Статья "Ребёнок с особыми образовательными потребностями".

Тақырып бойынша 11 материал табылды

Статья "Ребёнок с особыми образовательными потребностями".

Материал туралы қысқаша түсінік
Материал предназначен для специальных ДО.
Материалдың қысқаша нұсқасы

Ребёнок с особенностями в развитии в детском саду

Кобзева Н.В.


Ключевые слова: ребёнок с особенностями в развитии, ограниченные возможности, коррекция, коррекционная работа, адаптация, социализация, инклюзивное образование.

_______________________________________________________________________


А не должно ли наше общество, наконец, уже привыкнуть правильно 
воспитывать подрастающее поколение и приучать к корректному отношению к людям с ограниченными возможностями (ОВ)? Ведь, несмотря на множество телепередач, рекламы, книг, журналов, статей о том, что ЛЮДИ ТАК НЕ ДЕЛЯТСЯ, увы, до сих пор для многих детей инвалиды остаются подобны инопланетным существам! К сожаленью, дети с различными заболевания рождались, рождаются и будут рождаться, и никто, кроме их самих не прочувствует, как тяжело выжить в нашем обществе, если ты не такой, как все!  

Этап дошкольного детства время вхождения ребенка с ограниченными возможностями в первую общественную образовательную систему - дошкольное обучение и воспитание. Как помочь «особенному ребёнку» адаптироваться среди людей?

На помощь призван прийти инклюзивный подход, который предполагает понимание различных образовательных потребностей детей и предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через более полное участие в образовательном процессе, привлечение общественности и устранение дискриминации в образовании. Так, Саламанкская декларация определяет инклюзию как реформу, поддерживающую и приветствующую различия и особенности каждого ребенка.

Нашу дошкольную организацию, посещают как здоровые дети, так и дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (ОДА), есть дети с детским церебральным параличом (ДЦП) различной степени тяжести.

Ведущим видом деятельности в  период дошкольного детства считается игровая деятельность. Однако, важное значение имеют также трудовая, учебная, изобразительная и другие виды деятельности. У детей с нарушением ОДА и ДЦП развитие всех видов деятельности проходит своеобразно. Связано это в основном с двигательной патологией. Известно, что действия с предметами формируются по мере совершенствования общей моторики. У детей с ДЦП предметные действия затруднены вследствие сложной структуры двигательного дефекта. Эти и некоторые другие особенности формирования предметной деятельности негативно сказываются на развитии игровой, учебной и трудовой деятельности.

Коррекция и компенсация развития ребенка с нарушениями в развитии не могут происходить стихийно. Необходимо создание определенных условий для этого. Коррекционная учебно-воспитательная работа представляет собой систему педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление нарушений психофизического развития ребенка посредством применения специальных средств образования. Чем раньше начинается организация и проведение коррекционной работы, тем успешнее осуществляется преодоление дефекта и его последствий.

В нашей дошкольной организации созданы все необходимые условия воспитания и обучения детей с нормой в развитии, а также детей с нарушением ОДА и ДЦП. Особой заботой всех специалистов детского сада является получение детьми с ОВ комплексной помощи (медицинской, педагогической, психологической, логопедической, социальной), создание условий для полноценного включения таких детей в образовательное пространство и социализацию.

Регулярно дети осматриваются врачами – невропатологом и ортопедом. По назначению врача дети получают физиопроцедуры и массаж.

В соответствии с Типовым учебным планом для дошкольного воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями (Приказ Министерства образования и науки РК от 20 декабря 2012 года № 479 приложение № 3 О внесении изменения и дополнения в приказ МОН РК от 20 декабря 2012 года № 557) в рабочий учебный план дошкольной организации включена специальная коррекционная учебная деятельность (СКУД):

  • Лечебная физическая культура (ЛФК) для детей с диагнозом ДЦП и инвалидов, проводится инструктором по физической культуре и ЛФК;

  • Плавание, проводит инструктор по плаванию. Бассейн вместе с детьми с нарушением ОДА и ДЦП посещают и здоровые дети.

  • Коррекционная работа по группам с учетом диагнозов детей по программам «Час двигательной активности», «Речевой час», «Час психолога», «Мир игр Монтессори», «Волшебные ладошки», которая проводится воспитателями по рекомендациям логопедов и инструктора ЛФК.

Дети в нашем детском саду разные и по своим личностным характеристикам, и по умственному, и по физическому развитию. Дети с нарушением ОДА и ДЦП имеют помимо основного множество сочетанных диагнозов. В структуре дефекта значительное место занимают нарушения речи (ОНР 1,2,3 уровня, ОНР осложненное дизартрией, стёртой дизартрией, ЗРР, ФНР, ФФН). Для детей этой категории предусмотрены занятия с логопедами и работа воспитателей программе «Речевой час».

При нарушении ОДА и ДЦП характерны аномалии развития психики, которые включают нарушения формирования познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности. Дети без отклонений в психическом развитии встречаются относительно редко. Детский сад посещают дети с диагнозами: задержка психического развития, синдромом дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ), гидроцефалия, синдром детского аутизма.

У детей с нарушением ОДА и ДЦП своеобразная структура личности. Достаточное интеллектуальное развитие часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, с повышенной внушаемостью. Поэтому для детей этой категории предусмотрены занятия с психологом по программе «Час психолога».

