Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Шағым жылдам қаралу үшін барынша толық ақпарат жіберіңіз
Сіздің сұранысыңыз сәтті жіберілді!
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
1 бонус = 1 теңге
Бонусты сайттағы қызметтерге жұмсай аласыз. Мысалы келесі материалды жеңілдікпен алуға болады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Түсінікті
Материалдар / Статья "Формирование читательской компетенции у детей младшего школьного возраста"
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып көруге болады
Павлодарская область город Павлодар.
Коммунальноегосударственноеучреждение«СредняяобщеобразовательнаяшколаинновационноготипаимениАхметБайтұрсынұлыгородаПавлодара»отделаобразования
города Павлодара, управления образования Павлодарской
областиУчительначального
класса
Пустовая Анна
Николаевна
ФОРМИРОВАНИЕЧИТАТЕЛЬСКОЙКОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
Формирование грамотности чтения −
одна из актуальных задач школьного образования. Под
компетентностью (грамотностью) чтения в
исследовании PISA
понимается способность пониматьтекстыразличногородавихвысказываниях,
намерениях и
формальной структуре, приводить их
в связь в
более широким жизненным контекстом, быть в состоянии
использовать для различных целей в
соответствии с
предметом, вычленять из
текста нужную информацию в
соответствии с
заданной целью. Согласно концепции этого исследования, именно грамотность (или
компетентность) чтения является базовой способностью для
самостоятельного обучения и
для полноценного участия в
жизни современной информационной цивилизации. Даже
для усвоения математических способностей компетентность чтения является базисной. Результаты PISA
свидетельствуют, что
казахстанские школьники в
значительной мере
уступают своим сверстникам в
умении работы с
текстом, демонстрируют недостаточный уровень сформированности
читательских умений и
навыков (в
2009году–59местоиз65стран –
участниц, в
2012 году
– 62 место). Доля
казахстанских школьников, готовых адекватно использовать более или
менее сложные учебные тексты и с
их помощью ориентироваться в повседневных
ситуациях, составляет 5 % от числа участников исследования грамотности чтения (средний показатель по
странам ОЭСР- 28,6%). Анализ заданий, выполненных на
концептуальных основаниях исследования PISA, позволил выделить у
учащихся «дефициты», связанные с
работой с
текстами: •
неумение самостоятельно работать с
различными видами информации; •
неумение сформулировать проблему; •
затруднения с
кратким и
последовательным изложением собственных мыслей;
несформированность различных типов чтения;
отсутствие опыта и
навыка работы с
текстами разных типов: бытовых, научно-популярных, публицистических.
Современное
казахстанское образование активно стремится войти в
мировое образовательное пространство,решаязадачу формирования и
развития
читательской грамотности. В школьном
образовании сегодня основное внимание уделяется овладению навыками функционального чтения как
основы формирования
универсальных учебных действий, в соответствии с
требованиям ГОСО
РК по
начальному образованию: «Содержание языковых предметов направлено на
развитие у обучающихся интереса и позитивного отношения к
изучению языков через игровую и
познавательную деятельность, а также на формирование первоначальных
коммуникативных навыков для
обмена информацией, на
развитие умения работать с
текстом как
речевым материалом, использовать фразы и
выражения из
текста в
конкретных ситуациях [1].
Целью начального образования является создание
образовательного пространства, благоприятного для
гармоничного становления и
развития личности обучающегося, обладающего основами навыков
широкого спектра: использования информационно-коммуникационных
технологий; применения
различных способов коммуникации, в
том числе языковых навыков (Государственный общеобязательный
стандарт начального образования Приложение 2
к приказу Министра
образования и науки Республики Казахстан от
31 октября 2018
года № 604) [1].
Современная казахстанская школа
ориентирована на достижение высоких результатов в
области грамотности чтения в
соответствии с
критериями PIRLS. Согласно мониторингу достижений успеваемости по
чтению выпускников начальной школы 2016
года Казахстан занимает невысокие позиции в
этой области (Рисунок
1).
PIRLS (Progress in
International Reading Literacy Study) всемирный
стандарт для мониторинга успева- емости по чтению в
четвертых классах и достижений в понимании
прочитанного, раз в пять лет агентство предоставляет
данные о тенденциях успеваемости по чтению
в разных странах.
Грамотность чтения - это основа
академического успеха, а PIRLS - ценный инструмент для
изучения того как
влияют новые или
пересмотренные политики в
области образования на достижения.
Вот,
что пишет Министр образования РК
Асхат Аймагамбетов о
читательской грамотности современных
школьников: «Чтение, или, как говорят международные эксперты, читательская грамотность
-
один из
базовых навыков для
формирования успешной личности, конкурентоспособности и
умения взаимодействовать в
современном обществе.
Рис. 1. Результаты
исследований успеваемости по чтению в-четвертых классах 2016г.
PIRLS [3].
Чтобы оценить эти
навыки, разработаны и используются современные инструменты
-международные страновые сравнительные исследования OECD
и IEA, в
которых участвуют многие страны
мира. По результатам исследования PISA школьники
Казахстана значительно отстают по читательской
грамотности от своих сверстников из стран ОЭСР.
И
эта проблема не
появилась только сегодня. Надо
признать, что наши дети не только мало читают, но
и плохопонимаютивоспринимают
прочитанный текст. Хромают навыки
анализа и формирования выводов при чтении. И это
действительно большая проблема, которая в
целом влияет на
конкурентоспособность нации. Именно
поэтому на заседании НСОД Глава государства Касым-Жомарт Токаев дал
поручение кардинально изменить эту
ситуацию и
принять меры, чтобы мы стали читающей
нацией.
Читающей нацией мы
можем стать только в том случае, если
будем прививать любовь к
чтению с
младших классов. А чтобы подрастающее
поколение было функционально грамотным, очень важно, чтобы дети
читали художественную литературу.
Как с
этим обстоят дела
у нас в
стране и
что нужно сделать?
В сфере образования и
науки работают 7096
библиотек.Вшколах-6461, в
колледжах -
579, в
вузах
- 56,
функционирует также Республиканская научно-
педагогическая
библиотека. А
совокупный библиотечный фонд
организаций образования составляет 267
325 289
единиц хранения. Цифра, конечно, внушительная.
Еще раз
хочу сказать: чтение является важнейшим фактором развития
образования, воспитания и
повышения культуры наших детей. важно
развивать навыки
читательской грамотности. Чтение способствует
расширению кругозора, знаний о мире, развивает
критическое мышление, помогает усвоить образцы поведения,
которые воплощаются в героях произведений, в
целом, воспитывает и окультуривает человека.
И все это нужно
закладывать в детстве. Именно тогда любовь к
литературе будет присутствовать на протяжении всей
жизни
человека» [2].
В ответ на задание
Президента РК К. Токаева и Министра
образования РК А. Аймагамбетова НАО имени Ы.
Алтынсарина разработало инструктивно- методическое
письмо«Обособенностях
учебно воспитательного процесса в
организациях среднего образования
Республики Казахстан в 2021-2022 учебном
году». Согласно которому, в
организациях образования реализуются основные проекты, в
том числе:
«Читающая школа -
читающая нация».
Читательская грамотность -
Материалды жүктеу
Материал ұнаса әріптестеріңізбен бөлісіңіз
Ашық сабақ, ҚМЖ, көрнекілік, презентация
жариялап табыс табыңыз!
Материалдарыңызды сатып, ақша табыңыз.
(kaspi Gold, Halyk bank)
Соңғы бір жылда:
45 000 000 ₸
Авторлар тапқан ақша
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Материал іздеу
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде пәніңізді белгілеп, керек материалды алып сабағыңызға қолдана аласыз