Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
статья "Развитие самостоятельной читательской деятельности слабослышащих школьников во внеклассное время."
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Заявка
на участие в Региональной научно-практической конференции
«Образование детей с ограниченными возможностями: опыт, знания, перспективы».
1 |
Фамилия |
Никитина |
2 |
Имя |
Нина |
3 |
Отчество |
Георгиевна |
4 |
Город |
Уральск |
5 |
Место работы |
Областная специальная школа-интернат-комплекс для детей с нарушением слуха и речи |
6 |
Должность |
воспитатель |
7 |
Ученая степень |
|
8 |
Контактный телефон |
87053900388 |
9 |
Е-mаil |
|
10 |
Почтовый адрес организации |
|
11 |
Форма участия |
Публикация без выступления |
12 |
Тема выступления |
|
13 |
Тема публикации |
Развитие самостоятельной читательской деятельности слабослышащих школьников во внеклассное время. |
14 |
К заявке прилагаются |
|
Развитие самостоятельной читательской деятельности слабослышащих школьников во внеклассное время.
Никитина Н.Г, воспитатель
Областная специальная школа-
интернат-комплекс для детей
с нарушением слуха и речи.
г. Уральск
Невозможно представить человеческую жизнь без книги. То, что книга сыграла огромную роль для развития человечества, общеизвестно. Книга сопутствует человеку с младенчества и до глубокой старости. Она помогает ему получить образование, познать мир и самого себя. Нередко сейчас мы слышим разговоры о том, что нынешнее поколение выбирает не книги, а компьютеры. Это верно, но лишь отчасти.
Никогда компьютер не заменит потребность в живом интеллектуальном общении. «…Без чтения нет настоящего образования, - писал А. Герцен, - нет и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней шири понимания; Гёте и Шекспир равняются целому университету. Чтением человек переживает века…». Невозможно представить школу без библиотеки, без книг. В школьной библиотеке делается все, чтобы детская книга творила добро, красоту, чтобы детские души не очерствели. Старается строить свою работу так, чтобы дети чувствовали свою ответственность, приобщение к труду, чтобы гордились историей своей Родины, своих предков. А книга – источник знаний могущественный. Трудно переоценить роль книги в жизни взрослого человека, но особенно велико ее значение в жизни ребенка. Книга, прочитанная в детстве, остается в памяти чуть ли не на всю жизнь. Книга вырабатывает у ребят определенные нормы поведения. Благородная привычка к постоянному общению с книгой не складывается сама с собой. Как правило, здесь необходима целенаправленная работа учителя, воспитателя, библиотекаря.
Для слабослышащих школьников значение обучения чтению во много раз возрастает. Формирование у слабослышащих школьников способность к самостоятельному чтению, т.е. индивидуальному, без непосредственной помощи воспитателя или другого лица, - процесс длительный. Он осложняется тем, что навыки чтения у них развиваются более медленно, чем у слышащих. Сюжетно-событийное содержание, не говоря об идейном, остается часто непонятным учениками не только младших, но и средних классов. Трудности в понимании читаемого задерживают появление интереса к чтению и способности самостоятельно работать с книгой. Чтобы могло состояться общение детей с литературой, нужны соответствующие методические приёмы и средства, стимулирующие и направляющие чтение, т. е требуется руководство их читательской практикой со стороны сурдопедагога, воспитателя и учителя.
Внеклассное чтение проходит в тесной связи с классным. В период школьного обучения оно направленно на дополнение программы, на то, чтобы раздвинуть рамки уроков и содействовать решению образовательно-воспитательных и коррекционных задач. В то же время внеклассное чтение имеет свои программные требования, которые выполняются путем специальной организации читательской деятельности учащихся.
Организованная работа с книгой способствует приобретению следующих необходимых умений:
-ориентироваться в содержании книг по внешним признакам. Прежде чем сделать выбор, книгу необходимо посмотреть, по наглядным показателям постараться определить ее содержание и не решить, подходит ли она для чтения;
-по рекомендации педагога выбирать книгу из нескольких имеющихся;
-в процессе чтения обращаться за помощью к учителю, воспитателю или другому лицу;
-отражать содержание прочитанного в наглядных образах и записях.
В формировании указанных знаний, умений и навыков в области внеклассного чтения слабослышащие школьники, как и их слышащие сверстники в массовой школе, проходят три этапа: подготовительный, начальный и основной. В школе глухих эти этапы относятся к иным ступеням обучения и характеризуются специфической организацией и методикой работы с книгой. Каждый этап во внеклассном чтении представляет собой определенную ступень в формировании самостоятельной читательской деятельности. Я хочу остановиться на первых двух этапах.
Подготовительный этап во внеклассном чтении охватывает подготовительный и первый класс. Главное в этот период – привлечь внимание детей к книге как возможному источнику познаний окружающего мира, средству интересных впечатлений, вызвать желание обращаться к книге, рассматривать ее, пытаться читать. Уже при первоначальном общении с книгой дети обучаются правилам гигиены чтения, учатся бережному отношению к книге. В этот период внеклассное чтение включено в программу специальных занятий в интернате и организуются воспитателем.
Наибольшие трудности возникают в подготовительном классе, где и предстоит приобщить детей к книге, начать формировать у них навыки чтения, когда у них начинаются знакомство с книгой.
