Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Тема: " Тепловые явления - повторительно-обобщающий урок" 8 класс
беріледі
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
«Тепловые явления»- повторительно-обобщающий урок
8 класс
Цель урока: повторение, обобщение и углубление материала, развитие познавательных и творческих способностей, проверить умения и навыки при решении задач, продолжить развитие творчества учащихся.
Задачи урока:
Образовательные: учить учащихся грамотно излагать свои мысли;
проверить усвоение учащимися физических формул; выявить уровень сформированности умений учащихся решать типовые задачи на тепловые процессы графически.
Воспитательные: повысить познавательный интерес учащихся к данной теме и предмету в целом, создать условия для практического применения знаний, умений, навыков по изученным темам. Развивать интерес к изучению окружающего мира через уроки физики. Приучать учащихся к аккуратности при оформлении решений задач, графиков.
Развивающие: Развивать самостоятельность мышления, воспитывать чувство ответственности, воспитывать культуру умственного труда. Продолжить развивать умения анализировать условия заданий, обобщать изученный материал.
Оборудование: презентация к уроку, компьютер, экран, видеопроектор, картина А.К. Саврасова «Грачи прилетели», картина И.И. Шишкина «Зима», «Путевые листки» (для учащихся)
Запись на доске: «Физику все дружно изучайте
И задачи разные решайте
Вам помогут в жизни эти знанья-
Не страшны вам будут все заданья,
По плечу вам станут все терзанья!»
Этапы урока:
-
Организационный момент
-
Актуализация знаний
-
Повторение:
-
1 станция «Отгадай кроссворд»
-
2 станция «Разминка»
-
3 станция «Тесты из Интернета»
-
4 станция «Время формул»
-
5 станция «Предъяви пропуск»
-
6 станция «Прочти меня»
-
7 станция «Почемучка»
-
8 станция «Экспериментальная»
-
-
Рефлексия
-
Домашнее задание
Ход урока.
Учитель: «Здравствуйте! Очень приятно вновь встретится с вами на уроке физики, уверена, что вы готовы к повторительно-обобщающему уроку, на котором мы заглянем в мир знаний о тепловых явлениях и отправимся в путешествие на экспресс поезде «Тепловые явления». Почему мы выбрали эту тему? Роль тепловых явлений в природе очень велика. Тепловые явления обуславливают жизнь на планете. Ребята, тепловые явления о которых мы с вами говорим сегодня, очень часто встречаются в природе.
Источники тепловых явлений:
-
природные: звёзды, Солнце, молния и гейзеры;
-
искусственные: выделение теплоты за счёт химических реакций, в результате протекания электрического тока по проводнику.
Тепловые явления -это очень красивые явления. Поэты и художники часто описывают их в своих произведениях. Взгляните на картину А.К. Саврасова «Грачи прилетели», на картину И.И. Шишкина «Зима». Как вы думаете, почему именно эти репродукции нам понадобились на уроке?»
Ученики: (возможные варианты ответов)
1-ый: «Я думаю, мы сегодня будем повторять тепловые явления»
2-ой: « … На картине «Грачи прилетели» около деревьев изображены лужи чистой воды, которые образуются в результате таяния снега, то есть плавления»
3-ий: «На картине «Зима» деревья покрыты хлопьями пушистого снега. Снежинка–это кристалл, а образование снега - процесс кристаллизации.
Учитель: Посмотрите в окно,взгляните на небо. Сегодня оно необычное. Что вы видите?Как это связано с нашей темой?
Давайте,послушаем сообщение на тему «Облака»,подготовленное вашим одноклассникам.
Учитель: 1 станция «Отгадай кроссворд». Задача-быстрее решить кроссворд.
Поднимитесь по ступенькам этой лесницы-кроссворда, где:
-
Важная для тепловых явлений физическая величина. (Температура)
-
Понижение температуры. (Охлаждение)
-
Процесс превращения твердого тела в жидкость. (Плавление)
-
Одно из агрегатных состояний вещества. (Жидкость)
-
Один из источников энергии. (Топливо)
-
Наглядное изображение зависимостей между величинами. (График)
-
Жидкие атмосферные осадки. (Дождь)
-
Вид твердого состояния воды. (Снег)
-
Газообразное состояние вещества. (Пар)
Учитель: «Молодцы, спасибо! Ребята, а сейчас мы находимся на станции «Разминка». Нам необходимо разделиться на две команды: первый ряд - «Дождь», второй - «Снег». Я буду зачитывать вопрос, а вы в быстром темпе даете разъяснения, кто знает, тот сразу начинает отвечать, остальные молча, не перебивая, слушают.
?В каком случае тела могут совершать работу? Виды энергии.
