2024-2025 оқу жылына арналған
Қысқа мерзімді сабақ жоспарларын жүктеп алғыңыз келеді ме?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен жасалған
Материалдар / Технологическая карта на тему " Имя существительное. Имя прилагательное."

Технологическая карта на тему " Имя существительное. Имя прилагательное."

Материал туралы қысқаша түсінік
оқушыларға, жас мамандарға арналған көмекші құрал
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады







Пояснительная записка



Перед современной школой стоит задача совершенствования учебно-воспитательного процесса повышения эффективности преподавания. Очень важно пробудить интерес у учащихся , положительное отношение к учебе.

Пособие составлено в форме технологической карты.Она включает на тему «Части речи» следующие страницы:

  1. Информационная карта

  2. Карта заданий

  3. Карта –тест

  4. Карта самоконтроля

Цель настоящего пособия, адресованного учащимся с казахским языком обучения:

  • дать теоретический и практический материал для развития русской речи учащихся средних и старших классов;

  • показать на конкретном материале пути и способы формирования и повышения знаний, умений и навыков по теме «Части речи»;

  • оказать практическую помощь учащимся по подготовке к экзаменам.

















Информационная карта «Имя существительное»


Должен знать :


Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы КТО? ЧТО?

І. Общее лексическое значение существительного – это ПРЕДМЕТ.

ІІ. Морфологические признаки:

1) постоянные признаки – собственное,нарицательное; одушевленное и неодушевленное; склонение; род;

2) непостоянные признаки – число , падеж.

ІІІ. Синтаксические признаки – подлежащее, дополнение, обстоятельство, сказуемое (именная часть составного сказуемого), определение(несогласованное)

По значению существительные делятся на группы:

Конкретные – называют предметы живой и неживой природы ( журнал, рыба, книга, сокол)

Вещественные – называют различные вещества (масло, сахар, бензин)

Отвлеченные – называют явления, которые вопринимаются мысленно(учение, радость, бег,любовь)

Собирательные – называют множество одинаковых предметов, как одно целое (молодежь, листва)


Существительные делятся на нарицательные и собственные:

Существительные , называющие однородные предметы, являются нарицательными.

Например: ученик, школа, республика, село, город, столица

Существительные , называющие единичные (индивидуальные) предметы, являются собственными.

Например: Марат, Достык, Казахстан, Шубарсу, Шымкент, Астана

Существительные бывают одушевленные и неодушевленные .

Одушевленные существительные называют предметы живой природы , к ним задается вопрос КТО? (дедушка, муха, корова, сорока)

Неодушевленные существительные называют предметы неживой природы, к ним задается вопрос ЧТО? ( стол, смех, капуста)


Все имена существительные в русском языке относятся к одному из трёх родов:

  1. мужской (м.р.) – класс, папа, дядя, путь, конь

  2. женский (ж.р.) – земля, мама, тётя, дочь, степь; ( все одушевленные и неодушевленные имена существительные на окончания –А, -Я кроме существительных , обозначающих лиц мужского пола и существительные , оканчивающиеся на мягкий знак Ь)

  3. Средний (ср.р) – небо, море, яблоко, поле.


Род существительного можно определить , подставив к нему слова МОЙ, МОЯ, МОЁ.

Например : мой дом, моя комната, моё село


Особую группу образуют существительные общего рода , которые могут обозначать людей и мужского, и женского пола: сирота, плакса, грязнуля, непоседа, соня и т.д.

По особому склонению на – ия женского рода (конференция); на –ий мужского рода (санаторий) ; на –ие ( собрание) среднего рода.



Существительные имеют два числа : единственное и множественное.

  1. Изменяются по числам конкретные существительные.

  2. Не изменяются по числам вещественные, отвлеченные, собирательные существительные.



Только форму единственного числа имеют :

  1. Вещественные существительные : молоко, сахар;

  2. Отвлеченные существительные : дружба , любовь;

  3. Собирательные существительные : молодежь, листва.

