Материалдар / статья на тему ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЧТЕНИЯ
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

статья на тему ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЧТЕНИЯ

Материал туралы қысқаша түсінік
Постоянная систематическая работа с пословицами очень много даёт уч-ся. Они учатся собирать народные изречения, классифицировать их по темам, анализировать их смысл, понимать их обобщающий характер. Изучение мудрых, образных народных афоризмов обогащает речь уч-ся , повышает их грамотность, способствует воспитанию эстетического вкуса.
Материал тегін
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЧТЕНИЯ



Пословицы и поговорки, созданные русским народом, составляют неоценимое богатство русского языка. Знакомство с ними в школе развивает мышление учащихся, прививает любовь к русскому языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики и более глубокому изучению литературы, обогащает учащихся народной мудростью. Вот почему пословицам и поговоркам необходимо уделять внимание на уроках чтения, русского языка и во внеклассной работе.

Опыт показывает, что работу с пословицами следует начинать уже в 1 классе. Лучше всего это сделать , когда ученики уже изучат алфавит, т.е. овладеют письмом. Так , знакомя с буквой Ь , учитель обращает внимание детей на поговорку «Береги нос в большой мороз» и велит найти слово с нужной буквой. Ученики читают поговорку, раскрывают её смысл, находят слово с нужной буквой. После этого учитель предлагает детям завести тетради , в которые они будут записывать пословицы и поговорки, и даёт задание: к следующему уроку на первой странице наклеить открытку или картинку с изображением зимы или самим нарисовать, как дети делают снежную бабу или катаются с горы.

Работа с пословицами и поговорками продолжается и во 2 классе. Учащиеся также заводят тетради, в которые они выписывают пословицы и поговорки. Можно ограничиться выбором и использованием тех пословиц  и поговорок, которые встречаются в учебниках русского языка и литературного чтения, т.к. их количество там довольно значительно.

В 3-4 классах, продолжая работу с пословицами, можно предложить учащимся завести так называемые тематические альбомы. В них пословицы распределяются по темам, которые заранее намечаются учителем. Количество тем не должно быть больше 5-6 в 3 классе и больше 10 в 4 классе.

Начинать работу с тематическим альбомом следует с беседы на тему, по которой уч-ся должны найти и записать пословицы. Во время беседы вспоминаются уже известные пословицы. Затем названная учителем тема записывается на первой странице альбома. Уч-ся даётся задание : подобрать 1-2 пословицы по этой теме. Найденные учениками пословицы читаются на одном из уроков. Лучшие пословицы записываются в альбомы.

Затем даётся новая тема, по которой также подбираются пословицы. Время от времени, учитывая содержание рассказов, а также характер изучаемого материала по русскому языку, учитель возвращается к уже записанным темам и предлагает ученикам подобрать новые пословицы.

В 4 классе , если уч-ся хорошо справляются с классификацией пословиц по темам, можно сразу назвать все предлагаемые темы. В таком случае уч-ся, найдя пословицы, должны сами определить , к каким из тем они относятся. В качестве примера можно рекомендовать следующие темы для альбома с пословицами:

3 класс – 1) времена года, 2) явления природы, 3) домашние и дикие животные, 4)книга, письмо, 5) труд, 6) о матери, об отце.

4 класс – 1) Родина, Москва, 2) дружба, 3) речь ,слово, 4) знание , невежество, 5) смелость, трусость, 6) о сельском хозяйстве, 7) здоровье, болезнь и т.д.

Сочинение пословиц и поговорок

Особым видом работы является сочинение пословиц и поговорок. Учащимся 3-4 классов такое задание вполне доступно и весьма полезно. Сочиняя пословицы. Они учатся кратко, сжато выражать свои мысли. Кроме того, эта работа имеет и практическое значение. Удачно созданные изречения следует использовать в школьной или классной газете.

Работая на уроках с пословицами. Следует особое внимание уделять работе над словом, т.к. в начальный период обучения уч-ся наиболее интенсивно развивается и обогащается их словарь. Пословицы для словарной работы дают богатейший материал. Созданные в течение веков, они сохраняют слова, вышедшие в наше время из употребления. Если учитель не обратит внимания на эти слова, не разъяснит их значения, то уч-ся неправильно поймут или не поймут смысла пословицы.

В нач. школе при работе над словарём следует обращать внимание на народное словотворчество. Известно, что дети сами любят создавать  новые слова, поэтому они особенно легко и живо воспринимают необычные слова, встречающиеся в пословицах. Задача учителя разъяснить ученикам, что в таких словах заключается особая смысловая ёмкость, образность, что они делают пословицу или поговорку красочной и выразительной. Например: Лето – припасиха, а зима – подбериха. Знайка бежит, а незнайка лежит. И швец, и жнец, и на дуде игрец.

Наконец ,работа над пословицами и поговорками на уроках чтения должна быть увязана с работой над орфограммами. Из приведённых учителем или учениками пословиц всегда следует отбирать лучшие и записывать, объясняя написание отдельных слов.

Игры с пословицами

1.Знаешь ли ты пословицы и поговорки?

1-й вариант

Играющие делятся на две-три  группы. Ведущий называет тему, на которую дети должны вспомнить пословицу. За каждую пословицу засчитывают очко. Выигрывают те, которые набрали больше очков, т.е. назвали больше пословиц и поговорок.

2-й вариант

Играющие делятся на две группы. Ведущий поочерёдно каждой группе называет слово. Школьники должны вспомнить пословицы, в которых есть это слово.

В1-2 классах эту игру следует упростить. Ведущий называет слово, а группа приводит одну пословицу с этим словом. Затем задаётся слово другой группе.

3-й вариант

Ведущий называет любые три рядом стоящие буквы алфавита (а, б, в) и предлагает назвать пословицы, начинающиеся с этих букв. Например: Аккуратность человека красит. Белые ручки чужие труды любят. Воля народа сильнее атома и водорода.

2. Скажи пословицу.

1-й вариант. Закончи пословицу.

Играющим раздаются карточки. На каждой написана вторая часть какой-то пословицы. Ведущий читает первую часть пословицы, а у кого вторая часть, тот её и заканчивает.

2-й вариант. Скажи начало пословицы.

Ведущий говорит конец известной пословицы, а играющие должны сказать её первую часть.

3. Числа в пословицах.

Ведущий предлагает  играющим назвать пословицы и поговорки, в которых встречаются какие-либо числа.

Например: Все за одного, один за всех. Семь раз примерь. Один раз отрежь. Не узнавай друга в три дня, узнавай в три года. Семеро ворот, да все в огород. В трёх соснах заблудился. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Один в поле не воин. Семеро одного не ждут. Семь бед – один ответ. Один с сошкой, а семеро с ложкой. Семи смертям не бывать, а одной не миновать. Лучше один раз увидеть, чем сто  раз услышать. Смелый умирает один раз, а трус тысячу раз. Одним выстрелом двух зайцев не убьёшь. Ум хорошо, два лучше. Лжецу верят не больше одного раза. Кто после трёх шагов жалеет, что пошёл в гору, тот не поднимется и на маленький холм. Один день заменяет три тому, кто всё умеет делать вовремя. Обещанного три года ждут. Конь на четырёх ногах, да спотыкается. У семи нянек дитя без глаза. Двое пашут, семеро руками машут. Для друга семь вёрст не околица. Один добытый опыт важнее семи мудрых поучений. Расставшийся с другом плачет семь лет, расставшийся с Родиной – всю жизнь. У лодыря все десять пальцев бездельничают. Одного храброго и тысяча трусов не заменит. Одна книга тысячу людей учит. У кого сильны мышцы, тот победит одного, кто силён знаниями – победит тысячи. Мала ласточка , а за тысячи миль летает. Дорог – тысячи, правда – одна. Дорога в тысячу миль начинается с одного шага. И через тысячи преград вода всё равно течёт в море.

4.Угадай пословицу.

Играющих должно быть до десяти человек. Один выходит из комнаты. Остальные загадывают какую-нибудь пословицу. Все слова пословицы распределяются между участниками игры. Затем вызывают водящего, который должен отгадать пословицу. Ему дано право спросить у двух или трёх играющих их слова. Если по этим словам водящий угадал пословицу, то назначают другого водящего, и игра продолжается. Если не угадал, то его снова посылают водить.

Постоянная систематическая работа с пословицами  очень много даёт уч-ся. Они учатся собирать народные изречения, классифицировать их по темам, анализировать их смысл, понимать их обобщающий характер. Изучение мудрых, образных народных афоризмов обогащает речь уч-ся , повышает их грамотность, способствует воспитанию эстетического вкуса.

Разнообразная и интересная работа с пословицами не только прививает любовь к устному народному творчеству, не только учит внимательно относиться к метким, образным выражениям, интересоваться народной мудростью. Необходимо помнить, что пословицы и поговорки воспитывают у подрастающего поколения чувство патриотизма, любовь к труду, уважение к народу, создавшему эти сокровища, и гордость за него.


Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!