Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Статья: ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ
Түйіндеме
Баяндамада колледжде орыс тілі мен әдебиеті сабақтарында саралап оқыту элементтерін енгізу тәжірибесінен алынған материалдар ұсынылған. Біздің ойымызша, сараланған оқытудың негізгі міндеті – әрбір студентті жұмысқа тарту, "әлсіз" білім алушыларға көмек көрсету, "күшті" - қабілеттерінің дамыту.
Кілттік сөздер: оқытудың тұлғалық-бағытталған тәсілі, әртүрлідеңгейлі оқыту, сараланған тәсіл, орыс тілі мен әдебиеті, мотивация.
Из всего многообразия технологий, претендующих на реализацию личностно – ориентированного подхода,разноуровневое обучение доказывает свою эффективность на протяжении многих лет. Надо признаться, что в педагогике, пожалуй, как ни в какой другой науке, одни и те же термины трактуются у разных авторов по-разному. Личностно-ориентированный подход к обучению - суть дифференциации в разных ее проявлениях.В дидактике обучение принято считать дифференцированным, если в его процессе учитываются индивидуальные различияи основные свойства личности обучаемого. В педагогической литературе различают понятия «внутренней» и «внешней» дифференциации. Под внутренней дифференциацией понимается такая организация учебного процесса, при которой индивидуальные способности учитываются в условиях организации учебной деятельности. При внешней дифференциации студенты разного уровня обученности специально объединяются в учебные группы.
Таким образом, при внутренней дифференциации личностно-ориентированное обучение достигается за счет разноуровневой технологии, за счет разнообразия ее приемов и элементов. Одним из наиболее признанных инновационных педагогических технологий является дифференцированное обучение, которое, прежде всего, проявляется в применении разноуровневых заданий. Основная задача дифференцированного обучения – вовлечение в работу каждого студента, помощь «слабому», развитие способностей «сильных».
Дифференцированная работа требует предварительного деления обучающихся на группы (варианты) по уровню обучаемости. В этом помогает входная диагностика.
Структура дифференцированного урока:
1.Совместная постановка задачи
2.Дифференцированное повторение необходимого материала
3.Совместное изучение нового материала
4.Дифференцированное закрепление
5.Проверка работы каждой группы с участием остальных студентов
6.Общая проверка усвоения материала
7.Дифференцированное домашнее задание
Рассмотрим некоторые этапы урока. Итак, второй этап – дифференцированное повторение. Здесь уместнее всего использовать уплотненный опрос. Некоторым обучающимся (6 ребятам) дается задание на дифференцированных карточках. Один из сильных обучающихся из группы делает сообщение по теме. Следует вызвать к доске студента послабее, который будет пользоваться планом при ответах на вопросы. Остальные обучающиеся оценивают их ответы. Ребята задают отвечающим дополнительные вопросы.
Работу студентов по карточкам проверяют консультанты из группы А.Таким образом, в ходе уплотненного опроса оценивается работа 10-15 студентов.
Четвертый этап – дифференцированное закрепление. Можно организовать работу в группах. Часто мы видим в ходе такой работы, как в группе проявляют инициативу мотивированные обучающиеся, а инертные так и остаются без дела. Это большой недостаток в организации групповой работы. Как же изменить эту ситуацию? Можно формировать группы по уровням усвоения материала, когда каждая группа получает посильное задание.
Но в таком случае есть опасность того, что группа слабых учащихся будет чувствовать себя ущемленной. Чтобы избежать этого, можно все-таки попытаться организовать работу в разноуровневой группе. Студент, имеющий хорошие знания, становится экспертом на уроке, организует, оценивает работу. Студенты группы Б подают идеи, а обучающиеся из группы В выполняют воспроизводящие задания, отбирают или оформляют материал. Чаще ребятам предлагаются практические задания. При изучении темы «Фразеологизмы» проведены практические задания, ребята были разделены на разноуровневые группы, каждая из них получила задание. В течение 15 минут студенты работают надзаданием; эксперт наблюдает за работой каждого члена команды. Во второй части урока группысообщают о результатах своей работы, целесообразнее, чтобы защиту работы выполняли ребятаиз групп Б и В. На этом этапе урока есть опасность, что остальные группы не будут слушать выступления, а будут продолжать готовиться к своему заданию. Поэтому важно остановить работу, нацелить на оценку работы других групп, сообщив, что в конце урока будет небольшая работа по проверке усвоения материала. Также можно предложить оценить работу группы, задать дополнительные вопросы, поощряя самые интересные из них.
Перейдем к дифференцированному домашнему заданию. Есть несколько способов предложения домашнего задания. Первый – это задание на выбор, о чем уже говорилось выше. Для воспроизводящего уровня предлагается работа по образцу, по алгоритму. Для конструктивного уровня – собрать материал, обобщить, составить таблицу, опорный конспект. Например, выбрать из произведения примеры на правило, составить диктант, дополнить таблицу примерами. Для творческого уровня задания проблемного характера,
мини-проект, предлагается изложить содержание параграфа в виде лингвистической сказки, сценария телепередачи, мультфильма.
Второй способ – работа с дифференцированными карточками. Преподаватель каждому студенту предлагает конкретную карточку с заданием. Такие карточки готовятся для анализа произведений по литературе(Л.Н.Толстой «Война и мир», Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание», М.А.Шолохов «Тихий Дон»). Затем на уроке ведется работа по этим заданиям. Карточки категории В рассчитаны на ребят, воспроизводящих знания. Такой студент самостоятельно выразительно читает текст, пересказывает эпизоды, но ему трудно сопоставлять, делать выводы, отвечать на проблемные вопросы. Карточки категории Б рассчитаны на ребят, умеющих делать небольшие выводы, подбирать в тексте ключевые слова. Карточки категории А для обучающихся, которые могут отвечать на проблемные вопросы, создавать свой текст, анализировать эпизод, явления, героев. Каждый студент заранее знает, о чем его спросят; нет момента неожиданности, все готовы и получают положительные оценки. Ведь в нашей работе немаловажную роль играет ситуация успеха.
Еще один способ – работа с одаренными обучающимися при помощи индивидуальных заданий. После раздачи этих заданий учитель проверяет, оценивает, дает образцовый ответ.
Для таких ребят заводится журнал, где учитывается уровень выполненной их работы. В заключении отметим, что предлагаемые нами способы работы способствует развитию интереса к урокам, повышению мотивации обучающихся, формированию глубоких лингвистических знаний.
Список литературы:
1.Арапов А.И. Дифференциация обучения в истории отечественной педагогики и школы. – Новосибирск: НГПУ.
2.Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. М: Изд ,НПО «МОДЭК»,1998г.
3.Богданова Г.А. «Опрос на уроках русского языка» М. 1999г.
Summary
The report presents material from the experience of teaching Russian language and literature on the introduction of differentiated learning.The main task of differentiated learning is to involve each student in the work, help the “weak”, develop the abilities of the “strong”
Keywords: personality-oriented approach to learning, multilevel learning, differentiated approach, Russian language and literature, motivation.