Материалдар / Статья: "Разработка электронных тренажёров по физике в программе Excel"
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Статья: "Разработка электронных тренажёров по физике в программе Excel"

Материал туралы қысқаша түсінік
В данное учебное пособие включены пошаговые действия в разработке физических тренажёров в доступной программе Excel . Брошюра предназначена для учителей физики средних общеобразовательных школ, интересующихся созданием собственных электронных тренажёров и знающих или изучающих Excel. Содержание брошюры целиком авторское от возникновения идеи до воплощения.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
22 Қараша 2018
341
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады








«Разработка электронных тренажёров по физике в программе Excel»

(практическое пособие в помощь учителю физики в самостоятельной разработке электронных тренажёров)













































Протокол № от

Составитель: Полулях В.М., учитель физики высшей категории средней

общеобразовательной школы №25,

отличник просвещения Каз. ССР.



В данное учебное пособие включены пошаговые действия в разработке физических тренажёров в доступной программе Excel . Брошюра предназначена для учителей физики средних общеобразовательных школ, интересующихся созданием собственных электронных тренажёров и знающих или изучающих Excel. Содержание брошюры целиком авторское от возникновения идеи до воплощения.

Содержание.

  1. Пояснительная записка………………………………………………….4

  2. Цель и задачи…………………………………………………………….5

  3. Ожидаемый результат………………………………………………...…6

  4. Практическое создание первого тренажёра «Закон Ома для участка цепи» из раздела «Электричество»………………………………………… 7 - 13

  5. Практическое создание второго типа тренажёра «МЕХАНИКА»..14- 21


  1. Литература, ссылки на сайты………………………………………….. ..22

  2. Приложения. В помощь начинающим работать в Excel.



  1. Порядок ввода формулы…………………………………………..23-24

  2. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки…………….24-26

  3. Основные операции и азы. Обучение основам Excel…………………....27-29

  4. Сложение значений в строках (формула СУММ и СУММЕСЛИМН)…29-30

  5. Сложение с условием (с условиями)………………………...……….30

  6. Редактирование формул и система отслеживания ошибок…..…31-32

  7. Относительные и абсолютные адреса ячеек…………………………33

  8. Функции…………………………………………………………….34-37

Пояснительная записка

Данное учебное пособие включает пошаговые действия в разработке физических тренажёров в доступной программе Excel. Брошюра предназначена для учителей физики средних общеобразовательных школ, интересующихся созданием собственных электронных тренажёров и знающих или изучающих Excel.

Целью настоящего учебного пособия является углубление знаний в области прикладной физики, привитие интереса к физике и информатике, отработка практических навыков творческого создания физических тренажёров.

Задачами данного учебного пособия являются: связь теоретического материала с практическими навыками, углубление знаний в прикладной области физики и информатики.

Пособие очень актуально и интересно, так как знание компьютера, создание и использование собственного продукта, умение программировать, использовать своё творчество пойдёт только на пользу учителю. Будущее человека всё больше и больше будет связано с компьютером различной сложности и чтобы освоить сложную технику в будущем, нужно приобрести некоторые азы уже сейчас. С этой задачей сможет справиться только поколение, которое уже в школе будет знакомо с азами простейшего и доступного программирования.

В последнее время усложнение программ по физике, несовершенство учебников и методических пособий, всё более отдаляют учащихся от осознанного изучения физики не для того, чтобы сдать ЕНТ, поступить в ВУЗ, а для того, чтобы полюбить физику, избрать её своей профессией, осознать её нужность и необходимость в повседневной жизни.

Именно такие люди дали нам то, что мы сейчас имеем, чем мы сейчас пользуемся ежедневно. В основной массе учащиеся будут применять свои знания в прикладной физике. Именно эта часть физики наиболее интересна детям, и особенно мальчишкам, где можно удачно применить голову и руки. Более того, всё современное электронное оборудование в школе, дома, на производствах, на рынках пугает сложностью исполнения. Возникает вопрос: «Зачем учить все законы, формулы, правила, решать задачи, если этих знаний недостаточно для объяснения самого простого технического устройства». И когда дети и учителя собственными руками начнут отлаживать собственные программы, тогда у них и появится тысяча осознанных «а как?». Вот тогда они начнут учить законы физики и программирование, чтобы по потребности применять их на практике. Эти знания становятся осознанными, прочными и понятными для чего изучаются. Ибо заставить программу выполнить то, что ты от неё хочешь, в реальности – это и есть верх самоутверждения, это осознанный выбор изучать новое.

Целью и задачей данного пособия являются:

  1. Дать более полное представление о создании простейших электронных тренажёров.

  2. Научить учителей и учащихся находить информацию о роботе в Excel.

  3. Обучить учителей создавать действующие физические электронные тренажёры.

  4. Убедить учителей в необходимости знания современной программы Excel.

  5. Обучить учителей навыкам изготовления физического электронного тренажёра.

  6. Убедить учителей в необходимости использовании современных компьютерных устройств.

  7. Помочь учителям физики в организации работы по практическому созданию физических тренажёров.

  8. Помочь учителям разнообразить уроки с применением тренажёров собственного изготовления.

  9. Дать возможность учащимся всегда иметь под рукой проверку правильности решённой задачи.

  10. Развить общую культуру пользования современной компьютерной техникой


При обучении учителей по данному пособию ожидается достижение следующего результата:

1. Расширение знаний в области физики и программирования.

2. Снижение уровня компьютерной неграмотности учителей и учащихся.

3. Привитие интереса к прикладной физике.

4. Получение знаний в области практического создания электронных тренажёров.

5. Осознанное понимание необходимости изучения физики как науки, имеющей большое практическое значение.

6. Привитие необходимости получения практических навыков решения задач по физике и написания электронных тренажёров.


Данное пособие полезно тем, что здесь не обойтись без реальных навыков программирования в Excel, умения решать задачи по физике, расчётов с применением единиц измерения физических величин, компьютера и интернета. К тому, что прейдёт к нам через десяток лет готовиться нужно уже сейчас. А это значит, что уже в школе нужно отыскивать увлечённых, талантливых учителей и учеников.

Пособие рассчитано на молодых, талантливых учителей физики, способных увлечься созданием тренажёров и увлечь за собой учащихся. Тематика актуальна сейчас и будет актуальной в будущем. Занятие созданием электронных тренажёров даёт возможность на практике применить все знания, полученные на уроках физики.


Современный учитель в наше время уже не может работать без применения компьютера. Но кроме применения уже готовых программных продуктов и программ, более интересным является создание собственных электронных помощников - всевозможных тренажёров и симуляторов. Можно их создавать, конечно, с применением языков программирования, но иногда достаточно иметь желание и элементарные знания Excel. В данной брошюре я предлагаю пример создания тренажёров «Закон Ома для участка цепи» и «Механика» с применением только Excel, даётся описание тренажёров и программирование необходимых ячеек. Такую работу можно вести в сотрудничестве с учащимися и разрабатывать симуляторы по другим темам и разделам физики.


