Материалдар / Статья"Функциональная грамотность на уроках математики
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Статья"Функциональная грамотность на уроках математики

Материал туралы қысқаша түсінік
Коллегам для обобщения опытом
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
23 Сәуір 2021
322
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Функциональная грамотность на уроках математики.


Капарова Балгын Орынбасаровна

Balgyn.kaparova.70@mail.ru


Одной из оставляющей функциональной грамотности – это математическая грамотность учащихся. Математическая грамотность – это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны:

  • распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;

  • формулировать эти проблемы на языке математики;

  • решать проблемы, используя математические факты и методы;

  • анализировать использованные методы решения;

  • интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;

  • формулировать и записывать результаты решения.

Как учитель математики, я прекрасно понимаю важность развития функциональной грамотности моих учеников и вижу в этом необходимость в развитии способности учащихся, чтобы они могли применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики возможно через решение нестандартных задач; решение задач, которые требуют приближенных методов вычисления или оценки данных величин.

В любой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления. Наибольший эффект при этом может быть достигнут в результате применения разных форм работы над задачей.

1. Работа над решенной задачей.

2. Решение задач разными способами.

3. Представление ситуации, описанной в задачи и её моделирование:

а) с помощью отрезков.

б) с помощью чертежа.

В) с помощью таблицы

4. Разбивка текста задачи на значимые части.

5. Решение задач с недостающими или лишними данными.

6. Самостоятельное составление задач учениками.

7. Изменение вопроса задачи.

8. Выбор решения из двух предложенных (верного и неверного).

9. Закончить решение задачи.

10. Составление аналогичной задачи с измененными данными.

11. Составление и решение обратных задач.

Развитие логического мышления школьников основывается на решении нестандартных задач на уроках математики и вариативных занятиях (спецкурсах или факультативах). Нестандартные задачи требуют повышенного внимания к анализу условия и построения цепочки взаимосвязанных логических рассуждений.

Свои занятия стараюсь направить на развитие у учащихся логического, алгоритмического, пространственного мышления, внимания. Включаю разнообразные виды заданий: задачи — шутки, логические задачи, логические упражнения, задачи с геометрическим содержанием. Некоторые задания носят творческий характер. Они позволяют рассматривать объект с разных точек зрения, учат анализу, синтезу, оценочным суждениям, воспитывают внимание, способствуют развитию познавательного интереса и активности учащихся.

Занимательный материал помогает активизировать мыслительные процессы, развивает у них познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, поддерживает интерес к предмету. Задания предполагают повысить у учащихся мотивацию к изучению предмета, сообразительность, математическую речь, гибкость ума. Некоторые задания содержание учебной программы позволяет обеспечить развитие математических способностей у обучащихся, формирование элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений школьников с применением коллективных, групповых и индивидуальных форм обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности и развить способности самостоятельной познавательной деятельности, приобрести уверенность в своих силах.




Преподаватель в ходе такой деятельности является лишь помощником, советником ,предлагающим новую проблему или задачу.

Проектная деятельность дает возможность активизировать интерес учащихся к предмету, увидеть связи математики с другими областями, в полной мере проявить себя и свои таланты. Имея такой сильный инструмент работы, как проектно-исследовательская деятельность, можно достигнуть самореализации учащихся, нового формата взаимодействия преподавателя и учащихся , в котором оба будут исследователями . Важной задачей образовательного учреждения является научить учиться, обрабатывать и выделять необходимую информацию, применять ее в своей работе непосредственно. создавать условия для всестороннего развития, раскрытия характера и индивидуальности учащегося.

В своей профессиональной деятельности я применяю ИКТ на этапах обьяснения материала, в ходе самостоятельной и исследовательской деятельности учащихся, это способствует:

- проведению занятий в динамичном и насыщенном ключе:

- использованию дидактического материала в более удобном виде;

-повышению концентрации внимания и обьема работы;

- индивидуальному подходу в обучении.

Задача преподавателя создавать в ходе обучения условия для раскрытия индивидуальности учащегося, его внутренного потенциала и таланта.

