Материалдар / Справочный материал по разработке СОР и СОЧ
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Справочный материал по разработке СОР и СОЧ

Материал туралы қысқаша түсінік
Бұл әдістемелік құрал мұғалімдерге БЖБ,ТЖБ құрауда жақсы көмекші болады. Нақты мысалдар келтірілген.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
02 Наурыз 2021
1281
1 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады



СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО РАЗРАБОТКЕ СОР И СОЧ

(учебно-методическое пособие)



Учебно-методическое пособие включает в себя учебный материал,необходимый для каждого учителя. В нем дается пояснение тому,как эффективно использовать эти материалы.А также можно использовать как справочный материал в учебном процессе.

Предоставленный пошаговый алгоритм разработки заданий поможет учителям –предметникам качественно разработать задания для суммативного оценивания за раздел и четверть. В сборнике даны рекомендации составления заданий открытого и закрытого типа,которые помогут выявить знания и умения учащихся по предмету и пройденным материалам. А также приведены примеры СОР и СОЧ по русскому языку и литературе за 2-ю и 3-ю четверти 5 класса для школ с казахским языком преподавания.

Данное пособие рекомендуется как памятка для использования в общеобразовательных школах.

































Неотъемлемой частью содержания образования является объективная и достоверная система оценивания учебных достижений обучающихся. Оценивание – это необходимый компонент образовательного процесса, представляющий собой сбор и анализ информации об успеваемости учащихся на текущих и итоговых стадиях обучения. Критериальный подход к оцениванию учебных достижений обучающихся применяется во многих зарубежных странах, и данная технология считается наиболее объективной. Такой подход помогает осуществлять, прежде всего, обратную связь, позволяющую всем участникам процесса понимать уровень освоения изучаемого материала. Опыт показывает практическую значимость и преимущества данного подхода, так как:

- оценивается работа учащегося, а не его личность;

- работа учащегося проверяется по критериям оценивания, которые известны им заранее;

- оценки учащимся выставляются только за то, что они изучали, так как критерии оценивания представляют конкретное выражение учебных целей;

- повышается мотивация учащихся к самооцениванию и обучению.

Содержание критериальной системы оценивания регламентируется на основе нормативных и инструктивно-методических документов.

Нормативный, инструктивно-методический документ – это:

официальный документ, определяющий нормы, который дополняется и изменяется;

акт, удостоверяющий все представленные нормы.

По статусу эти документы делятся на обязательные и рекомендованные.

Обязательные документы мы по своему предмету используем наиболее часто. Это учебная программа, сборники заданий формативного оценивания и краткосрочные планы.

Неотъемлемой частью содержания образования является объективная и достоверная система оценивания учебных достижений обучающихся. Оценивание – это необходимый компонент образовательного процесса, представляющий собой сбор и анализ информации об успеваемости учащихся на текущих и итоговых стадиях обучения.

Критериальный подход к оцениванию учебных достижений обучающихся применяется во многих зарубежных странах, и данная технология считается наиболее объективной. Такой подход помогает осуществлять, прежде всего, обратную связь, позволяющую всем участникам процесса понимать уровень освоения изучаемого материала

Опыт показывает практическую значимость и преимущества данного подхода, так как:

- оценивается работа учащегося, а не его личность;

- работа учащегося проверяется по критериям оценивания, которые известны им заранее;

- оценки учащимся выставляются только за то, что они изучали, так как критерии оценивания представляют конкретное выражение учебных целей;

- повышается мотивация учащихся к самооцениванию и обучению

Система критериального оценивания учебных достижений обучающихся, основанная на единстве обучения и оценивания:

направлена на формирование целостного подхода к обеспечению прогресса и успеваемости обучающегося;

обеспечивает реализацию целей обучения и сбор доказательств получения знаний и развития навыков в соответствии с учебными программами;

включает разнообразие способов и форм оценивания на основе содержания учебной программы по предмету для каждого класса.

Итак, критериальное оценивание – это процесс соотнесения реально достигнутых обучающимися результатов обучения с ожидаемыми результатами обучения на основе четко выработанных критериев. Критериальная система оценивания, внедренная в нашей стране в рамках обновленного содержания образования, интегрирует лучший казахстанский и международный опыт и позволяет реализовать ряд задач, в том числе:

функционирование объективной и прозрачной системы оценивания, способствующей повышению качества образовательных услуг;

формирование единых и качественных механизмов оценивания, соответствующих международным подходам и стандартам;

повышение компетентности учителей в оценочной деятельности;

создание условий для привития навыков самостоятельного обучения и повышения ответственности обучающихся за свое обучение;

предоставление объективной, непрерывной и достоверной информации обучающимся - о качестве их обучения; учителям - о прогрессе обучающихся; родителям - о степени достижения целей и результатах обучения; органам управления - о качестве предоставляемых образовательных услуг.

