Работа с родителями
в
начальных классах
С.Жилысова
Цель образования на современном этапе –
воспитание духовно богатой, высококультурной и нравственной
личности. Большая роль в этом при надлежит семье. Семья – это
первая общественная ступень в жизни ребен ка. Она с раннего
возраста направля ет сознание, волю, чувства детей. Под
руководством родителей ребенок при обретает жизненный
опыт.
Первые впечатления от окружа ющей жизни
ребенок получает в семье, на их основе формируется ха рактер.
Влияние семьи потому так сильно, что оно осуществляется пос
тоянно, длительное время и в самых различных условиях и
ситуациях.
Главная особенность семейного воспитания в том,
что оно эмоцио нально по своему содержанию и пред
полагает любовь родителей к детям и ответное чувство детей к
родителям. От того, на что и как направлено вли яние семьи,
во многом будет зависеть результат воспитания. Чтобы он был
успешным, родители должны знать основные педагогические требования
и создавать необходимые условия для воспитания ребенка в
семье.
Что
же это за условия?
1)
Прежде всего – семейная атмо сфера, когда каждый из родителей
и членов семьи понимает свою ответ ственность за воспитание
детей;
2)
рационально организованный быт, режим жизни ребенка в семье; 3)
любовь родителей к ребенку; 4) авторитет родителей, единство
требований к детям всех членов семьи;
5)
уважение к личности ребенка; 6) единые, согласованные требова
ния семьи и школы.
В
нашей школе с 2003 г. реализует ся воспитательная программа
«Я – гражданин России». Главное в этой программе – системный подход
к формированию гражданской позиции
школьника, создание условий для его самопознания
и самовоспитания. Система воспитания дает учащимся установку на
правильный, социально одобряемый образ жизни в школе и вне ее,
формирует патриотическую позицию школьников, устойчивые привычки в
поведении, отношении к людям, к делу, к построению модели
собственной жизнедеятельности.
Свой план я составляю исходя из этой
воспитательной программы. Од ним из ее направлений является
фор мирование гражданского отношения к своей
семье.
Задачи этого направления:
1)
формировать уважение к членам семьи;
2)
воспитывать семьянина, любяще го своих родителей,
родственников; 3) формировать у школьников по нятия сущности
основных социаль ных ролей, умение разрешать возни
кающие семейные трудности.
Я
использую следующие формы работы с
родителями.
1.
Работа с родительским комите том (знакомство с семьями
учеников, выявление причины непосещения детьми школы, помощь
учителю в проведении праздников, привлечение родителей к чтению
лекций, к прове дению экскурсий).
2.
Родительские собрания на темы «Мотивация учения и пути ее
форми рования в семье», «Охрана здоровья детей – основные
направления рабо ты школы», «Роль книги в воспита нии
учащихся», «Семья и воспитание у детей трудолюбия» и
др.
3.
Индивидуальная работа с роди телями.
4.
Дни открытых дверей: каждую четверть даю открытый урок, с тем чтобы
родители увидели успехи и не дочеты в учебе детей,
познакомились с выставкой детских работ.
5.
Конференции для родителей: «Высокая должность – отец», «Гар
мония общения – залог психоэмоцио нального состояния
ребенка».
6.
Лекторий для родителей: «Возра стные особенности младших
школь ников», «Воспитание у младших школьников культуры
поведения».
7.
Психолого педагогическая диа гностика семейного воспитания
(анкетирование).
8.
Семейные праздники: «Папа, мама, я – дружная семья», «Будем
знакомы», «Спасибо скажем бабуш кам, спасибо скажем мамам»,
«Се мейный круг» (разработку см. ниже) и
др.
Цель всех этих семейных меропри
ятий: научить каждого школьника учиться, жить и
работать в коллекти ве; превратить обучение в творческий
процесс, в ходе которого формирова лись бы познавательные
интересы школьников, развивались их способ ности,
самостоятельность мышления, желание и умение активно работать;
воспитывать чувства дружбы и това рищества, ответственности
за свои поступки.
Цели работы с родителями:
повы сить педагогическую культуру
роди телей, привлечь их к активному учас тию в учебно
воспитательном процес се, создать дружный, сплоченный
коллектив родителей, детей, учите
лей.
Родители – не просто частые гости в классе, они
непосредственные участники воспитательного процесса, первые мои
помощники во всех де лах. Я убеждена в том, что воспита
ние духовно богатой, высококультур ной и нравственной
личности может успешно осуществляться лишь в тес ном
сотрудничестве с семьей.
