Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Структура здорового образа жизни
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
ВВЕДЕНИЕ
Здоровье.… Как часто мы произносим это слово. Здоровье – это то, что желает каждый человек, но быть абсолютно здоровым не может никто. Не иметь никаких отклонений в работе организма – невозможно. Сложившиеся социальные условия, научно-технические преобразования не способствуют сохранению здоровья. Но можно противостоять этим влияниям, приостановить разрушения организма, не страдать от болезней и быть готовым к любой деятельности. Стоит только изменить свой образ жизни, и человек сможет чувствовать себя здоровым.
Здоровье – это сила, хорошее настроение, бодрость, богатство, красота и счастье. И эту ценность надо беречь. Мало одного желания быть здоровым. О своем здоровье надо заботиться с детства.
Важным условием формирования ЗОЖ является оптимальный режим двигательной активности .
Тесную взаимосвязь здоровья человека и его двигательной активности обнаружили учёные и врачи ещё в глубокой древности. Древнегреческий философ Платон, историк Плутарх, врач Авиценна в своих трудах указывали на необходимость рациональной двигательной активности и ежедневных занятий физическими упражнениями. В XVIII веке великий французский мыслитель К. Ж. Тиссо утверждал, что движение как таковое может по своему действию заменить любое лечебное средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действие движения.
Здоровье и физическая активность, здоровье и мышечные нагрузки – в настоящее время эти понятия всё больше сближаются. Теперь уже никто не говорит, что самое верное лекарство – абсолютный покой. Чем больше движений, тем больше головной мозг получает питательных веществ и кислорода.
Движение
для человека – это, конечно же, физические нагрузки. Постоянная
физическая нагрузка необходима и полезна, она делает организм
выносливее и крепче, повышает его сопротивляемость
болезням.
Благотворное влияние физической нагрузки на
человеческий организм поистине безгранично. Ведь человек изначально
был рассчитан природой на повышенную двигательную активность.
Сниженная активность ведёт ко многим нарушениям и преждевременному
увяданию организма.
Под влиянием физических упражнений совершенствуется строение и деятельность всех органов и систем человека, повышается работоспособность, укрепляется здоровье.
Двигательная активность является ведущим фактором оздоровления человека, т.к. направлена на стимулирование защитных сил организма, на повышение потенциала здоровья.
Полноценная двигательная активность является неотъемлемой частью здорового образа жизни, оказывающей влияние практически на все стороны жизнедеятельности человека.
Оздоровительный и профилактический эффект массовой физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ.
В кабинетах здоровья и восстановительных центрах широко применяется комплексная программа оздоровления с физкультурными упражнениями на тренажёрах, гидропроцедурами и т.д.
Тех, кто остался в выходные дни в городе, следует привлекать для участия в массовых физкультурно-оздоровительных мероприятиях на стадионах, катках, водных, гребных и лыжных станциях, в парках и других местах массового отдыха трудящихся. Огромное значение в оздоровлении населения, в преодолении гиподинамии (низкой двигательной активности) должна иметь домашняя тренировка каждого человека: утренняя гигиеническая гимнастика, дозированная ходьба, тренировочная ходьба по ступенькам лестницы. http://fb.ru/article/856/zdorovyiy-obraz-jizni-shkolnika [1]
2.1. Спорт и здоровье подростка
Здоровый образ жизни – важнейшее условие здоровья любого человека. Соблюдение правильного питания особенно актуально в детском возрасте. Правильный образ жизни школьника является основой его хорошего самочувствия, умственного и физического здоровья. Формировать его нужно еще со школьной скамьи, так как именно в это время у человека возникает определенный образ жизни, который впоследствии уже очень сложно изменить.
К сожалению, большинство подростков не понимают, какие проблемы могут начаться из – за ведения неправильного образа жизни. Ребенок отдает предпочтение компьютеру, нежели прогулке на свежем воздухе. Вредному продукту, вместо полезного. Я считаю, что нужно рассказать и показать современному поколению, что такое здоровый образ жизни. http://paidagogos.com/?p=7780 [3]
Положительное значение спорта в жизни подростков огромно. Занимаясь спортом, подросток:
-
быстрее развивается
-
лучше ориентируется в пространстве
-
становится крепче
-
лучше ощущает собственное тело
-
меньше болеет
-
становится более эмоционально устойчивым.
Рассмотрим всё по порядку.
Укрепляем здоровье. Делая зарядку по утрам, занимаясь спортом, в первую очередь подросток укрепляет здоровье. Все мышцы тела тренируются регулярно, отлично функционируют. [рис.1,2] Самая обычная утренняя зарядка будет полезна, так как приведёт в тонус весь организм. Занятия спортом позволяют подростку стать более выносливым, а это весьма важно при современном ритме жизни.
