«Крылатая мудрость
народа»
«…природа страны, ее
история,
отражаясь в душе человека, выражаются в
слове»
К.Д. Ушинский
Наблюдая, слушая, читая, ребёнок впитывает в себя
нравственные ценности, поступки окружающих, отношения между людьми.
Устное народное творчество включает в себя произведения, передающие
основные важнейшие представления народа о главных жизненных
ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине. Знание
фольклора может дать человеку знание о народе, и в конечном итоге о
самом себе. Весь его познавательный опыт, идеалы запечатлены в
пословицах и поговорках. Пословицы впитали в себя все тонкости
оценочного отношения к действительности, ее восприятия и
отражения.
«…
народ создал огромную изустную литературу – мудрые пословицы и
поговорки… Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом
народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она
становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической
памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким
содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и
обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и
дедов» (66, с. 17). Слова А. Н. Толстого очень ярко и точно
отражают суть фольклора.
Что
же представляют собой пословицы и поговорки как учебный
материал?
Пословицы и поговорки - это всё, что связано с
человеком, его деятельностью, окружающей его природой. Они всё
знают и обо всём имеют своё собственное, народное суждение. Работа
над пословицами и поговорками на уроках русского языка и литературы
формирует систему ценностей в жизни каждого. Возможно,
предположить, что благодаря работе, проводимой с пословицами и
поговорками в школе, возможно повышение уровня воспитанности,
сознательности, патриотизма, а так же добросовестности и трудолюбия
учащихся.
Формирование личности должно идти через овладение
родным языком, тысячелетиями накапливающим сокровища человеческой
мысли и опыта, считал К.Д. Ушинский. Ни в одной из форм устного
творчества народа не проявляется так ум народа, национальная
история, быт, мировоззрение, как в пословицах и поговорках. Роль
народных пословиц и поговорок в обучении значительно тем, что оно
направляет каждого, кто занят воспитанием и обучением детей, к
неисчерпаемому в своих богатствах источнику духовного развития –
народному творчеству.
В
пословицах отразились представления о моральных качествах человека,
и что самое ценное человеческое качество – Добродетель. Его надо
прививать, необходимо
учить, так как причиной многих человеческих
пороков - незнание, невежество. Добродетель есть умение хорошо
поступать, а хорошо поступать умеет тот, кто знает, как именно надо
поступать. Пословицы учат ценить добрые дела, людей, которые их
совершают, стремиться самому быть добрым, понимающим, милосердным.
Встречи с пословицами и поговорками заставляют каждого человека
задуматься над его мировоззрением, пересмотреть многие постулаты в
своей жизни, оценить свою жизнь, свои поступки, совершаемые с
какой-то целью или бесцельно. Пословицы помогают понять, что есть
добро и зло, освоить правила жизни в обществе передающиеся из
поколения в поколения.
Ценности, действующие в любом обществе: это
доброта, милосердие, готовность помочь попавшему в беду,
скромность, мужество, справедливость, а отсюда и более глобальные
ценности: Жизнь, Красота, Человек, Труд, Познание,
Добро.
Входя в социум, ребёнок учится оценивать
деятельность окружающих и появляется необходимостью считаться с
другими людьми, усваивать нормы и правила общественной морали и
руководствоваться ими в своём поведении. Существуют различные пути
формирования нравственных ценностей в учебном процессе: через
учебное содержание, методы, формы организации учебной работы, через
характер общения учителя и учащихся, через общение детей между
собой. Формируя личность ребёнка, мы должны чаще обращаться к
тысячелетиями накопленному опыту народа, к пословицам и
поговоркам.
Наша задача, как учителя – показать , что
«пословица недаром молвится», что человек, включая народные
изречения в свою речь, придаёт ей особую меткость, образность,
выразительность; сверяет своё поведение и мысли с мнением народа.
Постичь пословицы - это значит глубже познать жизнь, обычаи
своего
народа, свою Родину.
Таким образом, решение задач нравственного
воспитания зависит от выбора материала, его расположения, его
количества. Приобщая детей к восприятию пословиц как фольклорного
жанра, мы развиваем с помощью этого учебного материала нравственные
качества личности, образное мышление детей, формируем у них высокий
строй чувств, предоставляем возможность ощутить радость познания
красоты родного языка, и для этого мы отбираем прежде всего те
пословицы, которые обладают, по меткому определению Ушинского,
«живописностью формы и поэтичностью духа».