СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВЫХ НАВЫКОВ
В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Махамбетова Светлана Нуруллаевна
Коммунальное государственное учреждение «Средняя школа №2» г.Талдыкорган
«Русский язык в казахстанском обществе занимает достойное место. Задача школы - сохранить и совершенствовать уровень владения учащимися данным языком как средством межнационального общения. Конечным результатом обучения на всех уровнях школьного образования должны стать реальные умения учащихся применять язык в естественном процессе общения...» (из Инструктивно – методического Письма). Каждый учитель – предметник ставит во главу угла конкретные цели, четко прописанные в ГОСО, Инструктивно – методическом Письме, в учебных предметных Программах. Основной целью учителя – словесника в обучении русскому языку является ориентация на развитие языковых навыков, формирование функциональной грамотности личности. Под функциональной грамотностью понимается способность использовать знания, умения, навыки, в том числе и речевые, приобретенные в школе, для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности.
Как учитель-практик, работающий в классах по программе обновленного содержания образования, в своей деятельности стараюсь создать необходимую образовательную среду, способствующую развитию функциональной грамотности, привитию навыков критического мышления, самомотивации и саморегулирования, развитию речевых навыков. На своих уроках основной упор делаю на формирование и развитие коммуникативных и языковых навыков, чтобы учащийся мог в любой ситуации высказать собственную точку зрения, доказать ее и обосновать при необходимости, умело вести диалог и полилог. Но каким образом заинтересовать детей, научить их вдумчиво читать и грамотно писать, активизировать их внимание?
Систематической работе по развитию речевых навыков способствуют такие виды уроков, как уроки-исследования, практикумы, деловые игры, дискуссии, интегрированные занятия.
Уверена, что такие уроки создают условия для проявления индивидуальных, читательских, исследовательских и творческих способностей учащихся. Этому способствуют и некоторые формы и приемы обучения, которые применяю на своих уроках:
-
постановка вопросов на основе прослушанного текста;
-
говорение на заданные темы и темы, которые интересуют учащихся;
-
интервьюирование по заранее составленным вопросам и умение давать устный отчет по ответам;
-
дискутирование /аргументирование по запланированным темам;
-
понимание устных выступлений и умение отвечать на вопросы;
-
составление диалога на заданную тему.
-
расположение ключевых слов, ключевых предложений в логической последовательности;
-
графическая систематизация материала текста: кластеры, таблицы, схемы;
-
работа в группах (команде), кейс-стади (анализ конкретных ситуаций), ролевые и деловые игры;
-
проблемное обучение, индивидуальное обучение, проектный метод;
-
методы активного аудирования, говорения и письма;
-
стратегии чтения как способ поощрения учащихся, формирование чувства удовлетворения от самого процесса чтения;
-
сочинение/эссе, устная декламация, процессы написания и чтения, рассказы и стихи, информационные тексты.
Планируя структуру своих уроков, я тщательно продумываю различные методы, технологии и стратегии для успешного достижения поставленных на каждом уроке целей обучения, уделяя внимание постоянной работе по развитию речевой деятельности учащихся.
На своих уроках в обучении аудированию использую различные методы:
-
предварительное слушание, дискуссия, выводы, предварительная оценка прослушанного;
-
передача прослушанного ( видео или запись);
-
содержательное слушание, прислушивание к деталям, слушание несколько раз;
-
работа с неизвестными словами, заключение выводов из контекста;
-
проверка ответов (обратная связь);
-
прослушивание с расшифровкой;
-
проверка восприятия на слух;
-
после прослушивания: выражение мнений, дискуссии, ролевые игры.
Для развития навыков говорения применяю следующие стратегии:
-
объяснение задания;
-
выбор темы, которая стимулируют интерес и мотивацию учащихся;
-
работа в парах и группах, чтобы дать возможность участвовать в процессе обучения всем учащимся;
-
объединение заданий, касающихся навыка говорения с другими навыками, такими, как чтение, письмо и аудирование;
-
предоставление обратной связи (после парной и групповой работы, внимание сосредоточивается на общих ошибках).
Прогрессированию навыков чтения способствует применение интересных приемов: на уроках школьники учатся понимать тексты, определять основную идею и выявлять структурные части текста, распознавать стили и типы текста, формулировать вопросы на основе прочитанного текста, выделять дополнительную информацию из различных источников и использовать сравнительный анализ текстов:
-
на стадии предварительного чтения учащиеся изучают, как использовать картинки, названия и другую информацию, чтобы попытаться угадать содержание текста, и, следовательно, помогают себе читать более эффективно;
-
во время чтения текста они учатся, как отделять главную информацию от второстепенной;
-
на стадии последующего чтения учащимся можно дать задание повторно прочитать, найти определенную информацию и резюмировать прочитанное.
анализирование учащимися структуры текста с выполнением следующих действий: нахождение причинно-следственной связи, сравнительная характеристика;
-
оценивание учащимися текста;
Совершенствование навыков письма предполагает: создание текстов разных стилей и типов с использованием описательных средств, синтез аудирования, чтения аудиовизуальных материалов, грамматические и разговорные нормы, правила правописания, пунктуационные нормы и творческое письмо.
Используемые стратегии письма:
-
выбор темы, который связан с интересами учащихся, возрастом;
-
задания должны быть регулируемые и нерегулируемые: регулируемые задания предполагают работу учителя с учащимися над письменным заданием; нерегулируемые задания требуют от учащихся самостоятельного написания эссе с использованием имеющихся знаний;
-
стратегии процесса (планирование, разработка, проверка);
-
выполнение учащимися письменного задания определенного жанра.
Также на уроках русского языка предлагаю учащимся разнообразные виды заданий, позволяющие выражать свои мысли связно и адекватно, строить свои высказывания в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения.
По моему мнению, именно совокупность актуальных форм, методов и стратегий, направленных на достижение целей обучения на уроках русского языка, создаёт условия для развития толерантной личности, потому как, начиная с простого языкового анализа текста в среднем звене и заканчивая в старших классах лингвистическим анализом или интерпретацией текста, у учащихся формируются практические навыки.
Системная работа по развитию речевых навыков учащихся на уроках русского языка позволила мне, как учителю – словеснику, классифицировать используемые стратегии по роду их применения, в частности:
1. Аудирование.
-
Подбор ассоциаций. Это могут быть слова, высказывания… Развивая ассоциативное воображение, я использую разные виды тренинга, выполнение этого задания проходит в спокойной, комфортной для учащихся обстановке. Чтобы вызвать поток ассоциации, можно использовать образ, слово, музыку, звук, рисунок. А удается это благодаря использованию информационно-коммуникационных технологий.
-
После прослушивания отрывка из текста (начало, основная часть или заключение) предложить продолжить историю (например, басня А.И.Крылова «Волк на псарне»). Ученики учатся прогнозировать, развивается их воображение, умение выстраивать последовательную речь.
-
Стратегия «Двойной пузырь». Ее хорошо использовать при изучении отдельных смежных тем. Например, рассматривая картинки или видеоролик, сравнить и составить монолог про домашних и диких животных; казахский фольклор и русский фольклор и др.
-
Стратегия «Согласен – не согласен».
-
«Думаем в парах»
-
«Лови вопрос!»
-
«Одна минута»
-
Создание презентации на заданную тему после просмотра или прослушивания записи.
2. Говорение.
-
Пересказ текста с изменением лица или от имени другого персонажа (например, сказку «Алдар Косе и хвастливый бай» от имени персонажей). Этот вид работы позволяет ученику посмотреть на ситуацию с позиции другого героя.
-
Описание картины с выделением действий, деталей, настроения (например, картина «Праздник Наурыз», учитель проводит активизацию словаря, привлекает внимание учеников вопросами: что вы видите? Что вы ощущаете, глядя на картину?) Ученики составляют описание картины с учетом всех факторов, влияющих на восприятие картины.
-
Ролевая игра. Учащиеся распределяют роли и озвучивают персонажей согласно темпераменту, характеру. Например, сказка «Колобок». Перед ролевой игрой детям предлагают поразмышлять о поведении Колобка. Правильно ли себя ведет Колобок? Почему нельзя себя вести как Колобок? Почему нельзя убегать от родителей? Почему нельзя гулять одному? Учитель предлагает придумать продолжение истории. Ученики рассказывают сказку от имени одного из персонажей.
-
Подготовка и проведение интервью. Цель задания: самостоятельно продумать вопросы для героя или героини. Это задание хорошо выполнять в паре. Один ученик ищет информацию о герое интервью из источников, другой готовит вопросы по этому тексту.
-
Составление «тонких» и «толстых» вопросов.
-
«Корзина идей»
-
«Дебаты»
-
«Углы»
-
«РАФТ»
-
«ПОПС-формула»
-
«Свободный микрофон»
3. Чтение.
-
Стратегия «Мудрые совы». Один текст раздаю трем ученикам, но каждый к этому тексту получает свое дифференцированное задание. Первый ученик: прочитать текст, найти новые слова, словосочетания, термины. Второй ученик: прочитать текст, найти новые слова, словосочетания, термины и выделить основную мысль. Третий ученик: прочитать текст, найти новые слова, словосочетания, термины, выделить основную мысль и сформулировать один тезис от группы.
-
«Верные и неверные высказывания»
-
«Сравни два текста и определи авторский вариант»
-
«Продолжи строчку… (стихотворения)».
-
«Инсерт» – прием маркировки текста
-
Работа с псевдотекстами
-
«Ромашка Блума»
-
«Кластер»
-
«Сюжетная таблица»
-
«ТАСК-анализ» (это сокращение слов Тезис — Анализ — Синтез — Ключ), его задача - помочь ученикам научиться независимо размышлять об отдельных моментах текста. Метод этот представляет собой 10 последовательно заданных вопросов, над которыми в ходе чтения текста предстоит размышлять ученикам.
-
Метод Киплинга (метод постановки вопросов 5W1H, от английских слов-вопросов: What, When, Why, Who, Where and How).
4. Письмо.
-
«Диаграмма Венна»
-
«Кластер»
-
«Редактор» (редактирование текста)
-
«РАФТ»
-
«Телеграмма»
-
«Джигсо»
-
«Фишбоун»
-
«Зигзаг»
-
«Синквейн» (пятистишие)
-
«Морфологический ящик» (работа с понятиями и правилами)
-
«Создай паспорт» (работа с терминами)
-
«Метод интеллект – карт»
Применение на уроках продуманных форм, методов и стратегий дает свои положительные результаты. Учащиеся стали понимать, что для успешного решения задач предтекстовой, текстовой и послетекстовой работы необходимо внимательно слушать, вдумчиво читать, отвечать на вопросы, формулировать свое отношение к тексту. Серия проведенных последовательных уроков с использованием синтеза актуальных методов и стратегий по развитию речевых навыков показала умение моих учеников работать самостоятельно и в группах, высказывать свое мнение и прислушиваться к мнению других, стимулировала учащихся к обдумыванию и обсуждению полученной информации. Эти приемы способствовали развитию навыков говорения и слушания, чтения и письма, развитию аналитических способностей, умению сотрудничать в команде, повышению мотивации к изучению различных по формату текстов.
Таким образом, нужно отметить, что в моей практике работа по развитию языковых навыков при обучении русскому языку ведется систематически, в соответствии с требованиями и реалиями сегодняшнего дня. Но вместе с тем считаю, что на данный момент недопустимо делать какие-то успокаивающие выводы, высокопарно говорить о результатах уровня достижений ключевых компетенций. Работа продолжается, ведь формирование компетенций не ограничивается только уроками русского языка и работой одного учителя. Однако я глубоко уверена в том, что слаженность в учительском коллективе, систематизация в работе, определенность целей, единство идей, мотивация на успех в работе каждого учителя помогут мне и моим коллегам в нашей сложной, но нужной всем деятельности.
жүктеу мүмкіндігіне ие боласыз
Бұл материал сайт қолданушысы жариялаған. Материалдың ішінде жазылған барлық ақпаратқа жауапкершілікті жариялаған қолданушы жауап береді. Ұстаз тілегі тек ақпаратты таратуға қолдау көрсетеді. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзған болса немесе басқа да себептермен сайттан өшіру керек деп ойласаңыз осында жазыңыз
Стратегии развития языковых навыков в обучении русскому языку
Стратегии развития языковых навыков в обучении русскому языку
СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВЫХ НАВЫКОВ
В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Махамбетова Светлана Нуруллаевна
Коммунальное государственное учреждение «Средняя школа №2» г.Талдыкорган
«Русский язык в казахстанском обществе занимает достойное место. Задача школы - сохранить и совершенствовать уровень владения учащимися данным языком как средством межнационального общения. Конечным результатом обучения на всех уровнях школьного образования должны стать реальные умения учащихся применять язык в естественном процессе общения...» (из Инструктивно – методического Письма). Каждый учитель – предметник ставит во главу угла конкретные цели, четко прописанные в ГОСО, Инструктивно – методическом Письме, в учебных предметных Программах. Основной целью учителя – словесника в обучении русскому языку является ориентация на развитие языковых навыков, формирование функциональной грамотности личности. Под функциональной грамотностью понимается способность использовать знания, умения, навыки, в том числе и речевые, приобретенные в школе, для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности.
Как учитель-практик, работающий в классах по программе обновленного содержания образования, в своей деятельности стараюсь создать необходимую образовательную среду, способствующую развитию функциональной грамотности, привитию навыков критического мышления, самомотивации и саморегулирования, развитию речевых навыков. На своих уроках основной упор делаю на формирование и развитие коммуникативных и языковых навыков, чтобы учащийся мог в любой ситуации высказать собственную точку зрения, доказать ее и обосновать при необходимости, умело вести диалог и полилог. Но каким образом заинтересовать детей, научить их вдумчиво читать и грамотно писать, активизировать их внимание?
Систематической работе по развитию речевых навыков способствуют такие виды уроков, как уроки-исследования, практикумы, деловые игры, дискуссии, интегрированные занятия.
Уверена, что такие уроки создают условия для проявления индивидуальных, читательских, исследовательских и творческих способностей учащихся. Этому способствуют и некоторые формы и приемы обучения, которые применяю на своих уроках:
-
постановка вопросов на основе прослушанного текста;
-
говорение на заданные темы и темы, которые интересуют учащихся;
-
интервьюирование по заранее составленным вопросам и умение давать устный отчет по ответам;
-
дискутирование /аргументирование по запланированным темам;
-
понимание устных выступлений и умение отвечать на вопросы;
-
составление диалога на заданную тему.
-
расположение ключевых слов, ключевых предложений в логической последовательности;
-
графическая систематизация материала текста: кластеры, таблицы, схемы;
-
работа в группах (команде), кейс-стади (анализ конкретных ситуаций), ролевые и деловые игры;
-
проблемное обучение, индивидуальное обучение, проектный метод;
-
методы активного аудирования, говорения и письма;
-
стратегии чтения как способ поощрения учащихся, формирование чувства удовлетворения от самого процесса чтения;
-
сочинение/эссе, устная декламация, процессы написания и чтения, рассказы и стихи, информационные тексты.
Планируя структуру своих уроков, я тщательно продумываю различные методы, технологии и стратегии для успешного достижения поставленных на каждом уроке целей обучения, уделяя внимание постоянной работе по развитию речевой деятельности учащихся.
На своих уроках в обучении аудированию использую различные методы:
-
предварительное слушание, дискуссия, выводы, предварительная оценка прослушанного;
-
передача прослушанного ( видео или запись);
-
содержательное слушание, прислушивание к деталям, слушание несколько раз;
-
работа с неизвестными словами, заключение выводов из контекста;
-
проверка ответов (обратная связь);
-
прослушивание с расшифровкой;
-
проверка восприятия на слух;
-
после прослушивания: выражение мнений, дискуссии, ролевые игры.
Для развития навыков говорения применяю следующие стратегии:
-
объяснение задания;
-
выбор темы, которая стимулируют интерес и мотивацию учащихся;
-
работа в парах и группах, чтобы дать возможность участвовать в процессе обучения всем учащимся;
-
объединение заданий, касающихся навыка говорения с другими навыками, такими, как чтение, письмо и аудирование;
-
предоставление обратной связи (после парной и групповой работы, внимание сосредоточивается на общих ошибках).
