Тема урока: « Составное именное сказуемое»

Тақырып бойынша 11 материал табылды

Тема урока: « Составное именное сказуемое»

Материал туралы қысқаша түсінік
расширить знания о типах сказуемого, подробно рассмотреть особенности именного составного сказуемого, закрепить знания о простом глагольном и составном глагольных сказуемых; совершенствовать умение безошибочно определять грамматическую основу предложения
Материалдың қысқаша нұсқасы

Тема урока: « Составное именное сказуемое»


Цель урока: расширить знания о типах сказуемого, подробно рассмотреть особенности именного составного сказуемого, закрепить знания о простом глагольном и составном глагольных сказуемых; совершенствовать умение безошибочно определять грамматическую основу предложения                



Задачи:

  • закрепить умение различать простое глагольное сказуемое “быть” с глаголом - связкой “быть” в составном именном сказуемом;

  • выяснить, какими частями речи может быть выражена именная часть;

  • развивать познавательный интерес учащихся;

  • развивать языковую и коммуникативную компетенции учащихся.

Тип урока: комбинированный

Структура урока :

- организация начала урока;

- актуализация прежних знаний и способов действий;

- формирование новых знаний и способов действий;

- обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;

- проверка усвоения знаний и умений;

- подведение итогов и результатов урока;

- задание на дом.

Методические приёмы: Объяснение учителя, упражнения для закрепления, самостоятельная работа учащихся, беседа, творческая работа, словарная работа.

Оборудование урока: Интерактивная доска, таблица “Составное именное сказуемое”, листы с лабораторной работой, оценочные листы ученика, оценочный лист учителя,

Ход урока

I. Организационный  момент.

  • Приветствие. Настрой на позитив: «Как прекрасен этот мир»

  • Постановка цели. Запись темы урока:

- Добрый день! На прошлых занятиях мы начали изучать сказуемое и узнали, что способы выражения сказуемого в русском языке чрезвычайно разнообразны. Помимо спрягаемой формы глагола сказуемое может быть выражено инфинитивом.

II.Проверка домашнего задания

§13 Упр.95 - определить вид сказуемых.

1.Древо знаний (Теоретические вопросы) За каждый верный ответ: - красная фишка -хорошо, зеленая- ты можешь, постарайся! Если учащийся затрудняется ответить, то передает вопрос другому:

-Что такое грамматическая основа предложения?

-Главные члены предложения.

-Что такое сказуемое?

-Какой частью речи может выражаться сказуемое?

-Какие виды сказуемого вы уже знаете?

- Чем составное глагольное сказуемое отличается от простого глагольного?

- Какую роль играют вспомогательные слова в составном глагольном сказуемом?

2. Практическая часть:

- Записать формулу составного глагольного сказуемого.



Формула составного глагольного сказуемого

СГС= вспомогательный глагол + инфинитив

- составить диаграмму Венна по теме «Сказуемое»

DrawObject1

DrawObject2 DrawObject3





3.Объяснительный диктант:

Правописание Не с частями речи.

(Не) скошенная трава, поступок (не) хорош, (не) сделанная работа,(не) выполнил задание, (не) хоженая дорога, ничего (не) знаешь, (не) веря удачи,(не) сжатая полоса, (не) теряя времени,(не) выполнил задание, ответ (не) продуман, (не) скован льдом.



Ключ:

Нескошенная трава, поступок не хорош, несделанная работа, не выполнил задание, нехоженая дорога, ничего не знаешь, не веря удаче , несжатая полоса, не теряя времени, не выполнил задание, ответ не продуман, не скован льдом.

4. На доске записаны 7 предложений. Учащиеся цепочкой читают предложения и определяют вид сказуемого.

1.Мы оба стали вспоминать погибших на фронте друзей.

А) простое глагольное; Б) составное глагольное

2.Иван Ефимович, что вы будете делать после войны?

А) простое глагольное; Б) составное глагольное

3. Туман начинает понемногу рассеиваться.