  4. Собственные существительные : Кавказ, Атамура ( издательство) Только форму множественного числа: Вещественные существительные : чернила, очистки; Отвлеченные существительные : каникулы, именины; Слова, обозначающие парные предметы: очки, ножницы.

І склонение

Имена существительные мужского и женского рода с окончанием

А; - Я

Вода, земля; папа, дядя

ІІ склонение

Имена существительные среднего рода с окончанием

-О;-Е ; мужского рода без окончания



Поле, село; конь, день, класс, снег

ІІІ склонение

Имена существительные женского рода на

Мать, дочь, степь, ночь, молодёжь

Существительные в единственном числе распределяются по трем типам склонения:

В русском языке 6 падежей:

Падежи

Вопросы

Примеры

1

Именительный

кто?что?

Мама, земля

2

Родительный

кого?чего?

Мамы,земли

3

Дательный

кому? чему?

Маме, земле

4

Винительный

кого? что?

Маму, землю

5

Творительный

кем? чем?

Мамой, землёй

6

Предложный

о ком? о чем?

О маме, о земле

Изменение существительных по падежам называется СКЛОНЕНИЕМ. Чтобы определить падеж существительных нужно:

1) Найти слово, от которого зависит существительное;

2) Задать от этого слова к существительному падежный вопрос.

При изменении по падежам некоторые существительные имеют разных склонений, они называются разносклоняемыми:

1) Существительные на – МЯ: бремя, время , племя, имя, семя, темя, пламя, вымя, знамя, стремя; 2) существительные мужского рода : путь.

Разносклоняемые существительные в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа имеют окончание –И, как существительные 3-его склонения, а в творительном падеже единственного числа – ем, как существительные 2-ого склонения.

Неизменяемые существительные. Некоторые существительные не изменяются в русском языке по падежам и числам. Они имеют одну форму - по падежам:

к пальто, без пальто.

по числам: новое пальто - новые пальто.

К ним относятся:

1)нарицательные и собственные существительныеиноязычного происхождения : какао, метро, кофе, кенгру и др.

  1. Сложносокращенные слова: ЭВМ, МГУ, ООН, ЕНТ и т. Существительные образуются с помощью разных суффикисов и приставок от разных частей речи : камень+щик - каменщик, прыгать - прыгун, город - при+город, воля – безволие

ЧЕРЕЗ ДЕФИС

Примеры

Второй корень начинается с гласной

Пол-апельсина, пол-оборота

С буквы

Пол-лимона

Собственное имя существительное

Пол- Алматы

СЛИТНО




Второй корень начинается с солгасной

Полгорода, полсвета

Слова с корнем полу-

Полупальто, полустанок

Буквы Ё-Е-О после щипящих в суффиксах и окончаниях существительных


Под ударением -О

Без ударения -Е

В окончаниях

/ /

Ножом, свечой

/ /

Со стажем, зеркальце

В суффиксах

Крючок, ручонка

Орешек,пенёчек


Исключения

Иноязычные слова после Ц сохраняют написание О в безударном положении

герцог

В иноязычных словах с суффиксом -ер под ударением пишется буква (Е), Ё









Правописание сложных имён существительных

ПИШУТСЯ СЛИТНО

1.Если образованы с помощью соединительной гласной – О,-Е

самОлёт; пылЕсос

2.если первый корень : аэро-, авто-, зоо-, кино-, мото-, гидро-, агро- , вело-, электро-,фото- ;

