Протокол
тренинга
«Толерантность как принцип
взаимодействия между людьми»
Дата
проведения: 14.02.25
Время: 10.30
Место: КСиНТ
Ведущий: Абуова
А.Б.
Целевая
аудитория: 221,222
Цель
тренинга:
Формирование у участников
понимания толерантности как основы эффективного взаимодействия,
развитие уважительного отношения к другим людям, независимо от их
взглядов, национальности, религии, социального статуса и
особенностей.
Задачи:
-
Осознать значение
толерантности в обществе.
-
Разобрать основные формы
нетерпимости и их последствия.
-
Развить навыки конструктивного
общения и уважения к различиям.
-
Освоить способы преодоления
стереотипов и предубеждений.
Программа
тренинга:
1. Вводная часть (15
мин)
-
Приветствие участников.
-
Озвучивание целей и задач
тренинга.
-
Короткое знакомство (если
группа незнакома).
-
Разминка: упражнение «Общее и
различное» (участники в парах находят 3 сходства и 3 различия друг
с другом).
2. Теоретический блок (20
мин)
-
Что такое толерантность?
-
Чем отличается толерантность
от терпимости?
-
Основные виды толерантности
(этническая, религиозная, социальная, гендерная и
др.).
-
Как формируются стереотипы и
предубеждения?
-
Последствия нетерпимости в
обществе.
3. Практический блок (60
мин)
-
Упражнение «Стереотипы и
реальность» (15 мин)
-
Участникам раздают карточки с
распространёнными стереотипами (например, «молодёжь ленится», «все
успешные люди богаты с рождения»).
-
Обсуждение: насколько эти
утверждения соответствуют реальности?
-
Упражнение «Пройди в чужих
ботинках» (15 мин)
-
Участники берут случайную роль
(например, человек с ограниченными возможностями, мигрант,
представитель другой культуры).
-
Обсуждение: с какими
трудностями может столкнуться этот
человек?
-
Упражнение «Диалог без
спора» (15 мин)
-
Участники делятся на пары и
получают спорные темы (например, «онлайн-обучение лучше
традиционного»).
-
Их задача – не спорить, а
слушать и понимать мнение собеседника.
-
Вывод: как уважение помогает
находить общий язык?
-
Упражнение «Толерантность в
действии» (15 мин)
-
Групповая работа: разработка
правил толерантного взаимодействия (например, в школе, на работе, в
соцсетях).
-
Презентация и обсуждение.
4. Заключительная часть (15
мин)
-
Обратная связь: какие открытия
сделали участники.
-
Домашнее задание: понаблюдать
за проявлениями толерантности и нетерпимости в своей
жизни.
-
Благодарность участникам, завершение
тренинга.

Дополнительно:
-
Можно использовать видео или
истории реальных людей о преодолении
предубеждений.
-
Включить художественные или
метафорические карты для обсуждения
эмоций.
-
Организовать обсуждение
известных конфликтов и способов их мирного
решения.
Педагог-психолог:
Абуова А.Б.