Руденок Ирина Викторовна
воспитатель первой квалификационной
категории
ТОО «Бес – Тау XXI» ДО №40 «Балдәурен»
г.Актобе
Конспект организованной учебной деятельности для
детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в бумажную
страну»
Цели:
Уточнить и расширить представления детей о
бумаге, ее видах, свойствах; об использовании бумаги в жизни
человека.
Познакомить детей с историей бумаги; с
копировальной бумагой.
Развивать обследовательские
действия, мелкую моторику, внимание, память,
мышление. Расширять словарный запас детей
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира,
любознательность, бережное отношение к объектам природы, чувство
уважения к труду людей.
Словарная работа: папирус, береста, пергамент,
копировальная бумага.
Оборудование:
Прямоугольные листочки бумаги одинакового размера
разных видов.
Бумага: оберточная (подарочная, конфетный
фантик); газетная, картон, бархатная, гофрированная, самоклеющая;
санитарная (салфетка, туалетная бумага), альбомная, копировальная.
Предметы, изготовленные из бумаги. Карандаши.
Предварительная работа: рассматривание предметов
сделанных из бумаги.
Ход ОУД
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Ну-ка закройте
глаза….(шелест бумаги). Что это за шум?
Ответы детей: Бумага!
Воспитатель: Правильно ребята это шелестит
бумага. Воспитатель читает отрывок из стихотворения Владимира
Юркова “Бумажный кораблик”.
Кораблик непрочный, кораблик
бумажный
В потоке весеннем несётся
отважно
К неведомым странам, в чужие
места.
Кораблик бумажный с названьем –
“Мечта”.
Показывает детям кораблик, сделанный из
бумаги.
Ребята, предлагаю вам отправиться на этом
бумажном кораблике в путешествие в бумажную страну. Вы согласны?
Тогда смелее в путь.
(На столах у детей лежат образцы бумаги разных
видов).
Воспитатель: В бумажной стране много бумаги.
Возьмите бумажные листочки в руки. Рассмотрите их, потрогайте,
погладьте. Вся бумага одинаковая?
Дети: Нет.
Воспитатель: А чем отличаются
листочки?
(Ответы детей)
Воспитатель: Поиграем в игру “Нади такой же
листочек, как я”. Сейчас, тот, кого я порошу, возьмет один из
листочков бумаги в руки, назовет его, и мы все найдем такой же и
отложим его в сторону. Так мы будем играть пака все листочки бумаги
не кончаться.
(Детям предлагается для игры бумага разных видов.
Оберточная, газетная, картон, бархатная, гофрированная,
самоклеющая, санитарная, альбомная).
Ребенок: У меня в руках кусочек газеты. (Все дети
находят газетную бумагу).
И т.д.
Воспитатель: Как вы думаете, люди сначала
научились писать или придумали бумагу для письма?
(Ответы детей).
Воспитатель: Из чего делают
бумагу?
(Ответы детей).
Воспитатель: В древние времена люди редко ездили
из одной страны в другую. Телефонов тогда тоже еще не было. Но им
нужно было общаться. Они писали друг другу письма. Писать люди
научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. В Греции писали на
сырых глиняных плитках, или на дощечках, залитых воском. На них
буквы выдавливали острой палочкой. (Показ
иллюстрации).
В Египте на берегах реки Нил растут тростниковые
растения под названием папирус, которые напоминают нашу осоку,
только много больших размеров. Листья папируса разрезали на кусочки
и склеивали между собой.
Длина склеенных полосок папируса достигала сто
шагов. (Показ иллюстраций). На таких полосках писали долгое время,
пока в Турции в городе Пергам не изобрели пергамент. (Показ
картинки). Пергамент изготавливали из кожи целых стад телят и овец.
(Показ картинки).
А на Руси писали на берёзовой коре – бересте.
(Показ картинки).
Впервые бумага была изобретена в древнем Китае.
Изобрел ее китаец Цай Лунь. (Показ картинки). Бумагой восхищались
все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ ее
изобретения. Прошло много времени, пока секрет изготовления бумаги
узнали все. В наше время бумагу по китайской технологии
изготавливают на специальных бумажных фабриках из дерева. (Показ
картинки).
