Заявка
на участие в Региональной
научно-практической конференции
«Образование детей с ограниченными
возможностями: опыт, знания,
перспективы».
1
|
Фамилия
|
Никитина
|
2
|
Имя
|
Нина
|
3
|
Отчество
|
Георгиевна
|
4
|
Город
|
Уральск
|
5
|
Место работы
|
Областная специальная
школа-интернат-комплекс для детей с нарушением слуха и речи
|
6
|
Должность
|
воспитатель
|
7
|
Ученая степень
|
|
8
|
Контактный телефон
|
87053900388
|
9
|
Е-mаil
|
|
10
|
Почтовый адрес организации
|
|
11
|
Форма участия
|
Публикация без выступления
|
12
|
Тема выступления
|
|
13
|
Тема публикации
|
Развитие самостоятельной
читательской деятельности слабослышащих школьников во внеклассное
время.
|
14
|
К заявке прилагаются
|
|
Развитие самостоятельной читательской
деятельности слабослышащих школьников во внеклассное
время.
Никитина Н.Г, воспитатель
Областная специальная школа-
интернат-комплекс для детей
с нарушением слуха и речи.
г. Уральск
Невозможно представить человеческую жизнь без
книги. То, что книга сыграла огромную роль для развития
человечества, общеизвестно. Книга сопутствует человеку с
младенчества и до глубокой старости. Она помогает ему получить
образование, познать мир и самого себя. Нередко сейчас мы слышим
разговоры о том, что нынешнее поколение выбирает не книги, а
компьютеры. Это верно, но лишь отчасти.
Никогда компьютер не заменит потребность в живом
интеллектуальном общении. «…Без чтения нет настоящего образования,
- писал А. Герцен, - нет и не может быть ни вкуса, ни слога, ни
многосторонней шири понимания; Гёте и Шекспир равняются целому
университету. Чтением человек переживает века…». Невозможно
представить школу без библиотеки, без книг. В школьной библиотеке
делается все, чтобы детская книга творила добро, красоту, чтобы
детские души не очерствели. Старается строить свою работу так,
чтобы дети чувствовали свою ответственность, приобщение к труду,
чтобы гордились историей своей Родины, своих предков. А книга –
источник знаний могущественный. Трудно переоценить роль книги в
жизни взрослого человека, но особенно велико ее значение в жизни
ребенка. Книга, прочитанная в детстве, остается в памяти чуть ли не
на всю жизнь. Книга вырабатывает у ребят определенные нормы
поведения. Благородная привычка к постоянному общению с книгой не
складывается сама с собой. Как правило, здесь необходима
целенаправленная работа учителя, воспитателя,
библиотекаря.
Для слабослышащих школьников значение обучения
чтению во много раз возрастает. Формирование у слабослышащих
школьников способность к самостоятельному чтению, т.е.
индивидуальному, без непосредственной помощи воспитателя или
другого лица, - процесс длительный. Он осложняется тем, что навыки
чтения у них развиваются более медленно, чем у слышащих.
Сюжетно-событийное содержание, не говоря об идейном, остается часто
непонятным учениками не только младших, но и средних классов.
Трудности в понимании читаемого задерживают появление интереса к
чтению и способности самостоятельно работать с книгой. Чтобы могло
состояться общение детей с литературой, нужны соответствующие
методические приёмы и средства, стимулирующие и направляющие
чтение, т. е требуется руководство их читательской практикой со
стороны сурдопедагога, воспитателя и учителя.
Внеклассное чтение проходит в тесной связи с
классным. В период школьного обучения оно направленно на дополнение
программы, на то, чтобы раздвинуть рамки уроков и содействовать
решению образовательно-воспитательных и коррекционных задач. В то
же время внеклассное чтение имеет свои программные требования,
которые выполняются путем специальной организации читательской
деятельности учащихся.
Организованная работа с книгой способствует
приобретению следующих необходимых умений:
-ориентироваться в содержании книг по внешним
признакам. Прежде чем сделать выбор, книгу необходимо посмотреть,
по наглядным показателям постараться определить ее содержание и не
решить, подходит ли она для чтения;
-по рекомендации педагога выбирать книгу из
нескольких имеющихся;
-в процессе чтения обращаться за помощью к
учителю, воспитателю или другому лицу;
-отражать содержание прочитанного в наглядных
образах и записях.
В формировании указанных знаний, умений и навыков
в области внеклассного чтения слабослышащие школьники, как и их
слышащие сверстники в массовой школе, проходят три этапа:
подготовительный, начальный и основной. В школе глухих эти этапы
относятся к иным ступеням обучения и характеризуются специфической
организацией и методикой работы с книгой. Каждый этап во
внеклассном чтении представляет собой определенную ступень в
формировании самостоятельной читательской деятельности. Я хочу
остановиться на первых двух этапах.
Подготовительный этап во внеклассном чтении
охватывает подготовительный и первый класс. Главное в этот период –
привлечь внимание детей к книге как возможному источнику познаний
окружающего мира, средству интересных впечатлений, вызвать желание
обращаться к книге, рассматривать ее, пытаться читать. Уже при
первоначальном общении с книгой дети обучаются правилам гигиены
чтения, учатся бережному отношению к книге. В этот период
внеклассное чтение включено в программу специальных занятий в
интернате и организуются воспитателем.
Наибольшие трудности возникают в подготовительном
классе, где и предстоит приобщить детей к книге, начать формировать
у них навыки чтения, когда у них начинаются знакомство с
книгой.
Работа по внеклассному чтению намечается с первой
четверти и начинается с чтения красочно иллюстрированных книжек –
ширм для детей младшего дошкольного возраста. Вместе с детьми мы
рассматривали картинки, а потом прочитывали хором подписи к этим
картинкам. В отдельных случаях подрисуночные подписи к этим
картинкам. В отдельных случаях подрисуночные подписи заменялись или
упрощались другими более доступными детям. По мере запоминания слов
работа усложнялась: детям предлагались книжки – раскраски,
сопровождающиеся односложными подписями: «Светит желтое солнышко. У
Вовы красный шар» Дети читали фразы и раскрашивали рисунок
соответственно содержанию фразы. Постепенно работа усложнялась.
Теперь учащимся давались сюжетные картинки, подписи под которыми
состояли из предложений. Например, на рисунке изображена девочка с
сачком, а под ним текст « Девочка в голубом платье, синих туфлях
держит в руках желтый сачок.» Прочитав фразу, ученик должен
отобразить содержание – раскрасить рисунок. Постепенно у ребенка
воссоздается зрительный образ читаемого слова, что помогает
запомнить слово, лучше осознать его значение.
В первом классе мы стали читать простые, а
затем,- более сложные по сюжету сказки: «Колобок», « Теремок»,
«Маша и медведь», «Красная шапочка». Обычно, рассмотрев все
иллюстрации, в книжке я обращаю внимание ребят на новые или сложные
слова, которые могут быть понятны по иллюстрации, словарь записываю
на доске. Далее идет непосредственно чтение книги: я показываю
иллюстрацию, прочитывая к ней предложения. Фразы, предлагаемые для
прочтения, предварительно адаптируются, орфоэпически
обрабатываются. Таким образом, прочитывается вся книга, после чего
задаю вопросы с целью выяснения общего содержания
текста.
После прочтения сказки: «Теремок» мы с детьми ее
«драматизировали». Такие заключительные виды работ считаю
необходимыми, потому, что не просто помогают лучше понять
содержание сказки, почувствовав себя её героем, - это еще развивает
эмоциональную сферу ребенка.
После прочтения сказки «Красная шапочка» ребятам
было предложено сделать зарисовки, а затем и описать их словесно.
Таким образом, читая сказки, дети постепенно учатся выполнять
самостоятельные работы по тексту. Это и умение найти
соответствующую фразе картинку, умение описать картинку, умение
найти верный ответ, прочитать по ролям , рассказать отрывок. И если
на подготовительном этапе помощь воспитателя максимальна, то
постепенно роль педагога меняется, он становится наблюдателем и
помощником, корректирующим и направляющим работу
класса.
