Материалдар / Тематическая статья "Крылатая мудрость народа"
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Тематическая статья "Крылатая мудрость народа"

Материал туралы қысқаша түсінік
Работа над пословицами и поговорками на уроках русского языка и литературы; различные пути формирования нравственных ценностей в учебном процессе: через учебное содержание, методы, формы организации учебной работы, через характер общения учителя и учащихся, через общение детей между собой. Формируя личность ребёнка, мы должны чаще обращаться к тысячелетиями накопленному опыту народа, к пословицам и поговоркам.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
24 Қараша 2021
471
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

«Крылатая мудрость народа»


«…природа страны, ее история,

отражаясь в душе человека, выражаются в слове»

К.Д. Ушинский

Наблюдая, слушая, читая, ребёнок впитывает в себя нравственные ценности, поступки окружающих, отношения между людьми. Устное народное творчество включает в себя произведения, передающие основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине. Знание фольклора может дать человеку знание о народе, и в конечном итоге о самом себе. Весь его познавательный опыт, идеалы запечатлены в пословицах и поговорках. Пословицы впитали в себя все тонкости оценочного отношения к действительности, ее восприятия и отражения.

«… народ создал огромную изустную литературу – мудрые пословицы и поговорки… Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов» (66, с. 17). Слова А. Н. Толстого очень ярко и точно отражают суть фольклора.

Что же представляют собой пословицы и поговорки как учебный материал?

Пословицы и поговорки - это всё, что связано с человеком, его деятельностью, окружающей его природой. Они всё знают и обо всём имеют своё собственное, народное суждение. Работа над пословицами и поговорками на уроках русского языка и литературы формирует систему ценностей в жизни каждого. Возможно, предположить, что благодаря работе, проводимой с пословицами и поговорками в школе, возможно повышение уровня воспитанности, сознательности, патриотизма, а так же добросовестности и трудолюбия учащихся.

Формирование личности должно идти через овладение родным языком, тысячелетиями накапливающим сокровища человеческой мысли и опыта, считал К.Д. Ушинский. Ни в одной из форм устного творчества народа не проявляется так ум народа, национальная история, быт, мировоззрение, как в пословицах и поговорках. Роль народных пословиц и поговорок в обучении значительно тем, что оно направляет каждого, кто занят воспитанием и обучением детей, к неисчерпаемому в своих богатствах источнику духовного развития – народному творчеству.

В пословицах отразились представления о моральных качествах человека, и что самое ценное человеческое качество – Добродетель. Его надо прививать, необходимо

учить, так как причиной многих человеческих пороков - незнание, невежество. Добродетель есть умение хорошо поступать, а хорошо поступать умеет тот, кто знает, как именно надо поступать. Пословицы учат ценить добрые дела, людей, которые их совершают, стремиться самому быть добрым, понимающим, милосердным. Встречи с пословицами и поговорками заставляют каждого человека задуматься над его мировоззрением, пересмотреть многие постулаты в своей жизни, оценить свою жизнь, свои поступки, совершаемые с какой-то целью или бесцельно. Пословицы помогают понять, что есть добро и зло, освоить правила жизни в обществе передающиеся из поколения в поколения.

Ценности, действующие в любом обществе: это доброта, милосердие, готовность помочь попавшему в беду, скромность, мужество, справедливость, а отсюда и более глобальные ценности: Жизнь, Красота, Человек, Труд, Познание, Добро.

Входя в социум, ребёнок учится оценивать деятельность окружающих и появляется необходимостью считаться с другими людьми, усваивать нормы и правила общественной морали и руководствоваться ими в своём поведении. Существуют различные пути формирования нравственных ценностей в учебном процессе: через учебное содержание, методы, формы организации учебной работы, через характер общения учителя и учащихся, через общение детей между собой. Формируя личность ребёнка, мы должны чаще обращаться к тысячелетиями накопленному опыту народа, к пословицам и поговоркам.

Наша задача, как учителя – показать , что «пословица недаром молвится», что человек, включая народные изречения в свою речь, придаёт ей особую меткость, образность, выразительность; сверяет своё поведение и мысли с мнением народа. Постичь пословицы - это значит глубже познать жизнь, обычаи своего

народа, свою Родину.

Таким образом, решение задач нравственного воспитания зависит от выбора материала, его расположения, его количества. Приобщая детей к восприятию пословиц как фольклорного жанра, мы развиваем с помощью этого учебного материала нравственные качества личности, образное мышление детей, формируем у них высокий строй чувств, предоставляем возможность ощутить радость познания красоты родного языка, и для этого мы отбираем прежде всего те пословицы, которые обладают, по меткому определению Ушинского, «живописностью формы и поэтичностью духа».



Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!