2.2. Здоровое питание подростка
Формируем характер и силу воли. Спорт формирует волевой характер подростка, меняя его в лучшую сторону. Развивается воля, стремление к победе, выдержка, умение преодолевать препятствия, не бояться поражений. Сила воли, сформировавшаяся в процессе спортивных занятий, может преодолеть все негативные привычки и черты, а также создать из подростка сильную личность, способную добиться многого.
Закладываем установку на успех. Обратите внимание на то, что практические все известные персоны, достигшие большого успеха, в детстве занимались спортом, и продолжают занятия по сей день. Спорт и успех – понятия, взаимосвязанные между собой. Если тинэйджер хочет научиться ставить цели и достигать их – спорт научит этому.
О том, что правильное питание – это один из основных фундаментов, на котором строится здоровье, известно если не каждому, то многим. Правильное употребление «хорошей» пищи способно предотвратить множество проблем и решить существующие. [рис.3,4]
Питание школьника должно быть полноценным и сбалансированным. Энергии и питательных веществ должно хватать на рост и ежедневную активность, при этом избыток и недостаток калорийности и питательной ценности одинаково вредны.
-
Завтрак обязательная составляющая здорового питания (детально о здоровом питании детей читайте здесь). Ребёнок не должен идти на обучение голодным. Завтракать нужно обязательно. Однако в меню нельзя включать сладости и жирную пищу для завтрака лучше всего подойдут фрукты, йогурты, сыр, овсянка.
-
Сбалансированное питание. Ежедневно подросток должен потреблять достаточное количество белков, углеводов, полезных жиров, минеральных веществ и витаминов. Нужно обязательно включать в рацион ребёнка нежирное мясо, яйца, рыбу. Данные продукты богатые белком, который очень нужен для роста ребёнка. В ежедневный рацион нужно включать различные блюда из овощей и фруктов, а также молочные продукты, каши, орехи.
-
Нужно следить за количеством потребляемой пищи. Негативно влияет на детский организм как голодание, так и переедания. Поэтому желательно не есть перед телевизором и не нужно пропускать основные приёмы пищи. Это поможет спасти ребёнка от ожирения и проблем со здоровьем.
-
Необходимо включать продукты богатые железом и кальцием. В подростковом возрасте данные минеральные вещества играют важную роль. Недостаток железа в организме подростка может привести к быстрой утомляемости и ослабления иммунитета. Поэтому нужно включать в рацион злаки, мясо, горох, фасоль, гречку, капусту, морепродукты, рыбу. Кальций нужен для укрепления зубов и костей. Недостаточное его потребление в подростковом возрасте приводит к плохим последствиям во взрослом возрасте. Больше всего кальция содержится в молочных продуктах.
-
Полезные и вредные напитки. Преимущественно подростки любят пить газированные сладкие напитки, которые очень вредны из-за высокого содержания красителей, сахара и кофеина. Они достаточно негативно влияют на детский организм. Кофеин отрицательно влияет на содержание калия в организме. В подростковом возрасте нужно пить много воды.
-
Необходимо включать в меню продукты богатые на полезные жиры. Жиры необходимы для нормального развития ребёнка, они влияют на состояние волос, кожи. К тому же жиры выделяют большое количество энергии, которая так нужна для подростка. Поэтому в ежедневный рацион нужно включать морскую рыбу, орехи, не рафинированные
масла.
Завтрак. С утра надо съесть что – ни будь легкое, но калорийное, чтобы энергии хватило до обеда. Для этого отлично подойдет, например, овсяная или другая каша, яйца, сыр, фрукты, творог.
1 перекус. Можно скушать фрукты, овощи, кефир или орехи.
Обед. На обед обязательно нужно съесть что – то мясное: рыба, свинина, говядина или курица. Не забываем про гарнир: гречка, рис, макароны из твердых сортов пшеницы, а также салаты.
2 перекус. Через час – два после обеда обязательно захочется перекусить, тут нас спасут кефир, йогурт, орехи, сухофрукты.
Ужин. Этот прием пищи не должен быть тяжелым. Лучше всего приготовить немного мяса и овощной салат.
Пагубное влияние неправильного питания
Вследствие однообразного и бедного нутриентами меню у подростка могут появиться такие проблемы:
-
Ожирение.
-
Хрупкость костей.
-
Быстрая утомляемость.
-
Сниженный иммунитет.
-
Болезни суставов.
-
Головокружения и низкое давление.
-
Проблемы с гормональным фоном.
-
Кариес.
-
Истощение.
II. Исследовательская работа
Опрос учащихся 4 «Г» класса (23 человека).
Мы с учителем разработали вопросы. Мне захотелось узнать, какой образ жизни ведут мои сверстники. (приложение 1)
Результаты анкетирования.
На вопрос «Здоровый образ жизни – это…» ученики ответили:
- это способ поддержания здоровья;
- ведение распорядка дня, правильное питание;
- это способ долголетия;
- занятия спортом.
Среди факторов, способствующих укреплению здоровья, были названы: прогулки на свежем воздухе, физическая активность, здоровое питание, отказ от вредных привычек, закаливание и соблюдение личной гигиены, хорошее настроение, полноценный сон.
