Тема тренинга: Класс глазами
каждого
(7
класс)
Цель: Сплочение детского коллектива и построение
эффективного взаимодействия учащихся друг с другом. Создание
благоприятного психологического климата. Способствовать снижению
уровня проблем в межличностных отношениях учащихся
класса. Развивать способности принимать друг друга,
совершенствовать навыки общения. Развивать коммуникативные навыки. Помочь учащимся
осознать, какие качества важны в дружбе. Через игры и упражнения
развивать внимание, восприятие,
мышление,
доброжелательность,
отзывчивость.
Ход тренинга
I. Приветствие.
Эмоциональный
настрой.
(психолог и дети стоят в
кругу)
Психолог: Здравствуйте ребята, я рада вас видеть
сегодня на нашем тренинге. Нам предстоит большая совместная работа,
но для начала давайте поздороваемся друг с другом и пожелаем
хорошей работы. Но поздороваемся мы особенным
способом.
Здороваться нужно двумя руками с двумя
участниками одновременно, при этом отпустить одну руку можно только
тогда, когда найдешь того, кто тоже готов поздороваться, т.е руки
не должны оставаться без дела больше
секунды.
Психолог: Ребята, в тренинге нам предоставляется
прекрасная возможность, обычно недоступная в реальной жизни –
выбрать себе имя. Ведь часто бывает: кому-то не очень нравится имя
данное ему родителями; кого-то не устраивает форма обращения
привычная для окружающих.У вас есть 30 секунд для того, чтобы
придумать и выбрать себе игровое имя и написать его на бейдже. Все
остальные члены группы в течении тренинга будут обращаться к вам
только по этому имени.
2. Правила работы в
группе.
Психолог: Ребята обратите внимание на ватман, на
нем написаны правила, которые необходимо соблюдать во время
тренинга. Давайте прочитаем их и запомним.
-
Внимательно слушать друг
друга.
-
Не перебивать
говорящего.
-
Уважать мнение
других.
-
Я – высказывание (начинать свою речь со
словами «Я»).
-
Быть активными.
-
Говорить по
одному.
3. Упражнение
«Разминка-погружение»
Психолог: Ребята, а теперь чтобы настроится на
наше занятие, давайте проведем небольшую
разминку-погружение.
В начале нашего занятия, мне бы хотелось
узнать:
1. У кого сейчас хорошее настроение, похлопайте в
ладоши;
2. Поменяйтесь местами те, у кого в классе есть
друзья;
3Поднимите правую руку те, кто уверен в
себе;
4. Похлопайте в ладоши те, кто хорошо знает своих
одноклассников;
5. Потопайте те, кто согласен с пословицей «Один
в поле не воин».
6. Кивните головой те, кто знает, что мы сегодня
будем делать на занятии.
7. Поднимите высоко руки и скажите «Я» те, кто
является учеником 7 класса.
II. Основная часть.
Психолог: Сегодня наше с вами занятие будет посвящено
сплочению детского коллектива. Сегодня мы поговорим о вашем классе,
о взаимоотношениях друг с другом. Как вы думаете, ваш класс
сплоченный, дружный? Сплоченный коллектив добивается многих побед и
вершин.
1. Упражнение «Модель идеального
класса».
Беседа. Вы все учитесь в одном классе много лет,
некоторые учатся с первого класса.
-
Как вы думаете, ребята, а вы понимаете друг
друга?
-
Стараетесь помочь однокласснику, другу?
-
Зачем дети ходят в школу?
Дети ходят в школу чтобы, во-первых получить
знания, во-вторых пообщаться. Это главные причины. Может так
получиться, что из-за того, что не складываются отношения с
одноклассниками, не хочется идти в школу.
Давайте поговорим, какими качествами должен
обладать класс, чтобы каждый чувствовал себя в нем хорошо. Нужно
назвать черты, благодаря которым в классе всем хорошо. Обратите
внимание на ватман, там нарисован круг, разделенный на части, а
теперь давайте подумаем, какими качествами должен обладать класс.
Вы перечисляете, а я записываю.
- Как вы думаете, какие это
черты?
(Ответы детей)
(доброта, взаимопомощь, взаимопонимание, умение
слушать, доброжелательность, вежливость, сплоченность, юмор,
свобода высказывания, понимание)
- Как вы думаете, в вашем классе присутствуют
такие качества?
- Как вы думаете, на сколько баллов у вас в
классе проявляется такое качество, как……(понимание, уважение,
взаимопощь, доверие)?
- Ваш класс дружный?
3. Упражнение «Горячий
стул».
Психолог: Для следующего упражнения мне нужен
один доброволец, который выходит в центр круга и садится на стул.
Остальные участники должны высказать свои впечатления и мнения об
этом человеке, сказать о его положительных и отрицательных
качествах.
- Что вам было сложнее сделать выходить в центр
круга и выслушивать мнения ребят или вам самим
высказываться?
4.
Игра
«Молчанка».
Психолог: Следующее наше упражнение называется
«Молчанка». Сейчас вы будете работать одной командой, которая
должна нарисовать картину. Пройдите все к песку, усаживайтесь
поудобнее. Вы должны сообща нарисовать одну картину, но в этой игре
есть одно правило – нельзя разговаривать во время рисования. Нап
рисунок вам отводится 5 минут.
- что вы нарисовали, работая в
группе?
- сложно ли было рисовать
молча?
- как вы думаете, у вас получилась
картина?
5. Игра «Ты мне
нравишься»
Психолог: Ребята, хочу предложить вам принять
участие в одной очень интересной игре, которая называется «Ты мне
нравишься». Мы вместе составим одну большую цветную паутину,
связывающую нас между собой. Кроме того, каждый из нас может
выразить добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим
одноклассникам. Сейчас я покажу вам, как протекает эта
игра.
(Пару раз обмотать свободный конец шерстяной
нитки вокруг своей ладони и покатить клубок в сторону
детей).
-
Вы видите, что я сделала. Я выбрала ученика, который должен быть
следующим в «паутине». После того, как мы передали кому-то, мы
говорим этому ученику фразу, начинающуюся с одних и тех же слов:
«Ася , ты мне нравишься, потому что……». Выслушав обращенные к вам
слова, вы обматываете нитью свою ладонь так, чтобы «паутина» было
более-менее натянута. Постарайтесь хорошо запомнить то, что вам
скажут, когда будут передавать клубок. Ученик, получивший клубок
последним, начинает сматывать его в обратном направлении. При этом
каждый ученик наматывает свою часть нити на клубок и произносит
сказанные ему слова и имя сказавшего, отдавая ему клубок
обратно.
-
легко ли тебе было говорить приятные слова другим
детям?
-
кто тебе говорил что-нибудь приятное до этой
игры?
-
достаточно ли дружен ваш класс?
-
вам понравилось наше занятие?
III. Подведение итогов
тренинга.
Психолог: Ребята, наш тренинг подошел к концу,
спасибо вам за приятное занятие, за приятное общение. Мне очень
приятно было с вами работать.