Основные аспекты обучения в условиях
дистанционного обучения.
В
век информатизации слово цифра приобрело ещё одно значение –
«цифровая технология».
Интернет прочно вошел в нашу повседневную жизнь.
Большинство казахстанских школьников активно используют компьютер
его в процессе обучения, как в стенах образовательного учреждения.
Каждый учитель выбирает свои способы цифрового взаимодействия с
учениками, учитывая свои возможности и возможности детей (в том
числе и технические). Но для этого мы должны сами уметь работать на
образовательных платформах, знать их плюсы и
минусы.
При
дистанционном обучении в школе важным аспектом является общение
между учащимися, обязательные консультации и рекомендации учителя.
При этом общение между учащимся и учителем происходит удаленно,
посредством средств телекоммуникаций. В практике применения
дистанционного обучения используются методики синхронного и
асинхронного обучения.
Методика синхронного дистанционного обучения
предусматривает общение учащегося и преподавателя в режиме
реального времени – on-line общение.
Методика асинхронного дистанционного обучения
применяется, когда невозможно общение между преподавателем и
учащимся в реальном времени – так называемое off-line
общение
В
системе дистанционного обучения важны три важные аспекты - это
связь, способ передачи информации и получение обратного
ответа.
Связь нужна, чтобы собрать класс, классный
коллектив, скоординировать их работу. Осуществлять ее можно через
официальную платформе Онлайнмектеп, а также различные другие
рекомендуемые приложения, социальные сети и популярные мессенджеры.
Собрав учеников, мы можем сообщить им время трансляции урока,
название платформы, на которой она будет происходить, отправить
ссылку. Выбирать способ связи необходимо с учетом аудитории: если
большинство учеников являются пользователями, например, zoom, то
учитель вполне может создать беседу в этом приложении. Для кого-то
будет удобнее Skype. Но, я считаю, всем учителям-предметникам,
работающим в классе, надо прийти к общему решению, чтобы не
распылять внимание детей на множество источников. Самый удобный
формат это платформа onlinemektep.org. OnlineMektep – многофункциональная
платформа, ориентированная на организацию учебного процесса как в
учебных организациях среднего образования, так и самостоятельного
обучения.
Второе это - способ передачи
информации. Оставшись один на один с учебником, даже способный
ученик не всегда сможет качественно усвоить новую информацию. Найти
ответ на свои вопросы он может в интернете, благо источников сейчас
достаточно: образовательные платформы, видеоуроки, тематические
группы в социальных сетях. Но здесь появляются отрицательные
моменты. Ключевым недостатком дистанционного образования считается
то, что оно не всегда предполагает непосредственного контакта между
учителем и учеником. . А это порождает следующие проблемы:
отсутствие непосредственного и целостного восприятия материала;
снижение возможности общения и совместного
размышления.
Согласитесь, дети привыкают к стилю подачи
материала своего учителя, зачастую понимают нас с полуслова,
поэтому прерывать связь не стоит. Тем более, каждый из нас вполне
способен провести онлайн трансляцию и объяснить материал лично. Для
этих целей разработано и платформа OnlineMektep позволяющий
наладить конференц-связь.
В
качестве альтернатив для синхронного урока можно использовать такие
платформы как zoom, youtube.com, discord.
Обратная связь и оценивание – важный этап
обучения, без которого невозможно обойтись во время «дистанционки»,
так как, во-первых, оценки должны выставляться вовремя, во-вторых,
если дети не будут отправлять свои работы, то после двухнедельного
отсутствия учеников на учителя ляжет огромная нагрузка по проверке
тетрадей. Для дистанционной проверки знаний существует множество
платформ с готовыми контрольными и тестами. И один из таких
платформ onlinemektep, Google
платформы.
Приступая к дистанционному обучению с
использованием информационных технологии, так и цифровых ресурсов,
учитель должен четко понимать, что он делает и каких целей
собирается достичь. Сеть пестрит множеством предложений,
приложений, порталов. Запутаться и заблудиться в них легко, выбрать
свое, нужное, полезное – сложно. Поэтому изучать технологии надо не
тогда, когда пришел приказ о карантине или дети не пришли в школу
из-за морозов, а заранее, чтобы у каждого из нас была выработана
стратегия работы со своими учениками. Кроме того, ученики и их
родители должны понимать, знать, как связаться с учителем, с
помощью какой программы подключиться к трансляции урока, как
работать с сайтом, в котором надо выполнить домашнее задание.
Идеальный вариант, если требования всех учителей предметников будут
совпадать. Только тогда мы сможем добиться обратной связи от
учеников и успешной реализации образовательного
процесса.