Среди факторов, оказывающих негативное влияние на здоровье, были названы: длительное использование компьютера и просмотр телевизора, курение, неправильное питание, плохой сон, сидячий образ жизни.
Больше половины моих одноклассников употребляют вредную пищу и газированные напитки практически каждый день.
Практически каждый учащийся занимается каким – либо спортом или выполняет упражнения дома. Среди подростков самыми популярными спортивными секциями являются – футбол, вольная борьба, танцы, бег, бокс.
Из всего класса только 6 человек не пропускает утренний прием пищи.
4 человека не пропускают занятия по болезни, 14 человек – редко пропускают (раз в полугодие), 6 человек – часто (раз в месяц).
При анализе ответов на вопросы об отношении к употреблению табака курению мы видим, что все знают, что такое сигареты. Радует то, что их никто не пробовал и ни одному ученику их не предлагали. Все считают, что сигареты – это смерть и зло. (Приложение 2)
В условиях жизни современного общества особенно высокую эффективность в поддержании и укреплении здоровья человека играет физическая культура.
Благотворное влияние физической нагрузки на человеческий организм поистине безгранично. Ведь человек изначально был рассчитан природой на повышенную двигательную активность. Сниженная активность ведёт ко многим нарушениям и преждевременному увяданию организма.
Под влиянием физических упражнений совершенствуется строение и деятельность всех органов и систем человека, повышается работоспособность, укрепляется здоровье.
Двигательная активность является ведущим фактором оздоровления человека, т.к. направлена на стимулирование защитных сил организма, на повышение потенциала здоровья.
Полноценная двигательная активность является неотъемлемой частью здорового образа жизни, оказывающей влияние практически на все стороны жизнедеятельности человека.
2.2. Заключение
Итак, все поставленные задачи решены.
-
Найдено определение здорового образа жизни: это – образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья.
-
Проведен опрос учащихся 4 «Г» класса. Я выяснила, что ребята не знают, как нужно правильно питаться и провела с ними разговор об этом.
-
Определила, что спорт должен являться неотъемлемой частью жизни каждого подростка, ведь он воспитывает полезные качества и прививает правильные привычки с самого детства.
-
Определила, что такое правильное питание. Оно помогает улучшить здоровье, насытить организм полезными компонентами и предупредить развитие болезней.
-
Был составлен правильный рацион питания.
-
Узнала, к чему приводит соблюдение неправильного питания и поняла, что это очень важно в погоне за долгой жизнью.
-
Поделилась историей своей мамы, которая является для меня живым примером и идеалом, на которую я равняюсь.
Цель работы достигнута – я смогла рассказать, какова должна быть структура здорового образа жизни. Я думаю, что моим одноклассникам было интересно послушать об этом. Очень надеюсь, что они примут правильное решение и позаботятся о себе и своем здоровье, чтобы не страдать в будущем.
Использованная литература
-
http://fb.ru/article/856/zdorovyiy-obraz-jizni-shkolnika - здоровый образ жизни школьника; [1]
-
https://vedizozh.ru – здоровый образ жизни и его составляющие; [2]
-
http://paidagogos.com/?p=7780 – спорт в жизни подростка; [3]
-
http://www.o-krohe.ru/detskoe-pitanie/podrostki/ - особенности правильного питания подростков; [4]
-
Федорищева Татьяна «Все, что нужно для создания здорового и красивого тела своей мечты» [5]
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Социологический опрос
Анкета «Здоровый образ жизни»
-
Делаете ли вы утром зарядку?
-
Едите ли вы чипсы или «кириешки»? Если да, то сколько раз в неделю?
-
Знаете ли вы, что это вредная пища?
-
Занимаетесь ли в спортивных кружках? Если да, то в каких?
-
Соблюдаете режим дня?
-
Что из перечисленных напитков вы чаще пьёте: пепси, сок, компот, лимонад?
-
Курят ли взрослые в вашем присутствии?
-
Едите ли вы утром перед уходом в школу?
РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ
Различные методы исследования позволили сделать следующие выводы:
(Приложение 2)
№ п/п |
Вопросы для сравнения |
Учащиеся 4 класса |
1. |
Делают зарядку утром |
15 |
3. |
Завтракают перед уходом в школу |
17 |
4. |
Не употребляют чипсы, «Кириешки» Коко-кола и т.п. |
6 |
5. |
Знают, что это «вредная» пища |
23 |
6. |
Предпочитают натуральные напитки (сок и компот) |
6 |
7. |
Каждый день употребляют в пищу овощи и фрукты |
11 |
8. |
Занимаются в спортивных кружках и секциях |
10 |
9. |
Соблюдают режим дня |
15 |
10. |
Проводят свободное время на свежем воздухе |
21 |
Рис.1,2 Правильное питание
Рис. 3,4 Утренняя зарядка
15