Прогрессированию навыков чтения способствует применение интересных приемов: на уроках школьники учатся понимать тексты, определять основную идею и выявлять структурные части текста, распознавать стили и типы текста, формулировать вопросы на основе прочитанного текста, выделять дополнительную информацию из различных источников и использовать сравнительный анализ текстов:
-
на стадии предварительного чтения учащиеся изучают, как использовать картинки, названия и другую информацию, чтобы попытаться угадать содержание текста, и, следовательно, помогают себе читать более эффективно;
-
во время чтения текста они учатся, как отделять главную информацию от второстепенной;
-
на стадии последующего чтения учащимся можно дать задание повторно прочитать, найти определенную информацию и резюмировать прочитанное.
анализирование учащимися структуры текста с выполнением следующих действий: нахождение причинно-следственной связи, сравнительная характеристика;
-
оценивание учащимися текста;
Совершенствование навыков письма предполагает: создание текстов разных стилей и типов с использованием описательных средств, синтез аудирования, чтения аудиовизуальных материалов, грамматические и разговорные нормы, правила правописания, пунктуационные нормы и творческое письмо.
Используемые стратегии письма:
-
выбор темы, который связан с интересами учащихся, возрастом;
-
задания должны быть регулируемые и нерегулируемые: регулируемые задания предполагают работу учителя с учащимися над письменным заданием; нерегулируемые задания требуют от учащихся самостоятельного написания эссе с использованием имеющихся знаний;
-
стратегии процесса (планирование, разработка, проверка);
-
выполнение учащимися письменного задания определенного жанра.
Также на уроках русского языка предлагаю учащимся разнообразные виды заданий, позволяющие выражать свои мысли связно и адекватно, строить свои высказывания в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения.
По моему мнению, именно совокупность актуальных форм, методов и стратегий, направленных на достижение целей обучения на уроках русского языка, создаёт условия для развития толерантной личности, потому как, начиная с простого языкового анализа текста в среднем звене и заканчивая в старших классах лингвистическим анализом или интерпретацией текста, у учащихся формируются практические навыки.
Системная работа по развитию речевых навыков учащихся на уроках русского языка позволила мне, как учителю – словеснику, классифицировать используемые стратегии по роду их применения, в частности:
1. Аудирование.
-
Подбор ассоциаций. Это могут быть слова, высказывания… Развивая ассоциативное воображение, я использую разные виды тренинга, выполнение этого задания проходит в спокойной, комфортной для учащихся обстановке. Чтобы вызвать поток ассоциации, можно использовать образ, слово, музыку, звук, рисунок. А удается это благодаря использованию информационно-коммуникационных технологий.
-
После прослушивания отрывка из текста (начало, основная часть или заключение) предложить продолжить историю (например, басня А.И.Крылова «Волк на псарне»). Ученики учатся прогнозировать, развивается их воображение, умение выстраивать последовательную речь.
-
Стратегия «Двойной пузырь». Ее хорошо использовать при изучении отдельных смежных тем. Например, рассматривая картинки или видеоролик, сравнить и составить монолог про домашних и диких животных; казахский фольклор и русский фольклор и др.
-
Стратегия «Согласен – не согласен».
-
«Думаем в парах»
-
«Лови вопрос!»
-
«Одна минута»
-
Создание презентации на заданную тему после просмотра или прослушивания записи.
2. Говорение.
-
Пересказ текста с изменением лица или от имени другого персонажа (например, сказку «Алдар Косе и хвастливый бай» от имени персонажей). Этот вид работы позволяет ученику посмотреть на ситуацию с позиции другого героя.
-
Описание картины с выделением действий, деталей, настроения (например, картина «Праздник Наурыз», учитель проводит активизацию словаря, привлекает внимание учеников вопросами: что вы видите? Что вы ощущаете, глядя на картину?) Ученики составляют описание картины с учетом всех факторов, влияющих на восприятие картины.