Аэропорт,автовокзал,зоопарк, кинотеатр,мотороллер,

гидротехника,велокросс,

  1. Если первый корень - глагол или числительное

Сорвиголова, пятидесятилетие

Пишутся через дефис

Образованные без соединительной гласной

Жар-птица, генерал-майор

С первой частью : экс-, обер-, штаб-,вице-

Экс- чемпион, обер-лейтенант, штаб-капитан, вице-министр

Названия единиц измерения

Киловатт-час, тонна-километр

Названия промежуточных

стран света

Северо –запад, юго-восток, норд-ост

У имен собственных

Римский-Корсаков, Усть -Каменогорск

Сложные существительные, образованные с корнем ПОЛ-

Правописание безударных суффиксов существительных

Следует запомнить, что:


В суффиксах

Пишется гласная


примеры

-отн-

О

беготня

-от-

высота

-ость-


молодость

-ет-


Е

нищета

-еств-

существо

-есть-

тяжесть

-тель-


учитель

-ин-

И

вышина

-изн-

белизна

-инств-

большинство















Карта заданий Должен уметь:

Задание №1.

Данные словосочетания распределите в две колонки

1) с одушевлёнными существительными;

2) с неодушевлёнными существительными;

Воинственный Марс, гневный Юпитер, дружная семья, опытный летчик, литературный тип,

Наше студенчество, передовая молодежь, плюшевый медвеженок, полевая мышь, ответственное лицо.

Задание №2.

Осложнённое списывание. Выпишите отдельно существительные мужского, женского и среднего рода, добавляя подходящие по смыслу прилагательные.

Сокол,тень, тюль,яхта, сорока, яблоня,яблоко, дирижабль, ночь, дверь, журнал, самолет и т.д.

Задание №3.

Данные слова распределите на 3 группы:

1) имеющие и единственное, и множественное число;

2) имеющие только единственное число;

3) имеющие только множественное число;

Армия, ботинки, Волга, сахар, сметана, ножницы, малина, рука, день, любовь,уголь, нога и др.

Задание №4

Определите склонение данных существительных:

Сосна, дверь, снеговик, степь, мужчина, облако, земля, истина, осень, дедушка, конь, чтение, служба и т.д.

Задание №5

Выделите лишнее слово :

Хлеб, очки, ручка, мука;

Посуда, парта,земля, юноша

Медведь, книга, лиса, человек

Задание № 6

От данных слов при помощи суффиксов образуйте клички животных: Шар, стрела, рыжий, звезда.

Задание №7 Выпишите имена существительные и произведите морфологический разбор:

Одна пчела немного меду натаскает. Задание №8 Подберите к данным нарицательным существительным собственные имена существительные и составьте предложения.

Республика, город, район, село, школа, улица,озеро, гора .

Задание № 9

Составьте кластер с существительными «Дружба» и «Профессия».

Задание №10

Измените число у существительных, данных в скобках. (Глаз) боятся, а (рука)делают. Маленькое (дела) лучше большого безделья. У плохого(мастеров) и пила плохая.

Задание №11 Назовите существительные в словосочетаниях с ударением в окончании слова:

Суп с перцем, говорить со сторожем, скрыться за шалашом, бежать рысцой, салат с огурцом, за синей тучей, назвать вестницей весны, быть молодцом, укрыться плащом, пять пальцев, беседовать с опытным врачом, найти двух птенцов.

Задание №12 Сделать морфологический разбор выделенного существительного в предложениях:

Ласточку люди называют вестницей весны.

Задание №13 Составить синквейн к слову врач . Задание №14

Просклоняйте имена существительные единственного числа земля, класс, яблоко


КАРТА - ТЕСТИРОВАНИЕ

1.Укажите существительное , употребляемое только во множественном числе:

А) белизна

Б) каникулы

В) бабушка

Г) дружба 2. .Разносклоняемые существительные в :

А) путь, семя, родня

Б) бремя, рояль, время

В) путь, время, семя

Г) ворота, темя, рельс


3 . Укажите существительные 3-его склонения:

А) конь, огонь

Б) помощь, рожь

В) вскачь, молодежь

Г) мяч, силач


4.Правильное окончание существительных первого

склонения в :

