Материалдар / Степени и ступени безличности глаголов

Степени и ступени безличности глаголов

Материал туралы қысқаша түсінік
Научно-исследовательская работа преподавателей для доклада о безличных глаголах русского языка
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
30 Мамыр 2021
595
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Степени и ступени безличности

Безличные глаголы в русском языке противопоставлены личным в том, что они обозначают действие или состояние в разные степени отстраненного субъекта. Такие глаголы могут употребляться в настоящем, прошедшем и будущем времени изъявительного наклонения, в сослагательном наклонении инфинитиве.

Например, смеркается, смеркалось, будет смеркаться; смеркалось бы; смеркаться.

В настоящем и будущем времени их форма сходна с формой 3-го лица единственного числа (светает, вечереет), а в прошедшем времени и в сослагательном наклонении – с формой среднего рода (светало бы; вечерело бы)

Под безличными формами глагола подразумеваются только те

глагольные формы, в которых словесно обнаруживается безличность. Безличность глагольной формы в русском языке обнаруживается морфологическим окончанием 3го лица единственного числа при невозможности сочетать ее с каким бы то ни было подлежащим.

Происхождению безличных глаголов А.А.Шахматов дает противоречивое объяснение. С одной стороны, Шахматов считает, что происхождение безличных глаголов невозможно путем эллипсиса. С другой стороны, он приводит доказательство в пользу эллиптического происхождения безличных глаголов. За основу он берет наличность в них суффикса третьего лица единственного числа. По его предположению «этот морфологический элемент как будто свидетельствует о происхождении безличных форм третьего лица единственного числа из личной формы». Но такому предположению он противопоставляет и другое объяснении. Для него вероятным представляется, что первоначально в индоевропейском праязыке безличные формы глаголов появились без указанного морфологического элемента и представляли необосложненную суффиксом глагольную основу; но также выражалось некогда и третье лицо личных глаголов. [1] В доказательство Шахматов приводит примеры из славянских форм третьего лица, как несе, бере; во-вторых, примеры по аналогии с другими языками, например, финскими.

А.А.Шахматов предполагает, что с течением времени под влиянием наличности суффиксов в 1 и во 2 лице, личный суффикс получила и форма 3 лица единственного числа: bhere получило при себе bhereti. Это bhereti частично или окончательно вытеснило bhere, что привело к замене древней формы безличного глагола, например, vrse через vrseti. Сравнивает с этим появление в романских языках il pleut, итал Il piove на место латинских pluit под влиянием того, что scribit dicit ieqit и т.д. предложениях двусоставных недостаточных систем заменились через il ecnit. il boit.il manqe и т.д.

Он говорит, что выраженный такой формой главный член односоставных предложений вызывает представление о полном предложении, т.е. о сочетании психологического субъекта с психологическим предикатом. Это сочетание и нашло свое словесное выражение в безличной форме глагол. При это он отмечает, психологическим субъектом является не та или иная субстанция, производящая, вызывающая признак, а сам признак; психологическим же предикатом является его наличность, его бытие, его наступление.

Шахматов обращает внимание на то, что категория безличности может быть семантическим центром особого глагольного слова.

Безличные глаголы могут образовываться от личных путем прибавления постфикса –ся.

Посредство прибавления постфикса –ся (сь) к форме 3го лица единственного числа могут быть образованы соответственные безличные глаголы с особым оттенком значения: они представляют действие протекающим независимо от воли действующего лица, но это действующее лицо может быть указано дательным падежом местоимения или существительного, например, верит- мне не верится, спать- ему не спится.

Безличные формы глагола стоят при этом на разных ступенях смыслового обоснования от параллельных им личных форм. Безличное употребление глагола в одних случаях не изменяет или почти не изменяет его основного лексического значения. Сравним: безличные: Дует от окна, на дворе темнеет, шумит в голове, и личные: ветер дует, краска на картине темнеет, лес шумит. В других случаях глаголы в безличном употреблении настолько отходят по своему значению от соответствующих им личных глаголов, что образуют особые безличные глаголы, являющиеся лишь омонимами к параллельным им личным. Сравним: ребенок рвет бумагу и ребенка рвет; сила солому ломит и ломит поясницу от простуды.

Между безличными глаголами и личными глаголами в форме 3-го лица существуют формы с разной степенью устранения лица, т.е степень безличности или ступень безличности.

Е.М. Галкина-Федорук применяет термин степень безличности. Она приводит примеры, когда форма 3-го лица может указывать на мыслимый, но неизвестный субъект действия: За занавесом, как мыши, таинственно и незаконно шуршало, шевелилось. (Л.Н.Толстой).Также она приводит примеры глагольных форм со скрытыми или устраненным лицом: Он ли вез, или его гнало, он не знал. (Л.Толстой).

Виноградов применяет термин: переходные ступени. Он приводит примеры личных глаголов, которые употребляются почти исключительно в форме 3-го лица. Сравним: причина кроется в том, что …; что-то мерещится; «И снится» чудный сон Татьяне. Сравним употребление глаголов мерзить, зыбаться или зыбиться: «Тихо зыблется тростник» (Пушкин).

Кроме того, В.В.Виноградов говорит о многих безличных формах глагола, которые отколовшись от личных глаголов стали самостоятельными глаголами, отдельными словами. Например, рвет, морозит, хватает (достаточно), везет (о счастье, удаче). Сравним: забирает («Забрало меня за живое» - Златовратский) – при явном вымирании личных форм с этим значением (например, «Взял жену, чтобы жить вдвоем, и вдове забрала забота»; забрала охота что-нибудь делать; ср. эк его разбирает, разобрало и т.п.)