Также в структуру дефекта при нарушении ОДА и ДЦП входят и нарушения зрения. В каждой группе, в кабинете ЛФК и комнате психологической разгрузки сделаны, адаптированные для детского сада, офтальмотренажеры по методике Базарного.

Отмечается зависимость между тяжестью нарушений артикуляционной моторики и тяжестью нарушений функции рук. Наиболее выраженные нарушения артикуляционной моторики отмечаются у детей, у которых значительно поражены верхние конечности. Поэтому большое внимание должно уделяться развитию мелкой моторики. Программы «Мир игр Марии Монтессори», «Волшебные ладошки» адаптированы и для здоровых детей (вариативный компонент), и для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и ДЦП. В них уделяется большое внимание развитию функциональных возможностей кисти и пальцев, дифференцированных движений пальцев рук, умению действовать с предметами.

Важен правильный подбор методов и приёмов, ранняя диагностика, наблюдение за ребёнком и подбор индивидуальных стратегий развития, трансформация среды в соответствии с потребностями детей.

На базе детского сада функционирует психолого-медико-педагогический консилиум. Консилиум собирается для постановки педагогического диагноза и выработки коллективного решения о мерах педагогического воздействия; консультирует родителей, педагогов ДО по вопросам профилактики, лечения, а также организации помощи и педагогической поддержки детям с особыми нуждами; готовит документы на городскую психолого-медико-педагогическую консультацию (ПМПК) в случае неясного диагноза или при отсутствии положительной динамики в развитии и воспитании ребенка.

Специальные коррекционные занятия проводятся во второй половине дня, не нарушая сетки организованной учебной деятельности, индивидуально, по подгруппами, фронтально. Отдельные виды игровых упражнений отрабатываются в период свободной игровой деятельности на прогулке и в группе. Выбор форм работы зависит от этапа обучения и индивидуальных возможностей наших детей. Длительность работы на каждом этапе определяется характером и степенью индивидуальных трудностей детей.

Таким образом, основным условием развития предметной, игровой, трудовой, учебной  и других видов деятельности у  ребенка с ДЦП является проводимая с ним адекватная, грамотная, систематическая  коррекционно-развивающая работа по формированию основных структурных компонентов каждого из видов деятельности.

В целях оптимизации детско-родительских отношений в детском саду проводятся Дни открытых дверей, консультирование по запросам, круглые столы, создан сайт детского сада для родителей. Ежегодно проводятся совместные с родителями мероприятия. Традиционным стало проведение спортивных досугов с участием родителей «Мама, папа, я – спортивная семья». Формируя активную позицию родителей ожидаем положительный результат в воспитательно-образовательном процессе.

При детском саде функционирует Консультационный пункт для родителей, детей не посещающих ДО.

С целью повышения мотивации образовательной деятельности воспитанников выпускных групп ежегодно в сентябре организуется экскурсия в физико-математический лицей. А для наилучшего усвоения правил безопасного поведения и воспитания активного грамотного пешехода ежегодно в сентябре на музыкально-спортивный праздник «Дорожная АЗБУКА» приглашается инспектор дорожной полиции.


Результатом эффективной коррекционно-воспитательной работы является то, что наши выпускники поступают в лицеи, гимназии и общеобразовательные школы города.

Таким образом, в детском саду созданы все условия для ранней социальной адаптации и реабилитации дутей с ДЦП в общество здоровых сверстников, их воспитания и обучения. Коррекционная работа в детском саду носит комплексный характер с учетом взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений в динамике продолжающегося развития ребенка.

А инклюзивное образование – это первая инновация в образовательной практике, инициированная родителями детей-инвалидов и теми педагогами, психологами, кто верит в ее необходимость не только для детей с ограниченными возможностями, но для всего образования в целом.





















Список литературы:

  1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ОВЗ. Психологические основы М. Гуманитарн изд. Центр ВЛАДОС, 2003.

  2. Беляева М.А., Кузнецова И.Е. Социально-педагогическая работа с семьей ребенка-инвалида. Екатеринбург, АМБ, 2011.

  3. Болотова Н. Исследование индивидуально-психологических особенностей подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата и их родителей// Воспитание школьников 2010, № 5.

  4. Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Дошкольная педагогика. Теоретико-методические основы коррекционной педагогики: учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений. – М.: ВЛАДОС, 2008.

  5. Основы коррекционной педагогики. Курслекций лекций. С.В. Лауткина. Витебск УО ВГУ им. Мишерова, 2008.

Интернет ресурсы.







Жүктеу
bolisu
Бөлісу
ЖИ арқылы жасау
Файл форматы:
doc
21.01.2019
952
Жүктеу
ЖИ арқылы жасау
Бұл материалды қолданушы жариялаған. Ustaz Tilegi ақпаратты жеткізуші ғана болып табылады. Жарияланған материалдың мазмұны мен авторлық құқық толықтай автордың жауапкершілігінде. Егер материал авторлық құқықты бұзады немесе сайттан алынуы тиіс деп есептесеңіз,
шағым қалдыра аласыз
Қазақстандағы ең үлкен материалдар базасынан іздеу
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде керек материалды іздеп, жүктеп алып сабағыңызға қолдана аласыз
Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі