Материалдар / тема Молодежь, как субъект общественно-политической жизни

тема Молодежь, как субъект общественно-политической жизни

Материал туралы қысқаша түсінік
В современном обществе проблема самоопределения и самоутверждения личности молодого человека является сверхактуальной и приоритетной задачей государства. Молодежи Казахстана необходимо помочь четко обозначить пространство для приложения своего интеллектуального и инновационного потенциала.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
28 Қаңтар 2022
206
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

МОЛОДЕЖЬ, КАК СУБЪЕКТ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

Алдажарова Гаухар Тлеухановна - город Нур-Султан,

ГККП "Строительно-технический колледж"



В современном обществе проблема само­определения и самоутверждения личности молодого человека является сверхактуальной и приоритетной задачей государства. Молодежи Казахстана необходимо помочь четко обозна­чить пространство для приложения своего интеллектуального и инновационного потен­циала. «Новое десятилетие - новый эко­номический подъем - новые возможности Казахстана» определено, «молодежь - основа будущего, получит новые возможности строить свое будущее» [1].

В настоящее время происходит расширение инвестиций в собственный человеческий капи­тал, вложение капитала в самого человека. Чело­веческий капитал определяется как образова­тельный, социальный ресурс человека, его культурный потенциал. В быстро меняющемся мире стратегические преимущества будут у тех обществ, которые смогут эффективно накапли­вать и продуктивно использовать человеческий капитал,  а также  инновационный потенциал развития, основным носителем которого является молодежь. Молодежь выступает как совокупность воплощенных в нем ценных ресурсов - знаний, способностей, мотиваций, навыков к восприятию и продуцированию ин­формации, полученных в процессе образования, самообразования, практической деятельности.

В современных условиях молодежь Казахстана отличается большей мобильностью и избира­тельностью в своем отношении к миру ценнос­тей, поиском себя, своей индивидуальности. Современная шкала ценностей осложняется изобилием выбора, в системе ценностных ориентаций проявляются ситуативные и долго­временные представления молодежи. Молодежь восприняла ценности рынка, поставив популяр­ность жизненных стратегий социального успеха на первые места: среди целеполагающих цен­ностей молодежи доминирует образование, которое оказывается на самых верхних ступенях иерархии, а также принцип индивидуального планирования собственной жизни самим чело­веком, личная инициатива, ценность свободы личности, ее суверенитет, свободная конкурен­ция, плюрализм, важность влиятельных друзей и знакомых, помощь «нужных» людей, гедо­нистические ценности, прагматизм. Экономиче­ский, духовный кризис породил ситуацию глубокой мировоззренческой дезориентации среди молодых людей, и не следует думать, что ситуация разрешится сама по себе, в этих реалиях необходимо вовлекать молодежь Казахстана в общественную жизнь социума, общество нуждается в жизненных силах, свежих идеях. В лице современной молодежи в казах­станском обществе сформировался абсолютно новый культурный тип, существенно отличаю­щийся от прежних поколений: сформировался слой молодежи с новыми ориентирами, цен­ностными установками на достижение успеха, рациональным экономическим поведением. В этом плане, на своих многочисленных встречах с молодежью Казахстана Н.А. Назарбаев подчеркивает: «Каждому человеку надо привить умение делать, умение учиться, умение жить, умение жить вместе в современном мире» [2].

Образ культуры и мышления современной казахстанской молодёжи станет типичным для нашей социокультурной действительности уже через несколько лет. По природе своей молодежь значима для общества, это тот чело­веческий капитал, инновационный, стратеги­ческий ресурс общества. Молодежь в настоящее время воспринимается как субъект истории, в которой общество воспроизводит себя на каждом следующем этапе собственного разви­тия, ей не отводится второстепенная роль, напротив, возросла ее статусная позиция. Отводя ей позитивную роль, связывая с ней прогрессивные перемены, нельзя не обращать внимания на то, что она является носительницей социальной нестабильности, ее потенциал может иметь разную направленность: от позитивно-созидательной, конструктивной до экстремистско-революционной. В этом ключе необходимо помочь молодому поколению усвоить мировоззренческие представления о том, что полезно освоить, важно выработать, разрешено осуществлять в практической дея­тельности, показать негативные стороны жизни, что является вредным для здоровья, жизни в целом, запрещено претворять в личностных поступках.

Высокий динамизм общества, большой поток информации, сложные отношения между людьми требуют постановки вопроса о компе­тенции в образовательном процессе, которой должна    овладеть    современная молодежь.

Ключевые компетенции современной молодежи: способность учиться всю жизнь:

«непрерывная модель образования», «образование всю жизнь»;

личностный  рост: самообразование, активизация внутренних ресурсов,выстраивание жизненной стратегии; развивать в себе высокий коммуникативный уровень:

парт­нерские отношения в команде, уважение к представителям различных культур, религий, профессий и т.д.;

овладеть в совершенстве род­ным и иностранными языками; владеть навы­ками информационной технологии: уметь ис­пользовать новые технологии информации, работать с документацией, упорядочивать и классифицировать их, пользоваться моделирую­щими и вычислительными приборами.

Культ знания, стремление к знанию - верх­няя ступень в иерархии ценностей современного молодого человека. Образование выступает в современном обществе как одна из главных ценностей, эталон времени - высокообразован­ная, конкурентоспособная личность. Здесь налицо совпадение интересов молодежи и госу­дарства, ведь только образованная нация в дальнейшем успешно будет решать задачи социума. Об этом концептуально изложено в актовой лекции, прочитанной Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым в Казахском национальном университете им. аль-Фараби «Казахстан в постиндустриальном мире: интеллектуальный прорыв в будущее»: «Перво­степенная задача современной системы образо­вания - это подготовка людей, обладающих критическим мышлением и способных ориен­тироваться в информационных потоках» [3]. Особый приоритет в сфере образования в Казахстане в настоящее время отводится проектам «Интеллектуальные школы», програм­ме «Балапан», «Ауыл жастары». Реализация инновационного проекта «Новый Международ­ный университет имени Н.А. Назарбаева» будет способствовать формированию в стране совре­менной модели интеграции образования, науки и производства, в создании эффективной академической среды.

Молодой человек XXI в. должен четко определить для себя приоритетные ценностные установки, тренды, которые помогут ему реализоваться в жизни, выстроить собственную ценностную планку, иерархическую лестницу предпочтений. Каждому необходимо реализо­вать личностный потенциал, имеющиеся способности, стать полноправным членом общества, здесь, не последнюю роль играет фактор, что, молодой человек ощущает себя частью социума.

Первыми социальными трендами, проник­нувшими с Запада, были институты субкультур, в основном определявшимися многочислен­ными музыкальными стилями и направлениями.

В дальнейшем появилось новое модное понятие в молодежной среде, которое обознача­лось «кулхантингом» - выявление новых, оригинальных, креативных трендов и стилей, соответствующих вкусам и предпочтениям молодежи. Современные кулхантеры выявляют, анализируют ростки новых явлений, течений, которые зарождаются в массах.

С началом социально-экономических преобразований перед казахстанской моло­дежью встали новые задачи, решение которых требует от каждого молодого человека личност­ного миропонимания и следование им в своей жизни.

Тренд «Блестящее, качественное образо­вание» - национальный проект казахстанского общества. Образование - высшая ценность, приоритет мировоззренческих установок моло­дого поколения, это и мотивационная и культур­ная составляющая социума, человеческий капи­тал, путь преодоления финансового и духовного кризиса.

Тренд «Креативная, мобильная личность» - успешная, динамичная, инновационная экономика Казахстана будет создана на основе воспитания креативных, мобильных личностей, способных генерировать и реализовывать новые компетентностные идеи, умеющих находить и принимать нестандартные решения, имеющих желание к творческой самореализации внутрен­них ресурсов человека, воплощение их в жизнедеятельности.

Тренд «Конкурентоспособная, профессио­нальная личность» - стратегическая задача государства. Данный тренд предполагает воспитание людей новой формации нацеленных на достижение успеха. В условиях рыночных отношений - профессионал в определенной области, высококонкурентоспособная личность, четко определяющая цель деятельности, умею­щая прогнозировать варианты, умеющая выби­рать наиболее рациональный и нравственно оправданный путь, способствующий развитию профессиональной и жизненной карьеры.

