Материалдар / Сынып оқушыларын зерттеу бағдарламасы
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Сынып оқушыларын зерттеу бағдарламасы

Материал туралы қысқаша түсінік
мұғалімдерге
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
08 Қараша 2018
912
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады


«Таран ауданы әкімдігінің білім беру бөлімінің Приозёрное орта мектебі» КММ

КГУ «Приозёрная средняя школа отдела образования акимата Тарановского района»





Результаты

адаптации учащихся

5 класса



Сын. жет.: Жармұхамбетова Айнагүл Жақсұбекқызы.

Кл. рук: Жармухамбетова Айнагуль Жаксубековна.













Изучение социально-психологической адаптации учащихся 5 класса.


«Адаптация» - это междисциплинарное понятие, поэтому оно рассматривается многими исследователями. Данное понятие охватывает различные адаптивные системы. Термин "адаптация" происходит от латинского слова adaptatio -приспособление. Может быть, поэтому многие авторы дают его дефиницию через перевод и определяют адаптацию как приспособление организма к условиям среды. Мы же рассмотрим адаптацию применительно к возрасту младшего подростка. У подростка 11-13 лет снижается скорость оперативного мышления, ухудшается умственная работоспособность. Но эти явления носят кратковременный характер и вовсе не означает, что ребенок ленив, слаб в интеллектуально или обладает плохим характером. Просто по объективным причинам он в настоящее время не может в должной степени контролировать и управлять собой. В связи с началом этапа полового созревания изменения происходят в учебной деятельности младшего подростка: 1. Замедляется темп их деятельности (на выполнение определённой работы теперь школьнику требуется больше времени, в том числе и на выполнение домашнего задания). 2. Дети часто отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания. 3. Иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется

В классе на начало учебного года было 8 человек, из них 2 девочек и 6 мальчика. Физическое и психическое развитие учащихся соответствует норме, отклонений не наблюдается.

Переход в среднее звено очень важный и сложный этап в жизни любого школьника. У пятиклассников 2016-2017 учебного года как и у всех поменялось в этот период социальное окружение (новый состав учителей) и система деятельности (новая учебная ситуация новой ступени образования). Ситуация новизны для них прошла в определенной степени тревожной как с эмоциональной так и образовательной стороны. Это было выявлено при проведении различных анкет и тренингов. Пятиклассники переживали эмоциональный дискомфорт прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях новых учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и т.д. Возникало состояние внутренней напряженности, настороженности.

Мы знаем, что собственная тревожность мешает ребенку адекватно воспринимать школьную жизнь, строить отношения с одноклассниками и учителями. Все это осложняет сам учебный процесс, ведь продуктивная работа на уроке становится проблематичной. И потенциальный отличный может превратиться в отстающего и прогульщика. Поэтому перед нами, педагогами работающим в 5 классе было необходимо сделать естественный процесс адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене менее болезненным и более интенсивным.

В связи с этим возникла необходимость разработки программы занятий по адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене школы.

Цель:
Оказание психолого-педагогической поддержки обучающимся 5-х классов в период их адаптации к условиям обучения в средней школе.

Задачи:
1. Формирование у обучающихся:
· представлений об умениях, навыках обучения в среднем звене;
· навыков взаимодействия с другими людьми на основе самовосприятия, самораскрытия и принятия других;
· адекватного отношения к своим успехам и неудачам в какой-либо деятельности, развитие навыка уверенного поведения;
· представления о себе как о человеке с большими возможностями развития.
2
. Ознакомление обучающихся:
· с системой самоорганизации для оптимального выполнения домашних заданий и других учебных требований;
· с разными формами коммуникации;
· с нормами и правилами поведения на новом этапе их школьной жизни.
3. Создание условий для:
· снижения тревожности;
· развития навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, адекватно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;
· выработки на основе собственного опыта норм поведения и общения.

Методы работы: беседа, рисование, рассказ, ролевые и подвижные игры, групповая дискуссия, развивающие упражнения или игры и их обсуждение, психодиагностические задания.

