
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Статья "Обновление образования в Республике Казахстан"
Статья
«Обновление образования в Республике Казахстан»
«Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера,
мы украдем у детей завтра»
Джон Дьюи
В середине 80-х годов большинство развитых стран пришли к выводу, что надо переходить к новому типу содержания школьного образования. Оно должно быть основано не столько на количестве знаний, сколько на функциональной грамотности.
Функциональная грамотность-это способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
То есть важным становится не то, что знает человек, а что он умеет и как он умеет применять знания. С 1988 года страны ОЭСР одна за другой начали переходить на такое обновленное содержание в школах. Процесс в целом закончился к середине 90-х годов. В 1997 году страны договорились о едином стандарте измерений обновленного содержания - его назвали PISA.
Министерством образования и науки Республики Казахстан в рамках реализации пунктов 76,79,89 Плана нации «100 конкретных шагов: современное государство для всех» и ГПРОН на 2016-2019 годы начат поэтапный переход на обновленное содержание образования.
Цель поставил Президент - войти в 30 наиболее развитых стран. Это уровень Эстонии и Израиля. То есть, мы говорим о высокотехнологичном, высокообразованном, международно-интегрированном обществе с высочайшим международным уровнем сервиса.
Казахстан внедрил обновленное образование с первого класса во всех школах. По поручению Президента эта работа началась почти 15 лет назад. , программа уже адаптирована. «Мы переходим от «человека знающего» – к «человеку, способному творчески мыслить, саморазвиваться». Обновление содержания образования – это пересмотр структуры и содержания программ, методов обучения. Учителю придется преодолеть инертность мышления, вместе с учеником учиться самому, изменить восприятие ученика, перейти от авторитарности в преподавании к сотрудничеству», - говорил бывший министр образования Саринжипов.
Уровневое обучение казахскому языку в школах с неказахским языком обучения, русскому языку в школах с нерусским языком обучения, английскому языку идет с 1-го класса. Разработана технологизация учебного процесса в форме долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов, что позволит резко сократить нагрузку учителей, поскольку избавит их от календарно-тематического планирования. Во всех классах пятидневная учебная неделя.
Чтобы сегодняшний ребенок, а завтрашний специалист нашей страны был успешным и конкурентоспособным в условиях 21 века, он должен быть востребован на рынке труда. Все, чему мы сегодня обучаем детей, будь то навыки чтения и письма, математическая, финансовая, культурная или гражданская грамотность, знания в сфере информационно-коммуникационных технологий – все это позволяет решать только лишь повседневные задачи. Для решения более сложных задач, помимо классического образования, у детей необходимо развивать критическое, творческое мышление, умение общаться и прививать навыки работы в команде. Безусловно, необходимо развивать у детей любознательность, инициативность, настойчивость, лидерские качества, социальную и культурную осведомленность. Все это, наряду с классическими знаниями, включено в содержание школьного образования через призму ценностей и деятельностного подхода. Таким образом, в новых учебных программах сохранено академическое содержание. Изменились ожидаемые результаты, которые представлены через систему целей обучения.
Языковые предметы направлены на развитие у детей 4 видов речевой деятельности: слушание, говорение, чтение, письмо. Эта новая коммуникативная методика заменит действующий грамматико-переводной подход обучения. До сих пор мы оценивали знание и понимание материала, и не придавали значения умению применять полученные знания. Теперь это понятие расширено и для учителя будет важно умение детей анализировать, синтезировать учебную информацию и оценивать ситуацию. Поэтому критериальная система оценивания позволяет учителю оказывать педагогическую помощь ученику, учащемуся – лучше понимать свои успехи, а министерству – эффективность самой учебной программы. Таким образом, обеспечена прочная взаимосвязь между содержанием, обучением и оцениванием.
Интегрированное обучение русского языка и литературы всегда было в центре внимания педагогов. Результативность качества обученности учащихся будет выше, если использовать межпредметную интеграцию, так как язык и литература способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире целом. Литература не только не препятствует творческой работе на уроках русского языка, но, напротив, стимулирует познавательную и коммуникативную деятельность. Такой подход к обучению обеспечивает успешное решение образовательных, развивающих и воспитательных задач обучения. Правильное установление межпредметных связей русского языка и литературы, умелое их внедрение важны для усиления практической и коммуникативной направленности обучения русскому языку на материале художественных текстов. На уроках русского языка и литературы используются тексты, которые выполняют двойную функцию: обучения русскому языку и передачи, анализа и синтеза духовно-нравственных ценностей литературы. Учащиеся, постигая увлекательный, удивительный мир слова, его жизнь в речи, тексте, постепенно приходят к выводу, что подлинная любовь к литературе, чтению невозможна без любви к языку, слову: именно глубокий, вдумчивый языковой анализ текста – надёжный путь к разгадке авторского замысла, ведь литература – это искусство слова. В начальных классах учащиеся обогащают словарный запас, приобщаясь к чтению сказок, рассказов, детских стихов. Перед учащимися среднего звена стоят более сложные задачи: чтение текстов, их анализ, анализ речевых средств. Степень интегративного взаимодействия русского языка и литературы должна постоянно расширяться: от наблюдения за языковыми средствами, изучения их стилистической роли в художественных текстах, учащиеся переходят к синтезу и переработке, созданию собственных текстов (сочинений и изложений), учатся использовать полученные знания в самостоятельной текстовой деятельности. Целью уроков, интегрирующих русский язык и литературу, является формирование языковой, коммуникативной и литературной компетенций, а также развитие языкового чутья, воспитание эстетического чувства языка
Всему этому способствует использование на уроках различных стратегий предтекстовой работы, таких как «Облако мыслей», «Горячий стул», «Роль на стене», «Аллея сознания» и многие другие. Учащиеся лучше усваивают и грамматический материал при работе с текстом. Они имеют возможность работать с лексикой, после чего вырабатывают определённые выводы, что красота текста художественных произведений проявляется в грамотном использовании средств языка. Умелое использование эпитетов, метафор, фразеологизмов в текстах способствует закреплению всех разделов русского языка. На интегрированных уроках русского языка и литературы работу с текстом делят на нескольких этапов.
