Постановка цели и задач урока. Введение в
тему урока.
|
Сегодня мы
приступаем к работе над другим жанром, а каким именно вы определите
сами, разгадав кроссворд. Вопросы кроссворда составлены по
произведению А.С.Пушкина “Сказка о царе Салтане…”
Кроссворд на доске или индивидуально у
каждого на листке.
Вопросы: 2. Жанр,
художественной литературы к которому, относится это произведение.
(Сказка).
1. Зверек, который жил в хрустальном домике
под елью. ( Белка).
3. Имя царя (Салтан).
4. Имя молодого князя (Гвидон).
5. Название острова, на котором находилось
княжество Гвидона (Буян).
- Прочитайте хором, над каким жанром
художественной литературы мы будем работать (Басня).
А что, же такое
басня?
Басня – это краткий рассказ,
чаще всего в стихах, носит поучительный характер, где в
иносказательной форме высмеиваются человеческие пороки и недостатки
в общественной жизни. Персонажами басни чаще всего являются
животные и растения.
- Назовите признаки басни.
-
Небольшой размер
-
Иносказательность
-
Высмеиваются недостатки
-
Поучительность
- Чьё имя вы вспоминаете, услышав
слово, басня?
-А хотите узнать, кто этот человек и почему его произведения мы
продолжаем изучать?
- Послушайте стихотворение
Вяземского.
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят:
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.
Кто догадался о ком оно? А хотите узнать кто
этот человек и почему его произведения мы изучаем? Что вы помните о
творчестве Крылова?
Напомним биографию
баснописца И. А. Крылова.
Рассказывают 3
подготовленных ребёнка.
И.А.Крылов родился 2-го февраля 1768 г. в
Москве. Отец Крылова был армейский офицер, по обязанностям службы
часто вынужден менять место своего жительства. Занятый службой,
отец Крылова не имел времени заниматься воспитанием сына, и все
заботы о воспитании и образовании маленького сына падали на долю
его матери. Мать сама ежедневно занималась с ним, стараясь передать
ему хоть те небольшие познания, которыми обладала сама. Мария
Алексеевна, мать будущего баснописца, придумывала разные способы,
чтобы заохотить ребёнка к учению. Так, например, когда он хорошо
заучивал заданный ему урок, мать каждый раз в награду давала ему по
несколько копеек.
После смерти отца Иван в 10 лет начал служить
переписчиком, чтобы кормить мать и младшего брата.
Точно не знаем, кончал ли он какое-нибудь,
хотя бы скромное учебное заведение, но знаем, что с детства и до
конца жизни он непрестанно учился сам, жадно читая множество книг,
и стал одним из образованнейших людей своего времени. Много помогли
развитию мальчика книги, оставшиеся после отца. Книг этих был целый
сундук, и молодой Крылов с усердием перечитывал их без разбора. Это
усердное чтение пробудило в нем литературные наклонности, и на
пятнадцатом году он сочинил первое своё произведение – комическую
оперу “Кофейница”.
Дедушка Крылов – великий русский поэт
баснописец. Почему великий? Его басни знают не только русские. Они
переведены на разные европейские языки. Почему мы говорим русский?
Крылов любил всё русское: русский народ, русский язык, русскую
природу, русское искусство. Обогатил русский язык, русскую речь
крылатыми, остроумными выражениями, сравнениями.
В Санкт – Петербурге в Летнем саду, в том
месте, которое чаще всего посещают дети, на гранитном пьедестале
поставлен памятник. Бронзовая статуя изображает Крылова в его
обыкновенном сюртуке, сидящего в креслах и окруженного множеством
зверей, птиц и насекомых, постоянных действующих лиц в его баснях.
На барельефах изображены эпизоды из лучших его басен. Памятник был
сооружен на деньги, которые собирали по всей
России.
|
К.: формулировать
собственное мнение и позицию;
П.: осуществлять анализ
объектов; строить речевое высказывание в устной форме.
Р.: принимать и сохранять учебную
задачу;
|
Изучение новой темы. Работа до чтения.
|
Посмотрите на доску и
постарайтесь прочитать название произведения Крылова, с которым мы
познакомимся сегодня на уроке:
МААРТЫШИК И ИОЧК.
- Поднимите руку, кто видел
мартышку?
-
Где вы ее видели? Расскажите о ее повадках. (Любопытная, любит
гримасничать, подвижная)
-Чтобы текст басни нам
был понятен, давайте уточним значение некоторых слов.
Словарная
работа:
Мартышка-маленькая обезьяна.
Дюжина -12.
Полдюжины
-6.
Нанижет –оденет
подряд на нитку, проволоку.
Невежда
–необразованный, несведущий человек.
К худу клонит- к
плохому клонит.
Познатней – знать,
буржуазия, богачи.
Невежда -грубый,
невоспитанный человек.
Слушаем аудиозапись
басни И. А. Крылова.
-Постарайтесь увидеть картины, которые рисует
автор.
|
Р.: принимать и
сохранять учебную задачу.
П.: находить нужную
информацию в тексте.
К.: формулировать собственное мнение и
позицию.
|
Работа после чтения. Работа на
понимание.
|
Работа над языком басни.
- Сейчас поработаем над языком
басни.
- Прочитайте завязку, найдите
фразеологические обороты речи.
- Зло не так большой руки.
- Что это означает?
- Не так уж большое горе.
- Замените одним словом выражение “Лишь стоит
завести очки”
- Купить, достать, приобрести.
- Прочитайте развитие действия. Какие
средства художественной выразительности встретились?
- Очков с полдюжины себе она достала –
приобрела 6 штук очков.
- Очки не действуют никак – не
помогают.
- Подберите синоним к слову, нанижет –
наденет.
- Прочитайте кульминацию. Какие
фразеологические обороты речи встретились?
- Проку на волос нет – очень мало
пользы.
- Подберите синонимы к словам: прок –
польза
- Прочитайте развязку. Подберите синоним к
слову, хватила – швырнула, бросила.
- Встали ребята. Повернитесь лицом друг к
другу. Покажите как можно схватить друг друга за руки. Повернитесь
лицом ко мне. Покажите, как Мартышка хватила очки о
камень.
- Как понимаете выражение, брызги засверкали
– разлетелись на мелкие кусочки, похожие на капли воды.
- Прочитайте мораль. Назовите
фразеологические обороты.
- Цены не зная ей – чем полезна вещь, для
чего нужна вещь.
- К худу клонит – говорит плохо о
ней.
- То он ее еще и гонит – призывает других не
пользоваться этим предметом, вещью. Изгоняет из жизни, из
обихода.
- Подберите синоним к слову, познатней –
богаче, выше титулом.
5) Выделение главной
мысли произведения.
- Название басни “Мартышка и очки” выражает
идею или тему произведения?
- Тему.
- В каких строчках заключена идея
басни?
- В морали.
- Прочитайте.
Работа
в группах.
Выберите нравственные качества человека,
которые высмеивает И.А. Крылов в басне "Мартышка и
очки".
(Учащиеся получают карточки, где выделяют
нравственные качества)
Проверка работы.
Самоуверенность ложь лень
неблагодарность жадность глупость
скупость эгоизм невежество
зазнайство хвастовство
назойливость
|
Р.: определяют, о чем
идет речь в басне.
П.: строить речевое высказывание в устной
форме, находить нужную информацию в тексте.
|