Материалдар / Тема: " Тепловые явления - повторительно-обобщающий урок" 8 класс
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Тема: " Тепловые явления - повторительно-обобщающий урок" 8 класс

Материал туралы қысқаша түсінік
9 сынып, мұғалімдерге арналған саябақтың қысқа мерзімді жоспары
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
10 Маусым 2019
492
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

«Тепловые явления»- повторительно-обобщающий урок

8 класс




 Цель урока: повторение, обобщение и углубление материала, развитие познавательных и творческих способностей, проверить умения и навыки при решении задач, продолжить развитие творчества учащихся.

Задачи урока:

Образовательные:  учить учащихся грамотно излагать свои мысли;

проверить усвоение учащимися физических формул; выявить уровень сформированности умений учащихся решать типовые задачи на тепловые процессы графически.

Воспитательные:   повысить познавательный интерес учащихся к данной теме и предмету в целом, создать условия для практического применения знаний, умений, навыков по изученным темам. Развивать интерес к изучению окружающего мира через уроки физики. Приучать учащихся к аккуратности при оформлении решений задач, графиков.

 Развивающие:  Развивать самостоятельность мышления, воспитывать чувство ответственности, воспитывать культуру умственного труда. Продолжить развивать умения анализировать условия заданий, обобщать изученный материал.

Оборудование: презентация к уроку, компьютер, экран, видеопроектор, картина А.К. Саврасова «Грачи прилетели», картина И.И. Шишкина «Зима», «Путевые листки» (для учащихся)

Запись на доске: «Физику все дружно изучайте

И задачи разные решайте

Вам помогут в жизни эти знанья-

Не страшны вам будут все заданья,

По плечу вам станут все терзанья!»

Этапы урока:

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

  3. Повторение:

    • 1 станция «Отгадай кроссворд»

    • 2 станция «Разминка»

    • 3 станция «Тесты из Интернета»

    • 4 станция «Время формул»

    • 5 станция «Предъяви пропуск»

    • 6 станция «Прочти меня»

    • 7 станция «Почемучка»

    • 8 станция «Экспериментальная»

  4. Рефлексия

  5. Домашнее задание

Ход урока.

Учитель: «Здравствуйте! Очень приятно вновь встретится с вами на уроке физики, уверена, что вы готовы к повторительно-обобщающему уроку, на котором мы заглянем в мир знаний о тепловых явлениях и отправимся в путешествие на экспресс поезде «Тепловые явления». Почему мы выбрали эту тему? Роль тепловых явлений в природе очень велика. Тепловые явления обуславливают жизнь на планете. Ребята, тепловые явления о которых мы с вами говорим сегодня, очень часто встречаются в природе.

Источники тепловых явлений:

  • природные: звёзды, Солнце, молния и гейзеры;

  • искусственные: выделение теплоты за счёт химических реакций, в результате протекания электрического тока по проводнику.

Тепловые явления -это очень красивые явления. Поэты и художники часто описывают их в своих произведениях. Взгляните на картину А.К. Саврасова «Грачи прилетели», на картину И.И. Шишкина «Зима». Как вы думаете, почему именно эти репродукции нам понадобились на уроке?»

Ученики: (возможные варианты ответов)

1-ый: «Я думаю, мы сегодня будем повторять тепловые явления»

2-ой: « … На картине «Грачи прилетели» около деревьев изображены лужи чистой воды, которые образуются в результате таяния снега, то есть плавления»

3-ий: «На картине «Зима» деревья покрыты хлопьями пушистого снега. Снежинка–это кристалл, а образование снега - процесс кристаллизации.

Учитель: Посмотрите в окно,взгляните на небо. Сегодня оно необычное. Что вы видите?Как это связано с нашей темой?

Давайте,послушаем сообщение на тему «Облака»,подготовленное вашим одноклассникам.

Учитель: 1 станция «Отгадай кроссворд». Задача-быстрее решить кроссворд.



Поднимитесь по ступенькам этой лесницы-кроссворда, где:

  1. Важная для тепловых явлений физическая величина. (Температура)

  2. Понижение температуры. (Охлаждение)

  3. Процесс превращения твердого тела в жидкость. (Плавление)

  4. Одно из агрегатных состояний вещества. (Жидкость)

  5. Один из источников энергии. (Топливо)

  6. Наглядное изображение зависимостей между величинами. (График)

  7. Жидкие атмосферные осадки. (Дождь)

  8. Вид твердого состояния воды. (Снег)

  9. Газообразное состояние вещества. (Пар)

Учитель: «Молодцы, спасибо! Ребята, а сейчас мы находимся на станции «Разминка». Нам необходимо разделиться на две команды: первый ряд - «Дождь», второй - «Снег». Я буду зачитывать вопрос, а вы в быстром темпе даете разъяснения, кто знает, тот сразу начинает отвечать, остальные молча, не перебивая, слушают.

