Материалдар / Суммативное оценивание за раздел "Реальность и фантазия"
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Суммативное оценивание за раздел "Реальность и фантазия"

Материал туралы қысқаша түсінік
Орыс тілі мен әдебиет пәні бойынша әзірленген бағалау тапсырмалары. Мұғалімдерге, білім алушылар мен ата-аналарға ұсыну үшін балл баға қою арқылы оқу бағдарламасындағы бөлім ортақ тақырыптар, белгілі бір оқу кезеңі аяқталғанда өткізіледі. Жиынтық бағалау оқушылардың оқу бағдарламасын меңгеру деңгейін анықтау үшін жүргізіледі.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
10 Желтоқсан 2021
2336
5 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

СОР ЗА РАЗДЕЛ «Реальность и фантазия»

Подраздел

Чтение письмо

Цели обучения

9.3.7.1 извлекать и синтезировать информацию, делать выводы на основе полученных сведений, выражая собственное мнение

9.4.6.1 правильно писать союзы, предлоги;

9.4.7.1 применять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными

Критерий оценивания

  • извлекает и синтезирует информацию, делает выводы на основе полученных сведений, выражает собственное мнение;

  • использует простые и сложные предложения, соответствующие ситуации устного или письменного общения


Уровень мыслительных навыков

Знание и понимание Навыки высокого порядка

Время выполнения

20 минут



ЧТЕНИЕ Прочитай текст «Легенда о Рогатой матери-оленихе» и выполни задание.

Энесай называлась та река. Протекает она далеко отсюда, в Сибири. На коне туда три года и три месяца скакать.

Когда-то племя кыргызов, жившее на Енисее, было перебито внезапно напавшими врагами. В живых остались только мальчик и девочка, которые ушли в тот день за грибами. Остались дети без роду, без племени. Побежали они с плачем от пепелища к пепелищу, и нигде ни единой души. Осиротели в час. В целом свете остались одни. А вдали клубилась туча пыли, враги угоняли в свои владения табуны и стада, захваченные в кровавом набеге. Увидели дети пыль копытную и пустились вдогонку. Вслед за лютыми врагами бежали дети с плачем и зовом. Только дети могли так поступить. Вместо того чтобы скрыться от убийц, они пустились их догонять. Лишь бы не оставаться одним, лишь бы уйти прочь от погромленного, проклятого места. Вражеский хан приказал Хромой старухе отвести их в лес и убить. Старуха хотела их сбросить с обрыва в реку, но в этот момент из-за кустов появилась самка марала и заговорила с ней человеческим голосом.

Обожди, большая, мудрая женщина, не губи безвинных детей.

Обернулась Рябая Хромая Старуха, глянула – диву далась, стоит перед ней олениха, матка маралья. Да такие глаза у нее большущие, смотрят с укором и грустью. А сама олениха белая,.. брюхо бурой шерсткой подбито, как у малого верблюжонка. Рога – красота одна – развесистые, будто сучья осенних деревьев.

Кто ты? Почему ты говорить человечьим языком? – спросила Рябая Хромая Старуха.

Я мать-олениха, – отвечала ей та. – А заговорила так потому, что иначе ты не поймешь меня, не послушаешься.

Чего ты хочешь, мать-олениха?

Отпусти детей, большая, мудрая женщина. Прошу тебя, отдай их мне.

Зачем они тебе?

Люди убили двойню мою, двух оленят. Я ищу себе детей.

Ты хочешь их выкормить?

Да, большая, мудрая женщина.

А ты хорошенько подумала, мать-олениха? – засмеялась Рябая Хромая Старуха. – Ведь они дети человеческие. Они вырастут и будут убивать твоих оленят.

Когда они вырастут, они не станут убивать моих оленят, – отвечала ей матка маралья. – Я им буду матерью, а они — моими детьми. Разве станут они убивать своих братьев и сестер?

Ох, не скажи, мать-олениха, не знаешь ты людей! – качала головой Рябая Хромая Старуха. – Не то что лесных зверей, они и друг друга не жалеют. Отдала бы я тебе сироток, чтобы ты сама узнала, что правдивы мои слова, но ведь и этих детей люди убьют у тебя. Зачем же тебе столько горя?

Я уведу детей в далекий край, где их никто не разыщет. Пощади детишек, большая, мудрая женщина, отпусти их. Буду я им верной матерью... Плачет мое молоко по детям. Просит мое молоко детей.

Ну что ж, коли так, – промолвила Рябая Хромая Старуха, подумав, – бери да уводи их быстрей. Уводи сирот в свой далекий край. Но если погибнут они в пути дальнем, если убьют их разбойники встречные, если черной неблагодарностью отплатят тебе твои дети людские, – пеняй на себя.

Благодарила мать-олениха Рябую Хромую Старуху. А мальчику и девочке сказала:

Теперь я ваша мать, вы мои дети. Поведу я вас в далекий край, где лежит среди снежных гор лесистых горячее море – Иссык-Куль.

Обрадовались мальчик и девочка, резво побежали за Рогатой матерью-оленихой. Но потом они устали, ослабли, а путь далекий – из одного края света в другой. Не ушли бы они далеко, если бы Рогатая мать-олениха не кормила их молоком своим, не согревала телом своим по ночам. Долго шли они. Все дальше оставалась позади старая родина Энесай, но и до новой родины, до Иссык-Куля, еще было очень далеко. Лето и зиму, весну, лето и осень, еще лето и зиму, еще весну, еще лето и осень пробирались они сквозь дремучие леса, по знойным степям, по зыбучим пескам, через высокие горы и бурные реки. Гнались за ними стаи волков, но Рогатая мать-олениха, посадив детей на себя, уносила их от лютых зверей. Гнались за ними на конях охотники со стрелами, крича: «Олениха похитила детей человеческих! Держи! Лови!» – и стрелы пускали вдогонку; и от них, от незваных спасателей, уносила детей Рогатая мать-олениха. Бежала она быстрее стрелы, только шептала: «Крепче держитесь, дети мои, – погоня!».

Привела, наконец, Рогатая мать-олениха детей своих на Иссык-Куль. Стояли они на горе – дивовались. Кругом снежные хребты, а посреди гор, поросших зеленым лесом, насколько глаз хватает, море плещется. Ходят белые волны по синей воде, ветры гонят их издалека, угоняют вдаль. Где начало Иссык-Куля, где конец – не узнать. С одного края солнце восходит, а на другом еще ночь. Сколько гор стоит вокруг Иссык-Куля – не счесть, а за теми горами сколько еще таких же снежных гор высится – тоже не угадать. – Это и есть ваша новая родина, – сказала Рогатая мать-олениха. – Будете жить здесь, землю пахать, рыбу ловить, скот разводить. Живите здесь с миром тысячи лет. Да продлится ваш род и умножится. Да не забудут потомки ваши речь, которую вы сюда принесли, пусть им сладко будет говорить и петь на своем языке. Живите, как должны жить люди, а я буду с вами и с детьми ваших детей во все времена...

Вот так мальчик и девочка, последние из киргизского племени, обрели себе новую родину на благословенном и вечном Иссык-Куле.

Быстро прошло время. Поженились они, стали мужем и женой, отцом и матерью. Назвали первенца своего Бугубаем. Когда вырос, женился на красавице из племени кипчаков, и стал умножаться род бугинцев. Чтили бугинцы Рогатую мать – олениху. Так было, пока не умер один богатый человек. Захотелось его сыновьям оказать неслыханную честь отцу, послали они охотников, убили те марала, срубили его рога и велели они мастерам установить рога на гробнице. С того и пошло. Великое несчастье свалилось на потомство Рогатой матери – оленихи. Не было пощады маралам. Бежали они в недоступные горы, но и там их доставали. И не стало маралов. Опустели горы. А Рогатая мать – олениха крепко обиделась на людей. Поднялась она на самую высокую горную вершину, попрощалась с Иссык-Кулем и увела последних своих детей в другой край, в другие горы. А когда уходила, сказала она, что не вернется…

  1. Река, на берегу которой жило кыргызское племя

  1. Энесай

  2. Тассай

  3. Аюсай

  1. Вражеский хан приказал ________________________________ отвести их в лес и убит

  1. Рябой Хромой старухе

  2. Рогатой матери-оленихе

  1. Основная мысль текста

  1. заключается в том, что историческая память народа и отдельного человека – это основа его нравственности, духовных ценностей.

  2. заключается в противостоянии добра и зла. Добро не всегда может одержать верх над злом.

  3. заключается в том, что человек подчиняет себе и использует природу, потребляя плоды своей деятельности, а с другой – разрушает своими преобразованиями.

  1. Какую роль играет легенда о Рогатой матери-оленихе в этой повести?

  1. Доказать, что переселение кыргызов на историческую родину было сложным.

  2. Донести мысль о том, что для достижения своих целей, можно прибегнуть к любым способам, если это даже стоит чьих-то жизней.

  3. Признать людей быть благодарными, творить добро на земле.

ПИСЬМО

Дополни предложение употребляя союзы ССП.

Старуха хотела их сбросить с обрыва в реку_____________________________________________

___________________________________________________________________________________.

Установи соответствие между предложениями и их схемами.

Когда вырос, женился на красавице из племени кипчаков.

[     ], ( ), ( ).

Отдала бы я тебе сироток, чтобы ты сама узнала, что правдивы мои слова.

[     ], ( ).

В живых остались только мальчик и девочка, которые ушли в тот день за грибами.

( ), [     ]


Вы прочитали отрывок из повести «Белый пароход» Ч. Айтматова. Оцените результаты своей работы, используя ССП и СПП.

Я узнал(а) ___________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Мне понравилось_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Я научился (научилась)________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Мне захотелось _______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________


Критерий оценивания

Дескрипторы

Баллы

1

извлекает и синтезирует информацию, делает выводы на основе полученных сведений, выражает собственное мнение;


Отвечает на 1-2 вопросы

2

Определяет основную мысль текста

1

Определяет роль легенды в повести

1

Делает вывод об авторской позиции

1

2

использует простые и сложные предложения, соответствующие ситуации устного или письменного общения


Дополняет предложения союзами ССП

1

Правильно соотносит предложения со схемой

3

Составляет сложные предложения

2

3

Всего баллов

10





Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!