Понятие экологической ниши, его характеристика. |
1 |
|
1 |
|
6 |
Экскурсия «Экосистемы» |
1 |
|
1 |
|
Знакомство с экосистемами (26часов+2 резервных часа) Экосистемы суши (биомы) (10 часов) |
||||
|
1 |
Экосистемы суши (биомы) |
1 |
1 |
|
|
2 |
Лесные экосистемы. |
1 |
1 |
|
|
3 |
Структура леса, действие факторов среды в лесных экосистемах. |
1 |
1 |
|
|
4 |
Типы и особенности травянистых экосистем. |
1 |
1 |
|
|
5 |
Приспособительные ритмы жизни. |
1 |
1 |
|
|
6 |
Влияние экологических факторов в травянистых экосистемах на примере экосистемы степи. |
1 |
1 |
|
|
7 |
Жизнь и взаимоотношения обитателей экосистемы суши |
1 |
1 |
|
|
8 |
Арктические пустыни, их особенности |
1 |
1 |
|
|
9 |
Составление характеристики предложенной экосистемы (биома) |
1 |
|
1 |
|
10 |
Анализ выполнения практической работы |
1 |
|
1 |
|
Водные экосистемы (16 часов) |
||||
|
1 |
Типы водных экосистем, их характеристика. |
1 |
1 |
|
|
2 |
Экологические факторы, лимитирующие жизнь обитателей водных экосистем (соленость). |
1 |
1 |
|
|
3 |
Экологические факторы, лимитирующие жизнь обитателей водных экосистем (глубина проникновения солнечных лучей). |
1 |
1 |
|
|
4 |
Экологические факторы, лимитирующие жизнь обитателей водных экосистем ( температура воды). |
1 |
1 |
|
|
5 |
Морские экосистемы, их значение. |
1 |
1 |
|
|
6 |
Океанические экосистемы, их значение. |
1 |
1 |
|
|
7 |
Экологические особенности пресноводных водотоков и рек. |
1 |
1 |
|
|
8 |
Составление характеристики предложенной экосистемы (биома) |
1 |
1 |
|
|
9 |
Определение местообитания различных организмов по их внешнему виду. |
1 |
1 |
|
|
10 |
Анализ выполнения практической работы |
1 |
1 |
|
|
11 |
Экологическое состояние берега реки Иртыш в селе Прииртышское. |
1 |
1 |
|
|
12 |
Жизнь и взаимоотношения обитателей водных экосистем. |
1 |
1 |
|
|
13 |
Экологические факторы влияющие на обитателей водных экосистем. |
1 |
1 |
|
|
14 |
Взаимосвязь наземных и водных экосистем. |
1 |
1 |
|
|
15 |
Реакция живых организмов на загрязнение окружающей среды |
1 |
1 |
|
|
16 |
Зачет-тестирование |
1 |
1 |
|
|
Заключение (2 часа) |
||||
|
1 |
Защита рефератов |
1 |
|
|
|
2 |
Защита рефератов |
1 |
|
|
Содержание программы
программа состоит из следующих компонентов:
Пояснительная записка.
Распределение учебного материала.
Требования к знаниям и умениям.
Тематический план курса.
Темы рефератов, практических работ.
Распределение учебного материала.
Содержание спецкурса «Экология» для учащихся10-11 класса (34 часа).
Из них: Практических-7 Экскурсий- 1
Введение (6часов)
Знакомство с понятием «экосистемы» и их различными типами. Предмет экологии, основные объекты экологического изучения, цели изучения. Экологические понятия: биосфера, биотоп, сообщество , популяция, экосистема, живые и не живые компоненты.
Знакомство с экосистемами (26часов+2 резервных часа)
Экосистемы суши (биомы) (10 часов)
Экосистемы хвойных, широколиственных и смешанных лесов, их особенности. Структура леса (вертикальная и горизонтальная ярусность), действие факторов среды в лесных экосистемах. Травянистые экосистемы, их типы (степи, саванны, прерии, тундра) и особенности; влияние экологических факторов в степных экосистемах. Арктические пустыни, их особенности.
Водные экосистемы (16 часов)
Экологические факторы, лимитирующие жизнь обитателей водных экосистем (соленость, глубина проникновения солнечных лучей, температура воды). Пресноводные озера , водохранилища, водотоки, реки. Взаимосвязь наземных и водных экосистем.
Требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
предмет и задачи экологии;
экологические системы воды и суши;
сущность понятий: биосфера, биотоп, сообщество , популяция, экосистема, живые и не живые компоненты;
влияние деятельности человека на экосистему;
правила поведения на природе;
роль экологических знаний как научной основы рационального природопользования.
Учащиеся должны уметь:
применять экологические знания для объяснения сменяемости сообществ во времени и пространстве;
прогнозировать последствия воздействия человека на природные экосистемы;
выявлять черты приспособленности живых организмов к условиям существования;
составлять сравнительные характеристики различных экосистем (биомов);
определять местообитание организмов по их внешнему виду;
выявлять основные компоненты местных природных и искусственных экосистем.
Темы рефератов, проектов и практических работ.
Рефераты:
1. Экологическое будущее нашей планеты.
2. Влияние деятельности человека на окружающую среду.
Реакция живых организмов на загрязнение окружающей среды
Взаимосвязь наземных и водных экосистем.