Первый этап урока - отработка навыков устной речи. Основной метод работы на данном этапе – это интерпретация текста, т.е. учащиеся высказывают свою точку зрения на произведение, опираясь на текст и аргументируя свои высказывания. Художественный текст содержит новую для учащихся лигнвокультуроведческую информацию, в которой прослеживается история и самобытная культура народа, сокровища народной мудрости. Школьники не просто читают, а входят через тексты в окружающий мир, ощущая себя частью этого мира. Вопросы к тексту возникают в ходе чтения, а не после него. Анализируя тексты, учащиеся должны понять, что слово в тексте зачастую имеет скрытый смысл, заложенный в произведении. Беседа по тексту всегда завершается осмыслением учащимися собственных способов действий, направленных на понимание отрывка из произведения.
На следующем этапе урока учитель обращается к словесно-художественной структуре, исследуя авторскую речь. Учащиеся отвечают на вопросы. . На интегрированных уроках русского языка и литературы учащиеся должны научиться не только грамотно говорить (в соответствии с языковыми нормами), но и научиться задавать вопросы собеседнику, выражать согласие или несогласие с услышанным, высказывать пожелание, просьбу, оценивать высказывание, поступок, т.е. овладеть умениями и навыками вступать в общение и вести его. При интегрированном подходе к структурированию учебного материала во время изучения каждой темы актуализируются все прежние знания учащихся, что прямо выводит на многоаспектные задания, в которых сочетаются разный уровень обобщения, теоретический и практический материал из разделов курса и других учебных предметов. Знания представлены также на репродуктивном, логическом, проблемном, креативно-творческом уровнях. Это дает каждому ребенку возможность проявить свои сильные стороны и развить недостаточно сформированные. Интегрированный урок становится одним из новшеств современной методики. Эта технология смело вторгается в школьные программы и связывает предметы.
Преимущества интеграции на уроке:
1.Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
2. Формы проведения интегрированных уроков, безусловно, нестандартны и потому увлекательны. Вот некоторые из них:
1) Урок обмена знаниями, когда учащиеся делятся на группы и каждая из них сообщает другим о своих изысканиях на заданную тему. Наиболее эффективна такая форма при совпадении тем учебных предметов.
2) Урок взаимопроверки. Идёт работа в группах и парах, требуется большая подготовка учащихся. При всех видах деятельности ощущается острая необходимость в объективных и точных критериях оценки, чтобы, проверяя знания одноклассников, каждый школьник имел удобную и всем известную шкалу (систему) показателей для оценки.
3) Урок творческого поиска: дети самостоятельно ищут решение поставленной проблемы.
4) Урок-издание газеты или альманаха. Группам учащихся и отдельным учащимся даются задания творческого поискового характера по определённым темам, а результаты работы и составляют содержание предполагаемого издания.
5) Уроки, основанные на имитации деятельности или организации: «Учёный совет», «Суд», «Следствие», «Патентное бюро» и др.
6) Уроки, основанные на формах, жанрах, методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.
7) Уроки, напоминающие публичные формы общения: «Пресс конференция», «Аукцион», «Бенефис», «Митинг», «Панорама», «Телемост», «Рапорт», «Живая газета», «Устный журнал» и др.
8) Уроки с использованием традиционных форм внеклассной работы: КВН, «Поле чудес», «Клуб знатоков» и др
. 9) Уроки, трансформирующие традиционные способы организации урока: лекция-парадокс, экспресс-опрос, урок-зачёт, урок-консультация, урок-практикум, урок-семинар.
10) Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз и др. Использование различных видов работы поддерживает внимание учащихся на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков. Они снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключений на разнообразные виды деятельности
С использованием ИКТ в образовании связывают возможность выхода из кризиса и перспективы развития сферы образования, потому что компьютеризация и информатизация образования – это средства для увеличения производительности труда учителей и учащихся, рациональный способ повышения эффективности и интенсификации обучения и самообучения. Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку; делают урок более интересным. На уроках русского языка и литературы применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Причем материал находят сами учащиеся в Интернете, составляют презентации, таким образом, ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку. Уроки с использованием ИКТ развивают умение учащихся работать с компьютером, самостоятельно решать учебные задачи.
Овладение русским языком поможет учащимся адаптироваться к условиям современного мира, успешно регулировать речевое поведение в соответствии с коммуникативной ситуацией; научит пользоваться различными источниками информации и современными информационными технологиями для выражения и обоснования собственного мнения.
Абишева Куралай Асылхановна
Учитель русского языка и литературы
1-ой категории
КГУ сш имени Ломоносова с ДМЦ