Ожидаемый результат: предотвращение школьной дезадаптации у обучающихся, снижение тревожности; развитие творческого потенциала детей, приобретение ими навыков анализа своих чувств, проблем, отношений, событий; формирование умения приобретать знания.

Организация занятий:
В данной программе представлены внеклассные занятия ( по одному занятию в неделю). Организационные моменты:
· на занятии дети сидят за партами, которые стоят по кругу, а стол ведущего замыкает круг (создавалась ситуация равенства учителя и ученика)
· занятие длились столько же, сколько урок;
· форма занятий соответствовала основным этапам урока: вводная часть; основная тема занятия; заключительная часть (обратная связь).

На занятиях не ограничивалось самостоятельность и активное участие детей.

Тематический план занятий:

Название темы

Количество часов

1

Посвящение в пятиклассники

1

2

Что такое 5 класс

1

3

Новичок в средней школе

1

4

Понимаем ли мы друг друга

1

5

Мир эмоций

1

6

Наши уроки и учителя

1

7

Ищу друга

1

8

Мы и наш класс

1


Всего:

8

Содержание программы:

Тема 1. Что такое 5 класс

Сообщение целей занятий, принятие правил. Упражнение «Имя превратилось». Упражнение «Расскажи мне о себе». Упражнение «Продолжи фразу». Упражнение «Те, кто…»,Упражнение «Что важно для меня?» Рефлексия.

Тема 2. Новичок в средней школе.

Упражнение на воображение. Упражнение «Школьные правила». Работа по теме занятия «Новичок в средней школе». Рефлексия.

Тема 3. Понимаем ли мы друг друга

Упражнение «Ветер дует на тех, кто...» Упражнение «Слышать и слушать». Сравнение понятий «слушать» и «слышать». Упражнение «Рисунок по инструкции». Тест «Умеете ли вы слушать?»
Игра «Пойми меня». Игра-шутка «Пойми меня». Рефлексия.

Тема 4. Мир эмоций

Упражнение «Необычное приветствие». Упражнение «Закончи предложение». Обсуждение прошлого эмоционального опыта учащихся. Игра «Угадай эмоцию». Упражнение «Фигуры эмоций». Игра «Назови эмоцию». Игра «Изобрази эмоцию».Упражнение «Как справиться с отрицательными эмоциями». Рефлексия.

Тема 5. Наши уроки и учителя

Упражнение «Дотронься до...».Упражнение «Какой урок важнее». Упражнение «Как зовут наших учителей?» Упражнение: «Настоящий учитель – это...» Упражнение «Мой любимый урок».

Тема 6. Ищу друга

Упражнение на внимание «Пальчики». Упражнение «5 качеств». Дискуссия по вопросам. Упражнение «Ищу друга» (единомышленника). Рефлексия.

Тема 7. Мы и наш класс

Упражнение «Ты мне нравишься». Упражнение «Коллаж класса». Упражнение «Какие мы». Рефлексия.


Для контроля интелектуальных способностей и уровня учебной мотивации были использованы следующие методики:

1. Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (А.А.Андреева).

2. Анкета для определения школьной мотивации учащихся Н.Г.Лускановой

4. Микропрактикум «Мой класс»

1.Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (А.А.Андреева) предлагает учащимся согласится в различной степени либо не согласиться с утверждениями.

По выраженности согласия (либо не согласия) и идет интерпретация анкеты. В анкете 10 предложений, вариантов ответа пять: 4- совершенно согласен, 3- согласен, 2- трудно сказать, 1- не согласен, 0- совершенно не согласен.

Вопросы:

1.Я иду утром в школу с радостью

2.В школе у меня обычно хорошее настроение

3.В нашем классе хороший классный руководитель

4.К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной  

   жизненной  ситуации

5.У меня есть любимый учитель

6.В классе я всегда могу свободно высказать свое мнение

7.Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.

8.У меня есть любимые школьные предметы

9.Я считаю, что школа по – настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.

10.На летних каникулах я скучаю по школе.

Обработка результатов: Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью (У) является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов

У больше 3 – высокая степень удовлетворенности

от 2 до 3 – средняя степень удовлетворенности

если У меньше 2, низкая степень удовлетворенности

  Затем производится подсчет числа учащихся в классе, имеющих высокий, средний и низкий уровень удовлетворенности школьной жизнью.