Экологические факторы влияющие на обитателей водных экосистем.
Жизнь и взаимоотношения обитателей водных экосистем.
Экологическое состояние берега реки Иртыш в селе Прииртышское.
Экологические особенности пресноводных водотоков и рек.
Типы водных экосистем, их характеристика.
Жизнь и взаимоотношения обитателей экосистемы суши.
Экологические факторы, лимитирующие жизнь обитателей водных экосистем.
Экосистемы суши (биомы)
Влияние экологических факторов в степных экосистемах.
Экологические проекты:
1.Экология и школа.
2.Экология и классная комната.
3. Экология и семья.
4. Экология и медицина.
Экология и прибрежная зона отдыха.
Практические работы:
1.Защита рефератов, проектов.
2. Составление характеристики предложенной экосистемы (биома)
3. Определение местообитания различных организмов по их внешнему виду.
Оценка качества подготовки учащихся 10-11 класса по экологии.
С целью более качественного подхода к оцениванию работ учащихся рекомендуется использовать в работе диагностическую карту. Карта позволяет не только объективно оценить работу, но и выявить затруднения, с которыми школьники могут сталкиваться на определенном этапе выполнения работы. Это позволит скорректировать работу учащихся и помочь им в освоении умений и навыков. [5.стр 44]
Диагностическая карта.
|
П/№ |
Навыки и умения |
Список класса |
|||
|
ФИО |
ФИО |
||||
|
Макс. балл |
Факт. балл |
Макс. балл |
Факт. балл |
||
|
1 |
Показывает четкое понимание проблемы и ее актуальность |
3 |
|
|
|
|
2 |
Хорошо понимает роль науки и интеграции ее в обществе. |
4 |
|
|
|
|
3 |
Комментирует ограничение науки в решении социальных вопросов. |
4 |
|
|
|
|
4 |
Понимает этические, социальные, моральные аспекты, связанные с изучаемой проблемой. |
5 |
|
|
|
|
5 |
Предлагает пути решения проблемы. |
4 |
|
|
|
|
6 |
Работа представлена детально, последовательно. |
3 |
|
|
|
|
7 |
Понимает и использует графики, рисунки, таблицы, диаграммы и т.д. |
3 |
|
|
|
|
8 |
Ученик широко используют научный язык. |
4 |
|
|
|
|
9 |
Итоговый балл. |
30 |
|
|
|
Предлагается уровневая оценка учащихся:
1 уровень –6-12 баллов – «2» 2 уровень –13-19 баллов- «3»
3 уровень –20-25 баллов- «4» 4 уровень –26-30 баллов – «5»
Литература
Для учащихся:
-
Н.М. Чернова, В.М. Галушин Основы экологии. М.: Просвещение, 1995
Программа курса «Экология». 10-11 классы. Базовый уровень/ авт.-сот. Н.М. Мамедов,
2. И.Т. Суравегина. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2014
Рабочая программа к учебнику Н.М. Мамедова, И.Т. Суравегиной «Экология» для 10 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень / авт.-сост. Н.М Мамедов,
3. И.Т. Суравегина. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2014.
4.Н.М. Мамедов, И.Т. Суравегина. Экология: учебник для 10 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень /– М.: ООО «Русское слово - учебник», 2016.
5. Н.М. Мамедов, И.Т. Суравегина. Экология: учебник для 11класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень /– М.: ООО «Русское слово - учебник», 2015.
Интернет ресурсы
https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-rabochey-programmi-po-ekologii-klass-2447760.html http://festival.1september.ru/articles/509368/ http://nsportal.ru/shkola/ekologiya/library/ekologicheskaya-igra-musornaya-problema http://kk.convdocs.org/docs/index-202557.html http://www.geo.ru/ekologiya/musornyi-veter http://www.coolreferat.com/?zip=188774 http://fevt.ru/load/ehkologija_zdorove_cheloveka/107-1-0-1106
Для учителей:
1.Алексеев СВ., Беккер A.M. Изучаем экологию экспериментально.
СПб.: УПМ, 1983.
2.Алексеев СВ., Груздева Н.В., Тарасов СВ. Дидактические игры по экологии. СПб.: УПМ, 1993.
3.Алексеев СВ. Практикум по экологии. М.: АО МДС, 1996.
4.Биоиндикация загрязнений наземных экосистем / Под ред. Р: Шуберта. М.: Мир, 1986.
5.Боч М.С Мониторинг растительности на охраняемых болотных территориях. Л., 1991.
6. Оспанова, Г. С. Экология: оқулық / Г. С. Оспанова, Г. Т. Бозшатаева, 2002. - 406 бет. с.