Воспитывая всесторонне развитую, информационно грамотную личность, преподаватель тем самым возносит образование на новый уровень, принося неоценимый вклад обществу.

Именно проектно-исследовательская деятельность позволяет переключиться с обычного накопления знаний на действительное применение их в современных реалиях.

Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики возможно через формирование у каждого учащегося опыта творческой социально значимой деятельности в реализации своих способностей. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства на примере тех же гаджетов и мобильных приложений.

  • построения и исследования простейших математических моделей;

  • описания и исследования с помощью функций реальных зависимостей, представления их графически;

  • интерпретации графиков реальных процессов;

  • решения геометрических, физических, экономических, логических и других прикладных задач, в том числе задач на наибольшие и наименьшие значения с применением аппарата математического анализа;

  • анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, анализа информации статистического характера;

  • исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур; вычисления длин, площадей и объемов реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства”.



1. Задания на развитие функциональной грамотности включают в себя таблицы, графики, и т.д:

1. На графике точками отмечена цена тонны меди на момент закрытия биржевых торгов во все рабочие дни с 3 по 18 марта 2018 года. По горизонтали указываются числа месяца, по вертикали — цена тонны меди в евро. Когда было выгодно совершить покупку меди?

A) 3 марта B) 13 марта C) 5 марта D) 4 марта E) 18 марта


2. Средний вес 12 мальчиков класса равен 50 кг, а средний вес девочек равен 45 кг. Сколько в классе девочек, если средний вес одного ученика класса равен 48 кг?

A) 10 B) 12 C) 8 D) 14 E) 16

3. 


Какова вероятность того, что случайно выбранная клетка шахматной доски - черная и не касается края доски?

A)   B)   C)   D)   E) 


2. Практико-ориентированные задания:

  1. Больному прописано лекарство, которое нужно пить по 0,5 г 3 раза в день в течение 8 дней. В одной упаковке 10 таблеток лекарства по 0,25 г. Какого наименьшего количества упаковок хватит на весь курс лечения?

  2. Пакетик сока стоит 80 тенге. Какое наибольшее число пакетиков сока можно купить на 500 тенге? (Хватит ли денег Вите, если он захочет купить сок себе и угостить пятерых друзей; если «да», то сколько денег у него останется?)

  3. Аня купила месячный проездной билет на автобус. За месяц она сделала 112 поездок. Сколько тенге она сэкономила, если проездной билет стоит 7000 тенге, а разовая поездка 75 тенге?

  4. В супермаркете проходит рекламная акция: заплатив за две шоколадки, покупатель получает три шоколадки (одна шоколадка в подарок). Шоколадка стоит 220 тг. Какое наибольшее число шоколадок можно получить на1200 тг?


3. Задания с выбором нескольких правильных ответов:

1) График функции  проходит через точку…

А)   B)   C)   D)   E)   F)   G)   H) 

4. Задания на соответствие:

Установите соответствие между числом и его записью в стандартном виде:

1)   2)   3) 

A)   E)   F)   B) 

C)   D) 


Функциональная грамотность становится фактором, содействующим развитию способностей школьников творчески мыслить и находить стандартные решения, умений выбирать профессиональный путь, использовать информационно-коммуникационные технологии в различных сферах жизнедеятельности, а также обучению на протяжении всей жизни. Если лет 25-30 лет назад образование требовалось для будущей профессии, то сейчас в новый информационный век образование и знания нужны в течении всей жизни, для того чтобы быть конкурентноспособным и адаптированным к реальной действительности.

Таким образом, задачи по формированию функциональной грамотности, в частности, математической грамотности обучающихся, возможно реализовать при условии оптимального сочетания учебного содержания базового уровня образования и дополнительных курсов, направленных на совершенствование прикладных математических умений, использующихся в различных жизненных ситуациях.



Список использованных источников

Белиловская М.Е.Информационные технологии в образовании.-

«Информатика ПС»1999г,№47

Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе.-М:Вербум-М,2001.

Онлайн-ресурс:http://edu.ru.

Сеть творческих учителей:

http://www.it-n.ru

Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!