А) сорока, сороки, сороке, сороку, сорокой, о сороке

Б) сорока, сорокы, сороку, сорока, о сороке, сорокой

В) сорока, сороки, сороку, сорокой, сороке, осороке

Г) сорока, сорокой, сороке, сороку, о сороке, сороках


5.Найдите существительные первого склонения :

А) помощь, ракета, космос

Б ) планета, земля, дядя

В) деньги, правда, карта

Г) столица, степь, облако


6.Укажите существительные общего рода в :

А) шимпанзе, леди, метро

Б) плакса, соня, неряха

В) терраса, регби, рабочий

Г) молодость, работяга, больной

7. Несклоняемые существительные в:

А) эскимо, мадам, денди

Б) ООН, скорость, шоссе

В) работник, искусство, кашне

Г) выскочка, одежда, фрау

8. Укажите существительные , употребляемое только в единственном числе:

А) молоко, сахар, крыло

Б) молодежь, листопад, зло

В) молоко, сахар, любовь

Г) любовь, картина, добро

9. Укажите собственные имена существительные :

А) Балхаш, Юрта, ГАИ

Б) Аул, Интеллект, Москва

В) Семиречье, Туркестан, Астана

Г) Отчизна, Доброта, Атамура

10. Правильный вариант склонения существительного :

А) мозоль, мозоли, мозоли, мозоль, мозолью, о мозоли

Б) мозоль, мозоли, мозоле, мозолью, о мозоли, мозолем

В) мозоль, мозоля, мозоли, мозоль, мозолей, о мозоли

Г) мозоль, мозоле, мозолью, мозоли, мозолью, о мозоли


КАРТА САМОКОНТРОЛЯ


Что такое имя существительное?


Какие морфологические признаки имеют имена существительные?


Назовите постоянные и непостоянные признаки имен существительных.


Какую синтаксическую роль оно имеет?


Какие существительные называются одушевлёнными , а какие - неодушевлёнными?


Как определяется род существительных?


Как изменяются существительные по числам?


Сколько падежей в русском языке?


Что называется склонением?


Какие существительные относятся к первому, ко второму и к третьему склонениям?


Какие существительные называются разносклоняемыми?


Какие сложные имена существительные пишутся слитно, а какие - через дефис?


Как пишутся сложные существительные с корнем ПОЛ-?


Что нужно запомнить при правописании безударных суффиксов существительных?


В каких случаях пишутся буквы Ё-Е-О после щипящих в суффиксах и окончаниях существительных.













Имя прилагательное

ДОЛЖЕН ЗНАТЬ :

Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы Какой ? Какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чьё? Чьи?

І. Общее лексическое значение прилагательного – это ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА.

ІІ. Морфологические признаки:

Род, число ,падеж; Они изменяются по родам , числам и падежам.

Начальная форма прилагательного – Именительный падеж, мужской род, единственное число.

ІІІ. Синтаксические признаки –сказуемое (именная часть ) , определение(согласованное)

По значению и грамматическим особенностям имена прилагательные делятся на :

Качественные

Относительные

Притяжательные

1.признак по – форме

- размеру

- вкусу

- цвету

- звуку

- весу

- запаху

- общим качествам

2. Полные (изменяются по падежам, числам, родам)

Краткие (изменяются по числам, родам, имеют только Именительный пад.)

1.обозначают

- материал

-количество

-место нахождения

-время

-назначение

-вес

-длину

-меру

2. не имеют краткой формы и степеней сравнения; антонимов, не сочетаются с наречием ОЧЕНЬ

1. обозначают принадлежность чего-либо какому-нибудь лицу.


2.отвечают на вопрос ЧЕЙ?