Помимо этих примеров, он приводит примеры глаголов, которые вообще известны только в безличной форме. Они не имеют омонимов среди личных глаголов. Ср. «И как это тебя угораздило» (Чехов); «В горле даже саднит» (Слепцов); «Пряжкину опять от испуга пучит» (Тургенев). Из этого следует вывод, что степени или ступени безличности в лингвистической литературе почти не рассматриваются, Очень мало уделяет им внимание Е.М.Галкина- Федорук и чуть больше - В.В.Виноградов.

Прежде чем говорить о степени или ступени безличности, нужно определиться в выборе термина. Если учесть то, что оба термина обозначают почти одно и тоже, то можно применить оба термина с учетом родо-видового их соотношения (Степень-род, ступень-вид).

Условно мы выделили три степени безличности, а между ними переходные ступени.

Что же понимается под степенью безличности?

Под степенью безличности понимается плавный семантический переходные ступени.

Что же понимается под степенью безличности?

Под степенью безличности понимается плавный семантический переход личных глаголов в форме 3-го лица в безличный.

А что же в таком случае происходит с лицом?

Лицо:

DrawObject1 Оно не активно

DrawObject2 Оно пассивно

DrawObject4 DrawObject3 Оно страдает

Оно испытывает удовольствие. Спонтанно, его нет, т.е у личных глаголов в безличном значении нет значения лица; указание на субъект оформляется другими средствами или оно скрыто.

Можно условно выделить три основные степени безличности:

1) высокая степень безличности;

2) нейтральная степень безличности;

3) низкая степень безличности.

Но их границы условны, так как между ними существуют переходные ступени безличности, которые плавно переходят от высокой степени к нейтральной и от нейтральной степени к самой низкой степени безличности. На основе этого мы выделили 10 ступней безличных глаголов с разной степенью безличности.

Порядок этих ступней мы распределили по нисходящей, т.е убывающей степени безличности.

  1. К самой высокой степени безличности относятся глаголы без постфикса -ся и с постфиксом -ся, обозначающей состояние природы: светает, морозит, вечереет, смеркается. Они относятся к высокой степени безличности, потому что у этих глаголов само действие представляется как процесс или состояние и ничему не приписывается, поэтому действующего лица, т.е прямого производителя действия при таких глаголах нельзя себе представить.

  2. На второй ступени высокой степени находятся глаголы в предложениях в значении объекта которых вносится добавочный оттенок значения меры или количества, дополнение выражается именем существительным в родительном падеже.

А) Там снегу навалило под крыши (Чехов, «На святках»);

Б) Сколько снегу навалило.

В таких предложениях глагол выражает конкретное действие, само действие представляет процесс, поэтому действующее лицо или производитель действия отсутствует.

  1. На третьей ступени находятся предложения, в которых главный член выражен безличным глаголом, при котором находится дополнение в форме дательного падежа имени существительного или местоимения со значением лица (дательный субъект), которое испытывает состояние, или производит действие, названное безличным глаголом.

А) Только мне не плачется – на душе светло. (Есенин);

Б) Саше не спится- но весело ей. (Некрасов)

Они находятся на третьей ступени, так как представляют действие, протекающее независимо от воли действующего лиц, однако действующее лицо указывается дательным падежом местоимения или существительного.

А) Меня подмывало пойти к Ратчам. (Тургенев);

Б) Меня ко сну колит.

5) Предложения, главный член которых выражении личным глаголом в безличном значении, где находится дополнение в форме родительного падежа имени существительного или местоимения с предлогом у, указывающее на лицо, которое испытывает то или иное состояние (Локативный предложный + родительный субъекта).

А) В ушах у гостя затрещало и закружилась голова. (Крылов)

Б) В глазах у меня потемнело (Лермонтов).

В) От водки у него потеплело в груди (Чехов).

Они находятся на пятой ступени безличности, т.к. родительный субъекта указывает на лицо, которое само испытывает это состояние.

6) К шестой ступени безличности относятся предложения, в качестве главного члена которых выступает соответствующая форма личных глаголов с постфиксом –ся, в них при главном члене находятся обстоятельства с временным или местным значением. (локативный субъекта в предложном падеже).

Глагол выражает конкретное действие или восприятие. В народе молвится.

Здесь происходит нейтрализация значения субъекта, усиление за счет значения локативности (где), «кто-то» говорит, а действие приписывают «народу».

7) к седьмой ступени безличности относятся отрицательные предложения с безличными глаголами, которые при себе имеют дополнение в форме родительного падежа имени существительного или местоимения.

А) Грибов не попадалось.

Б) У него не было сил заступиться за Хлебникова (Куприн).

В таких предложениях родительный субъекта совмещается со значением его отсутствия.

8) На восьмой ступени мы рассматриваем уже двусоставные предложения с подлежащим – объектом, выраженным указательным или неопределенно-личным местоимением.

Меня это удивило.

В этом предложении подлежащее выражено указательным местоимением в форме среднего рода, с ним согласуется сказуемое в прошедшем времени среднего рода. Семантика же среднего рода имеет отношение к безличности.

9) Двусоставное предложение с отрицанием типа Грибы не попадались.

В предложениях восьмой и девятой ступени степень безличности очень низкая, т.к. в них уже мыслится неопределенное лицо, производящее данное действие.

10) В предложениях типа «Дождь моросит» степень безличности отсутствует, т.к. подлежащее дождь производит действие, а само





Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Осы аптаның ең үздік материалдары
Педагогтардың біліктілігін арттыру курстары
Аттестацияда (ПББ) 100% келетін
тақырыптармен дайындаймыз
Аттестацияда (ПББ) келетін тақырыптар бойынша жасалған тесттермен дайындалып, бізбен бірге тестілеуден оңай өтесіз
Өткен жылы бізбен дайындалған ұстаздар 50/50 жинап рекорд жасады
Толығырақ