Высший казахский
гуманитарно-технический колледж
г.Кокшетау
Преподаватель-эксперт
биологии и химии
Омарова Шынар
Кадырбаевна
Статья
Тема: «Адаптация
студентов-первокурсников
к учебе в колледже»
Ежегодно стены нашего колледжа пополняется армией
вчерашних выпускников-девятиклассников, абитуриентов, которые
приходят к нам из разных школ области и не только. Переход из
одного учебного заведения в другой является для них переломным
моментом, так как, становясь студентами, они взрослеют, начинают
самостоятельную взрослую жизнь.
Первокурсники при поступлении в колледж, в первую
очередь приобретают новый статус – статус студента, они методом
проб и ошибок пытаются освоить ожидаемое от них поведение, на
основе которого строят отношения со сверстниками, преподавателями.
Большую роль в социальной адаптации играет формирование группы, чем
быстрее она сформируется, тем быстрее студенты освоят свою новую
роль.
В момент адаптации у них происходит
кардинальная смена деятельности и окружения, их внутренние
установки претерпевают сильные изменения. Происходит переориентация
ценностей, освоение новых социальных ролей, студенты по-другому
начинают воспринимать себя и других.
Новая группа первокурсников состоит из совершенно
разных ребят, с разным уровнем образования и разными характерами и
интересами.
Немаловажным этапом в становлении нового
коллектива играет куратор. Куратор – это вторая мама, которая
должна суметь объединить этот коллектив, настроить их на учебу.
Поэтому куратору необходимо провести различные тренинги для
сплочения коллектива, чтобы в нем не было «отверженных» и «изгоев»,
ведь от этого зависит дальнейшая судьба студента в данном
коллективе. Немаловажным этапом является построение доверительных
отношений куратора со студентом. Куратор должен быть не только
«второй мамой», но и в некоторых случаях и «подругой», которая
сможет их понять и помочь в нужный момент.
Адаптация студентов в колледже начинается со
знакомства с традициями и обычаями колледжа, правилами внутреннего
распорядка. Куратор должен провести анкетирование для того, чтобы
узнать не только, где живет учащийся и его контактные данные, но
также, чтобы понять, чем этот студент увлекается, насколько ему
нравится выбранная им специальность, что послужило поводом для
поступления в данный колледж и на данную
специальность.
Многие из студентов приезжие, поэтому они
остаются без родителей, учатся также самостоятельно обслуживать
себя, готовить, убирать. Поэтому куратору необходимо посетить
квартиру, где проживает студент, для того, чтобы узнать его
жилищно-бытовые условия, насколько они соответствуют для проживания
студента. В первый год учебы необходимо, чтобы студент-первокурсник
находился под присмотром взрослых, чтобы в случае чего мог оказать
ему помощь.
Немаловажным является распределение ролей в
группе. Некоторые из них в школе являлись лидерами, были
активистами, придя в колледж, могут наоборот, перестать проявлять
свою активность, уйти так скажем в «тень». Иногда происходит
обратное, дети, которые учились плохо в школе, либо были тихонями,
начинают проявлять себя активно, так как находят близких себе по
духу детей. Происходит некая переоценка ценностей в сознании
студента, это уже не подросток, но все-таки еще не взрослый
человек.
Для
успешной адаптации студента колледжа огромное значение имеют также
преподаватели, которые ведут у них дисциплины. Обстановка в первые
месяцы обучения должна быть доброжелательной и дружелюбной, чтобы
учащиеся могли привыкнуть не только к новому обществу, но также к
новой системе образования. Ведь обучение в колледже отличатся от
обучения в школе, наряду с общеобразовательными дисциплинами, здесь
проводятся специальные, профессиональные дисциплины. Учеба
совмещается с практикой.
Огромную роль в раскрытии личности студента
играют кураторские часы, внеклассные мероприятия, участия в
общественной жизни колледжа. Здесь они уже знакомятся не только со
своими сверстниками-сокурсниками, но и более взрослыми ребятами,
которые учатся на старших курсах.
В процессе адаптации студентов-первокурсников к
обучению в колледже выявляются следующие
трудности:
1. Недостаточная мотивационная готовность к
выбранной профессии;
2. Выбор оптимального режима труда и отдыха
в новых условиях;
3. Боязнь публичных выступлений перед своими
однокурсниками и преподавателями;
4. Социально-экономические проблемы у иногородних
студентов: обеспечение себя жильем и финансовыми средствами,
незнание города, отсутствие эмоциональной поддержки родных и
близких.
Для
оптимальной адаптации студентов к обучению в колледже важно знать
жизненные цели и интересы первокурсника, уровень притязаний и самооценки;
способность к сознательной саморегуляции
поведения.
Ну
и окончательная адаптация в стенах колледжа происходит именно во
время сессии, так как студенты сталкиваются с новыми формами
контроля, такими как зачет, контрольная работа, экзамен,
конференция, защита практики. В это время у студентов
вырабатываются такие качества как чувство коллективизма,
взаимопомощи, взаимовыручки, смекалки, творческого
воображения.
Главным в адаптации остается процесс
психологической перестройки личности студента, его
заинтересованности, а также способности, умение и желание
приспосабливаться к новой социальной среде, к условиям обучения в
колледже. И здесь большую роль играет самостоятельная, творческая
работа студента, а задачей является, прежде всего, не только
быстрее и мягче адаптировать, не только дать профессиональные
знания и сформировать умения, но и научит "вжиться", полюбить
выбранную профессию, помочь будущему специалисту «войти» в реальные
условия современной жизни.