Работа по внеклассному чтению намечается с первой четверти и начинается с чтения красочно иллюстрированных книжек – ширм для детей младшего дошкольного возраста. Вместе с детьми мы рассматривали картинки, а потом прочитывали хором подписи к этим картинкам. В отдельных случаях подрисуночные подписи к этим картинкам. В отдельных случаях подрисуночные подписи заменялись или упрощались другими более доступными детям. По мере запоминания слов работа усложнялась: детям предлагались книжки – раскраски, сопровождающиеся односложными подписями: «Светит желтое солнышко. У Вовы красный шар» Дети читали фразы и раскрашивали рисунок соответственно содержанию фразы. Постепенно работа усложнялась. Теперь учащимся давались сюжетные картинки, подписи под которыми состояли из предложений. Например, на рисунке изображена девочка с сачком, а под ним текст « Девочка в голубом платье, синих туфлях держит в руках желтый сачок.» Прочитав фразу, ученик должен отобразить содержание – раскрасить рисунок. Постепенно у ребенка воссоздается зрительный образ читаемого слова, что помогает запомнить слово, лучше осознать его значение.
В первом классе мы стали читать простые, а затем,- более сложные по сюжету сказки: «Колобок», « Теремок», «Маша и медведь», «Красная шапочка». Обычно, рассмотрев все иллюстрации, в книжке я обращаю внимание ребят на новые или сложные слова, которые могут быть понятны по иллюстрации, словарь записываю на доске. Далее идет непосредственно чтение книги: я показываю иллюстрацию, прочитывая к ней предложения. Фразы, предлагаемые для прочтения, предварительно адаптируются, орфоэпически обрабатываются. Таким образом, прочитывается вся книга, после чего задаю вопросы с целью выяснения общего содержания текста.
После прочтения сказки: «Теремок» мы с детьми ее «драматизировали». Такие заключительные виды работ считаю необходимыми, потому, что не просто помогают лучше понять содержание сказки, почувствовав себя её героем, - это еще развивает эмоциональную сферу ребенка.
После прочтения сказки «Красная шапочка» ребятам было предложено сделать зарисовки, а затем и описать их словесно. Таким образом, читая сказки, дети постепенно учатся выполнять самостоятельные работы по тексту. Это и умение найти соответствующую фразе картинку, умение описать картинку, умение найти верный ответ, прочитать по ролям , рассказать отрывок. И если на подготовительном этапе помощь воспитателя максимальна, то постепенно роль педагога меняется, он становится наблюдателем и помощником, корректирующим и направляющим работу класса.
На начальном этапе со второго по четвертый класс включительно постепенно тематика чтения разнообразится текстами естествоведческого, общественно – исторического содержания. Осуществляется постепенный переход от отдельных периодических действий с книгой к более систематической читательской деятельности, с увеличением доли самостоятельности учащихся.
У школьников формируется умение осознанно выбирать книгу. Они становятся читателями школьной библиотеки, при обращении к каждому новому произведению они упражняются в рассматривании его и учатся:
-определять автора и заглавие книги;
-усваивать информацию на титульном листе (автор, название, издательство, год издания книги);
-соотносить заглавие с рисунком на обложке, предопределять о ком или о чем книга
( Как называется книга? Кого вы видели на обложке? Как вы думаете, о ком, о чем книга?);
-находить в книге по содержанию определенное произведение;
-находить в классной, а потом в школьной библиотеке книги на определенную тему, произведение указанных воспитателем писателей;
-связывать прочитанное с имеющимися представлениями, с известными по прошлому книгами какого – либо писателя или произведениями на одну тему.
Запоминанию названий произведений и фамилий писателей помогает ведение в классе вначале коллективного читательского дневника или красного оформленного каталога книг. В них наряду с указанием автора и названия книги имеется иллюстрированный словарь. К дневнику и каталогу открыт доступ каждому ученику. На подготовительном этапе внеклассного чтения рекомендация книги и непосредственного чтения её проходят на занятии. С третьего класса в формировании самостоятельной читательской деятельности школьников большую роль играют специально проводимые занятия. По целенаправленности эти занятия делятся на несколько типов: уроки рекомендации нового произведения и знакомства с ним, уроки проверки и углубления понимания прочитанного, уроки обобщения прочитанного и пропаганды литературы.
Для развития читательской активности важное значение имеет систематический организованный учет читаемого детьми. Прежде всего, речь идет о наглядном учёте, который предусматривает в классах создание уголков внеклассного чтения. Оформленные под разными заголовками («Мы читаем в школе и дома», «Книгу прочитаешь- много узнаешь» и др.), они показывают, что рекомендовано для коллективного, индивидуального чтения, отражают состояние читательской практики каждого ученика. На стендах имеются плакаты с кармашками для карточек с указанием прочитанных произведений.
Закреплению знаний о писателях и произведениях, пропаганде литературы служат групповые и массовые внеклассные мероприятия. Это утренники в связи с датами красного календаря, с изменениями времен года и труда людей, юбилеями детских писателей ,вечера сказок, показ видеофильмов по произведениям, инсценировки экскурсии. Во внеклассных условиях в большей степени, чем в классе, необходимо учитывать особенности восприятия учащимися выступления детей и взрослых. Зрительный анализатор играет здесь ведущую роль. Чтобы обеспечить правильность восприятия информации, нужны наглядные средства: пантомимы, жесты, плакаты, декорации. При подготовке к внеклассному мероприятию предусматриваются постановка «живых» сценок из прочитанных книг, изготовления костюмов героев книг, написания таблиц с цитатами, создание рисунков, подбор видеофильмов по прочитанным и новым произведениям, оборудование выставки книг и работ учащихся, разработка викторины. В подготовке внеклассного мероприятия участвуют все школьники класса в меру своих способностей.
Подготовку слабослышащего школьника к самостоятельной читательской деятельности организует сурдопедагог через систему работы с книгой. Подбор и рекомендации книг, проведение занятий и уроков по внеклассному чтению, систематический учет и пропаганда литературы проводятся с целью заинтересовать детей книгой, привить им любовь к чтению, воспитать навыки самостоятельного чтения. Руководство внеклассным чтением – дело учителя, воспитателя, библиотекаря.