Тематическая статья "Крылатая мудрость народа"

Тақырып бойынша 11 материал табылды

Тематическая статья "Крылатая мудрость народа"

Материал туралы қысқаша түсінік
Работа над пословицами и поговорками на уроках русского языка и литературы; различные пути формирования нравственных ценностей в учебном процессе: через учебное содержание, методы, формы организации учебной работы, через характер общения учителя и учащихся, через общение детей между собой. Формируя личность ребёнка, мы должны чаще обращаться к тысячелетиями накопленному опыту народа, к пословицам и поговоркам.
Материалдың қысқаша нұсқасы

«Крылатая мудрость народа»


«…природа страны, ее история,

отражаясь в душе человека, выражаются в слове»

К.Д. Ушинский

Наблюдая, слушая, читая, ребёнок впитывает в себя нравственные ценности, поступки окружающих, отношения между людьми. Устное народное творчество включает в себя произведения, передающие основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине. Знание фольклора может дать человеку знание о народе, и в конечном итоге о самом себе. Весь его познавательный опыт, идеалы запечатлены в пословицах и поговорках. Пословицы впитали в себя все тонкости оценочного отношения к действительности, ее восприятия и отражения.

«… народ создал огромную изустную литературу – мудрые пословицы и поговорки… Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов» (66, с. 17). Слова А. Н. Толстого очень ярко и точно отражают суть фольклора.

Что же представляют собой пословицы и поговорки как учебный материал?

Пословицы и поговорки - это всё, что связано с человеком, его деятельностью, окружающей его природой. Они всё знают и обо всём имеют своё собственное, народное суждение. Работа над пословицами и поговорками на уроках русского языка и литературы формирует систему ценностей в жизни каждого. Возможно, предположить, что благодаря работе, проводимой с пословицами и поговорками в школе, возможно повышение уровня воспитанности, сознательности, патриотизма, а так же добросовестности и трудолюбия учащихся.

Формирование личности должно идти через овладение родным языком, тысячелетиями накапливающим сокровища человеческой мысли и опыта, считал К.Д. Ушинский. Ни в одной из форм устного творчества народа не проявляется так ум народа, национальная история, быт, мировоззрение, как в пословицах и поговорках. Роль народных пословиц и поговорок в обучении значительно тем, что оно направляет каждого, кто занят воспитанием и обучением детей, к неисчерпаемому в своих богатствах источнику духовного развития – народному творчеству.

В пословицах отразились представления о моральных качествах человека, и что самое ценное человеческое качество – Добродетель. Его надо прививать, необходимо

учить, так как причиной многих человеческих пороков - незнание, невежество. Добродетель есть умение хорошо поступать, а хорошо поступать умеет тот, кто знает, как именно надо поступать. Пословицы учат ценить добрые дела, людей, которые их совершают, стремиться самому быть добрым, понимающим, милосердным. Встречи с пословицами и поговорками заставляют каждого человека задуматься над его мировоззрением, пересмотреть многие постулаты в своей жизни, оценить свою жизнь, свои поступки, совершаемые с какой-то целью или бесцельно. Пословицы помогают понять, что есть добро и зло, освоить правила жизни в обществе передающиеся из поколения в поколения.

Ценности, действующие в любом обществе: это доброта, милосердие, готовность помочь попавшему в беду, скромность, мужество, справедливость, а отсюда и более глобальные ценности: Жизнь, Красота, Человек, Труд, Познание, Добро.

Входя в социум, ребёнок учится оценивать деятельность окружающих и появляется необходимостью считаться с другими людьми, усваивать нормы и правила общественной морали и руководствоваться ими в своём поведении. Существуют различные пути формирования нравственных ценностей в учебном процессе: через учебное содержание, методы, формы организации учебной работы, через характер общения учителя и учащихся, через общение детей между собой. Формируя личность ребёнка, мы должны чаще обращаться к тысячелетиями накопленному опыту народа, к пословицам и поговоркам.

Наша задача, как учителя – показать , что «пословица недаром молвится», что человек, включая народные изречения в свою речь, придаёт ей особую меткость, образность, выразительность; сверяет своё поведение и мысли с мнением народа. Постичь пословицы - это значит глубже познать жизнь, обычаи своего

народа, свою Родину.

Таким образом, решение задач нравственного воспитания зависит от выбора материала, его расположения, его количества. Приобщая детей к восприятию пословиц как фольклорного жанра, мы развиваем с помощью этого учебного материала нравственные качества личности, образное мышление детей, формируем у них высокий строй чувств, предоставляем возможность ощутить радость познания красоты родного языка, и для этого мы отбираем прежде всего те пословицы, которые обладают, по меткому определению Ушинского, «живописностью формы и поэтичностью духа».



Жүктеу
bolisu
Бөлісу
ЖИ арқылы жасау
Файл форматы:
docx
24.11.2021
588
Жүктеу
ЖИ арқылы жасау
Бұл материалды қолданушы жариялаған. Ustaz Tilegi ақпаратты жеткізуші ғана болып табылады. Жарияланған материалдың мазмұны мен авторлық құқық толықтай автордың жауапкершілігінде. Егер материал авторлық құқықты бұзады немесе сайттан алынуы тиіс деп есептесеңіз,
шағым қалдыра аласыз
Қазақстандағы ең үлкен материалдар базасынан іздеу
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде керек материалды іздеп, жүктеп алып сабағыңызға қолдана аласыз
Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі