Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Статья "Обновление образования в Республике Казахстан"
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Статья
«Обновление образования в Республике Казахстан»
«Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера,
мы украдем у детей завтра»
Джон Дьюи
В середине 80-х годов большинство развитых стран пришли к выводу, что надо переходить к новому типу содержания школьного образования. Оно должно быть основано не столько на количестве знаний, сколько на функциональной грамотности.
Функциональная грамотность-это способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
То есть важным становится не то, что знает человек, а что он умеет и как он умеет применять знания. С 1988 года страны ОЭСР одна за другой начали переходить на такое обновленное содержание в школах. Процесс в целом закончился к середине 90-х годов. В 1997 году страны договорились о едином стандарте измерений обновленного содержания - его назвали PISA.
Министерством образования и науки Республики Казахстан в рамках реализации пунктов 76,79,89 Плана нации «100 конкретных шагов: современное государство для всех» и ГПРОН на 2016-2019 годы начат поэтапный переход на обновленное содержание образования.
Цель поставил Президент - войти в 30 наиболее развитых стран. Это уровень Эстонии и Израиля. То есть, мы говорим о высокотехнологичном, высокообразованном, международно-интегрированном обществе с высочайшим международным уровнем сервиса.
Казахстан внедрил обновленное образование с первого класса во всех школах. По поручению Президента эта работа началась почти 15 лет назад. , программа уже адаптирована. «Мы переходим от «человека знающего» – к «человеку, способному творчески мыслить, саморазвиваться». Обновление содержания образования – это пересмотр структуры и содержания программ, методов обучения. Учителю придется преодолеть инертность мышления, вместе с учеником учиться самому, изменить восприятие ученика, перейти от авторитарности в преподавании к сотрудничеству», - говорил бывший министр образования Саринжипов.
Уровневое обучение казахскому языку в школах с неказахским языком обучения, русскому языку в школах с нерусским языком обучения, английскому языку идет с 1-го класса. Разработана технологизация учебного процесса в форме долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов, что позволит резко сократить нагрузку учителей, поскольку избавит их от календарно-тематического планирования. Во всех классах пятидневная учебная неделя.
Чтобы сегодняшний ребенок, а завтрашний специалист нашей страны был успешным и конкурентоспособным в условиях 21 века, он должен быть востребован на рынке труда. Все, чему мы сегодня обучаем детей, будь то навыки чтения и письма, математическая, финансовая, культурная или гражданская грамотность, знания в сфере информационно-коммуникационных технологий – все это позволяет решать только лишь повседневные задачи. Для решения более сложных задач, помимо классического образования, у детей необходимо развивать критическое, творческое мышление, умение общаться и прививать навыки работы в команде. Безусловно, необходимо развивать у детей любознательность, инициативность, настойчивость, лидерские качества, социальную и культурную осведомленность. Все это, наряду с классическими знаниями, включено в содержание школьного образования через призму ценностей и деятельностного подхода. Таким образом, в новых учебных программах сохранено академическое содержание. Изменились ожидаемые результаты, которые представлены через систему целей обучения.
Языковые предметы направлены на развитие у детей 4 видов речевой деятельности: слушание, говорение, чтение, письмо. Эта новая коммуникативная методика заменит действующий грамматико-переводной подход обучения. До сих пор мы оценивали знание и понимание материала, и не придавали значения умению применять полученные знания. Теперь это понятие расширено и для учителя будет важно умение детей анализировать, синтезировать учебную информацию и оценивать ситуацию. Поэтому критериальная система оценивания позволяет учителю оказывать педагогическую помощь ученику, учащемуся – лучше понимать свои успехи, а министерству – эффективность самой учебной программы. Таким образом, обеспечена прочная взаимосвязь между содержанием, обучением и оцениванием.
Интегрированное обучение русского языка и литературы всегда было в центре внимания педагогов. Результативность качества обученности учащихся будет выше, если использовать межпредметную интеграцию, так как язык и литература способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире целом. Литература не только не препятствует творческой работе на уроках русского языка, но, напротив, стимулирует познавательную и коммуникативную деятельность. Такой подход к обучению обеспечивает успешное решение образовательных, развивающих и воспитательных задач обучения. Правильное установление межпредметных связей русского языка и литературы, умелое их внедрение важны для усиления практической и коммуникативной направленности обучения русскому языку на материале художественных текстов. На уроках русского языка и литературы используются тексты, которые выполняют двойную функцию: обучения русскому языку и передачи, анализа и синтеза духовно-нравственных ценностей литературы. Учащиеся, постигая увлекательный, удивительный мир слова, его жизнь в речи, тексте, постепенно приходят к выводу, что подлинная любовь к литературе, чтению невозможна без любви к языку, слову: именно глубокий, вдумчивый языковой анализ текста – надёжный путь к разгадке авторского замысла, ведь литература – это искусство слова. В начальных классах учащиеся обогащают словарный запас, приобщаясь к чтению сказок, рассказов, детских стихов. Перед учащимися среднего звена стоят более сложные задачи: чтение текстов, их анализ, анализ речевых средств. Степень интегративного взаимодействия русского языка и литературы должна постоянно расширяться: от наблюдения за языковыми средствами, изучения их стилистической роли в художественных текстах, учащиеся переходят к синтезу и переработке, созданию собственных текстов (сочинений и изложений), учатся использовать полученные знания в самостоятельной текстовой деятельности. Целью уроков, интегрирующих русский язык и литературу, является формирование языковой, коммуникативной и литературной компетенций, а также развитие языкового чутья, воспитание эстетического чувства языка
Всему этому способствует использование на уроках различных стратегий предтекстовой работы, таких как «Облако мыслей», «Горячий стул», «Роль на стене», «Аллея сознания» и многие другие. Учащиеся лучше усваивают и грамматический материал при работе с текстом. Они имеют возможность работать с лексикой, после чего вырабатывают определённые выводы, что красота текста художественных произведений проявляется в грамотном использовании средств языка. Умелое использование эпитетов, метафор, фразеологизмов в текстах способствует закреплению всех разделов русского языка. На интегрированных уроках русского языка и литературы работу с текстом делят на нескольких этапов.
Первый этап урока - отработка навыков устной речи. Основной метод работы на данном этапе – это интерпретация текста, т.е. учащиеся высказывают свою точку зрения на произведение, опираясь на текст и аргументируя свои высказывания. Художественный текст содержит новую для учащихся лигнвокультуроведческую информацию, в которой прослеживается история и самобытная культура народа, сокровища народной мудрости. Школьники не просто читают, а входят через тексты в окружающий мир, ощущая себя частью этого мира. Вопросы к тексту возникают в ходе чтения, а не после него. Анализируя тексты, учащиеся должны понять, что слово в тексте зачастую имеет скрытый смысл, заложенный в произведении. Беседа по тексту всегда завершается осмыслением учащимися собственных способов действий, направленных на понимание отрывка из произведения.
На следующем этапе урока учитель обращается к словесно-художественной структуре, исследуя авторскую речь. Учащиеся отвечают на вопросы. . На интегрированных уроках русского языка и литературы учащиеся должны научиться не только грамотно говорить (в соответствии с языковыми нормами), но и научиться задавать вопросы собеседнику, выражать согласие или несогласие с услышанным, высказывать пожелание, просьбу, оценивать высказывание, поступок, т.е. овладеть умениями и навыками вступать в общение и вести его. При интегрированном подходе к структурированию учебного материала во время изучения каждой темы актуализируются все прежние знания учащихся, что прямо выводит на многоаспектные задания, в которых сочетаются разный уровень обобщения, теоретический и практический материал из разделов курса и других учебных предметов. Знания представлены также на репродуктивном, логическом, проблемном, креативно-творческом уровнях. Это дает каждому ребенку возможность проявить свои сильные стороны и развить недостаточно сформированные. Интегрированный урок становится одним из новшеств современной методики. Эта технология смело вторгается в школьные программы и связывает предметы.
Преимущества интеграции на уроке:
1.Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
2. Формы проведения интегрированных уроков, безусловно, нестандартны и потому увлекательны. Вот некоторые из них:
1) Урок обмена знаниями, когда учащиеся делятся на группы и каждая из них сообщает другим о своих изысканиях на заданную тему. Наиболее эффективна такая форма при совпадении тем учебных предметов.
2) Урок взаимопроверки. Идёт работа в группах и парах, требуется большая подготовка учащихся. При всех видах деятельности ощущается острая необходимость в объективных и точных критериях оценки, чтобы, проверяя знания одноклассников, каждый школьник имел удобную и всем известную шкалу (систему) показателей для оценки.
3) Урок творческого поиска: дети самостоятельно ищут решение поставленной проблемы.
4) Урок-издание газеты или альманаха. Группам учащихся и отдельным учащимся даются задания творческого поискового характера по определённым темам, а результаты работы и составляют содержание предполагаемого издания.
5) Уроки, основанные на имитации деятельности или организации: «Учёный совет», «Суд», «Следствие», «Патентное бюро» и др.
6) Уроки, основанные на формах, жанрах, методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.
7) Уроки, напоминающие публичные формы общения: «Пресс конференция», «Аукцион», «Бенефис», «Митинг», «Панорама», «Телемост», «Рапорт», «Живая газета», «Устный журнал» и др.
8) Уроки с использованием традиционных форм внеклассной работы: КВН, «Поле чудес», «Клуб знатоков» и др
. 9) Уроки, трансформирующие традиционные способы организации урока: лекция-парадокс, экспресс-опрос, урок-зачёт, урок-консультация, урок-практикум, урок-семинар.
10) Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз и др. Использование различных видов работы поддерживает внимание учащихся на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков. Они снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключений на разнообразные виды деятельности
С использованием ИКТ в образовании связывают возможность выхода из кризиса и перспективы развития сферы образования, потому что компьютеризация и информатизация образования – это средства для увеличения производительности труда учителей и учащихся, рациональный способ повышения эффективности и интенсификации обучения и самообучения. Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку; делают урок более интересным. На уроках русского языка и литературы применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Причем материал находят сами учащиеся в Интернете, составляют презентации, таким образом, ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку. Уроки с использованием ИКТ развивают умение учащихся работать с компьютером, самостоятельно решать учебные задачи.
Овладение русским языком поможет учащимся адаптироваться к условиям современного мира, успешно регулировать речевое поведение в соответствии с коммуникативной ситуацией; научит пользоваться различными источниками информации и современными информационными технологиями для выражения и обоснования собственного мнения.
Абишева Куралай Асылхановна
Учитель русского языка и литературы
1-ой категории
КГУ сш имени Ломоносова с ДМЦ