Система критериального оценивания, внедренная в рамках обновления содержания среднего образования, включает два вида оценивания: формативное и суммативное, которые охватывают развитие учащегося в течение учебного года. Подходы к оцениванию могут отличаться в зависимости от содержания предмета и вида критериального оценивания. Формативное оценивание является неотъемлемой частью процесса обучения и проводится регулярно учителем в течение четверти. Формативное оценивание обеспечивает непрерывную обратную связь между обучающимся и учителем без выставления баллов и оценок. При формативном оценивании обучающийся имеет право на ошибку и ее исправление. Это позволяет определить возможности обучающегося, выявить трудности, помочь в достижении наилучших результатов, своевременно корректировать учебный процесс. В целях эффективного преподавания и обучения необходимо наблюдать за обучающимися в процессе обучения для понимания текущего уровня и определения прогресса. Цели обучения и ожидаемые результаты учебной программы определяют содержание практики формативного оценивания. При этом процесс формативного оценивания не будет стандартизирован, т.е. каждый учитель самостоятельно сможет определять собственную практику формативного оценивания и нести ответственность за ее результаты. Использование учителем разнообразных методов формативного оценивания позволяет интегрировать процесс обучения и оценивания. Суммативное оценивание проводится для предоставления учителям, обучающимся и родителям информации о прогрессе обучающихся по завершении разделов/сквозных тем учебных программ и определенного учебного периода с выставлением баллов и оценок. Это позволяет определять и фиксировать уровень усвоения содержания учебной программы за определенный период, и использовать полученную информацию по результатам суммативного оценивания для планирования, коррекции и проведения анализа процесса обучения. Задания для суммативного оценивания за раздел/сквозную тему разрабатываются в соответствии с целями обучения и критериями оценивания. Суммативное оценивание должно включать разноуровневые задания, которые будут демонстрировать достижение различных уровней мыслительных навыков, включая проверку уровней мышления высокого порядка: анализ, синтез и оценка. Эффективное формативное и суммативное оценивание позволяет увидеть, насколько достижения обучающихся соответствуют поставленным целям обучения. Результаты формативного и суммативного оценивания используются учителями для планирования учебного процесса, рефлексии и улучшения собственной практики преподавания. Если формативное оценивание сфокусировано на предоставлении обратной связи при выполнении обучающимися конкретных задач или действий на уроке, то процесс суммативного оценивания за раздел/сквозную тему позволяет выявить уровень накопленных знаний и навыков обучающихся по завершении конкретного раздела/сквозной темы. Суммативное оценивание за четверть и суммативное оценивание за уровень образования проводятся для определения уровня освоения учебных программ.

Этапы планирования разработки задания.

1.Планирование. Определение целей и задач разработки заданий для оценивания. Рассматривая разработку задания для оценивания согласно теории Гилберта, первый этап основывается на субъективных и спонтанных определениях (высокие, средние или низкие требования). Учитель задается вопросом: какого уровня необходимо разработать задание для оценивания? 2.Разработка. На втором этапе определяются характеристики заданий, анализируются компоненты разработанных заданий (содержание, кодирование, инструкция, предполагаемый ответ и дистракторы), соответствие задания предполагаемому уровню.

3.Характеристики. Анализ качества заданий, пересмотр материалов, внесение изменений. Третий этап предполагает умение корректировать и вносить изменения в содержание разработанных заданий для оценивания. Разработчики анализируют содержание заданий для оценивания, сравнивают с уровнями требований и характеристиками, оценивают свою деятельность и рефлексируют, что может быть фактическим доказательством внесенных изменений и дополнений в разработанные задания.

4.Применение. Отработка задания с соблюдением выделенного времени и условий.

5.Анализ. Обзор результатов, сбор отзывов, внесение изменений. Данная модель может применяться учителями–предметниками при разработке и экспертизе заданий для суммативного оценивания.

Формативное оценивание- Разработка заданий с более узким характером рассмотрения содержания для оказания своевременной помощи учащимся в освоении учебного материала.

СОР - Включение в задания учебного материала, позволяющего учащимся продемонстрировать соответствующий уровень освоения раздела учебной программы.

СОЧ - Содержание заданий включает репрезентативную выборку из ожидаемых результатов обучения для идентификации достижения общих результатов обучения и подтверждения качества образования за определенный период.

