Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Статья "Технологии критического мышления"
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Тема: «Технологии критического мышления»
Наше время, перенасыщенное всевозможной и разнообразной информацией, предъявляет особые требования к образованию и, конечно, преподавателю. Мы должны не только дать знания детям и не только научить применять их в жизненных ситуациях, что немало важно, но мы должны научить детей думать, анализировать, учить отбирать необходимую информацию. Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения, которые имеют цели – помочь студентам: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе. Такие цели обучения приводят к формированию у детей критического мышления, не в смысле критиковать, а в смысле среди множества решений выбрать наиболее оптимальные.
Сейчас, когда время требует от нас и наших детей все чаще интересных и нестандартных решений, чтобы не потеряться в этом мире, но найти своё место в жизни, критическое мышление помогает как никакое другое.
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Разработана в конце 20 века. Технология предлагает разнообразный набор приемов и методов работы с учебным текстом и рекомендации по их использованию на каждой стадий.
Я хотела бы показать те стратегии технологии критического мышления, которые можно использовать на уроках. Структура урока включает три фазы:
РЕФЛЕКСИЯ
ОСМЫСЛЕНИЕ
анализ своей деятельности по достижению намеченной цели;
студенты должны определить для себя необходимость изучения темы и возможности использования знаний и навыков в дальнейшем, через выполнение определенных заданий на уроке;
ВЫЗОВ
постановка проблемного вопроса; попытка формулировки цели урока и критериев успеха;
Первая стадия
– вызов. Ее присутствие
на каждом уроке обязательно. Данная стадия
позволяет:
-
актуализировать и обобщить имеющиеся у студентов знания по данной
теме или проблеме;
- побудить
студента к активной работе на уроке и дома; (мотивация).
Пробуждение интереса к уроку.
Деятельность студента на данной стадии: определяет тему и цель занятия;
«вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы.
Преподаватель дает возможность размышлять каждому учащемуся
На сегодняшний момент цель формируется с позиции студента. (глаголы: определить, выявить, обосновать, доказать, систематизировать и т.д.).
На стадии вызова можно использовать индивидуальную и групповую форму работы.
На стадии вызова учащийся определяет смысл изучения данного материала: Что это значит для меня? Зачем мне это нужно?
Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается.
На данной стадии можно использовать такие приемы как: «Корзинка идей», «Ключевое слово», «Кластер», «Дерево Блоба», «Плейлист». Методы и приемы которые используются на стадии вызова повторяются на стадии рефлексии.
«Корзинка идей» Учитель задает вопрос о том, что известно ученикам по данной проблеме, сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по этой проблеме. Затем происходит обмен информацией в парах или группах (3 мин.) Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом не повторяя ранее сказанное. Все сведения в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. Все ошибки исправляются далее, по мере усвоения новой информации.
«Кластер» – графический прием систематизации материала, он предполагает
выделение смысловых единиц информации и графическое их оформление в определенном порядке (в виде «грозди»);
«Плейлист»- на ватмане по центру чертится квадрат; сам ватман делится на четыре сектора; одна пара студентов сидит напротив другой
Структура
1.Класс делится на группы (в группе 4 человека).
2. Учитель ставит перед группами вопрос, связанный с темой урока.
3. Каждый учащийся в группе пишет ответ на вопрос самостоятельно в своем секторе. Индивидуально решает поставленную перед ним проблему. Время: 5 мин.
4. Учащиеся в группе обмениваются мнениями (каждый член группы по очереди предлагает свои варианты решений; ученик называет то, что записал в свой сектор). Время: 3 мин.
5. Обсудив возможные варианты ответов, учащиеся в центральный квадрат записывают общее решение проблемы.
Для активизации познавательной деятельности учащихся на начальном этапе урока, используется приём «Верно – не верно», когда студенты предлагаются карточки с текстом верных и неверных утверждений. Студенты должны определить их правильность, делая пометки по принципу: крестики (верно) – нолики (не верно).
На стадии вызова также можно использовать приём «Знаю», «Хочу узнать», «Узнал». В начале обсуждения темы студенты записывают сведения, которые знают по теме в колонку «Знаю». Спорные идеи и вопросы заносят в колонку «Хочу узнать». В процессе освоения темы заполняют третью колонку «Узнал». Данный приём эффективен и для подведения итога урока, т.к. позволяет осуществлять рефлексию. Например: Урок истории Казахстана. Тема: «Присоединение Младшего жуза к России»
«Знаю» |
«Хочу узнать» |
«Узнал» |
Что территория Казахстана вошла в состав Российской империи. |
Как шел процесс присоединения? Кто участвовал в этом процессе? |
|
Вторая стадия
– осмысление. Данная
стадия позволяет студенту:
- получить
новую информацию;
- осмыслить
ее;
- соотнести с
уже имеющимися знаниями.
- критический
анализ информации
Организовать активную деятельность студентов на стадии осмысления
можно с помощью методического приёма «Зигзаг». Материал для изучения делится на 4 части, а
учебная группа делится на четыре группы, каждая группа при этом
работает над своей проблемой. Затем представители от группы
(«учителя») переходят в другие группы и объясняют материал своей
группы, затем возвращаются на исходное место. При данном методе
работает каждый участник группы.
«Письменный круглый стол»
Аудитория делится на группы по 5 человек. Перед каждым участником группы лежит чистый лист бумаги. Участники выбирают один из изучаемых аспектов темы, который желают описать (например, тема – четырехугольник, аспект – прямоугольник). Каждый записывает на своем листе название выбранного аспекта (в нашем примере – виды четырехугольников). Затем, каждый участник, на своем листе, записывает 1-2 предложения, в которых излагает свои мысли по поводу сути выбранного аспекта (описывает выбранный вид четырехугольника, дает определение: 1 чел. – ромб, 2 чел. – квадрат, 3 чел. – прямоугольник, 4 чел. – трапеция, 5 чел. - параллелограмм. Написав предложения, он передает лист по часовой стрелке другому участнику группы.
Второй участник читает написанное до него (он и все последующие участники имеют право уточнять у соседей непонятные им моменты) и продолжает описывать переданный им аспект, делая уклон на другой стороне аспекта (например, указывает свойства определенного четырехугольника)
Написав, передает лист по часовой стрелке другому участнику.
Третий участник продолжает описывать переданный им аспект, делая уклон на практическом применении описанного ранее (в нашем примере – чертит определенный четырехугольник). Далее лист вновь передаётся по часовой стрелке.
Четвёртый участник продолжает описывать переданный им аспект (в нашем примере – напишите формулу площади определенного четырехугольника).
Пятый участник делает уклон на связи изучаемого аспекта с жизнью (в нашем примере – перечислите объекты из жизни, имеющие форму данного четырехугольника).
Таким образом, после того, как лист «пройдет» круг, то на нём будет записано не менее пяти основных положений, концентрирующих понимание анализируемого аспекта (в нашем примере видов четырехугольника. Затем листы вывешиваются и обсуждаются.
Так же на стадии осмысления используют такие приемы как: продвинутая лекция, займите позицию
Третья стадия
– рефлексия. Данная стадия
позволяет студенту:
- анализ своей
деятельности по достижению конечной
цели;
- размышление,
рождение нового знания;
- постановка
студентами новых целей обучения.
На стадии рефлексии важно выяснить, как студенты усвоили учебный материал, достигнуты ли были цели урока, что и почему не удалось. Помимо перечисленных приёмов и стратегий технологии развития критического мышления, используемых на протяжении всего или большей части урока применяются следующие приёмы. Синквейн (пятистишие) позволяет в коротких фразах обозначить суть пройденной темы и выделить самое главное. Пример: Урок всемирная история. Тема: Первая мировая война. Написать синквейн по изученной на уроке теме. 1. Война. 2. Грабительская, разрушительная. 3. Передел, борьба. грабёж. 4. Результат противоречий между державами Европы. 5. Империалистическая.
На стадии рефлексии эффективен метод «Тонкие и толстые вопросы» «Тонкие вопросы» - Кто…? Что…? Когда…? Тема Понятие Факт «Толстые вопросы» - Согласны ли вы…? Верно ли…? Дайте объяснение почему…? Почему вы так думаете….? Почему вы считаете…? В чем разница…? Предложите, что будет, если…?
Прием“ Пятерочка “
Учащимся предлагается на листе обвести свою руку.
Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.
Большой палец – для меня важно и интересно;
Указательный палец – мне было трудно (не понравилось );
Средний – для меня было недостаточно;
Безымянный палец – мое настроение;
Мизинец – мои предложения.
Прием «Чемодан, мясорубка, корзина»
На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины. Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке. Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем, Мясорубка – информацию переработаю. Корзина – всё выброшу.
Прием «Одно слово по теме занятия»
В конце урока каждый учащийся называет одно слово, связанное с темой занятия. Учитель записывает все слова на доске. Затем обращается к нескольким учащимся с вопросом Как связаны данные слова с темой занятия (обращаясь к ученику с вопросом, учитель выбирает то слово, которое ученик не называл). Ученик должен объяснить, как данное слово связано с темой занятия.
Использование технологии развития критического мышления на любых уроках позволяет сформировать следующие умения и навыки работы с информацией: находить, осмысливать, использовать нужную информацию, анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков, сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения, выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации. Применение тех или иных стратегий и приёмов технологии развития критического мышления в процессе обучения – это целенаправленное творческое сотрудничество участников педагогического процесса: студента и преподавателя. На уроках студентам необходимо предоставить возможность для развития навыков наблюдения, анализа, суждения, интерпретации, и помочь в этом преподавателю может использование технологии развития критического мышления.
На стадии вызова студенты создают свое видение изучаемого события, явления или понятия, оперируют имеющимися в своей памяти представлениями, признаками, и пытаются их преобразовать. Одной из технологий, которые я использую на стадии вызова, является «Кластер». Например: урок истории Казахстана по теме: «Борьба казахского народа против джунгарского нашествия» Студенты должны подобрать слова - ассоциации, изобразив их схемой.
Джут
Буланты
Война
Борьба казахского народа против джунгар 1723- 1727 гг.
Аныракай
Елим-ай
Голод
Например: урок истории Казахстана по теме: «Хозяйство, общественный строй и жизнь племен в эпоху бронзы». Утверждение Да. Нет.
1.Первые племенные объединения на территории Казахстана назывались саки. (да)
2. Саки — союз племен, населявших Казахстан и Среднюю Азию в I тыс. н. э. (нет
I тыс. до н. э.)
3.Персы называли жителей степи саками (да)
4. Греки называли жителей степи саками (нет, азиатские скифы)
5. Геродот называл саков азиатскими скифами (нет, массагетами)
6. Саки, проживающие за морем, называются хаумаварга (нет, парадарайа)
7. Саки, носящие остроконечные шапки, называются тиграхауда (да)
8. Сакское общество в основном состояло из 4 групп (нет, из 3-х)
9. Сакские войны носили одежду красного цвета (да)
10. Во главе сакского общетства находился вождь-царь (да)
11. Жилище саков- пещера (нет, куйме, юрта на повозке)
12. Основным хозяйственным занятием саков является земледелие (нет,
скотоводство, а земледелие только юг Казахстана)
13. Женщины в сакском обществе не имели прав (нет, они занимали почетное место.
Томирис)
14. Основные вопросы жизнедеятельности сакского общества решались на сходе (нет,
на народном собрании)
15. В сакском обществе не было имущественного неравенства (нет, это видно
по способам захоронения.
Также можно использовать и следующие приемы:«Крестики-нолики», постановка проблемного вопроса, «Мозговая атака», «Дерево Блума», перепутанные логические цепочки и т.д.
Другим графическим способом представления изученной информации является прием «Фишбоун». Данный пример позволяет выявить причинно - следственные связи изучаемой темы, факта, события. Схема фишбоуна представляет собой “рыбью кость”, в голове которой записывается проблемный вопрос темы, по боковым косточкам напротив друг друга – причины и следствия (или причины и конкретные факты, подтверждающие их наличие), в хвосте – формулируемый вывод. Схему фишбоуна заранее раздаем ученикам (или зарисовываем в тетради). В ходе изучения нового материал вместе с детьми заполняем шаблон фишбоуна. Учитель при необходимости корректирует высказывания детей, помогает сформулировать суждение. Главным условием при работе с этим приемом является четкое формулирование проблемы, причин, вывода. Например: урок всемирной истории. Тема «Первая мировая война 1914-1918 гг.». Задание: составить «Фишбоун» по проблемному вопросу «Можно ли было предотвратить мировую войну в начале XX века?»
«Шесть шляп мышления» используются на стадии рефлексии при подведении итогов работы на уроке. Каждому студенту предлагается выбрать одну из шляп по цвету. Цвет шляпы указывает на основные моменты, которые необходимо осмыслить и обобщить. Красная шляпа предполагает выражение своих чувств, без объяснения причин их возникновения. Белая шляпа – перечень фактов. Черная шляпа – выявление недостатков и их обоснование (негативное мышление). Желтая шляпа- позитивное мышление, что было хорошего и почему. Студенты, выбравшие зеленую шляпу, ищут ответы на вопрос, где и как можно применить изученный материал. Синяя шляпа предполагает общий, философский вывод. Затем студентов можно объединить в группы по цвету шляп.
Литература
-
Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М. 1995г
-
Муштавинская И.В. « Развитие критического мышления на уроке» - М.Просвещение,2004г.
-
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М: Народное образование. 1998 г.
-
Халперт Д. «Психология критического мышления», СП б ,2000г.