А) простое глагольное; Б) составное глагольное

  4. Уж на равнине по холмам грохочут пушки.

А) простое глагольное; Б) составное глагольное

5. И у меня есть своя заветная мечта.

А) простое глагольное; Б) составное глагольное

6. Ему хочется выпить чаю.

А) простое глагольное; Б) составное глагольное

7.Наступила ненастная осень.

А) простое глагольное; Б) составное глагольное

Ключ к заданию:

  •   1,3,6  -В этом предложении есть составное глагольное сказуемое.

  2,4,5,7  -В этом предложении простое глагольное сказуемое.    

   Подведение итогов, беседа с классом:                     

   - В чём принципиальное отличие   простого глагольного сказуемого от составного глагольного? (В простом глагольном заключено и грамматическое, и лексическое значение; в составном глагольном - лексическое значение заключено в неопределённой форме глагола, а грамматическое – во вспомогательном  глаголе-связке).

   -Какой частью речи выражается вспомогательная часть составного глагольного сказуемого? А основная?


5. Физминутка «Ёлочка»


Ш. Изучение нового материала. Слово учителя:

1.Сегодня мы познакомимся с ещё одним видом сказуемого — составным именным.

- Попробуйте предположить, что такое “составное именное сказуемое”.

Название подсказывает, что в его состав входит именная часть. Запишем формулу составного именного сказуемого:

СИС = глагол- связка именная часть.

Давайте подумаем, каковы цели и задачи нашего сегодняшнего урока.

- научиться находить в предложениях составное именное сказуемое;

- выяснить, какие глаголы могут выступать в роли глагола – связки;

- определить, какими частями речи может быть выражена именная часть

Анализ предложений

Сопоставьте СЛЕДУЮЩИЕ Предложения

  • 1.Миша учится.

  • 2.Миша начинает учиться.

  • 3. Миша – ученик.

Задание: Что общего и различного в строении и значении этих предложении?

А)Общее :

Все предложения двусоставные (повествовательные , нераспространённые),близкие по лексическому значению.

В)Различие :

В 1-ом предложении - простое глагольное сказуемое .

Во 2-ом - составное глагольное сказуемое.

В 3-ем -сказуемое выражено именем существительным .

С) Вывод:

Сказуемое может выражаться именной частью речи.

Составное именное сказуемое

DrawObject5 DrawObject4



глагол - связка + именная часть

  • Составное именное сказуемое состоит из вспомогательной и именной части, которая является основной. Именная часть выражает основное лексическое значение, а вспомогательная – грамматическое значения времени, наклонения и добавочные лексические значения.



ИDrawObject6 менная часть имя существительное

сDrawObject7 оставного именного имя прилагательное

сDrawObject12 DrawObject11 DrawObject10 DrawObject9 DrawObject8 казуемого имя числительное

причастие

местоимение

наречие

синтаксически неделимые словосочетание

  • А) Глагол быть (самая распространённая связка): в наст. времени нулевая:

Он был солдатом . Мой папа-шофёр.

  • В) глаголы стать, становиться, делаться, казаться, являться, считаться , называться, представляться:

 Мне сделалось страшно. Кирилл станет вам опорой.

  • С) глаголы со значением движения, положения в пространстве: приехать, прийти, вернуться, стоять, сидеть др.:

Из похода мы вернулись усталые . Дверь тамбура стоит настежь.



Вывод : Составное именное сказуемое состоит из двух частей — глагола-связки и именной части:

Именная часть обозначает признак подлежащего, отвечает на вопросы каков предмет? что он такое? что с ним происходит? и может быть выражена:

  • именем существительным или словосочетанием: Штурман был в забытьи. Эта девушка высокого роста.

  • полным или кратким прилагательным: Он стал весел. Он стал весёлым.

  • сравнительной степенью прилагательного: Здесь звуки музыки были слышнее . Ты самый лучший.

  • кратким страдательным причастием : Он ранен.

