Организационный этап
5 мин
|
Ход урока
I.
Целеполагание
1. Формулировка темы
урока
- Попробуйте определить, о чём пойдёт речь на
нашем сегодняшнем уроке.
2. Сообщение
учителя «Образ «маленького человека» в русской
литературе»
Слайд
3. Слово
учителя
О каком герое идёт речь в данном
отрывке?
«... я смотрел на его седину, на глубокие морщины
давно не бритого лица, на сгорбленную спину - и не мог надивиться:
как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого
старика».
Напомнит историю жизни Самсона
Вырина.
бедный чиновник четырнадцатого класса Самсон
Вырин не имеет никаких прав в жизни, и даже единственный смысл его
существования – любимую дочь – у него отнимает тот, кто принадлежит
к сильным мира сего.
4. Определение целей
урока
- Исходя из сказанного, попробуйте сформулировать
цели нашего урока.
|
Показывают решения задач, при
возникновении вопросов разбирают с учителем
|
|
Диалогическое обучение
Саморегулируемое обучение
Критическое мышление
|
Изучение нового
материала
35 мин
|
I. Актуализация знаний
учащихся
Как называется тип литературного героя,
к которому мы относим этого персонажа?
-маленький человек-
Ребята ,
какие ассоциации у вас возникают , когда вы слышите
словосочетание «маленький человек»?
Обратимся к
карточке.
Выберите
слова, которые подходят к характеристике «маленького
человека»
(Бедность, духовная нищета, доброта,
наивность, глупость, робость, злость, жадность, упрямство,
ненависть, скромность, обречённость, терпение, стеснение и
т.д.)
лексическое значение этого
словосочетания.
("Маленький человек"
в литературе -обозначение довольно разнородных героев, объединяемых
тем, что они занимают одно из низших мест в социальной иерархии, и
что это обстоятельство определяет их психологию и общественное
поведение: приниженность, соединяемую с ощущением несправедливости,
уязвленной гордостью. «Маленький человек»- это человек, задавленный
бедностью и ощущающий свою ничтожность, не одаренный выдающимися
способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый,
никому не делающий зла, безобидный.)
Все вы
прочитали рассказ Н.В. Гоголя «Шинель»
• Какие ощущения
вы испытывали, читая эту повесть?
Какие вопросы
возникали у вас во время чтения?
№1. Задание на
укрепление знаний по содержанию текста.
Пройдите по ссылке и проверьте
свои знания по произведению.
https://saharina.ru/lit_tests/test.php?name=test100.xml

II. Актуализация
знаний. Краткий анализ образа Акакия Акакиевича
Башмачкина. Обсуждение его внутреннего мира, положения в обществе и
его повседневной жизни.
• Чтение и анализ ключевых
эпизодов:
• Эпизод покупки шинели: как шинель
становится символом надежды и мечты для героя.
• Сцена с “значительным лицом” — ключевой
момент, иллюстрирующий отношение общества к маленькому
человеку.
• Вопросы для обсуждения:
• Почему Акакий Акакиевич так привязан к
своей работе?
• Как шинель повлияла на жизнь
героя?
• Как проявляется жестокость и равнодушие
общества в отношении Акакия Акакиевича?
-
Герой осознает, что его старая шинель
пришла в негодность, и обращается к портному Петровичу.
-
Акакий Акакиевич начинает откладывать
деньги на новую шинель, отказывая себе во всем.
-
После долгих месяцев накопления денег,
Акакий Акакиевич наконец получает новую шинель.
-
На пути домой Акакия Акакиевича грабят, и
у него отбирают шинель.
-
Обращение к “значительному
лицу”
-
Потеря шинели и унижения приводят героя к
болезни, от которой он вскоре умирает.
-
сцена, в которой призрак Акакия Акакиевича
пугает значительное лицо, забирая у него шинель.
III. Закрепление
материала
№3. Пройдите по ссылке, ответьте на
вопросы
https://nearpod.com/library/preview/lesson-L152505039
О ком идет речь?...
И
снова звучит текст.
Петербург
остался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нём его никогда не
было. Исчезло и скрылось существо, никем не защищённое, никому не
дорогое, ни для кого не интересное, даже не обратившее на себя
внимание и естество наблюдателя, не пропускающего посадить на
булавку обыкновенную муху и рассмотреть её в микроскоп. Существо,
переносившее покорно канцелярские насмешки и без всякого
чрезвычайного дела сошедшее в могилу, но для которого всё же хотя
перед самым концом жизни мелькнул светлый гость в виде шинели,
ожививший на миг бедную жизнь, и на которого так же потом
нестерпимо обрушилось несчастие, как обрушивалось на царей и
повелителей мира…».