3.изменяются по падежам, числам и родам



Качественные прилагательные:

Только полные

Передовой,умелый, дельный

Только краткие

Рад, должен, надобен, горазд

Имеют степени сравнения:

Сравнительная простая (суф. –ее-, -ей-, -ш-; приставка по- ; составная – более, менее + прилагательное;

Превосходная простая (суф. –ейш-, -айш-; приставка наи- ; составная - самый, наиболее, наименее+ прилагательное


Умнее , подобрей

Более добрый, менее умный


Мягчайший, красивейший наилучший

Самый быстрый, наиболее спокойный

В отличие от относительных сочетаются с наречиями степени

Крайне слабый, очень сильный

Переход прилагательных

Из одного разряда в другой

Примеры

Относительное в качественное


Свинцовая пуля - свинцовые тучи

Стальной нож – стальной характер

Притяжательные в относительные и качественные

Медвежья пасть – медвежья шуба, медвежья походка

Качественные в относительные

Живой человек – живая изгородь

Из одной части речи в другую


Прилагательное в существительное

Столовая комната -столовая

Числительное в прилагательное

Первый по счету – первый ученик

Причастия в прилагательные

Блестящие на солнце – блестящие результаты





Словообразование прилагательных с помощью суффиксов,приставок.

Два Н ( НН) пишется :

Примеры

1.В прилагательных, образованных с помощью суффикса –Н- от существительных с основой на - Н

Сон-сонный; весна –весенний; туман-туманный; конь-конный

2.В прилагательных , образованных с помощью суффиксов –ОНН-; -ЕНН-

Солома- соломенный;

Экскурсия- экскурсионный

3.в кратких прилагательных, образованных от полных, имеющих два- Н- (НН)

Исключение : Ветреный

Длинная дорога –дорога длинна;

Торжественная речь- речь торжественна

Одно Н пишется

Примеры

1. В прилагательных , образованных с помощью суффикса –ИН-

Гусь-гусиный; лебедь-лебединый

2. В прилагательных , образованных с помощью суффиксов –АН-; -ЯН-

Кожа- кожаный, серебро-серебряный

Исключение : Стеклянный, оловянный, деревянный

3.в прилагательных, не имеющих суффикса:

Юн-ый садовод, румяное лицо

В относительных прилагательных пишется суффикс –СК- :

Матросский- матрос ; кавказский- Кавказ

Суффикс – К- пишется:

1.В качественных прилагательных, которые имеют краткую форму.

2.В некоторых относительных прилагательных, образованных от существительных с основой на –К, -Ч, -Ц.


Низкий- низок; дерзкий – дерзок.

Грецкий- грек; ткацкий-ткач; немецкий- немец.


1.Прилагательные могут быть образованы от других прилагательных с помощью приставок

Вкусный- невкусный; шумный- бесшумный

2.при присоединении приставки ПРЕ- у прилагательного обычно появляется значение , близкое к слову «очень»

Превысокий, прегрубый, прегрязный

3.При присоединении приставок НЕ-, БЕЗ- , ДЕ-, АНТИ- появляется противоположное значение исходному слову. ( антонимы)

Надёжный- ненадёжный;

научный – антинаучный;


Частица НЕ- с прилагательными пишется СЛИТНО:

1.Если слово без НЕ не употребляется 2.Если слово с НЕ можно заменить близким по значению словом без Не:

Невзрачный, небрежный

Нездоровый – больной; невесел- грустен

НЕ пишется РАЗДЕЛЬНО: 1.Если в предложении есть противопоставление

Путь был не легким, а трудным.

Словообразование прилагательных с помощью сложения основ



1.от подчинительных словосочетаний:

Народное хозяйство -народнохозяйственный

2.от сочинительных словосочетаний:

Русско- английский – русский и английский

Через дефис пишутся:

1.сложные прилагательные, обозначающие сочетания цветов:

Ярко- жёлтый; тёмно- зелёный

2. сложные прилагательные, обозначающие стороны света:

Юго - западный; северо –восточный район

3.сложные прилагательные, образованные от существительных, имеющих дефис:

Усть –Каменогорск – усткаменогорский поезд







КАРТА ЗАДАНИЙ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

Задание №1. Согласуйте прилагательные с данными существительными:

На (белая) березе; под ( молодой) деревом; о (ранняя) весне; в (новый) костюме; синий(море); деревянный (парта)

Задание№2.

