ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК ДЛЯ
РАЗВИТИЯ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И
ЧТЕНИЯ
Пословицы и поговорки, созданные русским народом,
составляют неоценимое богатство русского языка. Знакомство с ними в
школе развивает мышление учащихся, прививает любовь к русскому
языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению
грамматики и более глубокому изучению литературы, обогащает
учащихся народной мудростью. Вот почему пословицам и поговоркам
необходимо уделять внимание на уроках чтения, русского языка и во
внеклассной работе.
Опыт показывает, что работу с пословицами следует
начинать уже в 1 классе. Лучше всего это сделать , когда ученики
уже изучат алфавит, т.е. овладеют письмом. Так , знакомя с буквой Ь
, учитель обращает внимание детей на поговорку «Береги нос в
большой мороз» и велит найти слово с нужной буквой. Ученики читают
поговорку, раскрывают её смысл, находят слово с нужной буквой.
После этого учитель предлагает детям завести тетради , в которые
они будут записывать пословицы и поговорки, и даёт задание: к
следующему уроку на первой странице наклеить открытку или картинку
с изображением зимы или самим нарисовать, как дети делают снежную
бабу или катаются с горы.
Работа с пословицами и поговорками продолжается и
во 2 классе. Учащиеся также заводят тетради, в которые они
выписывают пословицы и поговорки. Можно ограничиться выбором и
использованием тех пословиц и поговорок, которые встречаются
в учебниках русского языка и литературного чтения, т.к. их
количество там довольно значительно.
В
3-4 классах, продолжая работу с пословицами, можно предложить
учащимся завести так называемые тематические альбомы. В них
пословицы распределяются по темам, которые заранее намечаются
учителем. Количество тем не должно быть больше 5-6 в 3 классе и
больше 10 в 4 классе.
Начинать работу с тематическим альбомом следует с
беседы на тему, по которой уч-ся должны найти и записать пословицы.
Во время беседы вспоминаются уже известные пословицы. Затем
названная учителем тема записывается на первой странице альбома.
Уч-ся даётся задание : подобрать 1-2 пословицы по этой теме.
Найденные учениками пословицы читаются на одном из уроков. Лучшие
пословицы записываются в альбомы.
Затем даётся новая тема, по которой также
подбираются пословицы. Время от времени, учитывая содержание
рассказов, а также характер изучаемого материала по русскому языку,
учитель возвращается к уже записанным темам и предлагает ученикам
подобрать новые пословицы.
В 4
классе , если уч-ся хорошо справляются с классификацией пословиц по
темам, можно сразу назвать все предлагаемые темы. В таком случае
уч-ся, найдя пословицы, должны сами определить , к каким из тем они
относятся. В качестве примера можно рекомендовать
следующие темы для альбома с
пословицами:
3 класс – 1) времена года, 2) явления природы, 3)
домашние и дикие животные, 4)книга, письмо, 5) труд, 6) о матери,
об отце.
4 класс – 1) Родина, Москва, 2) дружба, 3) речь
,слово, 4) знание , невежество, 5) смелость, трусость, 6) о
сельском хозяйстве, 7) здоровье, болезнь и
т.д.
Сочинение пословиц и
поговорок
Особым видом работы является сочинение пословиц и
поговорок. Учащимся 3-4 классов такое задание вполне доступно и
весьма полезно. Сочиняя пословицы. Они учатся кратко, сжато
выражать свои мысли. Кроме того, эта работа имеет и практическое
значение. Удачно созданные изречения следует использовать в
школьной или классной газете.
Работая на уроках с пословицами. Следует особое
внимание уделять работе над словом, т.к. в начальный период
обучения уч-ся наиболее интенсивно развивается и обогащается их
словарь. Пословицы для словарной работы дают богатейший материал.
Созданные в течение веков, они сохраняют слова, вышедшие в наше
время из употребления. Если учитель не обратит внимания на эти
слова, не разъяснит их значения, то уч-ся неправильно поймут или не
поймут смысла пословицы.
В
нач. школе при работе над словарём следует обращать внимание на
народное словотворчество. Известно, что дети сами любят создавать
новые слова, поэтому они особенно легко и живо воспринимают
необычные слова, встречающиеся в пословицах. Задача учителя
разъяснить ученикам, что в таких словах заключается особая
смысловая ёмкость, образность, что они делают пословицу или
поговорку красочной и выразительной.
Например: Лето – припасиха, а зима – подбериха.
Знайка бежит, а незнайка лежит. И швец, и жнец, и на дуде
игрец.