  • именем числительным: Их изба была третьей с краю.

  • местоимением:  Вся рыба – ваша.

  • наречием:  Я был настороже.

синтаксически неделимым словосочетанием: Вечером море было чёрного цвета.

III.Работа с учебником. Чтение теоретического материала, разбор примеров.

IV.Выполнение упражнения 99

Обсуждение вопросов, которые возникли у учащихся в процессе выполнения работы.

  • 1. Упр.99. Прочитайте предложение и найдите в них простое глагольное и составное именное сказуемое. Выпишите предложение с составными именными сказуемыми.

1) На дворе была ветер, ветер выл.2)Метель была сильной и свирепой. 3)Небо всегда было ярким и тёмным . 4)Наступила скучная ночь. 5)Ветер между тем час от часу становился сильнее. 6) Конечно, мы приятели.



Ключ к заданию:

-2,3,5,6-предложения с составным именным сказуемым.



VI. Домашнее задание.

1) § 14.Упр.109.



VII.Творческая работа.

1.Дана иллюстрация.

2.Опишите картину , используя 3-4 предложения с составным именным сказуемым.

3.Проверка работ учащихся.



VI. Закрепление знаний и умений.

Творческая работа. Описать иллюстрацию ,используя предложения с составным именным сказуемым.

Проверочная работа:

(разноуровневые задания, вариант выполнения учащиеся выбирают сами)

1. Дата к...рн...в...ла до сих пор не уточнена.

2. И...юм...нация в...л...колепна.

3. На наез...нике была серая куртка с меховым в...р...тником.

4. Родительский к...м...тет соб...рался один раз в четверть.

5. Созда...ая к...ми...ия была ра...пущена досрочно.

1уровень.* Вставить пропущенные буквы. Найти подлежащее и сказуемое.



2 уровень.** Вставить пропущенные буквы. Найти подлежащее и сказуемое.

Определить вид сказуемого.



3уровень.*** Вставить пропущенные буквы. Найти подлежащее и сказуемое.

Определить вид сказуемого.

Записать свой пример предложения со сказуемым, вида которого нет в данных предложениях.



По итогам выполнения проверочной работы учитель заполняет оценочный лист, который поможет ему увидеть степень усвоения учащимися учебного материала и спланировать дальнейшую работу по теме.

VI. Подведение итогов урока . Рефлексия.

- Что нового вы узнали о сказуемом сегодня на уроке

- Достигли ли мы целей нашего урока?

Ученикам раздаются карточки:

  • Понравился ли мне урок…

  • Что мне понравилось на уроке…

  • Что мне не понравилось на уроке…

  • Как я проявил себя на уроке…

  • Понял ли я тему урока…



Оценить свою работу поможет учащимся оценочный лист учащегося





п/п

Виды работы

оценка

комментарий

1

Проверка домашнего задания



2

Фронтальный опрос



3

Упражнения на закрепление



4

Словарная работа



5

Творческая работа











VII. Итоги урока.

Оценки учащимся.

.
































































Акмолинская область
Зерендинский район
КГУ «Троицкая СШ»
















Открытый урок

Тема: « Составное именное сказуемое»

























Учитель русского языка и литературы
Нурпеисова К.С.

2014-2015



Жүктеу
bolisu
Бөлісу
ЖИ арқылы жасау
Файл форматы:
doc
21.12.2017
1078
Жүктеу
ЖИ арқылы жасау
Бұл материалды қолданушы жариялаған. Ustaz Tilegi ақпаратты жеткізуші ғана болып табылады. Жарияланған материалдың мазмұны мен авторлық құқық толықтай автордың жауапкершілігінде. Егер материал авторлық құқықты бұзады немесе сайттан алынуы тиіс деп есептесеңіз,
шағым қалдыра аласыз
Қазақстандағы ең үлкен материалдар базасынан іздеу
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде керек материалды іздеп, жүктеп алып сабағыңызға қолдана аласыз
Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі