
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
статья "Развитие самостоятельной читательской деятельности слабослышащих школьников во внеклассное время."
Заявка
на участие в Региональной научно-практической конференции
«Образование детей с ограниченными возможностями: опыт, знания, перспективы».
1 |
Фамилия |
Никитина |
2 |
Имя |
Нина |
3 |
Отчество |
Георгиевна |
4 |
Город |
Уральск |
5 |
Место работы |
Областная специальная школа-интернат-комплекс для детей с нарушением слуха и речи |
6 |
Должность |
воспитатель |
7 |
Ученая степень |
|
8 |
Контактный телефон |
87053900388 |
9 |
Е-mаil |
|
10 |
Почтовый адрес организации |
|
11 |
Форма участия |
Публикация без выступления |
12 |
Тема выступления |
|
13 |
Тема публикации |
Развитие самостоятельной читательской деятельности слабослышащих школьников во внеклассное время. |
14 |
К заявке прилагаются |
|
Развитие самостоятельной читательской деятельности слабослышащих школьников во внеклассное время.
Никитина Н.Г, воспитатель
Областная специальная школа-
интернат-комплекс для детей
с нарушением слуха и речи.
г. Уральск
Невозможно представить человеческую жизнь без книги. То, что книга сыграла огромную роль для развития человечества, общеизвестно. Книга сопутствует человеку с младенчества и до глубокой старости. Она помогает ему получить образование, познать мир и самого себя. Нередко сейчас мы слышим разговоры о том, что нынешнее поколение выбирает не книги, а компьютеры. Это верно, но лишь отчасти.
Никогда компьютер не заменит потребность в живом интеллектуальном общении. «…Без чтения нет настоящего образования, - писал А. Герцен, - нет и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней шири понимания; Гёте и Шекспир равняются целому университету. Чтением человек переживает века…». Невозможно представить школу без библиотеки, без книг. В школьной библиотеке делается все, чтобы детская книга творила добро, красоту, чтобы детские души не очерствели. Старается строить свою работу так, чтобы дети чувствовали свою ответственность, приобщение к труду, чтобы гордились историей своей Родины, своих предков. А книга – источник знаний могущественный. Трудно переоценить роль книги в жизни взрослого человека, но особенно велико ее значение в жизни ребенка. Книга, прочитанная в детстве, остается в памяти чуть ли не на всю жизнь. Книга вырабатывает у ребят определенные нормы поведения. Благородная привычка к постоянному общению с книгой не складывается сама с собой. Как правило, здесь необходима целенаправленная работа учителя, воспитателя, библиотекаря.
Для слабослышащих школьников значение обучения чтению во много раз возрастает. Формирование у слабослышащих школьников способность к самостоятельному чтению, т.е. индивидуальному, без непосредственной помощи воспитателя или другого лица, - процесс длительный. Он осложняется тем, что навыки чтения у них развиваются более медленно, чем у слышащих. Сюжетно-событийное содержание, не говоря об идейном, остается часто непонятным учениками не только младших, но и средних классов. Трудности в понимании читаемого задерживают появление интереса к чтению и способности самостоятельно работать с книгой. Чтобы могло состояться общение детей с литературой, нужны соответствующие методические приёмы и средства, стимулирующие и направляющие чтение, т. е требуется руководство их читательской практикой со стороны сурдопедагога, воспитателя и учителя.
Внеклассное чтение проходит в тесной связи с классным. В период школьного обучения оно направленно на дополнение программы, на то, чтобы раздвинуть рамки уроков и содействовать решению образовательно-воспитательных и коррекционных задач. В то же время внеклассное чтение имеет свои программные требования, которые выполняются путем специальной организации читательской деятельности учащихся.
Организованная работа с книгой способствует приобретению следующих необходимых умений:
-ориентироваться в содержании книг по внешним признакам. Прежде чем сделать выбор, книгу необходимо посмотреть, по наглядным показателям постараться определить ее содержание и не решить, подходит ли она для чтения;
-по рекомендации педагога выбирать книгу из нескольких имеющихся;
-в процессе чтения обращаться за помощью к учителю, воспитателю или другому лицу;
-отражать содержание прочитанного в наглядных образах и записях.
В формировании указанных знаний, умений и навыков в области внеклассного чтения слабослышащие школьники, как и их слышащие сверстники в массовой школе, проходят три этапа: подготовительный, начальный и основной. В школе глухих эти этапы относятся к иным ступеням обучения и характеризуются специфической организацией и методикой работы с книгой. Каждый этап во внеклассном чтении представляет собой определенную ступень в формировании самостоятельной читательской деятельности. Я хочу остановиться на первых двух этапах.
Подготовительный этап во внеклассном чтении охватывает подготовительный и первый класс. Главное в этот период – привлечь внимание детей к книге как возможному источнику познаний окружающего мира, средству интересных впечатлений, вызвать желание обращаться к книге, рассматривать ее, пытаться читать. Уже при первоначальном общении с книгой дети обучаются правилам гигиены чтения, учатся бережному отношению к книге. В этот период внеклассное чтение включено в программу специальных занятий в интернате и организуются воспитателем.
Наибольшие трудности возникают в подготовительном классе, где и предстоит приобщить детей к книге, начать формировать у них навыки чтения, когда у них начинаются знакомство с книгой.
Работа по внеклассному чтению намечается с первой четверти и начинается с чтения красочно иллюстрированных книжек – ширм для детей младшего дошкольного возраста. Вместе с детьми мы рассматривали картинки, а потом прочитывали хором подписи к этим картинкам. В отдельных случаях подрисуночные подписи к этим картинкам. В отдельных случаях подрисуночные подписи заменялись или упрощались другими более доступными детям. По мере запоминания слов работа усложнялась: детям предлагались книжки – раскраски, сопровождающиеся односложными подписями: «Светит желтое солнышко. У Вовы красный шар» Дети читали фразы и раскрашивали рисунок соответственно содержанию фразы. Постепенно работа усложнялась. Теперь учащимся давались сюжетные картинки, подписи под которыми состояли из предложений. Например, на рисунке изображена девочка с сачком, а под ним текст « Девочка в голубом платье, синих туфлях держит в руках желтый сачок.» Прочитав фразу, ученик должен отобразить содержание – раскрасить рисунок. Постепенно у ребенка воссоздается зрительный образ читаемого слова, что помогает запомнить слово, лучше осознать его значение.
В первом классе мы стали читать простые, а затем,- более сложные по сюжету сказки: «Колобок», « Теремок», «Маша и медведь», «Красная шапочка». Обычно, рассмотрев все иллюстрации, в книжке я обращаю внимание ребят на новые или сложные слова, которые могут быть понятны по иллюстрации, словарь записываю на доске. Далее идет непосредственно чтение книги: я показываю иллюстрацию, прочитывая к ней предложения. Фразы, предлагаемые для прочтения, предварительно адаптируются, орфоэпически обрабатываются. Таким образом, прочитывается вся книга, после чего задаю вопросы с целью выяснения общего содержания текста.
После прочтения сказки: «Теремок» мы с детьми ее «драматизировали». Такие заключительные виды работ считаю необходимыми, потому, что не просто помогают лучше понять содержание сказки, почувствовав себя её героем, - это еще развивает эмоциональную сферу ребенка.
После прочтения сказки «Красная шапочка» ребятам было предложено сделать зарисовки, а затем и описать их словесно. Таким образом, читая сказки, дети постепенно учатся выполнять самостоятельные работы по тексту. Это и умение найти соответствующую фразе картинку, умение описать картинку, умение найти верный ответ, прочитать по ролям , рассказать отрывок. И если на подготовительном этапе помощь воспитателя максимальна, то постепенно роль педагога меняется, он становится наблюдателем и помощником, корректирующим и направляющим работу класса.
На начальном этапе со второго по четвертый класс включительно постепенно тематика чтения разнообразится текстами естествоведческого, общественно – исторического содержания. Осуществляется постепенный переход от отдельных периодических действий с книгой к более систематической читательской деятельности, с увеличением доли самостоятельности учащихся.
У школьников формируется умение осознанно выбирать книгу. Они становятся читателями школьной библиотеки, при обращении к каждому новому произведению они упражняются в рассматривании его и учатся:
-определять автора и заглавие книги;
-усваивать информацию на титульном листе (автор, название, издательство, год издания книги);
-соотносить заглавие с рисунком на обложке, предопределять о ком или о чем книга
( Как называется книга? Кого вы видели на обложке? Как вы думаете, о ком, о чем книга?);
-находить в книге по содержанию определенное произведение;
-находить в классной, а потом в школьной библиотеке книги на определенную тему, произведение указанных воспитателем писателей;
-связывать прочитанное с имеющимися представлениями, с известными по прошлому книгами какого – либо писателя или произведениями на одну тему.
Запоминанию названий произведений и фамилий писателей помогает ведение в классе вначале коллективного читательского дневника или красного оформленного каталога книг. В них наряду с указанием автора и названия книги имеется иллюстрированный словарь. К дневнику и каталогу открыт доступ каждому ученику. На подготовительном этапе внеклассного чтения рекомендация книги и непосредственного чтения её проходят на занятии. С третьего класса в формировании самостоятельной читательской деятельности школьников большую роль играют специально проводимые занятия. По целенаправленности эти занятия делятся на несколько типов: уроки рекомендации нового произведения и знакомства с ним, уроки проверки и углубления понимания прочитанного, уроки обобщения прочитанного и пропаганды литературы.
Для развития читательской активности важное значение имеет систематический организованный учет читаемого детьми. Прежде всего, речь идет о наглядном учёте, который предусматривает в классах создание уголков внеклассного чтения. Оформленные под разными заголовками («Мы читаем в школе и дома», «Книгу прочитаешь- много узнаешь» и др.), они показывают, что рекомендовано для коллективного, индивидуального чтения, отражают состояние читательской практики каждого ученика. На стендах имеются плакаты с кармашками для карточек с указанием прочитанных произведений.
Закреплению знаний о писателях и произведениях, пропаганде литературы служат групповые и массовые внеклассные мероприятия. Это утренники в связи с датами красного календаря, с изменениями времен года и труда людей, юбилеями детских писателей ,вечера сказок, показ видеофильмов по произведениям, инсценировки экскурсии. Во внеклассных условиях в большей степени, чем в классе, необходимо учитывать особенности восприятия учащимися выступления детей и взрослых. Зрительный анализатор играет здесь ведущую роль. Чтобы обеспечить правильность восприятия информации, нужны наглядные средства: пантомимы, жесты, плакаты, декорации. При подготовке к внеклассному мероприятию предусматриваются постановка «живых» сценок из прочитанных книг, изготовления костюмов героев книг, написания таблиц с цитатами, создание рисунков, подбор видеофильмов по прочитанным и новым произведениям, оборудование выставки книг и работ учащихся, разработка викторины. В подготовке внеклассного мероприятия участвуют все школьники класса в меру своих способностей.
Подготовку слабослышащего школьника к самостоятельной читательской деятельности организует сурдопедагог через систему работы с книгой. Подбор и рекомендации книг, проведение занятий и уроков по внеклассному чтению, систематический учет и пропаганда литературы проводятся с целью заинтересовать детей книгой, привить им любовь к чтению, воспитать навыки самостоятельного чтения. Руководство внеклассным чтением – дело учителя, воспитателя, библиотекаря.