7.А.С. Мусина: Экология Казахстана 2019\ ТОО Medet Group; стр: 142
|
п\№ |
П/№ |
Темы уроков |
Кол-во часов |
Домашнее Задание |
Дата |
Примечание |
|||
|
Тео рия |
Практика |
План |
Факт |
||||||
|
|
Введение (6 часов) |
||||||||
|
1 |
1 |
Знакомство с понятием «экосистемы» и их различными типами. Знакомство с темами рефератов, проектов. |
1 |
|
Выбор темы реферата, проекта. |
|
|
|
|
|
2 |
2 |
История развития экологии как науки. |
1 |
|
Составление плана работы. |
|
|
|
|
|
3 |
3 |
Предмет экологии, основные объекты экологического изучения, цели изучения. |
1 |
|
Изучение литературы по выбранной теме |
|
|
|
|
|
4 |
4 |
Экологические понятия и термины. |
1 |
|
Работа с конспектом |
|
|
|
|
|
5 |
5 |
Понятие экологической ниши, его характеристика. |
1 |
|
Изучение литературы «Экосистемы» |
|
|
|
|
|
6 |
6 |
Экскурсия «Экосистемы» |
|
1 |
Составление сравнительной таблицы по результатам наблюдения. |
|
|
|
|
|
|
Знакомство с экосистемами (26часов) |
||||||||
|
|
Экосистемы суши (биомы) (10 часов) |
||||||||
|
7 |
1 |
Экосистемы суши (биомы) |
1 |
|
Запись новых терминов (работа со словарем) Работа по теме реферата, проекта |
|
|
|
|
|
8 |
2 |
Лесные экосистемы. |
1 |
|
Запись новых терминов (работа со словарем) Работа по теме реферата, проекта |
|
|
|
|
|
9 |
3 |
Структура леса, действие факторов среды в лесных экосистемах. |
1 |
|
Запись новых терминов (работа со словарем) Работа по теме реферата, проекта |
|
|
|
|
|
10 |
4 |
Типы и особенности травянистых экосистем. |
1 |
|
Запись новых терминов |
|
|
|
|
|
11 |
5 |
Приспособительные ритмы жизни. |
1 |
|
Запись новых терминов (работа со словарем) Работа по теме реферата, проекта |
|
|
|
|
|
12 |
6 |
Влияние экологических факторов в травянистых экосистемах на примере экосистемы степи. |
1 |
|
Работа по теме реферата, проекта. Запись новых терминов (работа со словарем) |
|
|
|
|
|
13 |
7 |
Жизнь и взаимоотношения обитателей экосистемы суши |
1 |
|
Запись новых терминов (работа со словарем) Работа по теме реферата, проекта |
|
|
|
|
|
14 |
8 |
Арктические пустыни, их особенности |
1 |
|
Запись новых терминов (работа со словарем) Работа по теме реферата, проекта |
|
|
|
|
|
15 |
9 |
Составление характеристики предложенной экосистемы (биома) |
|
1 |
Работа по опорной схеме-карточке. |
|
|
|
|
|
16 |
10 |
Анализ выполнения практической работы |
|
1 |
Ответы и вопросы по инструктивной карточке. |
|
|
|
|
|
|
Водные экосистемы (16 часов) |
||||||||
|
17 |
1 |
Типы водных экосистем, их характеристика. |
1 |
|
Работа с конспектом Работа по теме реферата, проекта |
|
|
|
|
|
18 |
2 |
Экологические факторы, лимитирующие жизнь обитателей водных экосистем (соленость). |
1 |
|
Работа с конспектом Работа по теме реферата, проекта |
|
|
|
|
|
19 |
3 |
Экологические факторы, лимитирующие жизнь обитателей водных экосистем (глубина проникновения солнечных лучей). |
1 |
|
Работа с конспектом Работа по теме реферата, проекта |
|
|
|
|
|
20 |
4 |
Экологические факторы, лимитирующие жизнь обитателей водных экосистем ( температура воды). |
1 |
|
Работа с конспектом Работа по теме реферата, проекта |
|
|
|
|
|
21 |
5 |
Морские экосистемы, их значение. |
1 |
|
Работа с конспектом Работа по теме реферата, проекта |
|
|
|
|
|
22 |
6 |
Океанические экосистемы, их значение. |
1 |
|
Работа с конспектом Работа по теме реферата, проекта |
|
|
|
|
|
23 |
7 |
Экологические особенности пресноводных водотоков и рек. |
1 |
|
Работа с конспектом Работа по теме реферата, проекта |
|
|
|
|
|
24 |
8 |
Составление характеристики предложенной экосистемы (биома) |
1 |
|
Работа по опорной схеме-карточке. |
|
|
|
|
|
25 |
9 |
Определение местообитания различных организмов по их внешнему виду. |
|
1 |
Работа по опорной схеме-карточке. |
|
|
|
|
|
26 |
10 |
Анализ выполнения практической работы |
1 |
|
Ответы и вопросы по инструктивной карточке. |
|
|
|
|
|
27 |
11 |
Экологическое состояние берега реки Иртыш в селе Прииртышское. |
1 |
|
Составление сравнительной таблицы по результатам наблюдения. |
|
|
|
|
|
28 |
12 |
Жизнь и взаимоотношения обитателей водных экосистем. |
1 |
|
Работа с конспектом Работа по теме реферата, проекта |
|
|
|
|
|
29 |
13 |
Экологические факторы влияющие на обитателей водных экосистем. |
1 |
|
Работа с конспектом Работа по теме реферата, проекта |
|
|
|
|
|
30 |
14 |
Взаимосвязь наземных и водных экосистем. |
1 |
|
Работа с конспектом Работа по теме реферата, проекта |
|
|
|
|
|
31 |
15 |
Реакция живых организмов на загрязнение окружающей среды |
1 |
|
Работа с конспектом Работа по теме реферата, проекта |
|
|
|
|
|
32 |
16 |
Зачет-тестирование |
1 |
|
Повторение изученного |
|
|
|
|
|
|
Заключение (2 часа) |
||||||||
|
33 |
1 |
Защита рефератов |
|
1 |
Работа по теме реферата, проекта |
|
|
|
|
|
34 |
2 |
Защита рефератов |
|
1 |
Работа по теме реферата, проекта |
|
|
|
|
Учитель химии и биологии Аксенюк В.В.


17
жүктеу мүмкіндігіне ие боласыз
Бұл материал сайт қолданушысы жариялаған. Материалдың ішінде жазылған барлық ақпаратқа жауапкершілікті жариялаған қолданушы жауап береді. Ұстаз тілегі тек ақпаратты таратуға қолдау көрсетеді. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзған болса немесе басқа да себептермен сайттан өшіру керек деп ойласаңыз осында жазыңыз
Спецкурс Экология
Спецкурс Экология
KГУ "Прииртышская средняя общеобразовательная школа имени Т.П.Праслова" отдела образования Железинского района, управления образования Павлодарской области
Аксенюк В.В.
Учитель химии и биологии
Спецкурс «Экология» для учащихся 10-11-х классов
Прииртышское
2024



Пояснительная записка.
Программа cпецкурса по экологии для учащихся 10-11 класса составлена на основе Государственного cтандарта среднего общего образования Республики Казахстан и программы Алматы: Республиканского издательства кабинета Казахской академии образования имени И. Алтынсарина по предмету «Биология» и представляет собой целостный курс, направленный на изучение основ современной биологии и построенный на основе принципов развивающего и воспитывающего обучения, систематичности, преемственности.
Содержание спецкурса предусматривает изучение основ современной экологии, места экологии в культуре, а структура определяет возрастными возможностями учащихся и уровнем их развития.
через подготовку личности, понимающую, что жизнь – это наивысшая ценность, овладевший экологическим мышлением, освоившей экологическим мышлением, освоившей основы экологической культуры, овладевшей необходимыми методами изучения природы, умеющей их применять на практике: в деле охраны видов и экосистем, экологизации производства, ведения здорового образа жизни- это основа организации спецкурса «Экология», т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности. Оно способствует вовлечению школьников в процесс познания живой природы, помогает задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, учит высказывать свои мысли и аргументировать свой ответ.
Актуальность программы курса обусловлена тем, что данный образовательный проект, направленный на интеграцию ключевых аспектов функциональной грамотности в процесс обучения экологии. Курс ориентирован на развитие у школьников навыков экологического мышления и культуры на основе представлений о взаимосвязи элементов в системе («человек – общество – природа») [7.стр37], развития и самореализации, учащихся для осознания необходимости здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни.
Научно-методический уровень работы(комбинаторный)
Формы организации деятельности учащихся на занятиях
• Групповая
• Индивидуальная
Формы и методы, используемые в работе по программе
Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.
Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.
Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).
Исследовательские методы.
Наглядность: просмотр видео-, кино-, диа-, слайдфильмов, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.
Новизна, педагогическая целесобразность. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы. Основная цель экологического образования – подготовка личности, понимающей, что жизнь – это наивысшая ценность, овладевший экологическим мышлением, освоившей экологическим мышлением, освоившей основы экологической культуры, овладевшей необходимыми методами изучения природы, умеющей их применять на практике: в деле охраны видов и экоcистем, экологизации производства, ведения здорового образа жизни. Особое внимание в курсе уделено проектной деятельности, что позволяет учащимся не только осваивать теоретические знания, но и применять их на практике. Групповые проекты, дебаты и защита исследовательских работ развивают коммуникативные и исследовательские навыки, важные для формирования функциональной грамотности.
Цель курса: Создание условий для формирования экологического мышления и культуры на основе представлений о взаимосвязи элементов в системе («человек – общество – природа»), развития и самореализации, учащихся для осознания необходимости здорового, безопасного и экологически целеcообразного образа жизни.
Предлагаемый курc направлен на решение cледующих задач:
- формирование системных базисных знаний основных экологических законов, определяющих существование и взаимодействие биологических систем разных уровней, в том числе в системе «человек—общество—природа»; [7.стр37]
- формирование знаний экологических основ социальной жизни и демографических процессов человечества, а также современного состояния окружающей природной среды, природных ресурсов, форм и методов их охраны и рационального использования в целях устойчивого развития общества;
- формирование представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы;
- формирование экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах человеческой деятельности.
Задачи программы:
Образовательные
Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
Способствовать популяризации у учащихся экологических знаний.
Развивающие
Развитие творческих способностей ребенка.
Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.
Воспитательные
• Единая программа воспитания «Біртұтас» тәрбие
Воспитание духовно-нравственных качеств. Развитие гражданской ответственности и патриотизма. Формирование интеллекта и лояльности. Теоретическая значимость Учащиеся, прошедшие курс, могут продемонстрировать хорошие результаты в области критического анализа информации, научиться выделять значимые исторические факты и делать обоснованные выводы. Они смогут не только успешно решать задачи, связанные с анализом данных, но и развить навыки работы в группе, аргументации и публичных выступлений.
Практическая значимость • положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.
• повышение коммуникативности;
• появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии;
• умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;
• сформировавшиеся экологические знания, умения и навыки, одновременно приобретенные навыки организации внеклассной работы: проведения викторин, бесед, классных часов с учащимися начальной школы. [6.стр35]
В процеccе изучения курса важное место занимают практические работы и решение задач, которые развивают экологическое мышление учащихся.