-
Ролевая игра. Учащиеся распределяют роли и озвучивают персонажей согласно темпераменту, характеру. Например, сказка «Колобок». Перед ролевой игрой детям предлагают поразмышлять о поведении Колобка. Правильно ли себя ведет Колобок? Почему нельзя себя вести как Колобок? Почему нельзя убегать от родителей? Почему нельзя гулять одному? Учитель предлагает придумать продолжение истории. Ученики рассказывают сказку от имени одного из персонажей.
-
Подготовка и проведение интервью. Цель задания: самостоятельно продумать вопросы для героя или героини. Это задание хорошо выполнять в паре. Один ученик ищет информацию о герое интервью из источников, другой готовит вопросы по этому тексту.
-
Составление «тонких» и «толстых» вопросов.
-
«Корзина идей»
-
«Дебаты»
-
«Углы»
-
«РАФТ»
-
«ПОПС-формула»
-
«Свободный микрофон»
3. Чтение.
-
Стратегия «Мудрые совы». Один текст раздаю трем ученикам, но каждый к этому тексту получает свое дифференцированное задание. Первый ученик: прочитать текст, найти новые слова, словосочетания, термины. Второй ученик: прочитать текст, найти новые слова, словосочетания, термины и выделить основную мысль. Третий ученик: прочитать текст, найти новые слова, словосочетания, термины, выделить основную мысль и сформулировать один тезис от группы.
-
«Верные и неверные высказывания»
-
«Сравни два текста и определи авторский вариант»
-
«Продолжи строчку… (стихотворения)».
-
«Инсерт» – прием маркировки текста
-
Работа с псевдотекстами
-
«Ромашка Блума»
-
«Кластер»
-
«Сюжетная таблица»
-
«ТАСК-анализ» (это сокращение слов Тезис — Анализ — Синтез — Ключ), его задача - помочь ученикам научиться независимо размышлять об отдельных моментах текста. Метод этот представляет собой 10 последовательно заданных вопросов, над которыми в ходе чтения текста предстоит размышлять ученикам.
-
Метод Киплинга (метод постановки вопросов 5W1H, от английских слов-вопросов: What, When, Why, Who, Where and How).
4. Письмо.
-
«Диаграмма Венна»
-
«Кластер»
-
«Редактор» (редактирование текста)
-
«РАФТ»
-
«Телеграмма»
-
«Джигсо»
-
«Фишбоун»
-
«Зигзаг»
-
«Синквейн» (пятистишие)
-
«Морфологический ящик» (работа с понятиями и правилами)
-
«Создай паспорт» (работа с терминами)
-
«Метод интеллект – карт»
Применение на уроках продуманных форм, методов и стратегий дает свои положительные результаты. Учащиеся стали понимать, что для успешного решения задач предтекстовой, текстовой и послетекстовой работы необходимо внимательно слушать, вдумчиво читать, отвечать на вопросы, формулировать свое отношение к тексту. Серия проведенных последовательных уроков с использованием синтеза актуальных методов и стратегий по развитию речевых навыков показала умение моих учеников работать самостоятельно и в группах, высказывать свое мнение и прислушиваться к мнению других, стимулировала учащихся к обдумыванию и обсуждению полученной информации. Эти приемы способствовали развитию навыков говорения и слушания, чтения и письма, развитию аналитических способностей, умению сотрудничать в команде, повышению мотивации к изучению различных по формату текстов.
Таким образом, нужно отметить, что в моей практике работа по развитию языковых навыков при обучении русскому языку ведется систематически, в соответствии с требованиями и реалиями сегодняшнего дня. Но вместе с тем считаю, что на данный момент недопустимо делать какие-то успокаивающие выводы, высокопарно говорить о результатах уровня достижений ключевых компетенций. Работа продолжается, ведь формирование компетенций не ограничивается только уроками русского языка и работой одного учителя. Однако я глубоко уверена в том, что слаженность в учительском коллективе, систематизация в работе, определенность целей, единство идей, мотивация на успех в работе каждого учителя помогут мне и моим коллегам в нашей сложной, но нужной всем деятельности.
шағым қалдыра аласыз