Практическое создание первого тренажёра.

Пройдём несколько этапов и создадим наш первый тренажёр.

1 этап. Выясняем, на какую тему и из какого раздела физики мы хотим создать тренажёр. Предположим, нас интересует тема «Закон Ома для участка цепи» из раздела «Электричество».

Ставим цель – для чего нам нужен данный тренажёр. Допустим нам необходимо:

1.в любой момент проверить правильность ответа в решённой задаче;

2.отработать навыки применения формул;

3.умение пользоваться единицами измерения в системе СИ;

4. предусмотреть всплывающие подсказки;

5. анализ введённых данных;

6. анализ ошибок.

2 этап. Разбиваем тренажёр на какие - то логические части. Например, в законе Ома для участка цепи используют электрическое напряжение, силу тока, электрическое сопротивление. Логично предположить, что тренажёр можно условно разделить на три логические части:

  1. «Ищем силу тока»

  2. «Ищем напряжение»

  3. «Ищем сопротивление»


Рассматриваем какие ещё физические величины мы можем посчитать при вводе некоторых дополнительных физических параметров. Например, мощность, работу, время.

3 этап. В пределах каждой логической части определяемся, что мы хотим видеть в тренажёре явно, что должно всплывать в подсказках, что должно быть скрыто, что должно быть параметрами ввода, а что результатом расчёта. Например, для раздела «Ищем силу тока» нужны:

1.название физической величины - СИЛА ТОКА

2.условное обозначение – I

3. единица измерения – Ампер(А)

4. формула расчёта – I=U/R

5. необходимые параметры – напряжение и сопротивление

6. для расчёта работы тока – необходимо время

Предположим, что в этом тренажёре все величины, явно видимые и нескрываемые (как скрыть рассмотрим позже на другом тренажёре).

Параметрами ввода будут: 1.основными - напряжение и сопротивление

2. дополнительным – время.

4 этап. Рисуем макет тренажёра и рассчитываем количество строк и столбцов для таблицы EXCEL. Конкретно нам нужно 6 столбцов из 21 строки.

  1. Правой кнопкой мыши СОЗДАТЬ – лист EXCEL

  2. Двойным кликом левой кнопки мыши открыть документ лист EXCEL

  3. Удерживая левую кнопку мыши, перемещая мышь вправо и вниз создать в EXCEL таблицу из 6 столбцов и 21 строки.

  4. Левой кнопкой мыши объединяем все столбцы 1, 20 и 21 строк по отдельности. Вносим в них необходимые записи.

  5. Левой кнопкой мыши в строках 2,6,9,10,12,15,17объединяемпо парно столбцы 1и 2; 3и 4; 5и 6 согласно нарисованному макету.

5 этап. Для удобства и наглядности делаем цветовую заливку разного цвета столбцов, принадлежащих разным логическим частям. Например,

«Ищем силу тока» - синий

«Ищем напряжение»- оранжевый

«Ищем сопротивление» - зелёный

Выбираем определённый цвет для каждой физической величины:

Сила тока - красный

Напряжение – синий

Сопротивление-зелёный

Мощность - фиолетовый

Время - коричневый














































Закон Ома для участка цепи.

Ищем силу тока

Ищем напряжение

Ищем сопротивление

Условное обозначение

I

Условное обозначение

U

Условное обозначение

R

Единица измерения

Ампер ,A

Единица измерения

Вольт,В

Единица измерения

Ом,Ом

Формула расчёта

I=U/R

Формула расчёта

U=I*R

Формула расчёта

R=U/I

Необходимые параметры

Необходимые параметры

Необходимые параметры

Напряжение,U(В)

Сопротивление,R(Ом)

Сила тока, I(А)

Сопротивление,R(Ом)

Сила тока, I(А)

Напряжение, U(В)

4

2

3

5

10

30

Анализ ошибок введённых данных

Анализ ошибок введённых данных

Анализ ошибок введённых данных

Данные введены верно

Данные введены верно

Данные введены верно

Результат вычисления(А)

2

Результат вычисления(В)

15

Результат вычисления(Ом)

3

Расчитаем мощность по введённым параметрам в (Вт)

Расчитаем мощность по введённым параметрам в (Вт)

Расчитаем мощность по введённым параметрам в (Вт)

Формула рассчёта

P=U2/R

Формула рассчёта

P=I2*R

Формула рассчёта

P=U*I

Результат вычисления(Вт)

8

Результат вычисления(Вт)

45

Результат вычисления(Вт)

300

Введём дополнительный параметр

Введём дополнительный параметр

Введём дополнительный параметр

Время(c)

25

Время(c)

10

Время(c)

5

Расчитаем работу по введённымпарамертрам

Расчитаем работу по введённымпарамертрам

Расчитаем работу по введённымпарамертрам

Формула расчёта

A=U2/R*t

Формула расчёта

A=I2*R*t

Формула расчёта

A=I*U*t

Результат расчёта

200

Результат расчёта

450

Результат расчёта

1500

Реши задачи сам, затем по тренажёру введи данные и проверь ответы.

Данные вводятся только в белые ячейки, связанные в пары(U,R),(I,R),(I,U) и отдельно время(t).



6 этап.

Определяем ячейки для ввода данных:

Строка 8 все 6 столбцов, ячейки : А8 – для ввода напряжения, В8 – сопротивления, С8 –силы тока, D8- напряжения, Е8 – сила тока, F8 –сопротивления.

Строка 16столбцы 2,4,6, ячейки B16 , D16, F16 – для ввода времени в соответствующую логическую часть.

Ячейки данных заливаем белым цветом, чтобы выделить их как ячейки ввода данных. ( Цифры вбиваются только в эти ячейки)

7 этап.

Определяем ячейки для вывода результатов расчёта и программируем их:

( при программировании ячеек используют только английский шрифт!!!!!, можно использовать функции, но можно поставив знак равенства набирать формулу с клавиатуры или при наборе указывать после математических знаков ячейки откуда берутся данные, кликнув мышкой по ней)

для раздела «Ищем силу тока»:

  1. ячейка В11 отводится для вывода результата расчёта силы тока, программируем её, вводя в эту ячейку формулу расчёта =А8/В8и подтверждаем формулу галочкой в строке формул;

  2. ячейка В14отводится для вывода результата расчёта мощности, программируем её, вводя в эту ячейку формулу расчёта =А8^2/B8 и подтверждаем формулу галочкой в строке формул;

  3. ячейка В19 отводится для вывода результата расчёта, работы, программируем её, вводя в эту ячейку формулу расчёта =А8^2/B8*B16 и подтверждаем формулу галочкой в строке формул.