(Тела могут совершать работу только в том случае, если они обладают энергией. Чем большей энергией обладает тело, тем большую работу оно может совершить. Виды энергии: кинетическая, потенциальная, внутренняя.)
?Какую энергию называют внутренней? Как ее можно изменить?
( Сумма кинетической и потенциальной энергии молекул, из которых состоит тело, называется внутренней энергией тела. Внутреннюю энергию можно изменить двумя способами: совершением работы и теплопередачей)
?Что такое теплопередача? Виды теплопередачи.
(Процесс изменения внутренней энергии тела без совершения работы называется теплопередачей. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение.)
?Что такое теплопроводность?
( Явление переноса энергии от участков тела с большей температурой к участкам с меньшей температурой, которое происходит в результате взаимодействия частиц вещества друг с другом.)
?Что такое конвекция?
(Перенос тепловой энергии направленным движением молекул вещества: струёй, потоком.)
?Что такое излучение?
(Все нагретые тела передают тепловую энергию другим телам путем излучения. Чем выше температура излучающего тела, тем больше тепловой энергии оно излучает)
?Что понимают под удельной теплоемкостью вещества?
( Количество теплоты, которое необходимо для изменения температуры вещества массой 1 кг на 1°С )
?Как рассчитать количество теплоты? Единица количества теплоты.
( Чтобы рассчитать количество теплоты нужно удельную теплоемкость вещества умножить на массу тела и на разность между начальной и конечной температурой. Единица количества теплоты - ДЖОУЛЬ)
?Что называется теплотой сгорания топлива? Единица удельной теплоты сгорания топлива.
(Количество теплоты, которое выделяется при полном сгорании топлива массой 1 кг называется удельной теплотой сгорания. Единица удельной теплоты сгорания топлива Дж/кг)
?Чему равна удельная теплоемкость воды?
(4200 Дж/кг °С, это значит что для нагревания воды массой 1 кг на 1 °С требуется количество теплоты, равное 4200 Дж)
Учитель: Молодцы! Наш экспресс поезд стал длиннее ещё на один вагон - это значит, что мир ваших знаний расширился и укрепился. Сейчас объявляется станция «Тесты из Интернета».
Тест 1.
.Благодаря какому явлению распространяется запах духов?
А ) Диффузии
В )Конвекции
С )Электризации
Д )Ионизации
Е )Явлению переноса.
Тест2.
Какие единицы удельной теплоемкости. Вам известны?
А )Дж\кг
В )Дж\кг С
С )Дж*кг
Д)Дж*кг\С
Е )Дж\С
Тест 3.
Какое движение называется тепловым?
А ) Движение нагретого воздуха.
В )Движение тела под дейсвием внешней силы.
С)Беспорядочные движение молекул.
Д )Тепловое излучение.
Е)Движене броуновских частиц.
Тест 4.
Каким способом осуществляется передача энергии от Солнца к Земле?
А)Теплопроводностью.
В )Излучением.
С ) Конвекцией.
Д )Всеми вышеперечисленным способами.
Е )Диффузией.
Тест 5.
Какова точка плавления льда по абсолютной шкале температур?
А )00 С
В)0 К
С ) 273 К
Д ) -273 К
Е ) 373 К
Тест 6.
Какая из указанных шкал не является шкалой термометра?
А )Цельсия
В ) Фаренгейта
С ) Торричелли
Д ) Реомюра
Е ) Кельвина
Тест 7.
Почему из алюминиевой кружки пить горячий чай труднее,чем из стеклянного стакана?
А ) Теплопроводность алюминия больше,чем у стекла.
В ) теплоемкость алюминия больше,чем у стекла.
С ) Теплопроводность алюминия меньше,чем у стекла.
Д ) Теплоемкость алюминия меньше, чем у стекла.
Е ) Пить горячий чай одинаково трудно как из алюминиевой кружки,так и из стеклянного стакана.
Тест 8.
Что называют внутренней энергией тела?
А )Энергию движения и взаимодействия частиц,из которых состоит тело.
В )Только энергию взаимодействия частиц,из которых состоит тело.
С ) Только энергию взаимодействия частиц,из которых состоит тело.
Д ) Кинетическую и потенциальную энергию тела.
Е ) Только кинетическую энергию тела.
Тест 9.
Какой вид теплопередачи не сопровождается переносом вещества?
А ) Только излучение.
В ) Только конвекция.
С ) Только теплопроводность.
Д ) Излучение и теплопроводность.
Е ) Излучение и конвекция.
Тест 10.
Какие из тел – твердые тела,жидкости или газа-обладают наибольшей теплопроводностью?
А )Твердые тела.
В ) Жидкости и газы.
С )Газы.
Д ) Жидкости и твердые тела.
Е ) Жидкости.
