Материалдар / Статья "Формирование читательской компетенции у детей младшего школьного возраста"
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Статья "Формирование читательской компетенции у детей младшего школьного возраста"

Материал туралы қысқаша түсінік
Формирование грамотности чтения − одна из актуальных задач школьного образования.
Авторы:
10 Мамыр 2024
141
0 рет жүктелген
Материал тегін
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Павлодарская область город Павлодар.

Коммунальное государственное учреждение «Средняя общеобразовательная школа инновационного типа имени Ахмет Байтұрсынұлы города Павлодара» отдела образования города Павлодара, управления образования Павлодарской области Учитель начального класса

Пустовая Анна Николаевна

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Формирование грамотности чтения − одна из актуальных задач школьного образования. Под компетентностью (грамотностью) чтения в исследовании PISA понимается способность понимать тексты различного рода в их высказываниях, намерениях и формальной структуре, приводить их в связь в более широким жизненным контекстом, быть в состоянии использовать для различных целей в соответствии с предметом, вычленять из текста нужную информацию в соответствии с заданной целью. Согласно концепции этого исследования, именно грамотность (или компетентность) чтения является базовой способностью для самостоятельного обучения и для полноценного участия в жизни современной информационной цивилизации. Даже для усвоения математических способностей компетентность чтения является базисной. Результаты PISA свидетельствуют, что казахстанские школьники в значительной мере уступают своим сверстникам в умении работы с текстом, демонстрируют недостаточный уровень сформированности читательских умений и навыков 2009 году 59 место из 65 стран участниц, в 2012 году

62 место). Доля казахстанских школьников, готовых адекватно использовать более или менее сложные учебные тексты и с их помощью ориентироваться в повседневных ситуациях, составляет 5 % от числа участников исследования грамотности чтения (средний показатель по странам ОЭСР- 28,6%). Анализ заданий, выполненных на концептуальных основаниях исследования PISA, позволил выделить у учащихся «дефициты», связанные с работой с текстами: неумение самостоятельно работать с различными видами информации; неумение сформулировать проблему; затруднения с кратким и последовательным изложением собственных мыслей;

  • несформированность различных типов чтения;

  • отсутствие опыта и навыка работы с текстами разных типов: бытовых, научно-популярных, публицистических.

Современное казахстанское образование активно стремится войти в мировое образовательное пространство, решая задачу формирования и развития

читательской грамотности. В школьном образовании сегодня основное внимание уделяется овладению навыками функционального чтения как основы формирования универсальных учебных действий, в соответствии с требованиям ГОСО РК по начальному образованию: «Содержание языковых предметов направлено на развитие у обучающихся интереса и позитивного отношения к изучению языков через игровую и познавательную деятельность, а также на формирование первоначальных

коммуникативных навыков для обмена информацией, на развитие умения работать с текстом как речевым материалом, использовать фразы и выражения из текста в конкретных ситуациях [1].

Целью начального образования является создание образовательного пространства, благоприятного для гармоничного становления и развития личности обучающегося, обладающего основами навыков широкого спектра: использования информационно-коммуникационных технологий; применения различных способов коммуникации, в том числе языковых навыков (Государственный общеобязательный стандарт начального образования Приложение 2 к приказу Министра

образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года 604) [1].

Современная казахстанская школа ориентирована на достижение высоких результатов в области грамотности чтения в соответствии с критериями PIRLS. Согласно мониторингу достижений успеваемости по чтению выпускников начальной школы 2016 года Казахстан занимает невысокие позиции в этой области (Рисунок 1).

PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) всемирный стандарт для мониторинга успева- емости по чтению в четвертых классах и достижений в понимании прочитанного, раз в пять лет агентство предоставляет данные о тенденциях успеваемости по чтению в разных странах.

Грамотность чтения - это основа академического успеха, а PIRLS - ценный инструмент для изучения того как влияют новые или пересмотренные политики в области образования на достижения.

Вот, что пишет Министр образования РК Асхат Аймагамбетов о читательской грамотности современных школьников: «Чтение, или, как говорят международные эксперты, читательская грамотность

- один из базовых навыков для формирования успешной личности, конкурентоспособности и умения взаимодействовать в современном обществе.

Рис. 1. Результаты исследований успеваемости по чтению в-четвертых классах 2016г.

PIRLS [3].

Чтобы оценить эти навыки, разработаны и используются современные инструменты

-международные страновые сравнительные исследования OECD и IEA, в которых участвуют многие страны мира. По результатам исследования PISA школьники Казахстана значительно отстают по читательской грамотности от своих сверстников из стран ОЭСР.

И эта проблема не появилась только сегодня. Надо признать, что наши дети не только мало читают, но и плохо понимают и воспринимают прочитанный текст. Хромают навыки анализа и формирования выводов при чтении. И это действительно большая проблема, которая в целом влияет на конкурентоспособность нации. Именно поэтому на заседании НСОД Глава государства Касым-Жомарт Токаев дал поручение кардинально изменить эту ситуацию и принять меры, чтобы мы стали читающей нацией.

Читающей нацией мы можем стать только в том случае, если будем прививать любовь к чтению с младших классов. А чтобы подрастающее поколение было функционально грамотным, очень важно, чтобы дети читали художественную литературу.

Как с этим обстоят дела у нас в стране и что нужно сделать?

В сфере образования и науки работают 7096 библиотек. В школах - 6461, в колледжах - 579, в вузах

- 56, функционирует также Республиканская научно- педагогическая

библиотека. А совокупный библиотечный фонд организаций образования составляет 267 325 289 единиц хранения. Цифра, конечно, внушительная.

Еще раз хочу сказать: чтение является важнейшим фактором развития образования, воспитания и повышения культуры наших детей. важно

развивать навыки читательской грамотности. Чтение способствует расширению кругозора, знаний о мире, развивает критическое мышление, помогает усвоить образцы поведения, которые воплощаются в героях произведений, в целом, воспитывает и окультуривает человека.

И все это нужно закладывать в детстве. Именно тогда любовь к литературе будет присутствовать на протяжении всей жизни человека» [2].

В ответ на задание Президента РК К. Токаева и Министра образования РК А. Аймагамбетова НАО имени Ы. Алтынсарина разработало инструктивно- методическое

письмо «Об особенностях учебно воспитательного процесса в организациях среднего образования

Республики Казахстан в 2021-2022 учебном году». Согласно которому, в организациях образования реализуются основные проекты, в том числе:

«Читающая школа - читающая нация».

Читательская грамотность - Материалды жүктеу

Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!