?В каком случае тела могут совершать работу? Виды энергии.

(Тела могут совершать работу только в том случае, если они обладают энергией. Чем большей энергией обладает тело, тем большую работу оно может совершить. Виды энергии: кинетическая, потенциальная, внутренняя.)

?Какую энергию называют внутренней? Как ее можно изменить?

( Сумма кинетической и потенциальной энергии молекул, из которых состоит тело, называется внутренней энергией тела. Внутреннюю энергию можно изменить двумя способами: совершением работы и теплопередачей)

?Что такое теплопередача? Виды теплопередачи.

(Процесс изменения внутренней энергии тела без совершения работы называется теплопередачей. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение.)

?Что такое теплопроводность?

( Явление переноса энергии от участков тела с большей температурой к участкам с меньшей температурой, которое происходит в результате взаимодействия частиц вещества друг с другом.)

?Что такое конвекция?

(Перенос тепловой энергии направленным движением молекул вещества: струёй, потоком.)

?Что такое излучение?

(Все нагретые тела передают тепловую энергию другим телам путем излучения. Чем выше температура излучающего тела, тем больше тепловой энергии оно излучает)

?Что понимают под удельной теплоемкостью вещества?

( Количество теплоты, которое необходимо для изменения температуры вещества массой 1 кг на 1°С )

?Как рассчитать количество теплоты? Единица количества теплоты.

( Чтобы рассчитать количество теплоты нужно удельную теплоемкость вещества умножить на массу тела и на разность между начальной и конечной температурой. Единица количества теплоты - ДЖОУЛЬ)

?Что называется теплотой сгорания топлива? Единица удельной теплоты сгорания топлива.

(Количество теплоты, которое выделяется при полном сгорании топлива массой 1 кг называется удельной теплотой сгорания. Единица удельной теплоты сгорания топлива Дж/кг)

?Чему равна удельная теплоемкость воды?

(4200 Дж/кг °С, это значит что для нагревания воды массой 1 кг на 1 °С требуется количество теплоты, равное 4200 Дж)

Учитель: Молодцы! Наш экспресс поезд стал длиннее ещё на один вагон - это значит, что мир ваших знаний расширился и укрепился. Сейчас объявляется станция «Тесты из Интернета».


Тест 1.

.Благодаря какому явлению распространяется запах духов?

А ) Диффузии

В )Конвекции

С )Электризации

Д )Ионизации

Е )Явлению переноса.

Тест2.

Какие единицы удельной теплоемкости. Вам известны?

А )Дж\кг

В )Дж\кг С

С )Дж*кг

Д)Дж*кг\С

Е )Дж\С

Тест 3.

Какое движение называется тепловым?

А ) Движение нагретого воздуха.

В )Движение тела под дейсвием внешней силы.

С)Беспорядочные движение молекул.

Д )Тепловое излучение.

Е)Движене броуновских частиц.

Тест 4.

Каким способом осуществляется передача энергии от Солнца к Земле?

А)Теплопроводностью.

В )Излучением.

С ) Конвекцией.

Д )Всеми вышеперечисленным способами.

Е )Диффузией.

Тест 5.

Какова точка плавления льда по абсолютной шкале температур?

А )00 С

В)0 К

С ) 273 К

Д ) -273 К

Е ) 373 К

Тест 6.

Какая из указанных шкал не является шкалой термометра?

А )Цельсия

В ) Фаренгейта

С ) Торричелли

Д ) Реомюра

Е ) Кельвина

Тест 7.

Почему из алюминиевой кружки пить горячий чай труднее,чем из стеклянного стакана?

А ) Теплопроводность алюминия больше,чем у стекла.

В ) теплоемкость алюминия больше,чем у стекла.

С ) Теплопроводность алюминия меньше,чем у стекла.

Д ) Теплоемкость алюминия меньше, чем у стекла.

Е ) Пить горячий чай одинаково трудно как из алюминиевой кружки,так и из стеклянного стакана.

Тест 8.

Что называют внутренней энергией тела?

А )Энергию движения и взаимодействия частиц,из которых состоит тело.

В )Только энергию взаимодействия частиц,из которых состоит тело.

С ) Только энергию взаимодействия частиц,из которых состоит тело.

Д ) Кинетическую и потенциальную энергию тела.

Е ) Только кинетическую энергию тела.

Тест 9.

Какой вид теплопередачи не сопровождается переносом вещества?

А ) Только излучение.

В ) Только конвекция.

С ) Только теплопроводность.

Д ) Излучение и теплопроводность.

Е ) Излучение и конвекция.

Тест 10.

Какие из тел – твердые тела,жидкости или газа-обладают наибольшей теплопроводностью?

А )Твердые тела.

В ) Жидкости и газы.

С )Газы.

Д ) Жидкости и твердые тела.

Е ) Жидкости.



