Материалдар / Статья "Современные задачи школы и семьи в воспитании младшего школьника"
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Статья "Современные задачи школы и семьи в воспитании младшего школьника"

Материал туралы қысқаша түсінік
Учителям начальных классов
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
29 Сәуір 2021
336
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Современные задачи школы и семьи в воспитании младшего школьника 

С.Т.Жилысова

Воспитание детей младшего школьного возраста имеет свои осо  бенности, обусловленные тем, что этот возраст во многом загадочен и об  манчив для взрослых. Проникнуть в его загадку, понять, какие с ним свя  заны задачи, разработать адекватную этому возрасту воспитательную тех  нологию помогают научные концеп  ции А.В. Мудрика, В.С. Мухиной, В.А. Сластенина и др. Их особен  ностью является интеграция педаго  гического знания с психологическим, социологическим, философским зна  нием, с одной стороны, и с педагоги  ческой практикой – с другой. 

Воспитание младших школьников осуществляют главным образом ро  дители и учителя. Важнейшая задача родителей – оказать психологиче  скую поддержку ребенку на новом этапе его жизни – переходе в статус ученика. Важнейшая задача учителя начальной школы – превратить обра  зовательный процесс в воспитатель  ный. Если школа не только дает зна  ния, но и воспитывает, то, как пока  зывает практика, отношения ученика с учителем становятся более содержа  тельными и продуктивными. 

Организация воспитания младших школьников требует от воспитателя (родителя и педагога) владения ант  ропологическим подходом, умения создавать и поддерживать в детской среде комфортный психологический климат, помогать детям овладевать пространством и временем своей жиз  ни, умения проводить специальные «воспитательные» занятия. 

В педагогическом словаре присут  ствуют два близких по смыслу терми  на – «антропологический подход»  (от греч. antropos – человек) и «гу  манистический подход» (от лат. humanus – человеческий). Как ви  дим, в основе обоих понятий лежит единый смысл – «человек». Согласно

этим подходам высшая ценность пе  дагогики – ребенок, а главная цель педагогической деятельности – раз  витие его индивидуальности. 

Антропологический подход – это система научных взглядов, рассмат  ривающая человека как особый фено  мен. Он реализует антропологиче  ский принцип познания, сформули  рованный Л. Фейербахом, и позволя  ет анализировать все педагогические процессы с позиции знаний о природе человека, ребенка.  

Основные ценности, которые реа  лизует антропологический подход: – жизнь и здоровье ребенка; 

полноценность проживания детства; 

свобода и ответственность как право и обязанность каждого участ  ника образовательного процесса; 

сотрудничество как главный принцип совместной жизни людей. Сторонниками антропологического подхода в педагогике являются такие исследователи, как А.Г. Асмолов, И.А. Колесникова, Г.Б. Корнетов, А.И. Мещеряков и др. 

Современное антропологическое знание позволяет утверждать: каж  дый ребенок – это не «будущий», а «настоящий» человек, личность и  

индивидуальность, имеющая опреде  ленные права и обязанности перед  собой и другими, активно включа  ющаяся в социальные процессы в  качестве их субъекта, а не только выступающая как объект заботы взрослых. Более того, каждый ребе  нок – значимый член общества. Дело в том, что дети выполняют в жизни человечества особую функцию: они делают взрослых более гуманными, заботливыми, нежными, обеспечива  ют человечеству реальное, а родите  

лям – «идеальное» бессмертие.  Воспитание, как и сам человек, це  лостно, разумно, духовно, креативно, динамично, противоречиво и никогда не может считаться завершенным. Не только взрослый, но и ребенок потенциально может считаться пол  ноправным, до некоторой степени  автономным участником педагогиче  ского процесса и во многом определя  ет его эффективность. Таким обра  зом, воспитание – одновременно синкретичный и дифференциро  

ванный процесс, направленный не только на детей: участвующие в нем дети и взрослые взаимозависимы и в определенном смысле являются усло  вием бытия и развития друг друга. 

Воспитание имеет, как минимум, социальный, психологический, педа  гогический, философский, культоро  логический и естественно научный аспекты. Сложность воспитания объ  ясняется его многогранностью – оно 

характеризует специфически че  ловеческий способ бытия; 

существует как составляющая  человеческого образа жизни, процес  са социализации; 

представляет собой социально ценный вид деятельности, отлича  ющийся от других содержанием,  методами и технологией. 

Изложенная система представле  ний о ребенке и воспитании составля  ет содержательную сущность антро  пологического подхода. Исследова  ния показали, что он актуален в  

любом возрасте и что педагог, осно  вывающий свою работу на его прин  ципах, выгодно отличается от своих коллег. Владеющий антропологиче  ским подходом педагог «детоцентри  чен», он видит цель своей деятельно  сти не столько в том, чтобы сообщить детям определенные знания, при  учить их к дисциплине, развить их интеллект, сознание, волю, сколько в том, чтобы содействовать их соверше  нствованию, гармоничному, целост  ному развитию. Такой педагог, как правило, осознает социально значи  мый характер своей деятельности. Ему удается, как писал К.Д. Ушин  ский, «стать выше своего предмета», воспринимать любой учебный пред  мет как средство воспитания, не быть односторонним, а стоять «вровень с великими мыслителями». 

Антропологический подход как технология развивает педагогическое мастерство воспитателя, позволяя строить педагогическую деятель  ность как сотрудничество (с коллега  ми, администрацией школы, а преж  де всего с детьми и их родителями), ориентированное на дальнюю, сред  нюю и ближнюю перспективы  (А.С. Макаренко). 

Для младшего школьника и его  родителей учитель – весьма значимая фигура. Педагог, владеющий антро  пологическим подходом, в этом отно  шении более предпочтителен. Ему «естественным образом» (через дове  рительный контакт с родителями, их вовлечение в общую с детьми работу с помощью корректного анализа проб  лем ребенка и тактичного высказы  вания своего мнения) удается распо  ложить родителей к сотрудничеству со школой, эффективно влиять на семью. 

Антропологический подход позво  ляет исключить из жизни младшего школьника такое опасное явление, как дидактогения, когда происходит эмоциональное отторжение от шко  лы. Это приводит к стойким психосо  матическим нарушениям и неврозам, способствует появлению в мозге ре  бенка постоянно действующего очага отрицательного возбуждения. Ребе  нок теряет уверенность в себе, испы  тывает тяжелое чувство полной эмо  ционально личностной зависимости от учителя. Воспринимая такую ситу  ацию как безысходную, ребенок все  ми силами уклоняется от посещения школы. 

Дидактогения – следствие педаго  гических ошибок как родителей, так и учителей. Это явление возможно на любом отрезке школьной жизни. Предрасположенность к дидактоге  нии часто возникает еще в дошколь  ном периоде. Если у ребенка ослабле  но здоровье, если семья мало озабоче  на его общим развитием, если у него перед глазами есть пример старшего брата (сестры), перегруженного до  машними заданиями и потому ли  шенного прогулок и игры, то у  дошкольника заранее возникает не  гативное отношение к учебе, гаснет уверенность в своих будущих успе  хах, не формируется готовность к школе. 

У всех детей, идущих в первый класс, к чувству радости и гордости оттого, что начинается новая и важ  ная пора жизни, примешиваются страх перед неизвестностью, насторо  женность и робость.  

Наиболее распространенными ошибками родителей и педагогов, вызывающими дидактогению, явля  ются следующие:  

нетерпимость и максимализм

или заниженность требований к пове  дению ребенка; 

постоянное перехваливание или негативное оценивание поведения ре  бенка; 

игнорирование возрастной по  требности в движении; 

безразличие к настроению ребен  ка, его физическому и психологиче  скому состоянию; 

неадекватность оценивания воз  можностей ребенка; 

черезмерная регламентирован  ность жизни ребенка или, напротив, неограниченная свобода; 

перегрузка ребенка умственной деятельностью или потакание склон  ности к развлечениям; 

монотонность режима жизни ре  бенка; 

завышенные требования к школьным успехам; 

пренебрежение лечением ребенка или преувеличенное беспокойство по поводу его здоровья. 

Чтобы помочь ребенку преодолеть дидактогению, взрослый (педагог, ро  дитель) должен прежде всего изме  нить себя. Исследования и здравый смысл подсказывают направления та  кого самоизменения: культивирова  ние в себе терпения, толерантности и самокритичности, старание поста  вить себя на место ребенка, проявле  ние доброжелательности, чувства юмора, меры и такта и, конечно, со  знательный отказ от любых форм на  силия. 

Уютно ли ребенку в психологиче  ском пространстве школы, зависит главным образом от его школьной  успешности (считают ли его хорошим учеником учителя и родители), от того, насколько благоприятна атмо  сфера в классе, а также от контекста жизни школы. Последнее условие  может положительно влиять на про  цесс воспитания младших школьни  ков, если оно содержит следующие компоненты: 

демократические отношения между педагогами и школьниками; – пространство школы, насыщен  ное разнообразными событиями, ин  тересной совместной деятельностью детей, родителей и педагогов; 

гуманистичность ценностных ориентиров всех работников школы

высокая культура педагогического общения; 

педагогический анализ процес  сов, происходящих в школе, являет  ся незыблемой традицией; 

педагоги пользуются любой воз  можностью для того, чтобы обратить внимание детей на важность соблюде  ния правил совместной жизни, об  щих дел, и поддерживают стремление школьников формулировать и соблю  дать эти правила. 

Контекст школьного пространства влияет на воспитание младших школьников повседневно – на уро  ках, во время перемен, праздников, экскурсий и прогулок. 

Успешность (либо неуспешность) взаимодействия школы и семьи во многом определяется правильно из  бранной позицией педагога. Когда то Гиппократ, приходя к больному, го  ворил: «Нас трое: ты, я и болезнь. Ес  ли ты объединишься с болезнью, я ничем не смогу тебе помочь. Если объединимся ты и я, то вместе мы по  бедим болезнь». Та же логика должна присутствовать и в воспитательном процессе. Есть четыре его компонен  та: учитель, ученик, родители и проб  лемы обучения и воспитания. Умный педагог делает ставку на сотрудниче  ство: «Все вместе – я, ученик и его ро  дители – разрешим имеющиеся проб  лемы, потому что мы заинтересованы в этом». Именно тогда возникает эмо  ционально положительный контакт, при котором с достаточной легкостью решаются все воспитательные проб  лемы.  


Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!