Но
повесть Гоголь не заканчивает смертью
Акакия Акакиевича.
В
реалистическую повесть он вводит фантастический
элемент.
Каков
смысл подобного финала и зачем автор использует гротеск -
сочетание реального и фантастического?
Над этим вопросом
работал весь класс.
-
Башмачкин
умирает не из-за кражи шинели, он умирает из-за грубости,
равнодушия и цинизма окружающего мира. Призрак Акакия Акакиевича
выступает мстителем за свою незадачливую жизнь. Это бунт, хотя его
можно назвать “бунт на коленях”. Автор стремится вызвать у читателя
чувство протеста против абсурдных условий жизни и чувство боли за
унижение человеческого достоинства. Гоголь не хочет давать
утешительной развязки, не хочет успокаивать совесть
читателя.
Итак,
герой Гоголя хоть и после смерти, но мстит за свою обиду. Мы видим,
что происходит эволюция «образа «маленького человека»: происходит
торжество справедливости. Гоголь встает на защиту бедного,
униженного человека, призывает людей к
великодушию. Фантастический финал произведения —
утопическое осуществление идеи справедливости. Вместо покорного
Акакия Акакиевича появляется грозный мститель, вместо грозного
«значительного лица» — лицо подобревшее и
смягченное.
Но на
самом деле этот финал неутешителен: возникает ощущение
богооставленности мира. Бессмертная душа охвачена жаждой мщения и
вынуждена сама же это мщение и творить.
-
Если бы писатель наказал Значительное
лицо, вышла бы скучная нравоучительная сказка; заставил бы
переродиться – вышла бы ложь; а он великолепно выбрал
фантастическую форму момента, когда пошлость на мгновение
прозрела…
Зачем
автор нам рассказывает такую печальную
историю?
--чтобы
обвинить общество, которое нравственно калечит человека. В человеке
развивается страх перед сильными мира сего, какой-то внутренний
трепет. Гоголь хотел заставить читателя задуматься над
судьбой «маленького человека». Отнестись к его бедам, невзгодам и
страданиям с сочувствием.
“Надо,
чтобы за дверью каждого счастливого человека стоял кто-нибудь с
молоточком и напоминал о несчастных и обездоленных, о пошлости в
нашей жизни, о “маленьких людях”.
Итак,
чему же учит нас произведение Н.Гоголя? К чему призывает автор
читателей? Бюрократическая система уничтожает в человеке все
доброе, человеческое. Пожалеть беззащитного, униженного, остановить
несправедливое слово, противостоять хамству и жестокости сильных
мира сего - в этом сила и мудрость великой русской литературы.
Этому учит нас повесть «Шинель». Об этом и слова прекрасного
писателя А.П.Чехова: «…надо, чтобы за дверью каждого довольного,
счастливого человека стоял кто-то с молоточком и постоянно
напоминал бы стуком, что есть несчастные» И Гоголь взывает:
нет ничего ценнее человека!
|
Анализируют правило 1-3
Ознакамливаются с методами
решения
Разбирают совместно с учителем
понятие
Пользуясь смартфоном выполняют тестовые задания
по платформе
На рабочих листах выполняют
задание
|
Словесная оценка учителя
.
Взаимооценивание
Стратегия«Стикер
1. Знание текста и понимание содержания (до 5
баллов)
-
5 баллов — Учащийся точно и полно излагает
содержание повести, знает ключевые эпизоды, правильно называет
персонажей и события.
-
3-4 балла — Учащийся понимает основное
содержание, но может допускать мелкие ошибки или
пропуски.
-
1-2 балла — Учащийся затрудняется в
изложении содержания, не может вспомнить важные эпизоды или
персонажей.
-
Учащийся правильно распределяет пункты – 3
балла
-
Допускает 1 ошибку – 2
балла
-
Более 2 ошибок – 0
баллов
-
9-10 правильных ответов – 3
балла
-
7-8
правильных ответов – 2 балла
-
5-6
правильных ответов – 1 балл
|
Критическое мышление.
Саморегулируемое обучение (самонаправленность в
процессе работы над заданиями).
Интерактивная доска
Смартфоны
Интерактивная доска
Смартфоны
Рабочие листы
Интерактивная доска
Смартфоны
|