для раздела «Ищем напряжение»:

  1. ячейка D11 отводится для вывода результата расчёта напряжения, программируем её, вводя в эту ячейку формулу расчёта =C8*D8 и подтверждаем формулу галочкой в строке формул;

  2. ячейка D14 отводится для вывода результата расчёта мощности, программируем её, вводя в эту ячейку формулу расчёта =C8^2*D8 и подтверждаем формулу галочкой в строке формул;

  3. ячейка D19 отводится для вывода результата расчёта, работы, программируем её, вводя в эту ячейку формулу расчёта =C8^2/D8*D16и подтверждаем формулу галочкой в строке формул.

для раздела «Ищем сопротивление»:

  1. ячейка F11 отводится для вывода результата расчёта сопротивления, программируем её, вводя в эту ячейку формулу расчёта =F8/E8 и подтверждаем формулу галочкой в строке формул;

  2. ячейка F14 отводится для вывода результата расчёта мощности, программируем её, вводя в эту ячейку формулу расчёта =E8*F8 и подтверждаем формулу галочкой в строке формул;

  3. ячейка F19 отводится для вывода результата расчёта, работы, программируем её, вводя в эту ячейку формулу расчёта =E8*F8*F16и подтверждаем формулу галочкой в строке формул.

(любая формула в EXCEL должна начинаться со знака равно «=»)

8 этап.

Отводим ячейки для вывода информации по ошибкам введённых данных.

1.для раздела «Ищем силу тока»: это ячейка А10 объединённая с ячейкой В10 и программируем её, используя функцию «ЕСЛИ»

=ЕСЛИ(И(A8=0;B8=0);"Не введены данные";ЕСЛИ(И(A8=0;B8<>0);"Нет источника напряжения или разорвана цепь";ЕСЛИ(И(A8<>0;B8<>0);"Данные введены верно";"Сверхпроводимость или короткое замыкание")))

Если данные не вбиты, то выводим "Не введены данные"

Если напряжение равно нулю, а сопротивление введено, то "Нет источника напряжения или разорвана цепь"

Если введены и сопротивление, и напряжение, то "Данные введены верно"

Если не выполняются три предыдущих условия, то "Сверхпроводимость или короткое замыкание" т.е. получается случай, когда напряжение есть, а сопротивление равно нулю.

2.для раздела «Ищем напряжение»: это ячейка С10 объединённая с ячейкой D10 и программируем её, используя функцию «ЕСЛИ»

=ЕСЛИ(И(C8=0;D8=0);"Не введены данные";ЕСЛИ(И(C8=0;D8<>0);"Нет источника напряжения или разорвана цепь";ЕСЛИ(И(C8<>0;D8<>0);"Данные введены верно";"Сверхпроводимость или короткое замыкание")))

Если не введены ток и сопротивление "Не введены данные"

Если ток равен нулю, а сопротивление не ноль, то "Нет источника напряжения или разорвана цепь"

Если введены и сопротивление и ток "Данные введены верно"

Если не выполнены три предыдущих условия, то "Сверхпроводимость или короткое замыкание" т.е. получается случай, когда ток есть, а сопротивление равно нулю.

3.для раздела «Ищем сопротивление»: это ячейка Е10 объединённая с ячейкой F10 и программируем её, используя функцию «ЕСЛИ»

=ЕСЛИ(И(E8=0;F8=0);"Не введены данные";ЕСЛИ(И(E8=0;F8<>0);"Разорвана цепь";ЕСЛИ(И(E8<>0;F8<>0);"Данные введены верно";"Физический процесс не возможен")))

Если не введены ток и напряжение"Не введены данные"

Если ток равен нулю, а напряжение есть "Разорвана цепь"

Если введены и ток и напряжение "Данные введены верно"

Если не выполнены три предыдущих условия, то "Физический процесс не возможен" т.е. не может быть тока в цепи при отсутствии напряжения.

Моделировать можно любые физические процессы и выводить те сообщения, которые считаете нужным.

Характеристика выполненного тренажёра.

1.Тренажёр «Закон Ома для участка цепи» предназначен для проверки правильности решения задач, отработки навыков применения изученных формул.

2.Тренажёр выполнен в EXCEL, анализирует введённые данные и выводит сообщение по каждому частному случаю.

3.Данные вводятся только в белые ячейки по парам (U,R),(I.R),(I,U)и дополнительно вводится отдельно время. Все данные вводятся в системе «Си».

4.При работе с первой частью «Ищем силу тока» вводятся значения напряжения и сопротивления, рассчитываются сила тока, мощность и при введённом параметре «время» рассчитывается работа. Расчёт ведётся по формулам, использующим параметры, введённые в белые ячейки, т.е. входящие в дано задачи.

5. При работе со второй частью «Ищем напряжение» вводятся значения силы тока и сопротивления, рассчитываются напряжение, мощность и при введённом параметре «время» рассчитывается работа. Расчёт ведётся по формулам, использующим параметры, введённые в белые ячейки, т.е. входящие в дано задачи.

6. При работе с третьей частью «Ищем сопротивление» вводятся значения напряжения и силы тока, рассчитываются сопротивление, мощность и при введённом параметре «время» рассчитывается работа. Расчёт ведётся по формулам, использующим параметры, введённые в белые ячейки, т.е.

входящие в дано задачи.

7.При дублировании данных первой части во вторую и третью часть получаются одинаковые ответы, что доказывает учащимся, что способы расчёта при заданных параметрах не влияют на результат.

8.Тренажёр позволяет запомнить:

1) условные обозначения физических величин;

2) единицы измерения;

3) формулы расчёта физических величин.

Для удобства зрительного восприятия для каждой физической величины выбран свой цвет, который сопровождает величину во всех трёх частях.

















Практическое создание второго типа тренажёра.

Попробуем создать тренажёр, например, из раздела МЕХАНИКА

Механика

Равномерное движение

Физическая величина

Условное обозначение

Единица измерения
"СИ"

Условное обозначение единицы измерения
"СИ"

Формула расчёта

TextBox 11

Параметры расчёта в системе "СИ"


Результат собственных расчётов с точностью - два знака после запятой

Компьютерный расчёт

Оценка расчёта ученика

ϑ

t

S

x1

x2

Путь

S

метр

м

S=ϑ*t

30,00

30,00

Ввод параметра запрещён

 

 

900,00

900,00

ВЕРНО

S=(x2-x1)

 

 

Ввод параметра запрещён

60

40

-20,00

-20,00

ВЕРНО

Скорость

ϑ

метр/ секунда

м/с

ϑ=S/t

Ввод параметра запрещён

30,00

900,00

 

 

30,00

30,00

ВЕРНО

ϑ=(x2-x1)/t

Ввод параметра запрещён

30,00

-20,00

60,00

40,00

-0,67

-0,67

ВЕРНО

Время

t

секунда

с

t=|S|/|ϑ|

30,00

Ввод параметра запрещён

900

 

 

30,00

30,00

ВЕРНО

t=|x2-x1|/|ϑ|

30,00

Ввод параметра запрещён

 

60,00

40,00

0,67

0,67

ВЕРНО

Если в оценке высвечивается "НЕ ВЕРНО", то проверь:
1. все ли физические величины введены в системе СИ";
2. правильно ли использовал формулу;
3. верно ли ввёл результат собственных расчётов и верно ли округлил результат до

двух знаков после запятой.

