Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Срс по русскому языку
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
СРС № 11.
1. Расскажите о риторических традициях в истории Казахстана.
2. Каково современное состояние риторики в нашей стране? (используйте материал интернета. Обязательно указывайте источник.)
1. Рито́рика (др.-греч. ῥητωρική — «ораторское искусство» от ῥήτωρ — «оратор») — филологическая дисциплина, изучающая искусство речи, правила построения художественной речи, ораторское искусство, мировоззрение, красноречие. Первоначальное значение слова риторика — наука об ораторском искусстве — впоследствии расширилось до теории прозы, аргументации.
В казахском обществе независимо от того, кто правил им и в какой улус или жуз оно входило, как отмечали исследователи, господствовало Царство слова и Царство закона. Красноречие, основанное на богатом словарном составе, было наиболее распространенным массовым явлением в казахском обществе и считалось достоянием кочевника. Оно было и обычным инструментом общения, и средством защиты интересов на разных уровнях- от внутриродоплеменных до межулусных отношений. Уникальное место в общей истории судебного ораторского искусства принадлежит устному красноречию биев (судей-посредников) Казахстана XVII—XIX веков. Судебные функции в Казахстане в данный период осуществлялись ханами, султанами и биями. Причем бии были не только судьями-посредниками при решении тяжб, знатоками адата (обычного права) и шариата (мусульманского права), но и очень часто выступали как политики, дипломаты, военачальники. Сердцевиной суда биев часто становилось выступление самого бия или же судебный словесный поединок между двумя биями. Великая Степь Казахии хранит в исторической памяти имена многих биев, прославившихся в разное время как судьи и трибуны своими победами и подвигами на состязательных судебных и политических процессах и на арене защиты интересов рода и отечества. С именами трех выдающихся биев: Толе би, Казыбек би и Айтеке би связана целая эпоха – полоса в Казахской степи и не только в обычно – правовой области.
Исследователи богатого устного народного творчества казахов сходятся в том, что понятия «бий» и «оратор» на территории Великой степи казахов являются синонимами. Под бием понимали оратора, а оратор становился бием. Причем судебное «ораторство» у казахов было не столько красноречием вообще, сколько имело доказательную силу и несло содержательно-смысловую нагрузку.
ХV - ХІХ вв. – время особенного расцвета казахской литературы – известно как эпоха жырау. В период формирования казахской народности и казахского ханства широкое распространение среди народа получило творчество поэтов – жырау, являющимися настоящими художниками слова. Жырау – наиболее древний тип поэта в казахской поэзии. Само слово «жырау» происходит от слова «жыр» - стихотворение, песнь, это прежде всего творец. В условиях кочевой жизни жырау исполняли множество общественных функций. Многие жырау, были не только поэтами, но и вождями племен, батырами, предводителями.
Казахские жырау сохранили и продолжали литературные традиции, созданные еще певцом Коркутом, Юсуфом Баласагуни в «Благодатном знании», Ахмедом Яссави в «Книге изречений», Хорезми в «Книге любви» и др.
Жырау часто выступал перед народом, воздействуя на них силой своего поэтического слова. Излюбленный жанр жырау – толгау, т.е. стихотворение – размышление. Толгау – раздумья – это обычно назидания, афоризмы. Жырау затрагивал важные общественные проблемы, выступал по вопросам морали.
К 12-14вв.относится творчество таких жырау, Асан – Кайгы, Казтуган, Допамбет, Шалкииз, Актамберды, Бухар – жырау. В их творчестве находят отражение исторические события периода становления Казахского ханства и казахского народа.
Асан Кайгы (Асан Печальный) стал легендарным народным героем, был большим мыслителем своего времени. Он мечтал о счастливом завтрашнем дне казахского народа. Жырау полагал, что на Земле, в каком – то ее уголке, существует блаженное место, где нет гнета и бедствий, холода и голода, людям живется хорошо, зовется эта замля «Жер – Уюк». Объездив на быстроногой верблюдице Жель – мая все казахские степи, горы и долины, Асан нигде не нашел счастливой обетованной страны. Смысл жизни – стремление к достижению всеобщего благоденствия, согласия и гармонии между людьми.