Ответы: 1.А

2.В

3.С

4.В

5.С

6.С

7.А

8.А

9.Д

10.А

Учитель: «Спасибо , а мы с вами находимся на новой станции «Время формул», которые используются при решении задач по теме «Тепловые явления». Каждый команда должны в течение минуты заселить пустующий остров формулами, беря буквенные значения с острава «Величины». Выигрывает тот, кто быстрее справиться с заданием. (После выполнения этого задания формулы с доски стираются).



Следующее задание, такое: напишите по памяти все формулы, которые мы использовали в данной теме при решении задач, на «Путевых листках», которые у вас лежат на парте. После выполнения этого задания листки отложите в сторону.

Учитель: Но наш сегодняшний урок, урок закрепления знаний, поэтому, если кто, то и не смог вспомнить все формулы и записать их, не беда. Мы поможем вам на станции «Предъяви пропуск». Здесь мы будем решать задачи, а пропуск к их решению – это знание формул. Прочитайте условия задачи и скажите с помощью, какой формулы ее можно решить? Решите задачу.

Задача 1. Вычислите,сколько энергии выделится при полном сгорании керосина массой 200г,если удельная теплота сгорания керосина 4,6*107 Дж\кг?

Задача 2. На сколько увеличится внутренняя энергия 4т железа при плавлений, если удельная теплота плавления железа 2,7*105 Дж\кг?

Задача3. Сколько энергии потребуется для плавления куска свинца массой 0,5кг,взятого при температуре 270 С? Температура плавления свинца 3270 С,удельная теплота плавления 0,25*105 Дж\кг,удельная теплоёмкость свинца 140 Дж\кг0 С?

Задача 4.

Какое количество теплоты необходимо сообщить воде массой 10 г,взятой при 00 С,для того,чтобы нагреть её до кипения и испарить?Температура кипения воды 1000С, удельная теплоёмкость воды 4200 Дж\кг0 С,удельная теплота парообразования воды 2,3*106 Дж\кг.

Учитель: Мы приблизились к станции «Прочти меня». Умеем ли мы читать графики? Что не получалось у нас? На эти и другие вопросы мы получим ответы на этой станции, итак перед вами график. У вас на «Путевых листках» он тоже есть.

Задание 1. Что означает зеленый график (от -10 до 0)? (Нагревание льда, который имел температуру – 10 градусов)

Задание 2. Что означает красный график (от 0 до 0)? (Плавление льда)

Задание 3. Что означает желтый график (от 0 до 100 градусов)? (Нагревание воды, который имел температуру 0 градусов до кипения)

Задание 4. Что означает синий график (от 100 до 100 градусов)? (Кипение воды и её испарение при неизменной температуре)

Учитель: «Ребята, на предыдущем уроке вам на дом было задано также подготовить интересные вопросы по теме урока, вы готовы? Если да, то мы с вами на станции «Почемучка» ( Стихи на тепловые явления).

1.А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

В окне увидела Татьяна

Поутру побелевший двор,

Курины,кровли и забор

На стеклах лёгкие узоры,

Деревья в зимнем серебре..

Вопрос: Что определяет с точки зрения физики, «на стёклах лёгкие узоры?»

Ответ: Кристаллики замёршей воды,её твердое состояние.

2.Иван Суриков «Золилась заря»

От цветов на полях

Льётся запах кругом,

И сияет роса

На траве серебром

Вопрос: Какое физические явления нашло отражение в этом отрывке?

Ответ: Конденсация. Образование росы.

3.Д.Б.Кедрин «Мороз на стеклах»

Пейзаж тропического лета

Рисует стужа на окне.

Зачем ей розы?Видно это

Зима тоскует о весне.

Вопрос: Какое физическое явление нашло отражение в этом отрывке?

Приведите на физическую терминологию процесс»рисование» стужи на окне.

Ответ: Кристаллизация.

4.Е.Баратынский «Весна»

Шумят ручьи! Блестят ручьи!

Взревев,река несет

На торжествующем хребте

Поднятый ею лед!

Вопрос: В каком агрегатном состоянии находится вода?

Какие тепловые процессы отражены в этом отрывке?

Ответ: Вода в жидком и твердом состоянии. Процессы нагревания и плавления.

Учитель: «Молодцы! Очень интересные вопросы и эксперимент удачный, я тоже вам приготовила кое-что и станция «Экспериментальная» готова нас принять. Прошу внимания!(Конкурс капитанов)

Опыт 1: «Кипение воды в бумажной кастрюле»

Цель: Заставить воду закипеть в спичечном коробке»

В бумажной спичечный коробок наливают воду и снизу подносят зажженную свечу. Через некоторое время вода закипит,а спичечный коробок не загорается. Обьясните почему?

Ответ: Вся тепло от пламени поглощается водой,так как у нее большая удельная теплоемкость,и все тепло на кипение и парообразование.

Опыт2.

Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!