Равнопеременное движение вдоль прямой линии

Физическая величина

Условное обозначение

Единица измерения
"СИ"

Условное обозначение единицы измерения
"СИ"

Формула расчёта

TextBox 3 TextBox 7 TextBox 9

Параметры расчёта в системе "СИ"


Результат собственных расчётов с точностью - два знака после запятой

Компьютерный расчёт

Оценка расчёта ученика

ϑ0

ϑ

S

t

ɑ

Путь

S

метр

м

S=ϑ0t+ɑt2/2

20,00

 

Ввод параметра запрещён

10,00

-5,00

-50,00

-50,00

ВЕРНО

S=(ϑ2-ϑ02)/2ɑ

20,00

40,00

Ввод параметра запрещён

 

5,00

120,00

120,00

ВЕРНО

Скорость начальная

ϑ0

метр/ секунда

м/с

ϑ0=(S-ɑt2/2)/t

Ввод параметра запрещён

 

-50,00

10,00

-5,00

20,00

20,00

ВЕРНО

ϑ0=√(ϑ2-2ɑS)

Ввод параметра запрещён

40,00

120,00

 

5,00

20,00

20,00

ВЕРНО

Скорость конечная

ϑ

метр/ секунда

м/с

ϑ=ϑ0+ɑt

20,00

Ввод параметра запрещён

 

4,00

5,00

40,00

40,00

ВЕРНО

ϑ=√(ϑ02+2ɑS)

20,00

Ввод параметра запрещён

120,00

 

5,00

40,00

40,00

ВЕРНО

Время

t

секунда

с

t=(ϑ-ϑ0)/ɑ

20,00

40,00

 

Ввод параметра запрещён

5,00

4,00

4,00

ВЕРНО

t=(-2*ϑ0-+√(4ϑ02-S))/2ɑ

20,00

 

120,00

Ввод параметра запрещён

5,00

4,00

40,00

НЕ ВЕРНО!

Ускорение

ɑ

метр/ секунда в квадрате

м/с2

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЕРНО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 этап. Выясняем на какую тему и из какого раздела физики мы хотим создать тренажёр. Предположим нас, интересует тема «Равномерное движение» из раздела «Механика».

Ставим цель – для чего нам нужен данный тренажёр. Допустим нам необходимо:

1.в любой момент проверить правильность ответа в решённой задаче;

2.отработать навыки применения формул;

3.умение пользоваться единицами измерения в системе СИ;

4. предусмотреть всплывающие подсказки;

5. анализ введённых данных;

6. анализ ошибок;

7. необходимость скрытого компьютерного расчёта с округлённым до второй цифры результатом;

8. необходимость пользоваться отрицательными числами.

2 этап. Разбиваем тренажёр на какие- то логические части. Например, в равномерном движении используют путь, скорость, время, начальная координата, конечная координата. При равнопеременном движение вдоль прямой линии добавятся параметры начальной и конечной скорости и ускорения. Логично предположить, что тренажёр можно условно разделить на четыре логические части:

Физическая величина

Условное обозначение

Единица измерения
"СИ"

Условное обозначение единицы измерения
"СИ"

1.

2. Формула расчёта






Параметры расчёта в системе "СИ"


ϑ0

ϑ

S

t

ɑ







3.





Результат собственных расчётов с точностью - два знака после запятой

Компьютерный расчёт

Оценка расчёта ученика

4.

3 этап. В пределах каждой логической части определяемся, что мы хотим видеть в тренажёре явно, что должно всплывать в подсказках, что должно быть скрыто, что должно быть параметрами ввода, а что результатом расчёта. Предположим, что все параметры за исключением компьютерного расчёта, должны быть видны. Т.е. спрятать от ученика нужно только результат компьютерного расчёта. В Excel это можно сделать просто – цвет шрифта и цвет заливки делаете одинаковыми. При выделении данной ячейки или изменении цвета результат становится видным.

Параметрами ввода будут:

  1. Равномерное движение:

  1. .Если это путь:

а) используется формула S=ϑ*t, тогда скорость и время, ввод пути – запрещён, так как он считается, а начальные и конечные координаты не важны, так как не используются в этой формуле.

Запрещённые и не используемые параметры, заливаем каким- то цветом, так как ввод будет осуществляться только в белые ячейки во всех моих тренажёрах, вы можете придумать что- то своё!!!!!

б) используется формула S=(x2-x1), тогда начальная и конечная координаты, ввод пути запрещён, так как он считается, а скорость и время не важны, так как не используются в этой формуле.

  1. Если это скорость:

а) используется формула ϑ=S/t, тогда путь и время

ввод скорости запрещён, так как она

считается, а начальные и конечные координаты не важны, так

как не используются в этой формуле.

б) используется формула ϑ=(x2-x1)/t, тогда

начальная, конечная координаты и время, ввод

скорости запрещён, так как она считается.

  1. Если это время:

а) используется формула t=|S|/|ϑ|, тогда скорость и

путь ввод времени запрещён, так как оно

считается, а начальные и конечные координаты не важны, так

как не используются в этой формуле.

б) используется формула t=|x2-x1|/|ϑ|, тогда

начальная, конечная координаты и скорость,


ввод времени запрещён, так как оно считается.

( при расчёте времени берётся абсолютное значение величин

для исключения отрицательного времени!)

По аналогии просчитываются все параметры для всех формул тренажёра …

4 этап. Рисуем макет тренажёра и рассчитываем количество строк и столбцов для таблицы EXCEL. Конкретно нам нужно

13 столбцов из 25 строк (при необходимости можно всегда добавить или убрать строки столбцы).

  1. Правой кнопкой мыши СОЗДАТЬ – лист EXCEL

  2. Двойным кликом левой кнопки мыши открыть документ лист EXCEL

  3. Удерживая левую кнопку мыши, перемещая мышь вправо и вниз создать в EXCEL таблицу из13 столбцов и 25 строк.

  4. Левой кнопкой мыши объединяем все столбцы 1, 2 и 12 строк по отдельности. Вносим в них необходимые записи.

  5. Левой кнопкой мыши:

В разделе Равномерное движение:

  1. Объединяем строки 3 и 4 в столбцах A,B,C,D,E,K,L,M

  2. В строке 3 объединяем столбцы F,G,H,I,J.