Рассмотрим алгоритм разработки задания формативного оценивания. Для того, чтобы спланировать эффективный и соответствующий потребностям обучающихся процесс формативного оценивания, учителю предоставляется возможность самостоятельно определять форму, содержание и частоту, а также инструменты формативного оценивания. Для самостоятельной разработки заданий формативного оценивания учителю рекомендуется:

изучить учебную программу, учебный план и провести анализ целей обучения;

составить критерии оценивания на основе целей обучения согласно учебной программе;

распределить критерии оценивания по уровням мыслительных навыков для обеспечения дифференцированного подхода в составлении заданий;

разработать задание в соответствии с критериями оценивания и уровнями мыслительных навыков;

составить к заданию дескрипторы, которые описывают основные этапы его выполнения. Учитель разрабатывает или подбирает задания с учетом потребностей обучающихся и контекста обучения (Руководство по КО стр 13)

теперь рассмотрим алгоритм разработки заданий для суммативного оценивания за раздел (СОР). Учителю предоставляется возможность самостоятельно разработать инструменты СОР и предлагается следующий алгоритм, как вы видите на слайде:

1) изучить учебную программу и цели обучения за раздел/сквозную тему;

2) определить те критерии оценивания в соответствии с целями обучения, которые будут проверяться в суммативном оценивании, и соотнести их с уровнями мыслительных навыков;

3) составить одно или несколько заданий, охватывающих содержание целей обучения, проверяемые критерии и соответствующий уровень мыслительных навыков;

4) составить дескрипторы к каждому заданию;

5) составить рубрики (описание уровней в соответствии с критериями оценивания) к суммативному оцениванию за раздел/сквозную тему для предоставления результатов суммативного оценивания обучающимся и их родителям.

Обратите внимание на следующую схему – это алгоритм разработки заданий суммативного оценивания за четверть. Планирование и разработка содержания суммативного оценивания за четверть, в первую очередь, включает обзор целей обучения учебной программы, так как оценивание проверяет их усвоение. Суммативное оценивание за четверть проводится согласно спецификации суммативного оценивания за четверть с образцами заданий и схемами выставления баллов. Спецификации едины для всех организаций образования

Чтобы оценивание стало более объективным,надо разработать критерии оценивания

Рекомендуется ограничить количество критериев.

Уровни мыслительных навыков (УМН): знание и понимание, применение, навыки высокого порядка (анализ,синтез

Необходимо правильно соотносить критерии оценивания и уровни мыслительных навыков по таксономии Блума. Правильное соотнесение критерия оценивания соответствующему уровню мыслительных навыков, согласно таксономии Блума, например, относится критерий оценивания к уровню «Знание» или «Применение», поможет учителю выбрать необходимое действие ученика для достижения ожидаемого результата и составить адекватное задание.

Алгоритм разработки заданий для СОР

Учитель

  • отбирает цели обучения

  • определяет УМН

  • разрабатывает задания и дескрипторы

  • составляет критерий оценивания в соответствии с целями обучения

Алгоритм разработки заданий для СОЧ

Учитель

  • Проводит обзор долгосрочного плана учебной программы

  • проводит обзор спецификации СОЧ

  • проводит обзор характеристики заданий суммативного оценивания за текущую четверть

  • составляет задания (суммативную работу за четверть)

  • составляет схему выставления баллов к заданиям

Задания могут быть:

закрытого типа (когда ученику предстоит выбрать из готовых вариантов ответа);

открытого типа (когда ученик сам находит и формулирует ответ). Каждый тип задания актуален и необходим для достижения определенных целей обучения.

Разработка заданий открытого типа состоит из 5 этапов.

1-й этап – Планирование. На этом этапе определяются цели и задачи разработки заданий для оценивания.

2-ой этап- Разработка. Используются такие важные документы, как спецификации, учебные программы, на основе которых отбираются цели обучения для оценивания достижений учащихся, затем составляются задания, которые должны соответствовать критериям оценивания.

3-й этап- Характеристика,где проводится анализ качества заданий, пересматриваются материалы, вносятся изменения в структуру заданий, т.е. происходит процесс экспертизы заданий на соответствие стандартам.

4-й этап- Применение. Здесь проводится отработка задания с соблюдением выделенного времени и условий, т.е. проходит период апробации, выясняется, насколько задание соответствует предъявляемым требованиям стандарта.

Последний, очень важный этап - это Анализ. Проводится обзор результатов, сбор отзывов от участников процесса апробации, затем вносятся изменения по улучшению качества задания.