Предлагаемые темы предполагают использование разнообразных форм организации учебно– воспитательного процесса – лекций, семинаров, экскурcий которые позволяют связать изучаемые темы с жизнью, с практикой охраны природы в данной местности. Работа учащихся с литературой, подготовка рефератов, докладов способствует развитию навыков самообразования, умение пропагандировать идеи оптимизации, природопользования.
Рабочая программа ориентирована на использование учебников:
Н.М. Мамедов, И.Т. Cуравегина «Экология». 10 класс. Базовый уровень. – М.: ООО «Русское слово», 2016.
Н.М. Мамедов, И.Т. Cуравегина «Экология». 11 класс. Базовый уровень. – М.: ООО «Русское слово», 2015, и обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания образования.
Настоящая программа составлена на 68 часов (34 часа – 10 класс, 34 часа – 11 класс), в соответствии с учебным планом школы и рассчитана на 2 года обучения.
Курс «Экология» 10-11 классов опирается на знания обучающихся, полученными ими при изучении естественных наук в основной школе.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса «Экология». Базовый уровень.
Личностными результaтaми обучения экологии в основной школе являются:
1) сформированность экологического мышления, понимание обусловленности современного изменения природы в результате человеческой деятельности нарушением экологических законов устойчивого сосуществования, понимание путей преодоления экологического кризиса;
2) сформировaнность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, бережного отношения к природе;
3) сформировaнность основ сaморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности в области охраны природы;
4) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего зaкон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; [2.стр37]
5) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения, в том числе в природоохранной деятельности;
6) сформированность нравственного экологического сознания, ответственное отношение к природе, осознание личной ответственности в деле сохранения природы.
Метапредметными результатами обучения экологии в основной школе являются:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях, в том числе в природоохранной деятельности;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной экологической деятельности, навыками разрешения локальных проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение самостоятельно ставить вопросы, оценивать и принимать решения, делать выводы и заключения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских, нравственных и природоохранных ценностей.
6) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
7) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. [1.стр37]
Предметными результатами обучения экологии в основной школе являются:
1) сформированность понимания общих экологических законов, особенностей влияния человеческой деятельности на состояние природной и социальной среды; приобретение
опыта эколого-направленной деятельности;
2) сформированность представлений об экологической культуре как одном из условий достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, об экологических связях в системе «человек—общество—природа»; [7.стр37]
3) сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;
4) владение базовыми экологическими понятиями, владение способностями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;
5) сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;
6) сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.
Выпускник на базовом уровне научится:
использовать понятие «экологическая культура» для объяснения экологических связей в системе «человек–общество–природа» и достижения устойчивого развития общества и природы;[7.стр37]
определять разумные потребности человека при использовании продуктов и товаров отдельными людьми, сообществами;
анализировать влияние социально-экономических процессов на состояние природной среды;
анализировать маркировку товаров и продуктов питания, экологические сертификаты с целью получения информации для обеспечения безопасности жизнедеятельности, энерго- и ресурсосбережения;
анализировать последствия нерационального использования энергоресурсов;
использовать местные, региональные и государственные экологические нормативные акты и законы для реализации своих гражданских прав и выполнения обязанностей в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;
понимать взаимосвязь экологического и экономического вреда и оценивать последствия физического, химического и биологического загрязнения окружающей среды;
анализировать различные ситуации с точки зрения наступления случая экологического правонарушения;
оценивать опасность отходов для окружающей среды и предлагать способы сокращения и утилизации отходов в конкретных ситуациях;
извлекать и анализировать информацию с сайтов геоинформационных систем и компьютерных программ экологического мониторинга для характеристики экологической обстановки конкретной территории;
выявлять причины, приводящие к возникновению локальных, региональных и глобальных экологических проблем. [2.стр47]
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
анализировать и оценивать экологические последствия хозяйственной деятельности человека в разных сферах деятельности;
прогнозировать экологические последствия деятельности человека в конкретной экологической ситуации;
моделировать поля концентрации загрязняющих веществ производственных и бытовых объектов;