Выделите суффиксы прилагательных.

Сельский, французский, радостный, кожаный, серебряный, осенний, длинна, грецкий, вкуснейший, сильнее, экскурсионный.

Задание №3.

Подберите имена прилагательные к данным существительным:

Праздник, зима, весна, ученики, школа, республика, любовь.

Задание №4.

Найдите «Четвёртое лишнее»:

Красивый, умный, добрый, бумажный;

Спокойно, густо, весело, мягко;

Веселье, весёлый, веселиться, веселить.

Задание№ 5. Вставьте окончания имён прилагательных в предложениях. Нов... год – один из самых весёл... праздников во всём мире. Сам… мелк… порода пони – шотландская.

Задание № 6.

Подберите антонимы к данным качественным прилагательным:

Весёлый - Жаркий -

Громкий - Добрый –

Задание № 7.

Образуйте от данных качественных прилагательных сравнительную и превосходную степени .

Крупный -

Сильный –

Лучший -

Задание №8.

Распределите данные относительные прилагательные по группам: По месту; по времени; по материалу.

Вечерний, вишневый, городской, летний, золотой, верхний, яблочный, утренний, московский, кожаный, серебряный, районный, передний.

Задание № 9.

Вставьте пропущенные окончания прилагательных в словосочетаниях.

Зимн... утро, осенн... листья, холодн... земля, сильн... мороз, яблочн... дерево, зимн... каникулы, яблочн... пирог, хрустальн... ваза, глиняная статуя.

КАРТА – ТЕСТИРОВАНИЕ

  1. Укажите относительные прилагательные :

А) кошкин , сестрин, лисий;

Б) белый, красивый, светлый;

В) морской, казахский, январский

2. Прилагательные в сравнительной степени в:

А) умнее, более добрый, красивей;

Б) худший, скромнее, тихий;

В) самый трудный, выше всех, лучше его.


3. Укажите словосочетание с качественным прилагательным :

А) цветное платье;

Б) волчий след;

В) деревянный стол.


  1. Укажите сложное прилагательное , которое пишется через дефис:

А) ( солнце) защитные очки;

Б) (северо) западный район;

В) (разно)цветная радуга.


5. Найдите предложении с подлежащим , выраженное прилагательным:

А) Во время ужина дети не подходили к взрослым.

Б) Взрослые не оставляют детей без присмотра.

В) Дети выросли и стали взрослыми.

  1. Правильные окончания прилагательных в :

А) ранний, раннего, раннему, ранний, ранним, о раннем;

Б) ранний, ранним, раннего, ранниму, ранний, раннем;

В) ранний, раннего ранний, ранним, раннем, о раннем















КАРТА САМОКОНТРОЛЯ

  1. Какая часть речи называется именем прилагательным?



  1. Начальная форма имени прилагательного

3 .Как согласуется имя прилагательное с существительным?

4.На какие разряды делятся по значению имена прилагательные?

5.Какие признаки называют качественные прилагательные ?

6.Что обозначают относительные прилагательные?

7.Что обозначают притяжательные прилагательные и какие суффиксы они имеют?

8.Какие формы имеют качественные прилагательные?

9.Каким членом предложения являются качественные прилагательные в краткой форме?

10.Какую форму имеют относительные прилагательные?

11. Какую синтаксическую роль выполняет имя прилагательное?

12.Какие степени сравнения имеют качественные прилагательные?

13. В каких случаях пишутся два Н в прилагательных , а в каких – одна Н?

14.Как пишется частица НЕ с прилагательными?

15.Как образуются сложные прилагательные и как они пишутся?

23 Қаңтар 2019
453
Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі