Функциональная грамотность на уроках
математики.
Капарова Балгын
Орынбасаровна
Balgyn.kaparova.70@mail.ru
Одной из оставляющей функциональной грамотности –
это математическая грамотность учащихся. Математическая грамотность
– это способность человека определять и понимать роль математики в
мире, в котором он живёт, высказывать обоснованные математические
суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в
настоящем и будущем потребности, присущие созидательному,
заинтересованному и мыслящему гражданину.
Учащиеся,
овладевшие математической грамотностью,
способны:
-
распознавать проблемы, которые возникают в
окружающей действительности и могут быть решены средствами
математики;
-
формулировать эти проблемы на языке
математики;
-
решать проблемы, используя математические факты и
методы;
-
анализировать использованные методы
решения;
-
интерпретировать полученные результаты с учетом
поставленной проблемы;
-
формулировать и записывать результаты
решения.
Как
учитель математики, я прекрасно понимаю важность развития
функциональной грамотности моих учеников и вижу в этом
необходимость в развитии способности учащихся, чтобы они могли
применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.
Формирование функциональной грамотности школьников на уроках
математики возможно через решение нестандартных задач; решение
задач, которые требуют приближенных методов вычисления или оценки
данных величин.
В любой задаче заложены большие возможности для
развития логического мышления. Наибольший эффект при этом может
быть достигнут в результате применения разных форм работы над
задачей.
1.
Работа над решенной задачей.
2.
Решение задач разными способами.
3.
Представление ситуации, описанной в задачи и её
моделирование:
а) с помощью отрезков.
б) с помощью чертежа.
В) с помощью таблицы
4.
Разбивка текста задачи на значимые
части.
5.
Решение задач с недостающими или лишними
данными.
6.
Самостоятельное составление задач
учениками.
7.
Изменение вопроса задачи.
8.
Выбор решения из двух предложенных (верного и
неверного).
9.
Закончить решение задачи.
10.
Составление аналогичной задачи с измененными
данными.
11.
Составление и решение обратных задач.
Развитие логического мышления школьников
основывается на решении нестандартных задач на уроках математики и
вариативных занятиях (спецкурсах или факультативах). Нестандартные
задачи требуют повышенного внимания к анализу условия и построения
цепочки взаимосвязанных логических рассуждений.
Свои
занятия стараюсь направить на развитие у учащихся логического,
алгоритмического, пространственного мышления, внимания. Включаю
разнообразные виды заданий: задачи — шутки, логические задачи,
логические упражнения, задачи с геометрическим содержанием.
Некоторые задания носят творческий характер. Они позволяют
рассматривать объект с разных точек зрения, учат анализу, синтезу,
оценочным суждениям, воспитывают внимание, способствуют развитию
познавательного интереса и активности
учащихся.
Занимательный материал помогает активизировать
мыслительные процессы, развивает у них познавательную активность,
наблюдательность, внимание, память, поддерживает интерес к
предмету. Задания предполагают повысить у учащихся мотивацию к
изучению предмета, сообразительность, математическую речь, гибкость
ума. Некоторые задания содержание учебной программы позволяет
обеспечить развитие математических способностей у обучащихся,
формирование элементов логической и алгоритмической грамотности,
коммуникативных умений школьников с применением коллективных,
групповых и индивидуальных форм обучения. Создание на занятиях
ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать
собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями
рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской
деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности и
развить способности самостоятельной познавательной деятельности,
приобрести уверенность в своих силах.


