Винтер Е.Б.
Активные методы обучения на уроках русского
языка и литературы
Современные образовательные учреждения,
определяя свои основные задачи при подготовке выпускника, в
приоритет над набором необходимых знаний, умений и качеств, ставят
умения применять полученные знания в новых ситуациях в условиях
самостоятельной жизни, а также умения нестандартно мыслить,
анализировать и аргументировать свою точку зрения. Для решения
поставленных задач, требуются эффективные формы организации
образовательного процесса, новые педагогические технологии,
активные методы обучения, так как традиционное репродуктивное
обучение отводит пассивную роль ребенку и не позволяет достичь
поставленных целей. Основная деятельность педагога заключается в
развитии, воспитании и обучении обучающихся и осуществляется с
помощью методов и приёмов обучения. Понятие метод происходит от
греческого methodos- путь исследования. Метод обучения является
важнейшим компонентом учебного занятия, ключом «к достижению
триединой цели урока…самый подвижный и динамичный компонент
учебного процесса, тесно связанный со всеми его сторонами». (Ю. А.
Конаржевский ) Методы обучения –
способы работы педагога, с помощью которых достигается усвоение
детьми знаний, умений и навыков, а также развитие их познавательных
способностей. Методы обучения можно подразделить на три основные
группы: 1.Пассивные методы
2.Интерактивные методы 3.Активные методы
Пассивный метод –
это форма взаимодействия учащихся и учителя, вкоторой учитель
является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а
учащиеся выступают в роли пассивных слушателей. Связь учителя с
учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов,
самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения
современных педагогических технологий и эффективности усвоения
учащимися учебного материала пассивный метод считается самым
неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это
относительно легкая подготовка к уроку со стороны учителя и
возможность преподнести сравнительно большее количество учебного
материала в ограниченных временных рамках урока. Лекция - самый
распространенный вид пассивного метода обучения.
Интерактивный метод.
Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» -
действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме
беседы, диалога с кем-либо. Интерактивные методы ориентированы на
более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и
друг с другом. Активный метод – это
форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и
учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся не
пассивные слушатели, а активные участники урока.Здесь учитель и
учащиеся находятся на равных правах. Если пассивный метод
предполагает авторитарный стиль взаимодействия, то активные методы
обучения предполагают демократический стиль. Многие между активными
и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря
на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно
рассматривать как наиболее современную форму активных методов.
Активные методы обучения — это такие методы обучения, при которых
деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый
характер. А главная задача каждого преподавателя-не только дать
учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к
учению, научить учиться. Учителю необходимо не только доступно всё
рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему
навыки практических действий. По моему мнению, этому и могут
способствовать активные методы обучения. На каждом этапе урока
можно использовать свои активные методы. Например, чтобы
актуализировать знания учащихся по ранее изученной теме и
предвестник изучению нового материала использую метод
«Парный выход». Вызываю к доске ученика. Он подбирает себе пару,
а затем записывает по памяти любое словарное слово, обозначающее
предмет. Второй ученик находит подходящее к этому слову название
действия и записывает рядом. Эту работу можно проводить в парах.
При организации самостоятельной работы над новой темой, чтобы
учащимся было интересно проработать новый материал, использую метод
«Ульи»-обсуждение в группах.
«Кластер»(может быть использован на разных этапах
урока).Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать
имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить
новыми.
На
обобщающих уроках литературы применяю метод
«Творческая мастерская».
К уроку учащиеся готовят рисунки, пишут
сочинения, стихи, подбирают пословицы. Затем делятся на группы,
чтобы создать и презентовать свой проект на заданную тему. На
работу отводится 20 минут. Затем каждая группа должна презентовать
свой проект. Данный метод хорош тем ,что учит дружно работать в
группах, прислушиваться к мнению товарищей, создавать интересные
работы.
Часто использую на этом этапе урока
«Синквейн», который очень нравится
учащимся.
При
подведении итога урока применяю метод «Мудрый совет». Группа пишет в конце урока «совет» детям, которые
ещё не совсем поняли тему урока. Совет анализируется другой
группой.
При
использовании активных методов обучения меняется роль ученика – из
послушного «запоминающего устройства» он превращается в активного
участника образовательного процесса. Эта новая роль и свойственные
ей характеристики позволяют на деле формировать активную личность,
обладающую всеми необходимыми навыками и качествами современного
успешного человека.