В разделе Равнопеременное движение вдоль прямой линии:

  1. Объединяем строки 13 и 14 в столбцах A,B,C,D,E,K,L,M

  2. В строке 13 объединяем столбцы F,G,H,I,J.

Затем в столбцах A,B,C,D одному вниз объединяем строки: 5 и 6, 7 и 8, 9 и 10, 15 и 16, 17 и 18, 19 и 20, 21 и 22, 23 и 24.

5 этап. Для удобства и наглядности делаем цветовую заливку разного цвета столбцов и строк, принадлежащих разным

логическим частям на усмотрение разработчика.

6 этап. Определяем ячейки для ввода данных согласно макета тренажёра:

  1. Ячейки для ввода данных не заливаем, оставляем белыми;

  2. Во всех ячейках ввода данных формат делаем числовой стандартный с двумя знаками после запятой;

  3. Если по данному параметру ученика необходимо о чём- то предупредить, то создаёте примечание (левая кнопка мыши РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ – СОЗДАТЬ ПРИМЕЧАНИЕ — вбиваем текст). Например, в разделе Равномерное движение при вводе скорости для расчёта времени можно ввести примечания «вводится модуль скорости», в разделе Равнопеременное движение вдоль прямой линии при вводе ускорения предупредить об учёте знака ускорения «При вводе параметра учитывай знак ускорения» и т.д. на рассмотрение разработчика.

7 этап. Определяем ячейки для вывода результатов расчёта и программируем их:

( при программировании ячеек используют только английский шрифт!!!, можно использовать функции, но можно поста19вив знак равенства, набирать формулу с клавиатуры или при наборе указывать после математических знаков ячейки откуда берутся данные, кликнув мышкой по ней) проходим по всем строкам столбца «L»:



L5 =ОКРУГЛ(F5*G5;2)

L6 =ОКРУГЛ((J6-I6);2)

L7 =ОКРУГЛ((H7/G7);2)

L8 =ОКРУГЛ((J8-I8)/G8;2)

L9 =ABS(ОКРУГЛ((H9/F9);2))

L10 =ABS(ОКРУГЛ((J10-I10)/F10;2))

L15 =ОКРУГЛ((F15*I15)+(J15*(I15^2))/2;2)

L16 =ОКРУГЛ((G16^2-F16^2)/(2*J16);2)

L17 =ОКРУГЛ(((H17-(J17*I17^2)/2)/I17);2)

L18 =ОКРУГЛ((КОРЕНЬ(G18^2-2*J18*H18));2)

L19 =ОКРУГЛ((F19+J19*I19);)

L20 =ОКРУГЛ(КОРЕНЬ(F20^2+2*J20*H20);2)

L21 =ОКРУГЛ((G21-F21)/J21;2)

L22 =ОКРУГЛ(-2*F22+КОРЕНЬ(4*F22^2+8*J22*H22);2)

Т.о. программируем все необходимые ячейки, используя необходимые функции EXCEL, если есть затруднения по применению функций, то читаем справку по данной функции. В данном случае использовались стандартные функции EXCEL:

ОКРУГЛ- округление результата до второго знака после запятой;

ABS – абсолютный результат;

КОРЕНЬ – извлечение квадратного корня;

Знаки:

+ - сложение;

- - вычитание

* - умножение;

/ - деление;

^ -возведение в степень;

( ) – скобки, расставляющие приоритет математических действий.

(любая формула в EXCEL должна начинаться со знака равно «=»)

8 этап . Отводим ячейки для вывода информации по ошибке расчётов.

Во всех строках столбца М вводим результат сверки расчётов ученика и компьютера. Если совпадают «ВЕРНО», если не совпадают «НЕ ВЕРНО»

Программируем ячейку М5 =ЕСЛИ(K5=L5;"ВЕРНО";"НЕ ВЕРНО!"), затем щёлкаем по этой ячейки один раз левой кнопкой мыши --- уходим в правый нижний угол ячейки до появления чёрного крестика---удерживаем крестик левой кнопкой мыши протаскиваем вниз.EXCEL автоматически запрограммирует все ячейки, меняя их























Литература.



1) М. Додж, К. Кината, К. Стинсон "Эффективная работа м Microsoft Exsel

97", издательство "Питер"; Санкт-Петербург, 1998г.
2) Е.К. Овчаренко, О.П. Ильина, Е.В. Балыбердин "Финансово - экономические расчеты в Exsel", Москва, 1999 г.
3) Йорг Шиб, Exsel 7,0: Сотни полезных рецептов, Дюссельдорф-Киев-Москва-

Санкт-Петербург, 1997 г.

4)Левин А.Ш. «Excel- это очень просто».








  • Ссылки на сайты и форумы, посвященные EXCEL:

Ссылки на сайты и форумы, посвященные программированию:









Приложения.

В помощь начинающим работать в Excel.



Создание формул в Excel

  1. Порядок ввода формулы.

Вводить формулу надо со знака равенства. Это надо для того, чтобы Excel понял, что в ячейку вводится именно формула, а не данные.

Выделим произвольную ячейку, например А1. В строке формул введем =2+3 и нажмем Enter. В ячейке появится результат (5). А в строке формул останется сама формула.






Поэкспериментируйте с различными арифметическими операторами: сложения (+), вычитания (-), умножения (*), деления (/). Чтобы их правильно использовать надо четко представлять их приоритет.

  1. В первую очередь выполняются выражения внутри скобок.

  2. Умножение и деление имеют более высокий приоритет чем сложение и вычитание.

  3. Операторы с одинаковым приоритетом выполняются слева направо.

ИСПОЛЬЗУЙТЕ СКОБКИ. В этом случае вы обезопасите себя от случайной ошибки в вычислениях с одной стороны, а с другой - скобки значительно облегчают чтение и анализ формул. Если в формуле количество закрывающих и открывающих скобок не совпадает, Excel выдаст сообщение об ошибке и предложит вариант ее исправления. Сразу после ввода закрывающей скобки Excel отображает жирным шрифтом (или другим цветом) последнюю пару скобок, что очень удобно при наличии в формуле большого количества скобок.

Теперь давайте попробуем поработать с использованием в формулах ссылок на другие ячейки.

Введите в ячейку А1 число 10, а в ячейку А2 - число 15. В ячейке А3 введите формулу =А1+А2. В ячейке А3 появится сумма ячеек А1 и А2 - 25. Поменяйте значения ячеек А1 и А2 (но не А3!). После смены значений в ячейках А1 и А2 автоматически пересчитывается значение ячейки А3 (согласно формулы).






Дабы не ошибиться при вводе адресов ячеек, можно использовать при вводе ссылок мышь. В нашем случае надо проделать следующее:

  1. Выделить ячейку А3 и ввести в строке формул знак равенства.