Одним из наиболее известных и почитаемых среди казахов жырау был Казтуган Суюншиулы. Он родился в низовьях Едиля в 20-х годах ХVв. В семье бия Ногайского улуса. Его песни – образец кочевнической поэзии, наполненной особым отношением к природе. Казтуган, будучи одним из известных ногайских военачальников, воспевал воинские подвиги, выступал за объединение степных племен под властью казахских ханов. Творчество Казтугана питалось древней поэзией казахов – кочевников. Любовь к Родине, к родной земле, где жили деды и отцы, к родимому краю, где увидел свет и вырос, - основа его философско – поэтических размышлений – толгау. Творчество Казтугана раскрывает духовный мир цельного и чистого душой кочевника, живущего в тесном единении с природой. Восхищают богатство и щедрость фантазии поэта.
Произведения Шалкииз- жырау отличались глубоким эмоциональным воздействием, остротой и мелодичностью, лаконичностью, красотой и мелодичностью. Вего творчестве нашли отражения философия жизни простого средневекового кочевника, его понятия о морали и этике. Он считал, что в мире нет ничего вечного и постоянного. По утверждению жырау, человеческие качества кроются не в происхождении, не в положении, которое человек занимает в обществе, а в нем самом, в его личностных качествах.
Следует отметить, что именно они, жырау, поэты- батыры, поэты- импровизаторы, являлись носителями идеологии Независимости и Свободы, Героизма и Патриотизма, духовными пастырями нации, ваятелями степной морали и права.
Литература:
1.Адамбаев Б. Понятие «шешен-оратор» вошло в словарный состав.
2. Ахмеджанова Г. Социальное и правовое положение биев в общественно -
политическом строе казахов. Фемида, 2008, № 9,с.35.
3. Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Искусство публичного выступления. М., 1988.
4. Руднев В.Н. Риторика. Курс лекций. М., 2010.
5. Руднев В.Н. Русский язык и культура речи. Учебн. пос. М., 2011
2. О триединстве языков в Казахстане Елбасы нашей страны говорил неоднократно. Наряду с духовным развитием народа Казахстана оно было выделено как отдельное направление внутренней политики. Мировой опыт показывает, что успеха быстрее добиваются те страны, население которых свободно владеет несколькими языками. Елбасы отметил, что «главным преимуществом нашей страны является многонациональность и многоязычие». Знание трех языков на сегодняшний день — залог успеха в современном обществе, и, как сказал Елбасы, «обязательное условие собственного благополучия». Проблема бережного отношения к языку как никогда актуальна для нашего независимого государства.
Современная ситуация в обществе и образовании побуждает обратить особое внимание на речевые науки, занимающиеся проблемами эффективного коммуникативного общения. Предмет риторики и культуры речи рассматривается с точки зрения истории, актуального содержания и сопоставления с другими дисциплинами, имеющими отношение к речи. Следует обратить внимание на то, что состояние современного общества характеризуется интенсивным развитием речевых коммуникаций. Техника рождает новые формы речевой связи, следствием чего становится появление не только новых видов и жанров общения, но и новых учебных коммуникативных дисциплин. ХХ век существенно обогатил состав наук, занимающихся речью. К ним следует отнести и культуру речи, и стилистику (практическую, функциональную), и прагматику, и речевой этикет, и психолингвистику, и лингвистику текста, и психологию общения и мн.др.
Большинство новых дисциплин, введенных в образовательный процесс в рамках общественно-политических, экономических и даже технических специальностей имеет прямое отношение к филологии или словесным наукам. К ним придется отнести связи с общественностью (своеобразная новая риторика в области политической и деловой коммуникации, поскольку «пиар» решает проблемы убеждения и связи клиента или организации с общественной средой, проведения в жизнь проектов и решений), менеджмент и администрирование (решение деловых вопросов, как показывает содержание этих наук, речевыми средствами), различные бизнес — коммуникации и многие подобные дисциплины. Следует отметить, что современная культура речи является не только теоретической, но и практической дисциплиной, ведь с практическим её применением связано преподавание языка в учебных заведениях, создание различных словарей и справочников, пособий по культуре речи и многое другое. Реальная речевая практика массовой информации говорит о том, что ведение пиаровских акций во время проведения парламентских или президентских выборов есть не что иное, как искусство убедительной и эффективной речи, которое всегда в европейской культуре называлось риторикой, а ныне в связи с новыми тенденциями массовой культуры получает новые именования. Понятия риторика и культура сопоставляются не случайно. Главная идея филологии — устроение жизни и совершенствование человека через язык. Язык интересует филолога не просто как система знаков, а как перспективное приложение к его практическому применению .
Политика триединства — часть национальной идеологии, нацеленной на становление и развитие конкурентоспособного Казахстана. Развивая три языка, мы не должны забывать о значимости государственного языка, который должен стать консолидатором народа Казахстана.
Риторика – это отработанная речь, память и дыхание. Техники.
