|
Раздел |
Тема маленького человека |
|||||
|
ФИО педагога |
Ертаева А.А. |
|||||
|
Дата |
15.11.2024г. |
|||||
|
Класс 9г |
Количество присутствующих: |
отсутствующих: |
||||
|
Тема урока |
Тема маленького человека в повести Н.В.Гоголя «Шинель» |
|||||
|
Цели обучения |
9.2.4.1– анализировать в произведении эпизоды, важные для определения конфликта, объяснять связь с другими эпизодами; 9.2.5.1 - характеризовать героев произведения на основе их социальных и межличностных отношений; |
|||||
|
Цель урока |
|
|||||
|
Критерии успеха |
Учащийся может пересказать основные события повести, особенно ключевые эпизоды, связанные с темой “маленького человека” Учащийся понимает основную идею повести и смысл, который Гоголь вкладывает в образ Акакия Акакиевича и его судьбу Учащийся может аргументированно выразить своё мнение о проблемах маленького человека, опираясь на текст. Учащийся излагает свои мысли связно и логично, грамотно использует литературные термины и аналитические приёмы. |
|||||
|
Ход урока |
||||||
|
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Оценивание |
Ресурсы |
||
|
Организационный этап 5 мин |
Ход урока I. Целеполагание 1. Формулировка темы урока - Попробуйте определить, о чём пойдёт речь на нашем сегодняшнем уроке. 2. Сообщение учителя «Образ «маленького человека» в русской литературе» Слайд 3. Слово учителя О каком герое идёт речь в данном отрывке? «... я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно не бритого лица, на сгорбленную спину - и не мог надивиться: как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика». Напомнит историю жизни Самсона Вырина. бедный чиновник четырнадцатого класса Самсон Вырин не имеет никаких прав в жизни, и даже единственный смысл его существования – любимую дочь – у него отнимает тот, кто принадлежит к сильным мира сего. 4. Определение целей урока - Исходя из сказанного, попробуйте сформулировать цели нашего урока. |
Показывают решения задач, при возникновении вопросов разбирают с учителем |
|
Диалогическое обучение Саморегулируемое обучение Критическое мышление |
||
|
Изучение нового материала 35 мин |
I. Актуализация знаний учащихся Как называется тип литературного героя, к которому мы относим этого персонажа? -маленький человек- Ребята , какие ассоциации у вас возникают , когда вы слышите словосочетание «маленький человек»? Обратимся к карточке. Выберите слова, которые подходят к характеристике «маленького человека» (Бедность, духовная нищета, доброта, наивность, глупость, робость, злость, жадность, упрямство, ненависть, скромность, обречённость, терпение, стеснение и т.д.) лексическое значение этого словосочетания. ("Маленький человек" в литературе -обозначение довольно разнородных героев, объединяемых тем, что они занимают одно из низших мест в социальной иерархии, и что это обстоятельство определяет их психологию и общественное поведение: приниженность, соединяемую с ощущением несправедливости, уязвленной гордостью. «Маленький человек»- это человек, задавленный бедностью и ощущающий свою ничтожность, не одаренный выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный.) Все вы прочитали рассказ Н.В. Гоголя «Шинель» • Какие ощущения вы испытывали, читая эту повесть? Какие вопросы возникали у вас во время чтения? №1. Задание на укрепление знаний по содержанию текста. Пройдите по ссылке и проверьте свои знания по произведению. https://saharina.ru/lit_tests/test.php?name=test100.xml
II. Актуализация знаний. Краткий анализ образа Акакия Акакиевича Башмачкина. Обсуждение его внутреннего мира, положения в обществе и его повседневной жизни. • Чтение и анализ ключевых эпизодов: • Эпизод покупки шинели: как шинель становится символом надежды и мечты для героя. • Сцена с “значительным лицом” — ключевой момент, иллюстрирующий отношение общества к маленькому человеку. • Вопросы для обсуждения: • Почему Акакий Акакиевич так привязан к своей работе? • Как шинель повлияла на жизнь героя? • Как проявляется жестокость и равнодушие общества в отношении Акакия Акакиевича?