Результаты опроса.

Высокая степень удовлетворённости школьной жизнью:

Кистер В. (3.6)

Коваленко У. (3.7)

Нурмухамбетов Б. (4.0)

Нурмухамбетов И. (3.5)

Очешлюк С. (3.8)

Перевалов А. (3.6)

Пивоваров А. (3.7)

Средняя степень удовлетворённости школьной жизнью:

Черпак А. (2.9)

2. Анкета для определения школьной мотивации учащихся. Анкета разработана Лускановой Н. Г. , она позволяет отнести ученика к следующим группам по результатам.

I. Высокая школьная мотивация, учебная активность – 25–30 баллов.

II. Нормальная школьная мотивация – 20–24 балла.

III. Положительное отношение к школе, но школа привлекает внеучебными сторонами – 15–19 баллов.

IV. Низкая школьная мотивация – 10–14 баллов.

V. Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация – ниже 10 баллов.

Анкета состоит из следующих вопросов:

1.Тебе нравится в школе? 
– не очень 
– нравится 
– не нравится 
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью думаешь о том, что пойдёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома? 
– чаще хочется остаться дома 
– бывает по-разному 
– иду с радостью 
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома? 
– не знаю 
– остался бы дома 
– пошел бы в школу 
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки? 
– не нравится 
– бывает по-разному 
– нравится 
5. Хочешь ли ты, чтобы тебе не задавали домашних заданий? 
– хочу 
– не хочу 
– не знаю 
6. Хочешь ли ты, чтобы в школе остались одни перемены? 
– не знаю 
– не хочу 
– хочу 
7. Часто ли ты рассказываешь о школе родителям? 
– часто 
– редко 
– не рассказываю 
8. Хочешь ли ты, чтобы у тебя была менее строгая учительница? 
– точно не знаю 
– хочу 
– не хочу 
9. У тебя в классе много друзей? 
– мало 
– много 
– нет друзей 
10. Тебе нравятся твои одноклассники? 
– нравятся 
– не нравятся 
– не очень 

Интерпретация ответов: ответы на 10 вопросов оцениваются от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ – 0 баллов, нейтральный – 1, положительный – 3 балла). Учащиеся, набравшие 25–30 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной адаптации, 20–24 балла характерны для средней нормы, 15–19 баллов указывают на внешнюю мотивацию, 10–14 баллов свидетельствуют о низкой школьной мотивации и ниже 10 баллов – о негативном отношении к школе, школьная дезадаптация.





Результаты опроса:


Высокий уровень школьной мотивации:

Очешлюк С. (26 баллов)

Нурмухамбетов Б. (27 баллов)

Кистер В. (26 баллов)

Нормальная школьная мотивация:

Перевалов А. (23 баллов)

Пивоваров А. (21 баллов)

Нурмухамбетов И.. (24 балла)

Коваленко У. (20 балла)

Черпак А. (22 баллов)

Был проведен микропрактикум по методике «Я и мой класс». Учащимся было предложено обозначить себя и своего товарища на рисунке, в зависимости от положения результаты обрабатывались.



Анализ результатов:

1. На рисунке обозначены позиции, указывающие на выраженность познавательных интересов: решение задачи у доски, совместное чтение книги, вопросы, задаваемые учителю. В данном случае идентификация в отношении этой позиции будет свидетельствовать об адекватности социально-психологического и учебного статуса школьника.

2. Позиция «один, вдали от учителя» – эмоционально неблагополучная позиция ребенка, указывающая на трудности адаптации к пребыванию в классном коллективе.

3. Отождествление себя с детьми, стоящими в паре доказательство благополучной социально-психологической позиции ребенка.

4. Место рядом с учителем: учитель в данном случае является значимым лицом для испытуемого, а испытуемый отождествляет себя с учеником, принимаемым учителем.

5. Игровая позиция отождествление себя с детьми, играющими в классе и на улице: не соответствует учебной позиции.