Мы с вами должны бережно относиться к бумаге, не
тратить ее зря. Бережным отношением к бумаге мы спасаем деревья.
Помните об этом.
Какие предметы, сделанные из бумаги, есть в нашей
группе или у вас дома?
(Дети перечисляют бумажные
предметы.)
Воспитатель: Может ли быть так, чтобы все
предметы и вещи были сделаны из бумаги?
Дети: Нет, не может.
Воспитатель: Как вы думаете, почему из бумаги не
делают мебель, не шьют одежду?
(Различные варианты ответов
детей).
Прежде чем мы продолжим, давайте немного
подвигаемся, попробуем показать, как делают
бумагу.
Физкультминутка: дети выполняют движения в
соответствии с текстом.
Лесорубы дерево срубили,
На станке на части разделили,
Чурбачки на щепки порубили,
И в растворе долго их варили.
А потом всю жидкость отжимают,
Валиком утюжат, сушат, гладят.
Так выходит чистый лист бумаги
Для журнала, книги и тетради.
(Дети выполняют имитационные
движения.)
Воспитатель: Поиграем в игру: “Бывает, не
бывает”.
Если я назову вам предмет, и он может быть
выполнен из бумаги, вы хлопаете в ладоши. Если нет, приседаете.
Будьте внимательными. (Слова: книга, стул, обувь, альбом, газета,
зеркало, шкаф, яблоко, журнал).
Воспитатель: Читает загадку С. Костенко и
демонстрирует детям предметы, сделанные из бумаги по
тексту.
Она бывает документом,
Плакатом, фантиком, конвертом,
Письмом, обоями, листовкой,
Альбомом, книгой, упаковкой,
Салфеткой, веером, талоном,
Неувядаемым пионом.
Она бывает и деньгами.
А что? Догадывайтесь сами!
Дети: Бумага.
Воспитатель: Есть такие сорта бумаги, которые
прочнее камня, крепче кирпича. Они в огне не горят и в воде не
тонут, выпускают нешелестящую, непромокаемую бумагу, есть бумага
тоньше человеческого волоса. А какие свойства бумаги вы
знаете?
Дети: Бумага рвется, режется, мнется, намокает,
горит.
Воспитатель: Нарежу бумагу тонкими полосками.
Возьму одну полоску, прижму ее к ножницам и протяну ножницы по
бумаге. Что получилось?
Дети: Бумага скрутилась.
Воспитатель: Бумага может скручиваться. Это тоже
ее свойство. У меня есть интересная бумага. Вот такая. (Показывает
копировальную бумагу) Вы встречался с ней раньше? Как вы думаете,
для чего она нужна? Бумага нужна для получения нескольких штук
одного и того же изображения – копий. Давайте обследуем
копировальную бумагу. Какие стороны у бумаги?
Совместно с детьми делам вывод, что одна сторона
у копировальной бумаги “жирная”, с краской, а другая
“матовая”.
Воспитатель: Я буду рисовать рисунок. Возьму один
лист бумаги. Чтобы нарисовать два рисунка, сколько нужно взять
листов бумаги?
Дети: Два.
Воспитатель: Для того чтобы рисунки получились
одинаковые между листами положу копировальную бумагу. Как вы
думаете, какой стороной нужно положить копировальную бумагу?
(Проверяем две версии и делаем вывод – копировальную бумагу нужно
положить на лист жирной стороной, потом положить еще бумагу и тогда
можно рисовать).
Дети складывают бумагу, рисуют рисунок по своему
замыслу. Рассматривают работу.
Воспитатель: Сколько рисунков у вас получилось?
Как вам удалось это сделать? Как вы думаете можно ли получить 4 или
5 копий сразу?
Дети: можно, если положить несколько листов
копировальной бумаги.
Воспитатель: Верно. Сколько листов копировальной
бумаги положим, столько копий и получим. Ну что, ребята,
понравилось вам в бумажной стране?
(Ответы детей)
Расскажите, что вам больше всего запомнилось в
бумажной стране?
(Ответы детей)
Воспитатель: А сейчас нам нужно собираться в
обратный путь. Наш кораблик “Мечта” отправляется в обратный путь.
Мы с вами снова очутились в детском саду. Поблагодарим друг друга
за чудесное путешествие. Спасибо всем.