III. Закрепление материала №3. Пройдите по ссылке, ответьте на вопросы https://nearpod.com/library/preview/lesson-L152505039 О ком идет речь?... И снова звучит текст. Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нём его никогда не было. Исчезло и скрылось существо, никем не защищённое, никому не дорогое, ни для кого не интересное, даже не обратившее на себя внимание и естество наблюдателя, не пропускающего посадить на булавку обыкновенную муху и рассмотреть её в микроскоп. Существо, переносившее покорно канцелярские насмешки и без всякого чрезвычайного дела сошедшее в могилу, но для которого всё же хотя перед самым концом жизни мелькнул светлый гость в виде шинели, ожививший на миг бедную жизнь, и на которого так же потом нестерпимо обрушилось несчастие, как обрушивалось на царей и повелителей мира…». Но повесть Гоголь не заканчивает смертью Акакия Акакиевича. В реалистическую повесть он вводит фантастический элемент. Каков смысл подобного финала и зачем автор использует гротеск - сочетание реального и фантастического? Над этим вопросом работал весь класс.
Итак, герой Гоголя хоть и после смерти, но мстит за свою обиду. Мы видим, что происходит эволюция «образа «маленького человека»: происходит торжество справедливости. Гоголь встает на защиту бедного, униженного человека, призывает людей к великодушию. Фантастический финал произведения — утопическое осуществление идеи справедливости. Вместо покорного Акакия Акакиевича появляется грозный мститель, вместо грозного «значительного лица» — лицо подобревшее и смягченное. Но на самом деле этот финал неутешителен: возникает ощущение богооставленности мира. Бессмертная душа охвачена жаждой мщения и вынуждена сама же это мщение и творить.
Зачем автор нам рассказывает такую печальную историю? --чтобы обвинить общество, которое нравственно калечит человека. В человеке развивается страх перед сильными мира сего, какой-то внутренний трепет. Гоголь хотел заставить читателя задуматься над судьбой «маленького человека». Отнестись к его бедам, невзгодам и страданиям с сочувствием.
“Надо, чтобы за дверью каждого счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и напоминал о несчастных и обездоленных, о пошлости в нашей жизни, о “маленьких людях”. Итак, чему же учит нас произведение Н.Гоголя? К чему призывает автор читателей? Бюрократическая система уничтожает в человеке все доброе, человеческое. Пожалеть беззащитного, униженного, остановить несправедливое слово, противостоять хамству и жестокости сильных мира сего - в этом сила и мудрость великой русской литературы. Этому учит нас повесть «Шинель». Об этом и слова прекрасного писателя А.П.Чехова: «…надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-то с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные» И Гоголь взывает: нет ничего ценнее человека! |
Анализируют правило 1-3 Ознакамливаются с методами решения Разбирают совместно с учителем понятие Пользуясь смартфоном выполняют тестовые задания по платформе На рабочих листах выполняют задание |
Словесная оценка учителя . Взаимооценивание Стратегия«Стикер 1. Знание текста и понимание содержания (до 5 баллов)
|
Критическое мышление. Саморегулируемое обучение (самонаправленность в процессе работы над заданиями). Интерактивная доска Смартфоны Интерактивная доска Смартфоны Рабочие листы Интерактивная доска Смартфоны |
||
|
Рефлексия 5 мин |
Подведение итогов - Какова была цель нашего урока? Достигли ли мы ее? В конце урока учащиеся проводят рефлексию: - что узнал, чему научился - что осталось непонятным - над чем необходимо работать Учащиеся могут оценить свою работу и работу своих одноклассников по определенным критериям Домашняя работа: написать письмо от лица Акакия Акакиевича |
Учащиеся подытоживают свои знания по изучаемой теме. |
Ученики сдают учителю свои рабочие листы |
|
||
жүктеу мүмкіндігіне ие боласыз
Бұл материал сайт қолданушысы жариялаған. Материалдың ішінде жазылған барлық ақпаратқа жауапкершілікті жариялаған қолданушы жауап береді. Ұстаз тілегі тек ақпаратты таратуға қолдау көрсетеді. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзған болса немесе басқа да себептермен сайттан өшіру керек деп ойласаңыз осында жазыңыз