разрабатывать меры, предотвращающие экологические правонарушения; выполнять учебный проект, связанный с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем и экологическим просвещением людей. [4.стр 27]
Учебно-тематический план:
|
№ |
Тема |
Количество часов |
Вид занятий |
|
|
теоретический |
практический |
|||
|
Введение (6часов) |
||||
|
1 |
Знакомство с понятием «экосистемы» и их различными типами. Знакомство с темами рефератов, проектов. |
1 |
1 |
|
|
2 |
История развития экологии как науки. |
1 |
1 |
|
|
3 |
Предмет экологии, основные объекты экологического изучения, цели изучения. |
1 |
1 |
|
|
4 |
Экологические понятия и термины. |
1 |
1 |
|
|
5 |
Понятие экологической ниши, его характеристика. |
1 |
|
1 |
|
6 |
Экскурсия «Экосистемы» |
1 |
|
1 |
|
Знакомство с экосистемами (26часов+2 резервных часа) Экосистемы суши (биомы) (10 часов) |
||||
|
1 |
Экосистемы суши (биомы) |
1 |
1 |
|
|
2 |
Лесные экосистемы. |
1 |
1 |
|
|
3 |
Структура леса, действие факторов среды в лесных экосистемах. |
1 |
1 |
|
|
4 |
Типы и особенности травянистых экосистем. |
1 |
1 |
|
|
5 |
Приспособительные ритмы жизни. |
1 |
1 |
|
|
6 |
Влияние экологических факторов в травянистых экосистемах на примере экосистемы степи. |
1 |
1 |
|
|
7 |
Жизнь и взаимоотношения обитателей экосистемы суши |
1 |
1 |
|
|
8 |
Арктические пустыни, их особенности |
1 |
1 |
|
|
9 |
Составление характеристики предложенной экосистемы (биома) |
1 |
|
1 |
|
10 |
Анализ выполнения практической работы |
1 |
|
1 |
|
Водные экосистемы (16 часов) |
||||
|
1 |
Типы водных экосистем, их характеристика. |
1 |
1 |
|
|
2 |
Экологические факторы, лимитирующие жизнь обитателей водных экосистем (соленость). |
1 |
1 |
|
|
3 |
Экологические факторы, лимитирующие жизнь обитателей водных экосистем (глубина проникновения солнечных лучей). |
1 |
1 |
|
|
4 |
Экологические факторы, лимитирующие жизнь обитателей водных экосистем ( температура воды). |
1 |
1 |
|
|
5 |
Морские экосистемы, их значение. |
1 |
1 |
|
|
6 |
Океанические экосистемы, их значение. |
1 |
1 |
|
|
7 |
Экологические особенности пресноводных водотоков и рек. |
1 |
1 |
|
|
8 |
Составление характеристики предложенной экосистемы (биома) |
1 |
1 |
|
|
9 |
Определение местообитания различных организмов по их внешнему виду. |
1 |
1 |
|
|
10 |
Анализ выполнения практической работы |
1 |
1 |
|
|
11 |
Экологическое состояние берега реки Иртыш в селе Прииртышское. |
1 |
1 |
|
|
12 |
Жизнь и взаимоотношения обитателей водных экосистем. |
1 |
1 |
|
|
13 |
Экологические факторы влияющие на обитателей водных экосистем. |
1 |
1 |
|
|
14 |
Взаимосвязь наземных и водных экосистем. |
1 |
1 |
|
|
15 |
Реакция живых организмов на загрязнение окружающей среды |
1 |
1 |
|
|
16 |
Зачет-тестирование |
1 |
1 |
|
|
Заключение (2 часа) |
||||
|
1 |
Защита рефератов |
1 |
|
|
|
2 |
Защита рефератов |
1 |
|
|
Содержание программы
программа состоит из следующих компонентов:
Пояснительная записка.
Распределение учебного материала.
Требования к знаниям и умениям.
Тематический план курса.
Темы рефератов, практических работ.
Распределение учебного материала.
Содержание спецкурса «Экология» для учащихся10-11 класса (34 часа).
Из них: Практических-7 Экскурсий- 1
Введение (6часов)
Знакомство с понятием «экосистемы» и их различными типами. Предмет экологии, основные объекты экологического изучения, цели изучения. Экологические понятия: биосфера, биотоп, сообщество , популяция, экосистема, живые и не живые компоненты.
Знакомство с экосистемами (26часов+2 резервных часа)
Экосистемы суши (биомы) (10 часов)
Экосистемы хвойных, широколиственных и смешанных лесов, их особенности. Структура леса (вертикальная и горизонтальная ярусность), действие факторов среды в лесных экосистемах. Травянистые экосистемы, их типы (степи, саванны, прерии, тундра) и особенности; влияние экологических факторов в степных экосистемах. Арктические пустыни, их особенности.
Водные экосистемы (16 часов)
Экологические факторы, лимитирующие жизнь обитателей водных экосистем (соленость, глубина проникновения солнечных лучей, температура воды). Пресноводные озера , водохранилища, водотоки, реки. Взаимосвязь наземных и водных экосистем.
Требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
предмет и задачи экологии;
экологические системы воды и суши;
сущность понятий: биосфера, биотоп, сообщество , популяция, экосистема, живые и не живые компоненты;
влияние деятельности человека на экосистему;
правила поведения на природе;
роль экологических знаний как научной основы рационального природопользования.
Учащиеся должны уметь:
применять экологические знания для объяснения сменяемости сообществ во времени и пространстве;
прогнозировать последствия воздействия человека на природные экосистемы;
выявлять черты приспособленности живых организмов к условиям существования;
составлять сравнительные характеристики различных экосистем (биомов);
определять местообитание организмов по их внешнему виду;
выявлять основные компоненты местных природных и искусственных экосистем.
Темы рефератов, проектов и практических работ.
Рефераты:
1. Экологическое будущее нашей планеты.
2. Влияние деятельности человека на окружающую среду.
Реакция живых организмов на загрязнение окружающей среды
Взаимосвязь наземных и водных экосистем.
Экологические факторы влияющие на обитателей водных экосистем.
Жизнь и взаимоотношения обитателей водных экосистем.
Экологическое состояние берега реки Иртыш в селе Прииртышское.
Экологические особенности пресноводных водотоков и рек.
Типы водных экосистем, их характеристика.
Жизнь и взаимоотношения обитателей экосистемы суши.
Экологические факторы, лимитирующие жизнь обитателей водных экосистем.
Экосистемы суши (биомы)
Влияние экологических факторов в степных экосистемах.
Экологические проекты:
1.Экология и школа.
2.Экология и классная комната.
3. Экология и семья.
4. Экология и медицина.
Экология и прибрежная зона отдыха.
Практические работы:
1.Защита рефератов, проектов.
2. Составление характеристики предложенной экосистемы (биома)
3. Определение местообитания различных организмов по их внешнему виду.
Оценка качества подготовки учащихся 10-11 класса по экологии.
С целью более качественного подхода к оцениванию работ учащихся рекомендуется использовать в работе диагностическую карту. Карта позволяет не только объективно оценить работу, но и выявить затруднения, с которыми школьники могут сталкиваться на определенном этапе выполнения работы. Это позволит скорректировать работу учащихся и помочь им в освоении умений и навыков. [5.стр 44]
Диагностическая карта.
|
П/№ |
Навыки и умения |
Список класса |
|||
|
ФИО |
ФИО |
||||
|
Макс. балл |
Факт. балл |
Макс. балл |
Факт. балл |
||
|
1 |
Показывает четкое понимание проблемы и ее актуальность |
3 |
|
|
|
|
2 |
Хорошо понимает роль науки и интеграции ее в обществе. |
4 |
|
|
|
|
3 |
Комментирует ограничение науки в решении социальных вопросов. |
4 |
|
|
|
|
4 |
Понимает этические, социальные, моральные аспекты, связанные с изучаемой проблемой. |
5 |
|
|
|
|
5 |
Предлагает пути решения проблемы. |
4 |
|
|
|
|
6 |
Работа представлена детально, последовательно. |
3 |
|
|
|
|
7 |
Понимает и использует графики, рисунки, таблицы, диаграммы и т.д. |
3 |
|
|
|
|
8 |
Ученик широко используют научный язык. |
4 |
|
|
|
|
9 |
Итоговый балл. |
30 |
|
|
|
Предлагается уровневая оценка учащихся:
1 уровень –6-12 баллов – «2» 2 уровень –13-19 баллов- «3»
3 уровень –20-25 баллов- «4» 4 уровень –26-30 баллов – «5»
Литература
Для учащихся:
-
Н.М. Чернова, В.М. Галушин Основы экологии. М.: Просвещение, 1995
Программа курса «Экология». 10-11 классы. Базовый уровень/ авт.-сот. Н.М. Мамедов,
2. И.Т. Суравегина. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2014
Рабочая программа к учебнику Н.М. Мамедова, И.Т. Суравегиной «Экология» для 10 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень / авт.-сост. Н.М Мамедов,
3. И.Т. Суравегина. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2014.
4.Н.М. Мамедов, И.Т. Суравегина. Экология: учебник для 10 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень /– М.: ООО «Русское слово - учебник», 2016.
5. Н.М. Мамедов, И.Т. Суравегина. Экология: учебник для 11класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень /– М.: ООО «Русское слово - учебник», 2015.
Интернет ресурсы
https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-rabochey-programmi-po-ekologii-klass-2447760.html http://festival.1september.ru/articles/509368/ http://nsportal.ru/shkola/ekologiya/library/ekologicheskaya-igra-musornaya-problema http://kk.convdocs.org/docs/index-202557.html http://www.geo.ru/ekologiya/musornyi-veter http://www.coolreferat.com/?zip=188774 http://fevt.ru/load/ehkologija_zdorove_cheloveka/107-1-0-1106
Для учителей:
1.Алексеев СВ., Беккер A.M. Изучаем экологию экспериментально.
СПб.: УПМ, 1983.
2.Алексеев СВ., Груздева Н.В., Тарасов СВ. Дидактические игры по экологии. СПб.: УПМ, 1993.
3.Алексеев СВ. Практикум по экологии. М.: АО МДС, 1996.
4.Биоиндикация загрязнений наземных экосистем / Под ред. Р: Шуберта. М.: Мир, 1986.
5.Боч М.С Мониторинг растительности на охраняемых болотных территориях. Л., 1991.
6. Оспанова, Г. С. Экология: оқулық / Г. С. Оспанова, Г. Т. Бозшатаева, 2002. - 406 бет. с.
7.А.С. Мусина: Экология Казахстана 2019\ ТОО Medet Group; стр: 142
|
п\№ |
П/№ |
Темы уроков |
Кол-во часов |
Домашнее Задание |
Дата |
Примечание |
|||
|
Тео рия |
Практика |
План |
Факт |
||||||
|
|
Введение (6 часов) |
||||||||
|
1 |
1 |
Знакомство с понятием «экосистемы» и их различными типами. Знакомство с темами рефератов, проектов. |
1 |
|
Выбор темы реферата, проекта. |
|
|
|
|
|
2 |
2 |
История развития экологии как науки. |
1 |
|
Составление плана работы. |
|
|
|
|
|
3 |
3 |
Предмет экологии, основные объекты экологического изучения, цели изучения. |
1 |
|
Изучение литературы по выбранной теме |
|
|
|
|
|
4 |
4 |
Экологические понятия и термины. |
1 |
|
Работа с конспектом |
|
|
|
|
|
5 |
5 |
Понятие экологической ниши, его характеристика. |
1 |
|
Изучение литературы «Экосистемы» |
|
|
|
|
|
6 |
6 |
Экскурсия «Экосистемы» |
|
1 |
Составление сравнительной таблицы по результатам наблюдения. |
|
|
|
|
|
|
Знакомство с экосистемами (26часов) |
||||||||
|
|
Экосистемы суши (биомы) (10 часов) |
||||||||
|
7 |
1 |
Экосистемы суши (биомы) |
1 |
|
Запись новых терминов (работа со словарем) Работа по теме реферата, проекта |
|
|
|
|
|
8 |
2 |
Лесные экосистемы. |
1 |
|
Запись новых терминов (работа со словарем) Работа по теме реферата, проекта |
|
|
|
|
|
9 |
3 |
Структура леса, действие факторов среды в лесных экосистемах. |
1 |
|
Запись новых терминов (работа со словарем) Работа по теме реферата, проекта |
|
|
|
|
|
10 |
4 |
Типы и особенности травянистых экосистем. |
1 |
|
Запись новых терминов |
|
|
|
|
|
11 |
5 |
Приспособительные ритмы жизни. |
1 |
|
Запись новых терминов (работа со словарем) Работа по теме реферата, проекта |
|
|
|
|
|
12 |
6 |
Влияние экологических факторов в травянистых экосистемах на примере экосистемы степи. |
1 |
|
Работа по теме реферата, проекта. Запись новых терминов (работа со словарем) |
|
|
|
|
|
13 |
7 |
Жизнь и взаимоотношения обитателей экосистемы суши |
1 |
|
Запись новых терминов (работа со словарем) Работа по теме реферата, проекта |
|
|
|
|
|
14 |
8 |
Арктические пустыни, их особенности |
1 |
|
Запись новых терминов (работа со словарем) Работа по теме реферата, проекта |
|
|
|
|
|
15 |
9 |
Составление характеристики предложенной экосистемы (биома) |
|
1 |
Работа по опорной схеме-карточке. |
|
|
|
|
|
16 |
10 |
Анализ выполнения практической работы |
|
1 |
Ответы и вопросы по инструктивной карточке. |
|
|
|
|
|
|
Водные экосистемы (16 часов) |
||||||||
|
17 |
1 |
Типы водных экосистем, их характеристика. |
1 |
|
Работа с конспектом Работа по теме реферата, проекта |
|
|
|
|
|
18 |
2 |
Экологические факторы, лимитирующие жизнь обитателей водных экосистем (соленость). |
1 |
|
Работа с конспектом Работа по теме реферата, проекта |
|
|
|
|
|
19 |
3 |
Экологические факторы, лимитирующие жизнь обитателей водных экосистем (глубина проникновения солнечных лучей). |
1 |
|
Работа с конспектом Работа по теме реферата, проекта |
|
|
|
|
|
20 |
4 |
Экологические факторы, лимитирующие жизнь обитателей водных экосистем ( температура воды). |
1 |
|
Работа с конспектом Работа по теме реферата, проекта |
|
|
|
|
|
21 |
5 |
Морские экосистемы, их значение. |
1 |
|
Работа с конспектом Работа по теме реферата, проекта |
|
|
|
|
|
22 |
6 |
Океанические экосистемы, их значение. |
1 |
|
Работа с конспектом Работа по теме реферата, проекта |
|
|
|
|
|
23 |
7 |
Экологические особенности пресноводных водотоков и рек. |
1 |
|
Работа с конспектом Работа по теме реферата, проекта |
|
|
|
|
|
24 |
8 |
Составление характеристики предложенной экосистемы (биома) |
1 |
|
Работа по опорной схеме-карточке. |
|
|
|
|
|
25 |
9 |
Определение местообитания различных организмов по их внешнему виду. |
|
1 |
Работа по опорной схеме-карточке. |
|
|
|
|
|
26 |
10 |
Анализ выполнения практической работы |
1 |
|
Ответы и вопросы по инструктивной карточке. |
|
|
|
|
|
27 |
11 |
Экологическое состояние берега реки Иртыш в селе Прииртышское. |
1 |
|
Составление сравнительной таблицы по результатам наблюдения. |
|
|
|
|
|
28 |
12 |
Жизнь и взаимоотношения обитателей водных экосистем. |
1 |
|
Работа с конспектом Работа по теме реферата, проекта |
|
|
|
|
|
29 |
13 |
Экологические факторы влияющие на обитателей водных экосистем. |
1 |
|
Работа с конспектом Работа по теме реферата, проекта |
|
|
|
|
|
30 |
14 |
Взаимосвязь наземных и водных экосистем. |
1 |
|
Работа с конспектом Работа по теме реферата, проекта |
|
|
|
|
|
31 |
15 |
Реакция живых организмов на загрязнение окружающей среды |
1 |
|
Работа с конспектом Работа по теме реферата, проекта |
|
|
|
|
|
32 |
16 |
Зачет-тестирование |
1 |
|
Повторение изученного |
|
|
|
|
|
|
Заключение (2 часа) |
||||||||
|
33 |
1 |
Защита рефератов |
|
1 |
Работа по теме реферата, проекта |
|
|
|
|
|
34 |
2 |
Защита рефератов |
|
1 |
Работа по теме реферата, проекта |
|
|
|
|
Учитель химии и биологии Аксенюк В.В.


17
шағым қалдыра аласыз