Результаты опроса:

Выраженность познавательных интересов: Кистер В.,Коваленко У., Нурмухамбетов Б., Нурмухамбетов И., Очешлюк С., Перевалов А., Пивоваров А.

Эмоционально-неблагополучная позиция: Пивоваров А..

Благополчная социально-психологическая позиция: Кистер В.,Коваленко У., Нурмухамбетов Б., Нурмухамбетов И., Очешлюк С., Перевалов А.

Позиция «учитель – значимое лицо для ученика»: Кистер В., Коваленко У., Нурмухамбетов Б., Очешлюк С., Перевалов А.,

Не соответствует учебной мотивации: -


Выводы




Strength (СИЛА)

Weakness(СЛАБОСТЬ)

Все учащиеся за исключением Перевалова А. физически и психологически здоровы, имеют хорошие природные данные для обучения (память, речь, мышление), хорошо развита моторика рук и речи. Хорошие социальные условия жизни.

Дети энергичны, активны, дружелюбны и доброжелательны

Отсутствие системы выполнения домашнего задания. Плохая организованность

Opportunities (ВОЗМОЖНОСТИ)

Treats (УГРОЗЫ)

Совершенствование качества образовательного процесса.

Продолжение изучения класса и внедрение инновационного педагогического опыта.

Целевые урочные и внеурочные мероприятия.

Отсутствие контроля за детьми со стороны родителей Нурмухамбетова И., Пивоварова А., Перевалова А.,

Отсутствие помощи в домашнем обучении у Кистер В.









Предложения:

Планируя уроки ориентироваться прежде всего на:

- Обязательства разнообразных творческих заданий, направляю учащихся на поисковые виды работ: беседую по проблемным вопросам, устное рисование, мозговой штурм,

- Учитывать возрастные особенности учащихся и последовательно усложняю формы работы;

- Привлекать к ​​работе всех учеников класса, обеспечивать участие каждого из них в групповых и коллективных формах работы;

- Использовать интерактивные формы и виды работы;

- Ставить учащихся в позицию творца.

Это даст возможность выработать формулу успешной работы на уроке: творчество школьников + творчество учителя = современный урок.

Виды и формы учебной работы, которые применяете на уроках, должны способствать заинтересованности учебным материалом, развать творческие способности учащихся, активизировать умственную деятельность школьников, развивать логику и критичность мышления, речевые умения и навыки, помогать проявить личное «Я».

Создавать ситуации успеха на уроке

Знание - это целенаправленный и мотивированный процесс, поэтому задача учителя в том, чтобы включить каждого ученика в деятельность, которая обеспечивает формирование и развитие познавательных потребностей - познавательные мотивы. Этому процессу способствует познание учеником цели предстоящей деятельности.

Желаю всем коллегам:

1. Переходить с позиции носителя знаний в позицию организатора собственной познавательной деятельности учащихся, т.е. управлять познавательной деятельностью учащихся;

2. Мотивировать познавательную деятельность учащихся на уроке за счет коммуникации, взаимопонимания и добиваться или заинтересованности, или устойчивого отношения к предмету;

3. Организовать творческую и самостоятельную работу на уроке;

4. Использовать коллективные способы обучения;

5. Организовать работу ученика с учеником или источником знаний;

6. Организовать помощь деятельности ученика, проявлять внимание к его деятельности, что подчеркивает его значение

7. Создавать систему успеха, поэтому необходимо разрабатывать такие задачи и такую ​​методику, при которой ученик обязательно справится с работой;

8. Создать обстановку привлечения ученика к деятельности, которая вызывает положительные эмоции;

9. Организовать гуманную систему взаимоотношений «учитель-ученик», «ученик-учитель», при сочетании требования и уважения к человеку, положительных эмоций в обществе;

10. Организовать самоанализ собственной деятельности учащихся и ее самооценку.


  • При планировании учебной деятельности учитывать деление учащихся 5 класса в зависимости от познавательной активности.

  • Приглашать к сотрудничеству родителей .

  • Ввести в практику Дни открытых дверей для родителей пятиклассников.

  • Взять под контроль эмоциональное состояние и организациюучебного процесса Пивоварова А.






Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!