  2. Щелкнуть на ячейке А1 и ввести знак плюс.

  3. Щелкнуть на ячейке А2 и нажать Enter.

Результат будет аналогичным.

  1. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки

Относительная ссылка указывает на ячейку, согласно ее положения относительно ячейки, содержащей формулу. Обозначение относительной ячейки - А1.

Абсолютная ссылка указывает на ячейку, местоположение которой неизменно. Обозначение абсолютной ячейки - $A$1.

Смешанная ссылка содержит комбинацию относительной и абсолютной ссылок - $A1, A$1.

Для быстрого изменения типа ссылки используется клавиша F4. Введите в ячейку А1 любое число. В ячейку А2 введите формулу =А1. Затем нажимайте клавишу F4. После каждого нажатия клавиши тип ссылки будет меняться.



 



 



Чтобы лучше разобраться в различиях ссылок, давайте поэкспериментируем.

Для начала разберем относительные ссылки. Введите в ячейки следующие значения:

  • А1 - 20 В1 - 200

  • А2 - 30 В2 - 300

В ячейку А3 введите формулу =А1+А2 и нажмите Enter.





Теперь установите курсор на правый нижний угол ячейки А3, нажмите правую кнопку мыши и протяните на ячейку В3 и отпустите кнопку мыши. Появится контекстное меню, в котором надо выбрать "Копировать ячейки".




 

После этого значение формулы из ячейки А3 будет скопировано в ячейку В3. Активизируйте ячейку В3 и посмотрите какая формула получилась - В1+В2. Почему так получилось? Когда мы записали в ячейке А3 формулу А1+А2, Excel интерпретировал эту запись так: "Взять значения из ячейки, расположенной в текущем столбце на две строки выше и сложить со значением ячейки, расположенной в текущем столбце на одну строку выше". Т.е. скопировав формулу из ячейки А3, например, в ячейку С43, мы получим - С41+С42. Вот в этом прелесть относительных ссылок, формула как бы сама подстраивается под наши задачи.






Рассмотрим теперь абсолютные ссылки.

Введите в ячейки следующие значения:

  • А1 - 20 В1 - 200

  • А2 - 30 В2 - 300

  • Введите в ячейку С1 число 5.

В ячейку А3 введите следующую формулу =А1+А2+$C$1. Аналогичным образом скопируйте формулу из А3 в В3. Посмотрите что получилось. Относительные ссылки "подстроились" под новые значения, а вот абсолютная - осталась неизменной.






Попробуйте теперь сами поэкспериментировать со смешанными ссылками и посмотрите как они работают. Можно ссылаться на другие листы той же книги точно так, как и на ячейки текущего листа. Даже можно ссылаться на листы других книг. В этом случае ссылка будет называться внешней ссылкой.




Например, чтобы записать в ячейку А1 (Лист 1) ссылку на ячейку А5 (Лист2), надо проделать следующее:

  • выделить ячейку А1 и ввести знак равенства;

  • щелкните на ярлыке "Лист 2";

  • щелкните на ячейке А5 и нажмите клавишу ввода;

  • после этого будет активизирован опять Лист 1 и в ячейке А1 появится следующая формула =Лист2!А5.

Ссылка на ячейку из другой книги будет выглядеть так - =[Книга2]Лист2!А5.

  1. Редактирование формул происходит аналогично редактированию текстовых значений в ячейках. Т.е. надо активизировать ячейку с формулой выделением или двойным щелчком мыши, а затем произвести редактирование, используя, при необходимости, клавиши Del, Backspace. Фиксация изменений выполняется клавишей Enter

26С текстовыми значениями можно выполнять математические операции, если текстовые значения содержат только следующие символы:

Цифры от 0 до 9 , + - е Е /

Еще можно использовать пять символов числового форматирования:

$ % ( ) пробел

При этом текст должен быть заключен в двойные кавычки.




Неправильно: =$55+$33

Правильно: ="$55"+$"33"




При выполнении вычислений Excel преобразует числовой текст в числовые значения, так результатом вышеуказанной формулы будет значение 88.

Для объединения текстовых значений служит текстовый оператор & (амперсанд). Например, если ячейка А1 содержит текстовое значение "Иван", а ячейка А2 - "Петров", то введя в ячейку А3 следующую формулу =А1&А2, получим "Иван Петров".




Для вставки пробела между именем и фамилией надо написать так =А1&" "&А2.




Амперсанд можно использовать для объединения ячеек с разными типами данных. Так, если в ячейке А1 находится число 10, а в ячейке А2 - текст "мешков", то в результате действия формулы=А1&А2, мы получим "10мешков". Причем результатом такого объединения будет текстовое значение.



  1. Основные операции и азы. Обучение основам Excel.

Все действия в статье будут показываться в Excel версии 2007г.

После запуска программы Excel - появляется окно со множеством клеточек - наша таблица. Главная особенность программы в том, что она может считать (как калькулятор) ваши формулы, которые вы напишете. Кстати, добавить формулу можно в каждую ячейку!

Формула должна начинаться со знака "=". Это обязательное условие. Дальше вы пишите то, что вам нужно посчитать: например, "=2+3" (без кавычек) и нажимаете по клавише Enter - в результате вы увидите, что в ячейке появился результат "5". См. скриншот ниже.

Важно! Несмотря на то, что в ячейке А1 написано число "5" - оно считается по формуле ("=2+3"). Если в соседней ячейке просто текстом написать "5" - то при наведении курсора на эту ячейку - в редакторе формулы (строка сверху, Fx) - вы увидите простое число "5".

А теперь представьте, что в ячейку вы можете писать не просто значение 2+3, а номера ячеек, значения которых нужно сложить. Допустим так "=B2+C2".

Естественно, что в B2 и C2 должны быть какие-нибудь числа, иначе Excel покажет нам в ячейке A1 результат равный 0.

И еще одно важное замечание...

Когда вы копируете ячейку, в которой есть формула, например A1 - и вставляете ее в другую ячейку - то копируется не значение "5", а сама формула!

Причем, формула изменится прямо-пропорционально: т.е. если A1 скопировать в A2 - то формула в ячейке A2 будет равна "=B3+C3". Excel сам меняет автоматически вашу формулу: если A1=B2+C2, то логично, что A2=B3+C3 (все цифры увеличились на 1).

Результат, кстати, в A2=0, т.к. ячейки B3 и С3 не заданы, а значит равны 0.

Таким образом можно написать формулу один раз, а затем ее скопировать во все ячейки нужного столбца - и Excel сам произведет расчет в каждой строчки вашей таблицы!

Если вы не хотите, чтобы B2 и С2 изменялись при копировании и всегда были привязаны к этим ячейкам, то просто добавьте к ним значок "$". Пример ниже.