Тема маленького человека в повести Н.В.Гоголя «Шинель»
Тема маленького человека в повести Н.В.Гоголя «Шинель»
|
Раздел |
Тема маленького человека |
|||||
|
ФИО педагога |
Ертаева А.А. |
|||||
|
Дата |
15.11.2024г. |
|||||
|
Класс 9г |
Количество присутствующих: |
отсутствующих: |
||||
|
Тема урока |
Тема маленького человека в повести Н.В.Гоголя «Шинель» |
|||||
|
Цели обучения |
9.2.4.1– анализировать в произведении эпизоды, важные для определения конфликта, объяснять связь с другими эпизодами; 9.2.5.1 - характеризовать героев произведения на основе их социальных и межличностных отношений; |
|||||
|
Цель урока |
|
|||||
|
Критерии успеха |
Учащийся может пересказать основные события повести, особенно ключевые эпизоды, связанные с темой “маленького человека” Учащийся понимает основную идею повести и смысл, который Гоголь вкладывает в образ Акакия Акакиевича и его судьбу Учащийся может аргументированно выразить своё мнение о проблемах маленького человека, опираясь на текст. Учащийся излагает свои мысли связно и логично, грамотно использует литературные термины и аналитические приёмы. |
|||||
|
Ход урока |
||||||
|
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Оценивание |
Ресурсы |
||
|
Организационный этап 5 мин |
Ход урока I. Целеполагание 1. Формулировка темы урока - Попробуйте определить, о чём пойдёт речь на нашем сегодняшнем уроке. 2. Сообщение учителя «Образ «маленького человека» в русской литературе» Слайд 3. Слово учителя О каком герое идёт речь в данном отрывке? «... я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно не бритого лица, на сгорбленную спину - и не мог надивиться: как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика». Напомнит историю жизни Самсона Вырина. бедный чиновник четырнадцатого класса Самсон Вырин не имеет никаких прав в жизни, и даже единственный смысл его существования – любимую дочь – у него отнимает тот, кто принадлежит к сильным мира сего. 4. Определение целей урока - Исходя из сказанного, попробуйте сформулировать цели нашего урока. |
Показывают решения задач, при возникновении вопросов разбирают с учителем |
|
Диалогическое обучение Саморегулируемое обучение Критическое мышление |
||
|
Изучение нового материала 35 мин |
I. Актуализация знаний учащихся Как называется тип литературного героя, к которому мы относим этого персонажа? -маленький человек- Ребята , какие ассоциации у вас возникают , когда вы слышите словосочетание «маленький человек»? Обратимся к карточке. Выберите слова, которые подходят к характеристике «маленького человека» (Бедность, духовная нищета, доброта, наивность, глупость, робость, злость, жадность, упрямство, ненависть, скромность, обречённость, терпение, стеснение и т.д.) лексическое значение этого словосочетания. ("Маленький человек" в литературе -обозначение довольно разнородных героев, объединяемых тем, что они занимают одно из низших мест в социальной иерархии, и что это обстоятельство определяет их психологию и общественное поведение: приниженность, соединяемую с ощущением несправедливости, уязвленной гордостью. «Маленький человек»- это человек, задавленный бедностью и ощущающий свою ничтожность, не одаренный выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный.) Все вы прочитали рассказ Н.В. Гоголя «Шинель» • Какие ощущения вы испытывали, читая эту повесть? Какие вопросы возникали у вас во время чтения? №1. Задание на укрепление знаний по содержанию текста. Пройдите по ссылке и проверьте свои знания по произведению. https://saharina.ru/lit_tests/test.php?name=test100.xml
II. Актуализация знаний. Краткий анализ образа Акакия Акакиевича Башмачкина. Обсуждение его внутреннего мира, положения в обществе и его повседневной жизни. • Чтение и анализ ключевых эпизодов: • Эпизод покупки шинели: как шинель становится символом надежды и мечты для героя. • Сцена с “значительным лицом” — ключевой момент, иллюстрирующий отношение общества к маленькому человеку. • Вопросы для обсуждения: • Почему Акакий Акакиевич так привязан к своей работе? • Как шинель повлияла на жизнь героя? • Как проявляется жестокость и равнодушие общества в отношении Акакия Акакиевича?