 Тренд «Высокая информационная культура» - современный уровень овладения новыми информационными технологиями, умение человека систематизировать, анализировать, перерабатывать колоссальную информационную базу, доступную человеку XXI века, использование ее данных в морально - этическом аспекте для личностного и профессионального роста.

 Тренд «Четкая жизненная стратегия» -целостное и многоаспектное образование необходимых   компонентов   в выстраивании мировоззренческих ориентиров индивида, включающей в себя: жизненное целеполагание основных ориентиров, выстраивание определен­ной жизненной концепции человека, наличие конкретных ценностных ориентаций, готов­ность к преодолению жизненных коллизий и трудностей, желание извлекать уроки из вре­менных неудач и проявлять инициативу, адек­ватно оценивать результаты и т.д.

Тренд «Высокая компетентность»: в содержание данного тренда включены следую­щие аспекты: проблемно-практический - адек­ватное понимание ситуации каждым человеком, постановка и выполнение целей, задач, норм в определенной профессиональной области; смыслосодержательный - способность индиви­да содержательно реализовать жизненную стра­тегию, желание к непрерывному выявлению своих неограниченных возможностей для личностного роста; аксиологический - способ­ность личности адекватно оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных и обще­значимых ценностей.

Тренд «Личностный рост» - процесс внутренних изменений, самосовершенствова­ния, преодоления конфликтов (внешних, внут­ренних), выявление личностного потенциала, не имеющего логического завершения, реализация обозначенных задач.

Конкурентоспособность государства в значительной степени определяется его возмож­ностью и способностью по сравнению с други­ми государствами: формировать у молодежи прогрессивные, общественно значимые цен­ности и доминирующие ценностные ориентации на самоконструирование жизненной стратегии жизни, самосовершенствование и самоменедж­мент.

В связи с этим представляется, что главной задачей современной молодежной политики должно стать создание условий для расширения возможностей молодого поколения в участии жизни общества и направления молодежного потенциала на развитие Казахстана, обеспече­ния должного уровня ее конкурентоспособ­ности. Прагматичность современной молодежи требует инновационных подходов к молодежной работе. Существует необходимость разработать методы, предполагающие переориентацию ценностных установок молодежи с карьерно-потребительского на творческо-созидательное отношение к самому себе и обществу.

Молодежь, как поколение, вступающее в жизнь, проявляет особый интерес к собст­венному будущему. Молодое поколение верит в свои возможности, четко знает, какие знания и умения могут стать ему полезными в будущем.

Современная молодежь Казахстана является субъектом истории, казахстанское общество открыло его для себя как социальную ценность особого рода. Нынешняя молодежь исклю­чительный и важный фактор перемен, носитель новых идей. В связи с этим и необходима современная государственная молодежная политика, отвечающая запросам XXI века.

Новая философия формирования молодеж­ной государственной политики Казахстана исходит из современных реалий. Приоритет­ными для молодежной государственной политики Казахстана должны стать: раскрытие индивидуальных способностей молодежи к выполнению общественно значимых социаль­ных ролей; выработка позитивного отношения молодежи к браку, подготовке молодежи к семейной жизни, материнству; развитие новых досуговых практик, влияющих на интеллек­туальное, нравственное самочувствие совре­менной молодежи.






СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:


1.Назарбаев Н.А. Послание Президента Казахстана: Новое десятилетие - новый экономический подъем - новые возможности Казахстана // Казахстанская правда. - 2010. - 30 января.

2.Назарбаев Н.А Актовая лекция Президента РК. Казахстан в посткризисном мире: интеллектуальный прорыв в будущее. - Алматы: Казак, университеті, 2009. - С. 20.
















































Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Осы аптаның ең үздік материалдары
Педагогтардың біліктілігін арттыру курстары
Аттестацияда (ПББ) 100% келетін
тақырыптармен дайындаймыз
Аттестацияда (ПББ) келетін тақырыптар бойынша жасалған тесттермен дайындалып, бізбен бірге тестілеуден оңай өтесіз
Өткен жылы бізбен дайындалған ұстаздар 50/50 жинап рекорд жасады
Толығырақ