Апендина Гульжазира
Хамитовна
Учитель русского языка в начальных классах СШ
№8
города Актобе
Статья на тему: «Пути повышения
орфографической грамотности учащихся».
Проблема формирования орфографического навыка в
начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка.
Какой объем знаний необходимо иметь учащимся, чтобы писать
орфографически грамотно? Есть ли резервы совершенствования
орфографического навыка учащихся? Как обучать правописанию на
основе применения правил? Каковы способы усвоения орфографии в
начальных классах?
Это
самые волнующие учителя вопросы, если он по-настоящему задумывается
над тем, как добиться орфографической грамотности младших
школьников.
Чаще всего работа учителя по орфографии в
основном идет стереотипно: дети сначала учат правило, затем
упражняются. Но знать правило и свободно писать – вещи разные!
Знание правила – это первый этап в формировании орфографического
навыка, а различные виды графического навыка, позволяющие закрепить
правило, - третий. Второй этап, который чаще всего отсутствует на
уроке, - это применение на практике на основе
алгоритма.
Я
считаю, что одна из главных целей на данном этапе обучения –
научить ребенка безошибочно определять место орфограммы и решать
орфографические задачи.
Вычленим условия формирования орфографического
навыка:
-
знание правил является теоретической базой (инструкция решения
орфографической задачи дана в орфографическом
правиле);
-
знание приемов применения правила – рассуждение на основе алгоритма
– способствует освоению орфограммы;
-
различные виды упражнений вырабатывают орфографические
навыки.
Зависимость результатов обучения орфографии от
того, насколько развита способность ставить перед собой
орфографические задачи, постоянно подчеркивают и лингвисты, и
психологи, и методисты (В.Ф. Иванова, С.Ф. Жуйков, П.С. Жедек, М.Р.
Львов, М.М. Разумовская). Эту зависимость хорошо осознают и опытные
учителя.
Рассмотрим на примере, как совместно с учащимися
составить алгоритм по теме: «Правописание безударных окончаний имен
существительных». Смешение падежных окончаний –е или –и довольно
частое явление в письменных работах школьников. По ходу изучения
правил составлена таблица:
Склонение
|
Родительный
падеж
|
Дательный
падеж
|
Предложный
падеж
|
1
склонение
|
-и
|
-е
|
-е
|
2
склонение
|
-
|
-
|
-е
|
3
склонение
|
-и
|
-и
|
-и
|
Вопросы к учащимся:
-
Как определить, какое окончание надо писать у
существительного?
-
Достаточно ли только определить только
падеж?
-
Как определить склонение существительных?
- В
чем еще надо быть уверенным?
По
ответам учащихся составляется
алгоритм:
-
Найди орфограмму.
-
Определи тип орфограммы.
-
К
какой части речи относится слово.
-
Определи склонение.
-
По
вопросу и предлогу определи падеж.
-
Вспомни правило, напиши
правильно.
Используя алгоритм, дети сами себя ведут по пути
рассуждения.
Такая работа идет на этапе изучения нового
правила. Именно на этом этапе полезны и уместны развернутые решения
орфографических задач.
Большое значение я придаю
графическому изображению орфограммы, т.е. фиксации путей
рассуждения по применению правил на практике на основе алгоритма.
По сути дела, это письменный орфографический
разбор.
х
находимся в
полете - 2 скл., П. п.
Чтобы решать орфографические задачи, уметь
обозначать орфограммы, необходима «грамматическая
база».
Умение обнаружить орфограмму связано с понятием
орфографическая зоркость. Учитель должен научить ученика видеть и
узнавать орфограммы. Как пишет М. Р. Львов «… Отсутствие
орфографической зоркости или ее слабаясформированность
является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта
причина сводит на нет хорошее знание правил и умение их
применять.»
Целенаправленное обучение обнаруживанию орфограмм
должно начинаться с 1 класса. Методика была разработана и
экспериментально проведена еще в 60-70 годы (Жедек П.С., Репкин
В.В.).
Для
достижения навыков грамотного письма необходимо научить детей
самоконтролю, т.е. ученик должен уметь проверять свою
работу.
А
теперь о некоторых методических приемах. С 1 класса на уроках
следует проводить разнообразные виды работ: письмо с
проговариванием, комментирование, орфографические минутки, все виды
диктантов и т.д.
Система работы над ошибками учащихся тоже дает
свои положительные результаты. Все это вместе взятое называется
формированием грамотного письма. Методика такой работы создавалась
на протяжении многих лет. Эти методические приемы я использую
и в своей педагогической
практике.