«Семейный круг»
(Праздник для детей и родителей в 4 м
классе)
Звучит фонограмма песни «Роди тельский
дом».
Ведущий: Добрый день! Мудрая по словица гласит: «Вся
семья вместе – и душа на месте». Мы приглашаем вас сегодня к
нашему семейному оча гу, чтобы пообщаться, поговорить о житье
бытье, поделиться своими се мейными радостями и проблемами.
Обстановка у нас, как видите, до машняя, располагайтесь
поудобнее, чувствуйте себя, как дома. А вот и са ми хозяева
праздника. Встречаем их!
Под
аплодисменты зрителей в зал входят дети с родителями, взявшись за
руки. Исполняется песня «Нераз лучные друзья». Родители
рассажи ваются в зале, дети поднимаются на
сцену.
1 й ученик:
Семья – это слово такое родное, Сколько в нем
света, добра и тепла! Как мы гордимся своими родными За все их
заслуги, за все их дела. 2 й ученик:
Глаза материнские нас согревают, Как солнце сияют
они, горячи, А руки отца от беды заслоняют, Забота родных
–
точно солнца лучи!
3 й ученик: Все
10 лет мы усердно вас изучали. И знаете, что мы устано вили?
Наши мамы – самые… добрые! Самые… ласковые! Наши папы – са
мые… мужественные! Самые… уме лые! Мы изучили ваше сердце,
знае те, из чего оно состоит? Из любви к нам. Посмотрите,
какое оно у вас! (Поднимает плакат, на нем нарисо вано
сердце, внутри которого улыба ются дети, светит солнце,
звучит музыка.) Мы
знаем, что воспитание детей – дело очень трудное, поэтому мы
пригласили в гости специалистов, которые дадут вам советы, как
пра вильно воспитывать детей. Первым выступит директор
школы.
Ученик («директор»):
Уважаемые родители! Ваши дети учатся уже в 4 м
классе. Всегда ли вы находите время поговорить с ними о школьных
де лах? Никогда не спрашивайте своего ребенка: «Тебя вызывали
к доске?», «Сколько звездочек ты получил?» Лучше спросите: «Что
интересного сегодня было в классе?»
Ведущий: Продолжит наш разговор доктор педагогических
наук. Ученик («доктор пед.
наук»): «Бить или не бить?» – вот в чем вопрос.
Парламент Великобритании решил: «бить». Для этого, представьте,
специ альные ремни выпускают. А во многих странах Европы
детей не принято даже ставить в угол. Интересно, как обстоят дела в
наших семьях. (Говорят родите ли.) А может быть, в каких
нибудь семьях дела обстоят так?..
Ученик:
Я в
своей родной квартире
Как
на службе строевой:
Командир на командире,
Я
один здесь рядовой.
Всем я должен
подчиняться,
По
приказу одеваться,
По
приказу умываться,
Ровно заправлять кровать.
По
команде есть садиться,
По
режиму спать ложиться,
По
будильнику вставать.
Теперь вам ясно, почему
Начал огрызаться я?
Конец терпенью
моему!
Де
мо би ли за ция!
Звучит песня «Нам дают советы все кому не
лень».
Ведущий: Слово имеет доктор ме
дицины.
Ученик («доктор»):
Чтобы ваши дети хорошо учились, они должны
быть здоровыми. Уделяйте больше внимания закаливанию, прогулкам на
свежем воздухе, если не хотите, чтобы ваш ребенок выглядел
как герой следующего стихотворения. Ученик:
Спортом я не занимаюсь,
Я
никак не закаляюсь,
Бегать, прыгать нету сил,
Свет мне кажется не мил.
Я
сутулый и хромой,
Я
совсем уже больной.
Ведущий: На
самом деле наши дети дружат со спортом. Сейчас мальчики нашего
класса вместе с папами про демонстрируют нам свою удаль
и
сноровку. (Спортивное выступление.) А
теперь совет дает заслуженная учи
тельница.
Ученица («учительница»):
Если ребенок совершает дурной поступок, то
совесть его мучает. Но вы наказы ваете его, и совесть
замолкает. Вели кий педагог Януш Корчак провинив шегося
ребенка или оправдывал, или прощал. А как в ваших семьях
отно
сятся к дурным поступкам детей? (Ответы
родителей.) Очень хочется верить, что в ваших семьях нет места
таким отношениям, как в этом сти
хотворении.
Ученик:
Папа вазу опрокинул,
кто
его накажет?
«Это к счастью!» –
все
семейство скажет.
Ну
а если бы, к несчастью,
это
сделал я?!
«Ты
разиня, ты растяпа», –
Скажут про меня.
Ведущий: А
вот и наш следующий гость – педагог
новатор.
Ученик («педагог»):
У каждого ре бенка в семье должны быть
свои обязанности. Если вы хотите, чтобы ребенок выполнил ваше
поручение, подкрепите свою просьбу словами «пожалуйста», «если тебя
не затруд нит». А знаете ли вы вежливые сло ва? Сейчас
проверим.
Растает даже ледяная
глыба
От
теплого слова… (спасибо).
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит… (добрый день).
Когда бранят за шалости,
Мы
говорим прости…
(пожалуйста).
И
во Франции, и в Дании
На
прощанье говорят…
(до свидания).
Ведущий: Да,
очень жаль, когда между родителями и детьми нет
взаимопонимания, как в этих час
тушках.
Выступление детей:
Есть в семье ковры и бра,
Много ценного добра,
Очень жаль, что много лет
Отношений добрых нет.
У
родителей ни часа
Нет
с ребенком пообщаться.
Я
на улице общаюсь,
Очень быстро
«развиваюсь».
Не
пустили в зал спортивный – Дескать, я
неперспективный.
Стал зато на весь район
В
хулиганстве чемпион.
Папа пишет сочиненье,
Дед
решает уравненье.
Все
с уроками сидят –
Вот
семейный наш подряд.
Не
играет дома Вовка –
Сплошь хрусталь и
полировка.
Стал в милиции малец
Детской комнаты жилец.
Ни
щенков и ни котят
Мама с папой не хотят.
Говорят, мол, это
слишком.
Так
купите мне братишку!
Ведущий: Хотелось бы, чтобы роди тели были похожи на
героиню сти хотворения Эдуарда Успенского. Дети разыгрывают
сценку:
Мама приходит с работы,
Мама снимает боты,
Мама проходит в дом,
Мама глядит кругом.
Мама: Был
на квартиру налет?
Дети: Нет!
Мама: К
нам заходил бегемот?
Дети: Нет!
Мама: Может быть, дом не наш? Дети: Наш!
Мама: Может, не наш этаж?
Дети: Наш!
Просто приходил Сережка,
Поиграли мы немножко!
Мама: Значит, это не обвал?
Дети: Нет!
Мама: Слон у нас не танцевал?
Дети: Нет!
Мама: Очень рада. Оказалось,
Я
напрасно волновалась!
Ведущий: Ну
а вы, ребята, помога ете своим родителям? Вот мы сейчас
посмотрим, как девочки помогают своим
мамам.
Конкурс «дочки матери» (мамы пришивают пуговицы,
дочки завязы вают друг другу банты.)
Ведущий: Наши ребята вместе с родителями показали еще не
все свои умения. В конце праздника вас ждет угощение, которое они
сами приготовили. А теперь еще один гость хотел бы высказаться по
очень важному вопросу. Это ректор инсти
тута.
Ученик («ректор»):
Если ваши де ти сильно увлечены
телевизором, компьютером, не хотят гулять, об щаться с
друзьями, то телевизор дол жен «сломаться». Хотя бы на один
месяц! Родители спросят: «А как же мы?» Отвечу: воспитание требует
жертв! Задумайтесь над этой пробле
мой.
Ведущий: Очень полезно для моло дого растущего
организма заняться физическим трудом, физической культурой или, к
примеру, танцами, как наши ребята.
Выступление танцоров.
Ведущий: А
теперь посмотрим, смогут ли родители быстро и точно ответить на
вопросы, касающиеся их детей.
1.
Как вы ласково называли своего малыша в
детстве?
2.
Любимая игрушка вашего ребенка в
детстве.
3.
Когда у вашего малыша прорезался первый
зуб?
4.
Первое слово, произнесенное ва шим
ребенком.
5.
Если бы вы были доброй феей, что бы вы сделали для своего
сына (дочери)?
6.
Сколько было вашему ребенку, когда он сделал первый
шаг?
7.
Вы смогли бы угадать своего ребен ка по кисти
руки?
Конкурс «Угадай своего ребенка по руке / Угадай
свою маму по руке». Ведущий: Ну,
а в завершение праздника каждому члену семьи по свящается
концертный номер. Исполняются песни о детях, мамах и
папах.
Ведущий: Дорогие друзья, что мо жет быть важнее,
ценнее семьи! Це ните каждый миг, проведенный с близкими, и
пусть в ваших семьях всегда будет мир и покой. А сейчас я хочу
поблагодарить детей и родите лей за подготовку праздника.
При глашаем всех на чаепитие!