Таким образом, куда бы вы ни скопировали ячейку A1 - она всегда будет ссылаться на привязанные ячейки.

 

  1. Сложение значений в строках (формула СУММ и СУММЕСЛИМН)

Можно, конечно, каждую ячейку складывать, делая формулу A1+A2+A3 и т.п. Но чтобы так не мучатся, есть в Excel специальная формула, которая сложит все значения в ячейках, которые вы выделите!

Возьмем простой пример. Есть на складе несколько наименований товара, причем мы знаем, сколько каждого товара по отдельности в кг. есть на складе. Попробуем посчитать, а сколько всего в кг. груза на складе.

Для этого переходим в ячейку, в которой будет показываться результат и пишем формулу: "=СУММ(C2:C5)". См. скриншот ниже.

В результате все ячейки в выделенном диапазоне будут просуммированы, а вы увидите результат.

 

  1. Сложение с условием (с условиями)

А теперь представим, что у нас есть определенные условия, т.е. сложить надо не все значения в ячейках (Кг, на складе), а лишь определенные, скажем, с ценой (1 кг.) меньше 100.

Для этого есть замечательная формула "СУММЕСЛИМН". Сразу же пример, а затем пояснение каждого символа в формуле.

=СУММЕСЛИМН(C2:C5;B2:B5;"<100"), где:

C2:C5 - та колонка (те ячейки), которые будут суммироваться;

B2:B5 - колонка, по которой будет проверяться условие (т.е. цена, например, менее 100);

"<100" - само условие, обратите внимание, что условие пишется в кавычках.

 

Ничего сложного в этой формуле нет, главное соблюдать соразмерность: C2:C5;B2:B5 - правильно; C2:C6;B2:B5 - неправильно. Т.е. диапазон суммирования и диапазон условий должны быть соразмерны, иначе формула вернет ошибку.

Важно! Условий для суммы может быть много, т.е. можно проверять не по 1-й колонке, а сразу по 10, задав множество условий.

  1. Редактирование формул и система отслеживания ошибок

Все формулы, которые находятся в ячейках таблицы можно отредактировать в любой момент. Для этого достаточно выделить ячейку с формулой и затем щелкнуть по строке формул над таблицей, где вы сможете сразу же внести необходимые изменения. Если вам удобнее редактировать содержимое непосредственно в самой ячейке, то кликните по ней два раза.

После окончания редактирования нажмите клавиши Enter или Tab, после чего Excel выполнить перерасчет с учетом изменений и отобразит результат.

Довольно часто случается так, что вы ввели формулу неверно или после удаления (изменения) содержимого одной из ячеек, на которую ссылается формула, происходит ошибка в вычислениях. В таком случае  Excel непременно известит вас об этом. Рядом с клеткой, где содержится ошибочное выражение, появится восклицательный знак, в желтом ромбе.

Во многих случаях, приложение не только известит вас о наличие ошибки, но и укажет на то, что именно сделано не так.

Расшифровка ошибок в Excel:

  • ##### - результатом выполнения формулы, использующей значения даты и времени стало отрицательное число или результат обработки не умещается в ячейке;

  • #ЗНАЧ! – используется недопустимый тип оператора или аргумента формулы. Одна из самых распространенных ошибок;

  • #ДЕЛ/0! – в формуле осуществляется попытка деления на ноль;

  • #ИМЯ? – используемое в формуле имя некорректно и Excel не может его распознать;

  • #Н/Д – неопределенные данные. Чаще всего эта ошибка возникает при неправильном определении аргумента функции;

  • #ССЫЛКА! – формула содержит недопустимую ссылку на ячейку, например, на ячейку, которая была удалена.

  • #ЧИСЛО! – результатом вычисления является число, которое слишком мало или слишком велико, что бы его можно было использовать в MS Excel. Диапазон отображаемых чисел лежит в промежутке от -10307 до 10307.

  • #ПУСТО! – в формуле задано пересечение областей, которые на самом деле не имеют общих ячеек.

Еще раз напомним, что ошибки могут появляться не только из-за неправильных данных в формуле, но и вследствие содержания некорректной информации в ячейке, на которую она ссылается.

Иногда, когда данных в таблице много, а формулы содержат большое количество ссылок на различные ячейки, то при проверке выражения на правильность или поиска источника ошибки могут возникнуть серьезные трудности. Что бы облегчить работу пользователя в таких ситуациях, в Excel встроен инструмент, позволяющий выделить на экране влияющие и зависимые ячейки.

Влияющие ячейки– это ячейки, на которые ссылаются формулы, а зависимые ячейки, наоборот, содержат формулы, ссылающиеся на адреса клеток электронной таблицы.

Что бы графически отобразить связи между ячейками и формулами с помощью, так называемых стрелок зависимостей, можно воспользоваться командами на ленте Влияющие ячейки и Зависимые ячейки в группе Зависимости формул во вкладке Формулы.

Например, давайте посмотрим как в нашей тестовой таблице, составленной в предыдущих двух частях, формируется итоговый результат накоплений:

Не смотря на то, что формула в данной ячейке имеет вид «=H5 – H12», программа Excel, c помощью стрелок зависимостей, может показать все значения, которые учувствуют в вычислении конечного результата. Ведь в клетках H5 и H12 так же содержаться формулы, имеющие ссылки на другие адреса, которые в свою очередь, могут содержать как формулы, так и числовые константы.

Чтобы удалить все стрелки с рабочего листа, в группе Зависимости формул на вкладке Формулы, нажмите кнопку Убрать стрелки.

  1. Относительные и абсолютные адреса ячеек

Возможность копирования формул в Excel из одной ячейки в другую с автоматическим изменением адресов, содержащихся в них, существует благодаря концепции относительной адресации. Так что же это такое?

Дело в том, что Excel понимает адреса ячеек введенных в формулу не как ссылку на их реальное месторасположение, а как ссылку на их месторасположение относительно ячейки, в которой находится формула. Поясним на примере.

Например, ячейка A3, содержит формулу: «=A1+A2». Для Excel это выражение не означает, что нужно взять значение из ячейки A1 и прибавить к нему число из ячейки A2. Вместо этого он интерпретирует данную формулу, как «взять число из ячейки расположенной в том же столбце, но на две строки выше и сложить его со значением ячейки этого же столбца расположенной выше на одну строку». При копировании данной формулы в другую ячейку, например D3, принцип определения адресов ячеек входящих в выражение остается тем же: «взять число из ячейки расположенной в том же столбце, но на две строки выше и сложить его с…». Таким образом, после копирования в D3, исходная формула автоматически примет вид «=D1+D2».

С одной стороны, такой тип ссылок дает пользователям прекрасную возможность просто копировать одинаковые формулы из ячейки в ячейку, избавляя от необходимости вводить их снова и снова. А с другой стороны, в некоторых формулах необходимо постоянно использовать значение одной определенной ячейки, а это значит, что ссылка на нее не должна изменяться и зависеть от расположения формулы на листе.

Например, представим, что в нашей таблице значения бюджетных расходов в рублях будут рассчитываться исходя из долларовых цен, умноженных на текущий курс, который записан всегда в ячейке A1. Это значит, что при копировании формулы ссылка на эту ячейку не должна изменяться. Тогда в этом случае следует применять не относительную, а абсолютную ссылку, которая всегда будет оставаться неизменной при копировании выражения из одной ячейки в другую.

С помощью абсолютных ссылок можно дать команду Excel при копировании формулы:

  • сохранять ссылку на столбец постоянно, но при этом изменять ссылки на столбцы

  • изменять ссылки на строки, но сохранять ссылку на столбец

  • сохранять постоянными ссылки, как на столбец, так и на строку.

Чтобы превратить относительную ссылку в абсолютную или смешанную, необходимо ввести знак доллара ($) перед той ее частью, которая должна стать абсолютной.

  • $A$1 – ссылка всегда ссылается на ячейку A1 (абсолютная ссылка);

  • A$1 – ссылка всегда ссылается на строку 1, а путь к столбцу может изменяться (смешанная ссылка);

  • $A1 – ссылка всегда ссылается на столбец A, а путь к строке может изменяться (смешанная ссылка).

Для ввода абсолютных и смешанных ссылок используется клавиша «F4». Выделите ячейку для формулы, введите знак равенства (=) и кликните по клетке, на которую надо установить абсолютную ссылку. Затем нажмите клавишу F4, после чего перед буквой столбца и номером строки программа установит знаки доллара ($). Повторные нажатия на F4 позволяют переходить от одного типа ссылок к другим. Например, ссылка на E3, будет циклично изменяться на $E$3, E$3, $E3, E3 и так далее. При желании знаки $ можно вводить вручную.



  1. Функции

Функциями в Excel называют заранее определенные формулы, с помощью которых выполняются вычисления в указанном порядке по заданным величинам. При этом вычисления могут быть как простыми, так и сложными.

Например, определение среднего значения пяти ячеек можно описать формулой: =(A1 + A2 + A3 + A4 + A5)/5, а можно специальной функцией СРЗНАЧ, которая сократит выражение до следующего вида: СРЗНАЧ(А1:А5). Как видите, что вместо ввода в формулу всех адресов ячеек можно использовать определенную функцию, указав ей в качестве аргумента их диапазон.

Для работы с функциями в Excel на ленте существует отдельная закладка Формулы, на которой располагаются все основные инструменты для работы с ними.

Надо отметить, что программа содержит более двухсот функций, способных облегчить выполнение вычислений различной сложности. Поэтому все функции в Excel 2010 разделены на несколько категорий, группирующих их по типу решаемых задач. Какие именно эти задачи, становится ясно из названий категорий: Финансовые, Логические, Текстовые, Математические, Статистические, Аналитические и так далее.

Выбрать необходимую категорию можно на ленте в группе Библиотека функций во вкладке Формулы. После щелчка по стрелочке, располагающейся рядом с каждой из категорий, раскрывается список функций, а при наведении курсора на любую из них, появляется окно с ее описанием.

Ввод функций, как и формул, начинается со знака равенства. После идет имя функции, в виде аббревиатуры из больших букв, указывающей на ее значение. Затем в скобках указываются аргументы функции – данные, использующиеся для получения результата.

В качестве аргумента может выступать конкретное число, самостоятельная ссылка на ячейку, целая серия ссылок на значения или ячейки, а так же диапазон ячеек. При этом у одних функций аргументы – это текст или числа, у других – время и даты.

Многие функции могут иметь сразу несколько аргументов. В таком случае, каждый из них отделяется от следующего точкой с запятой. Например, функция =ПРОИЗВЕД(7; A1; 6; B2) считает произведение четырёх  разных чисел, указанных в скобках, и соответственно содержит четыре аргумента. При этом в нашем случае одни аргументы указаны явно, а другие, являются значениями определенных ячеек.

Так же в качестве аргумента можно использовать другую функцию, которая в этом случае называется вложенной. Например, функция =СУММ(A1:А5; СРЗНАЧ(В5:В10)) суммирует значения ячеек находящихся в диапазоне от А1 до А5, а так же среднее значение чисел, размещенных в клетках В5, В6, В7, В8, В9 и В10.

У некоторых простых функций аргументов может не быть вовсе. Так, с помощью функции =ТДАТА() можно получить текущие время и дату, не используя никаких аргументов.

Далеко не все функции в Ecxel имеют простое определение, как функция СУММ, осуществляющая суммирование выбранных значений. Некоторые из них имеют сложное синтаксическое написание, а так же требуют много аргументов, которые к тому же должны быть правильных типов. Чем сложнее функция, тем сложнее ее правильное составление. И разработчики это учли, включив в свои электронные таблицы помощника по составлению функций для пользователей – Мастер функций.

Для того что бы начать вводить функцию с помощью Мастера функций, щелкните на значок Вставить функцию (fx), расположенный слева от Строки формул.

Так же кнопку Вставить функцию вы найдете на ленте сверху в группе Библиотека функций во вкладке Формулы. Еще одним способом вызова мастера функций является сочетание клавиш Shift+F3.

После открытия окна помощника, первое, что вам придется сделать – это выбрать категорию функции. Для этого можно воспользоваться полем поиска или ниспадающим списком.

В середине окна отражается перечень функций выбранной категории, а ниже - краткое описание выделенной курсором функции и справка по ее аргументам. Кстати назначение функции часто можно определить по ее названию.

Сделав необходимый выбор, щелкните по кнопке ОК, после чего появится окно Аргументы функции.

В левом верхнем углу окна указывается имя выбранной функции, под которым находятся поля, служащие для ввода необходимых аргументов. Справа от них, после знака равенства указываются текущие значения каждого аргумента. В нижней части окна размещается справочная информация, указывающая назначение функции и каждого аргумента, а так же текущий результат вычисления.

Ссылки на ячейки (или их диапазон) в поля для ввода аргументов можно вводить как вручную, так и используя мышь, что гораздо удобнее. Для этого просто щелкайте левой кнопкой по нужным клеткам на открытом листе или обведите их необходимый диапазон. Все значения будут автоматически подставлены в текущее поле ввода.

Если диалоговое окно Аргументы функции мешает вводу необходимых данных, перекрывая собой рабочий лист, его можно на время уменьшить, нажав на кнопку в правой части поля ввода аргументов.

Повторное нажатие на нее же приведет к восстановлению обычного размера.

После ввода всех необходимых значений, остается кликнуть по кнопке ОК и в выбранной ячейке появится результат вычисления.

PAGE \* MERGEFORMAT16 

Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!