Ответы: 1.А
2.В
3.С
4.В
5.С
6.С
7.А
8.А
9.Д
10.А
Учитель: «Спасибо , а мы с вами находимся на новой станции «Время формул», которые используются при решении задач по теме «Тепловые явления». Каждый команда должны в течение минуты заселить пустующий остров формулами, беря буквенные значения с острава «Величины». Выигрывает тот, кто быстрее справиться с заданием. (После выполнения этого задания формулы с доски стираются).
Следующее задание, такое: напишите по памяти все формулы, которые мы использовали в данной теме при решении задач, на «Путевых листках», которые у вас лежат на парте. После выполнения этого задания листки отложите в сторону.
Учитель: Но наш сегодняшний урок, урок закрепления знаний, поэтому, если кто, то и не смог вспомнить все формулы и записать их, не беда. Мы поможем вам на станции «Предъяви пропуск». Здесь мы будем решать задачи, а пропуск к их решению – это знание формул. Прочитайте условия задачи и скажите с помощью, какой формулы ее можно решить? Решите задачу.
Задача 1. Вычислите,сколько энергии выделится при полном сгорании керосина массой 200г,если удельная теплота сгорания керосина 4,6*107 Дж\кг?
Задача 2. На сколько увеличится внутренняя энергия 4т железа при плавлений, если удельная теплота плавления железа 2,7*105 Дж\кг?
Задача3. Сколько энергии потребуется для плавления куска свинца массой 0,5кг,взятого при температуре 270 С? Температура плавления свинца 3270 С,удельная теплота плавления 0,25*105 Дж\кг,удельная теплоёмкость свинца 140 Дж\кг0 С?
Задача 4.
Какое количество теплоты необходимо сообщить воде массой 10 г,взятой при 00 С,для того,чтобы нагреть её до кипения и испарить?Температура кипения воды 1000С, удельная теплоёмкость воды 4200 Дж\кг0 С,удельная теплота парообразования воды 2,3*106 Дж\кг.
Учитель: Мы приблизились к станции «Прочти меня». Умеем ли мы читать графики? Что не получалось у нас? На эти и другие вопросы мы получим ответы на этой станции, итак перед вами график. У вас на «Путевых листках» он тоже есть.
Задание 1. Что означает зеленый график (от -10 до 0)? (Нагревание льда, который имел температуру – 10 градусов)
Задание 2. Что означает красный график (от 0 до 0)? (Плавление льда)
Задание 3. Что означает желтый график (от 0 до 100 градусов)? (Нагревание воды, который имел температуру 0 градусов до кипения)
Задание 4. Что означает синий график (от 100 до 100 градусов)? (Кипение воды и её испарение при неизменной температуре)
Учитель: «Ребята, на предыдущем уроке вам на дом было задано также подготовить интересные вопросы по теме урока, вы готовы? Если да, то мы с вами на станции «Почемучка» ( Стихи на тепловые явления).
1.А.С.Пушкин «Евгений Онегин»
В окне увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Курины,кровли и забор
На стеклах лёгкие узоры,
Деревья в зимнем серебре..
Вопрос: Что определяет с точки зрения физики, «на стёклах лёгкие узоры?»
Ответ: Кристаллики замёршей воды,её твердое состояние.
2.Иван Суриков «Золилась заря»
От цветов на полях
Льётся запах кругом,
И сияет роса
На траве серебром
Вопрос: Какое физические явления нашло отражение в этом отрывке?
Ответ: Конденсация. Образование росы.
3.Д.Б.Кедрин «Мороз на стеклах»
Пейзаж тропического лета
Рисует стужа на окне.
Зачем ей розы?Видно это
Зима тоскует о весне.
Вопрос: Какое физическое явление нашло отражение в этом отрывке?
Приведите на физическую терминологию процесс»рисование» стужи на окне.
Ответ: Кристаллизация.
4.Е.Баратынский «Весна»
Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Взревев,река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!
Вопрос: В каком агрегатном состоянии находится вода?
Какие тепловые процессы отражены в этом отрывке?
Ответ: Вода в жидком и твердом состоянии. Процессы нагревания и плавления.
Учитель: «Молодцы! Очень интересные вопросы и эксперимент удачный, я тоже вам приготовила кое-что и станция «Экспериментальная» готова нас принять. Прошу внимания!(Конкурс капитанов)
Опыт 1: «Кипение воды в бумажной кастрюле»
Цель: Заставить воду закипеть в спичечном коробке»
В бумажной спичечный коробок наливают воду и снизу подносят зажженную свечу. Через некоторое время вода закипит,а спичечный коробок не загорается. Обьясните почему?
Ответ: Вся тепло от пламени поглощается водой,так как у нее большая удельная теплоемкость,и все тепло на кипение и парообразование.
Опыт2.
сертификат алыңыз!