Материалдар / Тренинговое занятие
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Тренинговое занятие

Материал туралы қысқаша түсінік
план урока
Материал тегін
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Психологическое занятие

Тренинговые занятия с учащимися 

на формирование эмоционально-волевой сферы




Подготовила: Касимова Гульмира Каировна,

педагог – психолог


   Методические основы проведения тренинга и показания к применению.

  Эффективным методом психокоррекционной работы преимущественно с подростками являются тренинговые занятия. Тренинг с подростками группы риска имеет следующие особенности:

   - он должен проводиться специалистом, возможно школьным психологом, владеющим информацией по данной проблеме.

   - специалист должен владеть тренинговыми приемами и иметь навыки работы с группой в психокоррекционном режиме;

    - упражнения и игры, включенные в тренинг, должны носить дискуссионный подтекст, т.е. не навязывать подросткам однозначных выводов и решений, позволять в ходе групповой работы свободно выражать свои мнения.

 Цель: формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей.

 Задачи: 

 - формировании навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме, позитивной моральной позиции.

 - обучение способам внутреннего самоконтроля и сдерживания негативным импульсов, конструктивным способам выхода из конфликтным ситуаций.  

 - работа с состоянием тревожности.

 - формирования адекватной самооценки и уверенности в себе.

 - психологическая коррекция конфликтного и агрессивного поведения.

Форма работы – групповая.

Количество детей в группе – 10-12 человек.

Методы: игровые методы, групповая дискуссия, арт – терапия ( работа с рисунком), телесно – ориентированная терапия, работа в парах, обсуждение.

Возраст – 12-15 лет.


Занятие 1. Знакомство.

         Цель: знакомство, сплочение коллектива, снятие эмоционального 

                   напряжения, коррекция застенчивости.

     I. Приветствие.

Ведущий: Здравствуйте! Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы попробовать вместе избавиться от своих неприятностей, стать лучше, терпимей, научиться относиться друг к другу с пониманием и уважением.          

Кто стеснителен и нерешителен, после наших занятий пусть станет смелым и отважным, кто не может и минуты усидеть на месте, пусть станет спокойным и сосредоточенным. Пусть пройдут ваши тревоги – мы будем вместе улучшать себя и добьемся этого!

     II. Упражнение «Имя».

Инструкция:   «Назовите свое имя и расскажите, что оно обозначает».

Комментарии: значение имени пробуждает интерес и уже создает представление о человеке.

     III. Упражнение «Сваты».

Инструкция:    «Мы все сюда пришли со своим характером, качествами. Сейчас мы расскажем о 3 основных хороших качествах».

Комментарии:  обратить внимание на тех участников, у которых возникли трудности при выполнении задания.

     IV. Упражнение «Снежный ком».

Инструкция:  «Мы узнали имена ребят, попробуем их теперь назвать. Называем по очереди имена всех, кто сидит перед вами, а потом – свое.

Комментарии:  при выполнении можно использовать мяч.

     V. Упражнение «Алфавит».

Инструкция:   «Сейчас встаньте, пожалуйста, и по моей команде выстройтесь в алфавитном порядке (по имени). Запомни очень важное правило: называй друга по имени, и он будет относиться к тебе так же».

     VI. Упражнение «Самый…».

Инструкция:   «Участник, бросая мяч другому, называет его по имени, продолжая фразу «Вася, ты самый ….(смелый и т.д.)».

     VII. Упражнение «Экипаж».

Инструкция:  «Команда познакомилась. Выбираем капитана. Теперь пора построить красивый большой корабль, на котором мы поплывем. Выстраиваем стулья в форме лодки, на одну семью – одно весло. Выбираем рулевого. Корабль поплывет, если весло будет работать в такт».

     VIII. Задание «Законы экипажа».

Инструкция: «Мы – один экипаж и нам нужно договориться, как мы будем общаться друг с другом».

Комментарии:  ведущий наблюдает за активностью и подключает к обсуждению пассивных. 

     IX. Слово капитану.

Цель: повышение самооценки, обучение навыкам самоконтроля, привитие чувства ответственности.

Комментарий:  капитан имеет право поощрить тремя жетонами трех отличившихся, по его мнению, членов команды, аргументируя свой выбор.

     X. Рефлексия занятия.

Что запомнилось? Какое настроение?

Занятие 2.

«Океан человеческих чувств».


Цель: эмоциональное сближение членов группы, развитие коммуникативных навыков, снятие напряжения, диагностики  уровня самооценки.

     I. Приветствие.

Ведущий: Сегодня наш корабль проплывет через океан Человеческих Чувств. Мир огромен и интересен. В нем много забот, тревог, суеты, но мы остаемся людьми потому, что умеем любить и прощать, верить и надеяться, уважать друг друга и помогать, забывать все плохое. Нам предстоит узнать, за что уважают люди других людей, за что ценят мальчиков, за что ценят девочек.

     II. Выбор капитана.

     III. Упражнение «Море волнуется…»

Инструкция: «Вы все – море. Ведущий, которого мы выберем, будет давать команды, а вы должны будете их выполнять. Слова ведущего: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри!» Если кто-то будет двигаться и ведущий его заметит, он выбывает из игры». 

     IV. Беседа «За что ценят людей».

Ведущий:  Ответьте по очереди на вопросы: за что ценят людей;  за что вы уважаете своих родителей, друзей;  за что уважают вас?

Что вам не нравится в людях, почему с кем-то вы дружите, а кто-то вам не нравится?

Что нужно сделать, чтобы у вас были друзья?

     V. Упражнение «Я умею, я люблю».

Инструкция:   «Объединитесь в пары. Каждый по очереди должен прыгая пять раз на одной ножке, сказать: «Я умею…» Потом прыгать пять раз на другой ножке и сказать: «Я люблю…».

     VI. Упражнение «Тень».

Инструкция:  Участники разбиваются на пары. Один из них будет человеком, другой его «тенью». Человек делает любые движения, «тень» повторяет, причем особое внимание уделить тому, чтобы «тень» действовала в том же ритме, что и человек. Она должна догадаться о самочувствии, мыслях и целях человека, уловить все оттенки его настроения. 

Рефлексия.

     VII. Упражнение «Путаница».

Инструкция: «Водящий выходит из комнаты, остальные встают в круг и «перепутываются», не разжимая рук. Задача водящего – распутать «путаницу».

     VIII. Задание «Скульптура».

Инструкция:  «Разделитесь на группы по 3 человека. Вам нужно создать скульптуру. Один станет играть роль скульптора, а остальные будут «глиной». Работать можно только молча.

Рефлексия.

     IX. Слово капитану.

     Х. Рефлексия занятия.

Занятие 3. Самооценка.

 Цель: формирование адекватной самооценки, повышение личностного   роста детей.

     I. Ведущий: «Сегодня мы поговорим о самооценке. Самооценка отражает степень развития у человека чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его интересов. На самооценку влияют несколько факторов. Во-первых, представление о том, каков человек на самом деле и каким он хотел бы быть; во-вторых, человек склонен оценивать себя так, как по его мнению, его оценивают другие».

     II. Выбор капитана.

     III. Групповая дискуссия.

Тема дискуссии: «Как мы поддерживаем и улучшаем свою самооценку». Мнения выписываются на отдельный лист бумаги и дополняются ведущим.

     IV. Упражнение «Говорим друг другу комплементы».

Отдельно – так, чтобы всем хорошо было видно, поставить два стула друг напротив друга. Предложить одному из участников занять один из стульев, все остальные члены группы по очереди садятся на свободный стул и называют ему только положительные качества.

Каждый член группы должен занять место слушателя.

Рефлексия.

Что вы чувствовали и думали в процессе выполнения задания.

     V. Упражнение «Я в будущем».

Предложить детям вылепить из пластилина или нарисовать модель своего образа «Я» в будущем.

     VI. Обсуждение.

Каждый участник называет фигуру и рассказывает о ней.

     VII. Слово капитану.

     VIII. Рефлексия.

Занятие 4. Дорожка к моему внутреннему Я.

          Цель: снижение уровня тревожности, воспитание уверенности в себе, 

                    коррекция конфликтного и агрессивного поведения.

     I. Ведущий : «Здравствуйте. Сегодня мы будем продолжать учиться самоанализировать, учиться выделять в людях хорошие качества. А это все необходимо, чтобы всем, и нам в том числе, жилось вместе легко, чтобы все друг друга понимали.

     II. Выбор капитана.

     III. Игра «Эхо».

Инструкция:  «Я проговариваю свое имя и прохлопываю его по слогам в ладоши, а вы повторяете за мною. Затем это же делает тот, кто сидит справа от меня и т.д.»

Ведущий:  Молодцы! Игра называется «Эхо» и она показала, что вы дружные и сплоченные; да и каждому приятно, когда его называют и ему аплодируют.