Задания открытого типа – они предназначены для проверки когнитивных навыков высокого порядка, умений аргументировать, излагать собственную точку зрения, критически мыслить. Они подразделяются на два вида: 1) задания, требующие краткого ответа; 2) задания, требующие развернутого ответа.

При составлении заданий открытого типа необходимо учитывать следующие требования:

1.Использование ясной, четкой формулировки задания или вопроса.

2. Вопрос должен содержать информационную и вопросительные части.

3. Учет культурных, возрастных особенностей учащихся и актуальность информации, т.е. задания прописываются на доступном, понятном языке для учащихся.

4. Формулирование образца ответа, учет возможных вариантов, использование образца ответа при проверке задания.

5. Составление схемы выставления баллов за каждую часть ответа (подробнее см. «Схема выставления баллов»).

6. Привлечение коллег к оценке разработанных заданий и образцов ответа.

Для составления качественного задания открытого типа учителям рекомендуем учитывать следующие критерии:

Обоснованность: 1. Инструкции должны быть простыми, точными и лаконичными. Располагайте их на видном месте.

2. Используйте прямую речь вместо косвенной во избежание недопонимания или неправильного истолкования вопроса.

3. Укажите количество слов для ответа или отведите определенное, альтернативное место для ответа ученика, например, начертите пустой прямоугольник или несколько строк на листе ответа.

4. Укажите количество баллов за каждый вопрос или идею, чтобы ученик смог распределить время и порядок ответа.

Валидность:

1. Задание является лишь инструментом для оценивания. Ответы на вопросы должны представлять конкретную информацию.

2. Задание должно отражать важную и необходимую информацию. Нельзя включать вопросы повышенной сложности, не входящие в учебную программу или цели обучения.

3. Тексты для выявления ответов должны быть знакомы учащимся и не иметь отвлекающего содержания.

4. Учитывайте возрастные особенности, языковые возможности, простоту изложения.

5. Количество вопросов должно соответствовать для демонстрации уровня усвоенных знаний и навыков.

Достоверность:

1. Составленные вопросы должны быть понятны всем ученикам, независимо от пола и интересов, например, представленный текст не должен содержать чисто женскую или мужскую информацию (особенности косметики или марки современных двигателей автомобилей).

2. Все вопросы должны быть обязательными для ответа. Выбор вопроса возможен только при выборе силлабуса или книг.

3. Подготовьте критерии оценивания для приемлемых и неприемлемых ответов. Это помогает увидеть возможные изъяны в вопросах.

4. Используйте аналитическую схему проверки, где предлагается конкретное количество баллов по каждому четко определенному критерию.

5. Работы необходимо проверять не менее 2-х раз независимыми экспертами

Надежность:

1. Вопросы должны соответствовать основному концепту. Систематически собирайте данные об оценивании и создайте банк данных для того, чтобы выявить тенденции или шаблоны, а также устраните ошибки и внесите корректировки в разработанные задания. Составление списка проблемных вопросов, которых стоит избегать, станет отличным подспорьем для других разработчиков заданий для оценивания.

2. Для контроля разработанных заданий необходимо придерживаться утвержденных государственных общеобязательных стандартов образования

Задания, требующее краткого ответа:

1) задание на заполнение пропусков;

2) задание, требующее краткого решения;

3) задание на составление вопросов – ответов;

4) задание на перечисление.

Задания, требующее развернутого ответа:

1) эссе;

2) задание, требующее полного решения;

3) задание на составление презентации;

4) задание на составление проекта.

Преимущества заданий открытого типа:

Возможность охватить больший объем содержания темы.

Возможность проявить творчество, системное и нестандартное мышление, продемонстрировать знания, навыки и способности различными способами.

Возможность создать продукт.

Возможность аргументировать ответ и предоставлять доказательства.

Возможность самовыражения.

Недостатки заданий открытого типа:

Сложнее составлять дескрипторы / схему выставления баллов.

Существует риск субъективного выставления баллов.

Требуется время на оценивание и проверку работ.



Задания закрытого типа делятся на:

тесты, в которых можно выбрать один вариант ответа (с множественным выбором ответов).

тесты, в которых можно выбрать несколько вариантов (с множественным выбором ответов).

установить соответствие

определить последовательность

определить истинность/ложность утверждений

Задания с множественным выбором ответов.

Множественный выбор является специальной формой вопроса с объективным ответом, где ответ учащегося ограничен в рамках предложенного списка вариантов ответа. Задания с множественным выбором ответа состоят из двух компонентов: текст задания и варианты ответов: правильный ответ является ключом, а неправильные – дистракторами.

Требования при составлении текста задания

Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!