III. Закрепление материала №3. Пройдите по ссылке, ответьте на вопросы https://nearpod.com/library/preview/lesson-L152505039 О ком идет речь?... И снова звучит текст. Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нём его никогда не было. Исчезло и скрылось существо, никем не защищённое, никому не дорогое, ни для кого не интересное, даже не обратившее на себя внимание и естество наблюдателя, не пропускающего посадить на булавку обыкновенную муху и рассмотреть её в микроскоп. Существо, переносившее покорно канцелярские насмешки и без всякого чрезвычайного дела сошедшее в могилу, но для которого всё же хотя перед самым концом жизни мелькнул светлый гость в виде шинели, ожививший на миг бедную жизнь, и на которого так же потом нестерпимо обрушилось несчастие, как обрушивалось на царей и повелителей мира…». Но повесть Гоголь не заканчивает смертью Акакия Акакиевича. В реалистическую повесть он вводит фантастический элемент. Каков смысл подобного финала и зачем автор использует гротеск - сочетание реального и фантастического? Над этим вопросом работал весь класс.
Итак, герой Гоголя хоть и после смерти, но мстит за свою обиду. Мы видим, что происходит эволюция «образа «маленького человека»: происходит торжество справедливости. Гоголь встает на защиту бедного, униженного человека, призывает людей к великодушию. Фантастический финал произведения — утопическое осуществление идеи справедливости. Вместо покорного Акакия Акакиевича появляется грозный мститель, вместо грозного «значительного лица» — лицо подобревшее и смягченное. Но на самом деле этот финал неутешителен: возникает ощущение богооставленности мира. Бессмертная душа охвачена жаждой мщения и вынуждена сама же это мщение и творить.
Зачем автор нам рассказывает такую печальную историю? --чтобы обвинить общество, которое нравственно калечит человека. В человеке развивается страх перед сильными мира сего, какой-то внутренний трепет. Гоголь хотел заставить читателя задуматься над судьбой «маленького человека». Отнестись к его бедам, невзгодам и страданиям с сочувствием.
“Надо, чтобы за дверью каждого счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и напоминал о несчастных и обездоленных, о пошлости в нашей жизни, о “маленьких людях”. Итак, чему же учит нас произведение Н.Гоголя? К чему призывает автор читателей? Бюрократическая система уничтожает в человеке все доброе, человеческое. Пожалеть беззащитного, униженного, остановить несправедливое слово, противостоять хамству и жестокости сильных мира сего - в этом сила и мудрость великой русской литературы. Этому учит нас повесть «Шинель». Об этом и слова прекрасного писателя А.П.Чехова: «…надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-то с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные» И Гоголь взывает: нет ничего ценнее человека! |
Анализируют правило 1-3 Ознакамливаются с методами решения Разбирают совместно с учителем понятие Пользуясь смартфоном выполняют тестовые задания по платформе На рабочих листах выполняют задание |
Словесная оценка учителя . Взаимооценивание Стратегия«Стикер 1. Знание текста и понимание содержания (до 5 баллов)
|
Критическое мышление. Саморегулируемое обучение (самонаправленность в процессе работы над заданиями). Интерактивная доска Смартфоны Интерактивная доска Смартфоны Рабочие листы Интерактивная доска Смартфоны |
||
|
Рефлексия 5 мин |
Подведение итогов - Какова была цель нашего урока? Достигли ли мы ее? В конце урока учащиеся проводят рефлексию: - что узнал, чему научился - что осталось непонятным - над чем необходимо работать Учащиеся могут оценить свою работу и работу своих одноклассников по определенным критериям Домашняя работа: написать письмо от лица Акакия Акакиевича |
Учащиеся подытоживают свои знания по изучаемой теме. |
Ученики сдают учителю свои рабочие листы |
|
||
шағым қалдыра аласыз