Наконец ,работа над пословицами и поговорками на
уроках чтения должна быть увязана с работой над орфограммами. Из
приведённых учителем или учениками пословиц всегда следует отбирать
лучшие и записывать, объясняя написание отдельных
слов.
Игры с пословицами
1.Знаешь ли ты пословицы и
поговорки?
1-й
вариант
Играющие делятся на две-три группы. Ведущий
называет тему, на которую дети должны вспомнить пословицу. За
каждую пословицу засчитывают очко. Выигрывают те, которые набрали
больше очков, т.е. назвали больше пословиц и
поговорок.
2-й
вариант
Играющие делятся на две группы. Ведущий
поочерёдно каждой группе называет слово. Школьники должны вспомнить
пословицы, в которых есть это слово.
В1-2 классах эту игру следует упростить. Ведущий
называет слово, а группа приводит одну пословицу с этим словом.
Затем задаётся слово другой группе.
3-й
вариант
Ведущий называет любые три рядом стоящие буквы
алфавита (а, б, в) и предлагает назвать пословицы, начинающиеся с
этих букв. Например: Аккуратность человека красит. Белые ручки
чужие труды любят. Воля народа сильнее атома и
водорода.
2. Скажи
пословицу.
1-й вариант. Закончи
пословицу.
Играющим раздаются карточки. На каждой написана
вторая часть какой-то пословицы. Ведущий читает первую часть
пословицы, а у кого вторая часть, тот её и
заканчивает.
2-й вариант. Скажи начало
пословицы.
Ведущий говорит конец известной пословицы, а
играющие должны сказать её первую часть.
3. Числа в
пословицах.
Ведущий предлагает играющим назвать
пословицы и поговорки, в которых встречаются какие-либо
числа.
Например: Все за одного, один за всех. Семь раз примерь.
Один раз отрежь. Не узнавай друга в три дня, узнавай в три года.
Семеро ворот, да все в огород. В трёх соснах заблудился. За двумя
зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. Не имей сто рублей, а
имей сто друзей. Один в поле не воин. Семеро одного не ждут. Семь
бед – один ответ. Один с сошкой, а семеро с ложкой. Семи смертям не
бывать, а одной не миновать. Лучше один раз увидеть, чем сто
раз услышать. Смелый умирает один раз, а трус тысячу раз.
Одним выстрелом двух зайцев не убьёшь. Ум хорошо, два лучше. Лжецу
верят не больше одного раза. Кто после трёх шагов жалеет, что пошёл
в гору, тот не поднимется и на маленький холм. Один день заменяет
три тому, кто всё умеет делать вовремя. Обещанного три года ждут.
Конь на четырёх ногах, да спотыкается. У семи нянек дитя без глаза.
Двое пашут, семеро руками машут. Для друга семь вёрст не околица.
Один добытый опыт важнее семи мудрых поучений. Расставшийся с
другом плачет семь лет, расставшийся с Родиной – всю жизнь. У
лодыря все десять пальцев бездельничают. Одного храброго и тысяча
трусов не заменит. Одна книга тысячу людей учит. У кого сильны
мышцы, тот победит одного, кто силён знаниями – победит тысячи.
Мала ласточка , а за тысячи миль летает. Дорог – тысячи, правда –
одна. Дорога в тысячу миль начинается с одного шага. И через тысячи
преград вода всё равно течёт в море.
4.Угадай пословицу.
Играющих должно быть до десяти человек. Один
выходит из комнаты. Остальные загадывают какую-нибудь пословицу.
Все слова пословицы распределяются между участниками игры. Затем
вызывают водящего, который должен отгадать пословицу. Ему дано
право спросить у двух или трёх играющих их слова. Если по этим
словам водящий угадал пословицу, то назначают другого водящего, и
игра продолжается. Если не угадал, то его снова посылают
водить.
Постоянная систематическая работа с пословицами
очень много даёт уч-ся. Они учатся собирать народные
изречения, классифицировать их по темам, анализировать их смысл,
понимать их обобщающий характер. Изучение мудрых, образных народных
афоризмов обогащает речь уч-ся , повышает их грамотность,
способствует воспитанию эстетического
вкуса.
Разнообразная и интересная работа с пословицами
не только прививает любовь к устному народному творчеству, не
только учит внимательно относиться к метким, образным выражениям,
интересоваться народной мудростью. Необходимо помнить, что
пословицы и поговорки воспитывают у подрастающего поколения чувство
патриотизма, любовь к труду, уважение к народу, создавшему эти
сокровища, и гордость за него.