В современном Казахстане идет становление новой
системы образования, ориентированной на мировое образовательное
пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями
в педагогической теории и практике. Качественные изменения в любой
области нашей жизни, а тем более в образовании
невозможны без формирования нового взгляда учителя на свое место и
роль в учебном процессе. Я думаю ,что мы учителя, должны осмыслить
новые цели и задачи в обновлённом содержании и
научиться применять новые технологии обучения, новые формы
оценивания с учетом компетентностно-ориентированного подхода
в обучении. Каждому педагогу необходима готовность к восприятию
методологии и содержания обновленного образования, к изменению
программного и методического обеспечения образовательного процесса,
к изменению целей и способов педагогической
деятельности.
Идеи,
предложенные в программе «Рухани жаңғыру» президентом нашей страны,
исходят из современных трендов и актуальны не только для
Казахстана, но и всего международного
сообщества
У Казахстана богатое национально-культурное
наследие, которое только предстоит полностью раскрыть и показать на
примерах На
своих уроках я стараюсь говорить о традициях, которые очень важны.
И мне кажется, это важно знать, важно изучать и также обучать,
чтобы ребята знали свою историю, чтобы они больше уважали свою
идентичность. Мне кажется, Казахстан обращается к будущему
развитию, я бы сказала к участию в этом глобальном мире, который
требует от учителей, чтобы молодые люди были глобальными
гражданами.
Готовясь к очередному уроку, каждый раз задаю
себе вопрос – что важнее для моих учеников: постичь химические
законы или, постигая химию, обогащать и постигать себя, свое место
в этом огромном мире?
Знания усвоены, но помогли ли они ученику
почувствовать себя надежнее в окружающей жизни, побудили ли к
творчеству, активному их применению. Еще Аристотель заметил,
что «… ум заключается не только в знании, но и в умении
прилагать знание на деле…»
Методика обучения химии, применяемая в настоящее
время в средней школе, является еще в определенной степени
традиционной. Деятельность учащихся при этом способе обучения
направлена, главным образом, на запоминание и воспроизведение
учебного материала, выполнение заданий и упражнений. Но на
современном этапе главным требованием к уроку химии является
использование всех возможностей содержания и методов обучения для
проблемного построения учебного процесса как важного условия
развития логического мышления учащихся, их творческих
способностей, мотивирование казахстанского
патриотизма и активной гражданской
позиции.
Таким образом, актуальность моей темы
определяется поиском путей из создавшегося противоречия между
тенденциями инновационного образовательного процесса и
традиционными технологиями обучения и воспитания
учащихся.
Это противоречие определяет идею моей
работы: создание
условий для развития критического мышления учащихся. В своей
педагогической деятельности я стремлюсь учить учеников самих
организовывать свою деятельность, в том числе и исследовательскую,
определять тему, ставить перед собой цели, планировать свою работу,
анализировать, видеть проблемы, строить гипотезы, доказывать их или
опровергать, применять полученные знания на
практике.
Воспитательная цель моих
уроков – воспитание
ученика-патриота, владеющего системой ценностей
и идеалов Нового
Казахстанского Патриотизма, умеющего реализовать себя в
обществе и быть полезным
для своей страны.
Я считаю, что в современных условиях
преподаватель обязан не только формировать знания и умения по
предмету, но и максимально раскрывать и использовать воспитательный
и развивающий потенциал своей учебной дисциплины, для формирования
гуманистического мировоззрения, активной жизненной позиции молодого
поколения.
Задачи, которые я ставлю перед
собой:
– обеспечение усвоения учениками новых знаний,
интеллектуальных потребностей с опорой на информационные
ресурсы;
- содействие усвоению учащимися понятий
«национальные символы, базовые ценности, новый казахстанский
патриотизм, культурно-генетический код, «Мәңгілік
Ел»,
– развитие у обучающихся исследовательских,
творческих, коммуникативных
компетентностей;
– мотивирование казахстанского патриотизма и
активной гражданской позиции.
Новизна заключается в изменении подходов к
содержанию, формам, методам обучения, и роли
учителя-предметника; в развитии умения учителя управлять
познавательной деятельностью учащихся, используя для этого
различные средства обучения и
стимулирования.
Для достижения поставленных целей и
соответствующих задач проектирование уроков начинаю с планирования
необходимых конечных результатов, которые должны быть достигнуты
всеми учащимися при изучении данного учебного материала на разных
уровнях. Эти необходимые
планируемые результаты представляют собой требования к усвоению
учебного материала учащимися. Так, знакомясь с предметом химии в
теме «Введение» ученики 8 классов должны не только освоить основные
понятия , но и приобрести навыки поведения и работы в химическом
кабинете, освоить основные приемы обращения с лабораторным
оборудованием, научиться объяснять роль химии в жизни общества и в
своей жизни, научиться применять полученные знания для безопасного
обращения с веществами и материалами в
быту.
На уроках химии можно патриотическое воспитание
донести через информацию о достижениях современной науки, о
внедрении современных разработок на практике, через расчетные
задачи на хим.производство с основами экономических знаний,
изучение автобиографии и достижения казахстанских
ученых.
В своей деятельности я использую следующие типы
уроков:
1. Уроки формирования новых
знаний.
Формы уроков: уроки-лекции, уроки-конференции,
лабораторные работы,
уроки-презентации.
2. Уроки обучения умениям и
навыкам.
Формы уроков: урок-практикум по отработке
конкретно-практических задач, уроки-исследования, практические
работы.
3. Уроки повторения и обобщения знаний,
закрепления умений.
Формы уроков: интегрированные уроки,
уроки-семинары, урок дискуссия.
4. Уроки проверки и учета знаний и
умений.
Формы уроков: творческий отчет, защита
педагогического проекта, общественный смотр знаний,
зачет.
5. Комбинированные
уроки.
Планируя форму проведения урока, его структуру,
определяя содержание и последовательность приемов обучения, в
первую очередь учитываю уровень познавательной активности и
самостоятельности учащихся, их психолого-педагогические
особенности.
Особое внимание при конструировании конкретного
урока уделяю целеполаганию. Проектирую цели и задачи урока с
конкретным указанием, что должны запомнить, понять, усвоить
учащиеся, какие навыки выработать.
При отборе содержания учебного материала
руководствуюсь основными принципами: научность и доступность,
наглядность, интегративность, учет индивидуальных особенностей,
ориентация на развитие мышления и открытый диалог учителя с
учащимися. За основу построения урока беру базовую
модель: вызов→ осмысление новых знаний
→рефлексия.На стадии вызова использую различные приемы
мотивации.
Учебный материал обогащаю историческими данными
об открытии законов, о жизни и деятельности ученых. Использую на
уроках дополнительную литературу, занимательную, познавательную
информацию, яркие, интересные примеры из сообщений СМИ,
рекламной информации.
На уроке в 9, 10 классах по теме « МЕТАЛЛУРГИя,
сплавы, соединения железа» использую картинки из прошлого, ребята
рассуждают о том, какие металлы могли использоваться людьми того
времени, что можно было изготовить из них, при этом использую
картинки разного характера.
В своей работе сочетаю различные формы
организации учебной деятельности: индивидуальные, фронтальные и
коллективные (в группах, парах)
При фронтальной
форме. Использую «блиц-опрос», метод «мозгового
штурма», эвристическую беседу
При использовании коллективной
формы ученикам предлагается обсудить задачу,
наметить путь решения, подойти к решению и, наконец, представить
найденный совместно результат.