Изучив основные законы риторики, можно понять, какими недостатками «одарена» та или иная речь. К ним относятся:
-
монотонность;
-
сухость;
-
неубедительность;
-
скучное повествование.
Риторика как искусство красноречия призвана служить людям, это значит, что методы риторического воздействия должны быть законными и убеждать слушателей, а не принуждать. Некоторые люди негативно относятся к риторике именно по той причине, что считают ее служителем зла. Ведь речь — это оружие, и им можно злоупотреблять.
Этапы развития риторики подвели науку красноречия к определенному делению риторических выступлений. В зависимости от цели и назначения они подразделяются на:
-
научные доклады, сообщения, рассказы о деловой поездке и т. п.
-
политическую речь;
-
праздничную, благодарственную речь;
-
приветственное обращение.
Искусство риторики – это правильно развитое дыхание при произношении речи. Дыхание – важная часть жизнедеятельности человека. В конце концов, с помощью воздуха, который поступает при вдохе, произносятся звуки, речи, поются песни. Дыхание происходит благодаря движению дыхательных мышц.
Правильное дыхание обеспечивается, когда вдох делается через нос. В противном случае, при вдохе через рот, пересыхает гортань, голос садится. Поэтому в основные задачи риторики входит и овладение техникой дыхания. Менеджеру, как оратору, необходимо следить за дыханием и постоянно упражняться в том, чтобы использовать диафрагменное брюшное и боковое дыхание.
Развитие трехьязычного образования в университете способствует систематической реализации данной политики для определения наиболее эффективных методик и дальнейшего формирования полилингвиальной функционально грамотной личности. С целью реализации программы полиязычного образования на базе университета осуществляется подготовка обучающихся на трех языках, количество полиязычных групп с каждым годом увеличивается.
Список литературы:
-
Абрамов Н. Искусство разговаривать // Русская речь. — 2011. — № 4.
-
Александров Д.Н. «Риторика» — Москва: ЮНИТИ, 2008 — 329 с
-
Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Деловая риторика. — Ростов-на-Дону: Изд. центр «МарТ», 2004 г.
-
Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Культура и искусство речи. Современная риторика. — Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2006 — 492 с.
СРС № 12
Расскажите о своем личном опыте выступления (в школе или университете). Как Вы готовились к нему?
Я помню, лет с десяти, как только переехала в город, начала волноваться перед публичными выступлениями. До этого организовывала с подружками концерты и театральные постановки перед старшим поколением; три года пела в хоре на различных площадках, не боялась выходить к доске в школе, и всё изменилось с переездом в Уральск, вместо активной девочки я превратилась в застенчивую, молчаливую и боязливую, особенно в случаях, когда требовались совсем другие характеристики личности.
Прошли годы, но страх перед публичными выступлениями так и остался со мной на долгие годы.Перед преподавателями, когда я читала что-то научное, во рту пересыхало. Перед конференций волновалась; "вдруг будет не полезно/скучно — удастся ли мне удержать внимание?": длительность от 5 мин до 10 мин; количество достигало до 100 человек. Перед презентациями работ — сердце стучало, и появлялись тревожные мысли: "Придёт ли студенты? Интересны ли мои исследование?". Выступлений становилось всё больше и больше, а волнение и страх так и не уменьшались. Но выступать-то надо!
Для каждого человека существуют свои уникальные методики, как преодолеть страх перед выступлениями. Эти рекомендации указаны в индивидуальной натальной астрологической карте, рассказывающей об уникальных особенностях личности; о врождённых качествах.
Первое место в списке занимает индивидуальная астропсихологическая ароматерапия — я знаю свои сильные стороны и слабости, они указаны в гороскопе, и понимаю, какие эфирные масла, в какой пропорции необходимо использовать для достижении конкретной цели:
-
Эфирное масло "Мята" помогает в ораторском искусстве, а также активизирует умственную и физическую работоспособность, повышает концентрацию внимания, снижает количество ошибок.
-
Эфирное масло "Лимон" повышает умственную работе на 50–60%, является ароматическим адаптогеном, позволяющим быстро и безболезненно приспособиться к новым условиям жизни.
-
Эфирное масло "Ладан" — мощное антидепрессивное средство, быстро выводит из состояния постстрессовой реактивности, упорядочивает мысли, устраняет бессонницу, которая часто мучает перед выступлением.
Конечно, приходилось использовать техники самовнушения и настрой, например такие:
-
"Чтобы победить страх, надо пойти ему навстречу",
-
"Ничего уже не могу изменить, ведь придут люди",
Представляла, что же произойдёт самое страшное, если забуду текст, переволнуюсь, воображение рисовало — "Если забудешь, посмотри в свои записи и вспомнишь".
Повторяла свою любимую молитву: "Высшие силы, дайте мне терпение принять то, что я не в силах изменить, дайте мне силы изменить то, что возможно, и дайте мне мудрость научиться отличать первое от второго. Жить каждым днём, наслаждаясь каждым мгновением, принимая трудности как путь к миру…".
Писала шпаргалки, от волнения можно забыть половину того, что собираешься сказать, поэтому лучше подстраховаться. Методика "Выучить материал наизусть" — мне совсем не подходит.
И после этого подготовительного комплекса — выступала. Волнение перед выступлениями — присуще всем здоровым людям, без исключения; кто-то быстро восстанавливается, а кому-то необходима поддержка. Не пренебрегайте советами индивидуального гороскопа, так проще, легче и гармоничнее жить.
СРС № 13
Прослушайте по Интернету выступление главы какого-либо государства, посвященное проблемам пандемии. Оцените его с позиции риторики.
Президент Касым-Жомарт Токаев в пятницу, 10 апреля, объявил, что по совету вирусологов режим ЧП в Казахстане будет продлен до конца апреля. Скорее всего, это связано с тем, что правительство доложило президенту о возможном росте случаев заражения. С точки зрения экономики продление карантина, конечно, трудный шаг. Но логику правительства понять можно. Поэтому президент и правительство приняли соломоново решение и начали подготовку к постепенной расконсервации после карантина. По крайней мере, я расцениваю поручение президента именно так. Недавно опубликовали данные, сколько зараженных в Казахстане с разбивкой на место заражения. Кто-то приехал зараженным, сколько-то заразилось контактных с ними. Но есть и треть, что заразилась на месте. Непонятно от кого. Так что статистике я доверяю очень осторожно.
Высокие цифры эпидемии на Западе говорят не только о критическом состоянии медицины, но и о том, что в больных коронавирусом стали записывать больных и пневмонией, и острым бронхитом, и туберкулезом.
Государство понимает, что определенные запасы продовольствия есть, поэтому и вводит продуктовые наборы. Теперь нужно время для восстановления системы снабжения, чтобы люди могли сами делать выбор, что покупать. Так что все логично.
Волнует также ситуация с масками и антисептиками. Сколько бы нам ни говорили, что все предприятия работают с 200-процентной нагрузкой, ни с тем, ни с другим ситуация не меняется. Впрочем, как и все объявленные меры по стабильности с продовольствием. Мы видим, что начинаются перебои с определенными товарными позициями. Уже не хватает определенных видов лекарств и медоборудования.
С 16 марта все студенты университета временно перешли на дистанционное обучение.
С переходом на дистанционное обучение у меня появилось больше свободного времени, которое я могу посвятить чтению книг и спорту. Но и нагрузки, связанные с учебой, конечно же, прибавилось. Я являюсь старостой, поэтому мне необходимо предоставлять всю информацию своим одногруппникам, писать отчеты, создавать определенные списки и решать какие-либо организационные вопросы. Связь с преподавателями и другими студентами вуза поддерживаю разными способами: почта, звонки, социальные сети, мессенджеры.
Кто-то может подумать, что с переходом на новый формат обучения появится возможность спать по 12 часов, но это не так. Моя привычка спать по 5 часов и вставать в 6 утра осталась. В целом распорядок дня не изменился, только теперь утром ты идешь не в университет, а в соседнюю комнату за ноутбук, чтобы позаниматься самостоятельно.
Учеба – это то, ради чего я большую часть времени я уделяю именно ей. Самое главное – выполнять все задания именно утром, так как мозг еще свеж. Как правило, если всю тяжелую работу выполнить с утра, то остаток дня пройдет налегке. Мой совет – пейте витамины! Сильному иммунитету не страшны вирусы. И ещё: не паникуйте! Из-за паники и страха появляются стрессы и наше здоровье ухудшается, мы становимся слабее и можем заболеть. В дистанционном обучении есть свои плюсы. Я полностью могу погрузиться в изучаемую тему и на основе этого выполнить практическое задание. При возникновении вопросов можно смело обращаться лично к преподавателю. Создается впечатление, что занимаешься с репетитором. У меня появилась возможность пройти курсы, на которые раньше не было времени. Краски, которые так долго лежали в шкафу, пошли в дело. Я стала уделять время не только учебе, но и своим увлечениям. Это дает мне силы и энергию.