На начальном этапе со второго по четвертый класс
включительно постепенно тематика чтения разнообразится текстами
естествоведческого, общественно – исторического содержания.
Осуществляется постепенный переход от отдельных периодических
действий с книгой к более систематической читательской
деятельности, с увеличением доли самостоятельности
учащихся.
У школьников формируется умение осознанно
выбирать книгу. Они становятся читателями школьной библиотеки, при
обращении к каждому новому произведению они упражняются в
рассматривании его и учатся:
-определять автора и заглавие
книги;
-усваивать информацию на титульном листе (автор,
название, издательство, год издания книги);
-соотносить заглавие с рисунком на обложке,
предопределять о ком или о чем книга
( Как называется книга? Кого вы видели на
обложке? Как вы думаете, о ком, о чем книга?);
-находить в книге по содержанию определенное
произведение;
-находить в классной, а потом в школьной
библиотеке книги на определенную тему, произведение указанных
воспитателем писателей;
-связывать прочитанное с имеющимися
представлениями, с известными по прошлому книгами какого – либо
писателя или произведениями на одну тему.
Запоминанию названий произведений и фамилий
писателей помогает ведение в классе вначале коллективного
читательского дневника или красного оформленного каталога книг. В
них наряду с указанием автора и названия книги имеется
иллюстрированный словарь. К дневнику и каталогу открыт доступ
каждому ученику. На подготовительном этапе внеклассного чтения
рекомендация книги и непосредственного чтения её проходят на
занятии. С третьего класса в формировании самостоятельной
читательской деятельности школьников большую роль играют специально
проводимые занятия. По целенаправленности эти занятия делятся на
несколько типов: уроки рекомендации нового произведения и
знакомства с ним, уроки проверки и углубления понимания
прочитанного, уроки обобщения прочитанного и пропаганды
литературы.
Для развития читательской активности важное
значение имеет систематический организованный учет читаемого
детьми. Прежде всего, речь идет о наглядном учёте, который
предусматривает в классах создание уголков внеклассного чтения.
Оформленные под разными заголовками («Мы читаем в школе и дома»,
«Книгу прочитаешь- много узнаешь» и др.), они показывают, что
рекомендовано для коллективного, индивидуального чтения, отражают
состояние читательской практики каждого ученика. На стендах имеются
плакаты с кармашками для карточек с указанием прочитанных
произведений.
Закреплению знаний о писателях и произведениях,
пропаганде литературы служат групповые и массовые внеклассные
мероприятия. Это утренники в связи с датами красного календаря, с
изменениями времен года и труда людей, юбилеями детских писателей
,вечера сказок, показ видеофильмов по произведениям, инсценировки
экскурсии. Во внеклассных условиях в большей степени, чем в классе,
необходимо учитывать особенности восприятия учащимися выступления
детей и взрослых. Зрительный анализатор играет здесь ведущую роль.
Чтобы обеспечить правильность восприятия информации, нужны
наглядные средства: пантомимы, жесты, плакаты, декорации. При
подготовке к внеклассному мероприятию предусматриваются постановка
«живых» сценок из прочитанных книг, изготовления костюмов героев
книг, написания таблиц с цитатами, создание рисунков, подбор
видеофильмов по прочитанным и новым произведениям, оборудование
выставки книг и работ учащихся, разработка викторины. В подготовке
внеклассного мероприятия участвуют все школьники класса в меру
своих способностей.
Подготовку слабослышащего школьника к
самостоятельной читательской деятельности организует сурдопедагог
через систему работы с книгой. Подбор и рекомендации книг,
проведение занятий и уроков по внеклассному чтению, систематический
учет и пропаганда литературы проводятся с целью заинтересовать
детей книгой, привить им любовь к чтению, воспитать навыки
самостоятельного чтения. Руководство внеклассным чтением – дело
учителя, воспитателя, библиотекаря.