Преподаватель в ходе такой деятельности является
лишь помощником, советником ,предлагающим новую проблему или
задачу.
Проектная
деятельность дает возможность активизировать интерес учащихся к
предмету, увидеть связи математики с другими областями, в полной
мере проявить себя и свои таланты. Имея такой сильный инструмент
работы, как проектно-исследовательская деятельность, можно
достигнуть самореализации учащихся, нового формата взаимодействия
преподавателя и учащихся , в котором оба будут исследователями .
Важной задачей образовательного учреждения является научить
учиться, обрабатывать и выделять необходимую информацию, применять
ее в своей работе непосредственно. создавать условия для
всестороннего развития, раскрытия характера и индивидуальности
учащегося.
В своей
профессиональной деятельности я применяю ИКТ на этапах обьяснения
материала, в ходе самостоятельной и исследовательской деятельности
учащихся, это способствует:
-
проведению занятий в динамичном и насыщенном
ключе:
-
использованию дидактического материала в более удобном
виде;
-повышению
концентрации внимания и обьема работы;
-
индивидуальному подходу в обучении.
Задача
преподавателя создавать в ходе обучения условия для раскрытия
индивидуальности учащегося, его внутренного потенциала и
таланта.
Воспитывая
всесторонне развитую, информационно грамотную личность,
преподаватель тем самым возносит образование на новый уровень,
принося неоценимый вклад обществу.
Именно
проектно-исследовательская деятельность позволяет переключиться с
обычного накопления знаний на действительное применение их в
современных реалиях.
Формирование функциональной грамотности
школьников на уроках математики возможно через формирование у
каждого учащегося опыта творческой социально значимой деятельности
в реализации своих способностей. Использовать приобретенные
знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
-
практических расчетов по формулам, включая
формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и
тригонометрические функции, используя при необходимости справочные
материалы и простейшие вычислительные устройства на примере тех же
гаджетов и мобильных приложений.
-
построения и исследования простейших
математических моделей;
-
описания и исследования с помощью функций
реальных зависимостей, представления их
графически;
-
интерпретации графиков реальных
процессов;
-
решения геометрических, физических,
экономических, логических и других прикладных задач, в том числе
задач на наибольшие и наименьшие значения с применением аппарата
математического анализа;
-
анализа реальных числовых данных, представленных
в виде диаграмм, графиков, анализа информации статистического
характера;
-
исследования (моделирования) несложных
практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
вычисления длин, площадей и объемов реальных объектов при решении
практических задач, используя при необходимости справочники и
вычислительные устройства”.

1. Задания на развитие функциональной
грамотности включают в себя таблицы, графики, и
т.д:
1. На
графике точками отмечена цена тонны меди на момент закрытия
биржевых торгов во все рабочие дни с 3 по 18 марта 2018 года. По
горизонтали указываются числа месяца, по вертикали — цена тонны
меди в евро. Когда было выгодно совершить покупку
меди?

A) 3 марта B) 13
марта C) 5
марта D) 4 марта E) 18
марта
2. Средний вес 12 мальчиков класса равен 50
кг, а средний вес девочек равен 45 кг. Сколько в классе девочек,
если средний вес одного ученика класса равен 48
кг?
A) 10 B) 12 C) 8 D) 14 E) 16
3. 
Какова вероятность того, что случайно выбранная
клетка шахматной доски - черная и не касается края
доски?
A)
B)
C)
D)
E) 
2.
Практико-ориентированные задания:
-
Больному прописано лекарство, которое нужно пить
по 0,5 г 3 раза в день в течение 8 дней. В одной упаковке 10
таблеток лекарства по 0,25 г. Какого наименьшего количества
упаковок хватит на весь курс лечения?
-
Пакетик сока стоит 80 тенге. Какое наибольшее
число пакетиков сока можно купить на 500 тенге? (Хватит ли денег
Вите, если он захочет купить сок себе и угостить пятерых друзей;
если «да», то сколько денег у него останется?)
-
Аня
купила месячный проездной билет на автобус. За месяц она сделала
112 поездок. Сколько тенге она сэкономила, если проездной билет
стоит 7000 тенге, а разовая поездка 75 тенге?
-
В
супермаркете проходит рекламная акция: заплатив за две шоколадки,
покупатель получает три шоколадки (одна шоколадка в подарок).
Шоколадка стоит 220 тг. Какое наибольшее число шоколадок можно
получить на1200 тг?
3. Задания с выбором нескольких правильных
ответов:
1) График
функции
проходит через
точку…
А)
B)
C)
D)
E)
F)
G)
H) 
4. Задания на
соответствие:
Установите соответствие между числом и его
записью в стандартном виде:
1)
2)
3) 
A)
E)
F)
B) 
C)
D) 
Функциональная грамотность становится фактором,
содействующим развитию способностей школьников творчески мыслить и
находить стандартные решения, умений выбирать профессиональный
путь, использовать информационно-коммуникационные технологии в
различных сферах жизнедеятельности, а также обучению на протяжении
всей жизни. Если лет 25-30 лет назад образование требовалось для
будущей профессии, то сейчас в новый информационный век образование
и знания нужны в течении всей жизни, для того чтобы быть
конкурентноспособным и адаптированным к реальной
действительности.
Таким образом, задачи по формированию
функциональной грамотности, в частности, математической грамотности
обучающихся, возможно реализовать при условии оптимального
сочетания учебного содержания базового уровня образования и
дополнительных курсов, направленных на совершенствование прикладных
математических умений, использующихся в различных жизненных
ситуациях.
Список использованных
источников
Белиловская М.Е.Информационные технологии в
образовании.-
«Информатика ПС»1999г,№47
Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в
школе.-М:Вербум-М,2001.
Онлайн-ресурс:http://edu.ru.
Сеть творческих учителей:
http://www.it-n.ru