     IV. Упражнение «Рисуем страхи».

Ведущий: На сегодняшнем занятии мы вместе должны найти ответ на вопрос:  Чем люди похожи и чем отличаются друг от друга? Какой?



Наш главный разговор о том, какие же психологические свойства и особенности есть у всех людей и чем мы отличаемся друг от друга.

Решаем проблему: «Чем все люди похожи?» Я вам читаю, а вы смело поднимаете руку, если это будто бы про вас:

а) Когда у меня все хорошо – я радуюсь;

б) Когда у меня что-то не получается, меня не понимают – я могу злиться, обижаться;

в) Когда случается что-то опасное, непонятное – я иногда пугаюсь.

Сейчас вы отвечали себе на вопрос «Как я умею чувствовать?»

- Что значит чувствовать? (Ответы детей).

     Итак, чувствовать – это и радоваться, и бояться, и обижаться. Подтвердим это свойство. Перед вами два домика: один красный, другой черный. Я вам буду называть такое неприятное чувство, как страх. А вы его будете прятать в домики (в черный – очень страшные страхи, в красный дом – не очень).

(См. М.Панфилова. Диагностика страхов. Страхи в домиках. «Школьный психолог», № 9, 1999).

     А теперь закройте страшный дом на замок, нарисуйте его, а ключ выбросите. И не бойтесь больше ничего!

     Давайте же радоваться всему: и улыбке, и доброму слову, и хорошей погоде, и солнечному зайчику.

     V. Упражнение «Солнечный зайчик».

Ведущий: Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу: зайчик на лбу, на ротике, на щеках – нежно погладь его ладонями. Погладь голову, шею, грудь, живот, руку, ноги. Он любит и ласкает тебя, поэтому погладь его и подружись с ним.

Ребята, ваше настроение стало лучше?

     VI. Игра «Кто это?»

Инструкция: «Один человек выходит за дверь. Остальные договариваются, кого загадают. Ведущий зачитывает индивидуальные свойства загаданного человека, а водящий угадывает».

     VII. Слово капитану.

     VIII. Ведущий. «Наше занятие подошло к концу. Вы молодцы, хорошо поработали. Не забывайте об упражнении «Солнечный зайчик», не забывайте о том, что все ключи от ваших страхов мы выбросили, и в этом вам помогла психология – наука о человеческой душе.»

     IX. Рефлексия занятия.

Занятие 5. Я среди людей.

          Цель: усиление позиции Эго, коррекция агрессивного поведения.

     I. Ведущий:  Каждый человек «подает» себя другим, в том числе и с помощью визиток с различными надписями. У каждого человека есть какой-то девиз или правило, которым он руководствуется в жизни.

     II. Упражнение «Визитка».

Инструкция: «В течение 5-7 минут придумайте и напишите на своей визитке надпись, которая соответствует вам».

Каждый зачитывает свою надпись. Во всех случаях ведущий дает эмоциональную поддержку.

Рефлексия.

О чем в основном говорят надписи?

Что мы хотим сообщить о себе другим людям?

III. Упражнение «Уверенный – наглый – робкий».

Ведущий предлагает всем игрокам по очереди взять одну из трех карточек. На карточках написано:  на одной – «уверенный», на другой – «наглый», на третьей –  «робкий». Группа не видит, какую карточку взял участник.       Задача участника – изобразить поведение указанного человека. Группа должна угадать, какое поведение показывает данный игрок.

Рефлексия.

Какое поведение легче угадывается? Почему?

Легко ли отличить уверенное поведение от наглого?

В чем разница?

IV. Упражнение «Лепим скульптуру».

Ведущий предлагает детям встать в круг. Один из детей по желанию становится «глиной», а остальные «скульптурами».

Задание: слепить скульптуру под названием «Доброта». Поочередно все участники игры становятся «глиной». Названия скульптур тоже меняется – «Ответственность», «Любовь», «Ненависть», «Решительность», «Уверенность», «Беззащитность» и т.д.

     V. Упражнение «Железнодорожная касса».

Ведущий: Представьте себе, что вы на вокзале и через 15 минут отходит поезд. В кассе остался один билет, а пассажиров много. Вам необходимо убедить кассира, чтобы он продал билет вам.

Выбирается «кассир», лучше всего – неуверенный в себе, застенчивый ребенок. Участники образуют очередь у кассы.

Затем проводится обсуждение. «Кассира» просят дать обратную связь – кому бы он продал билет? Почему?  Кому бы не продал?  Почему?  

     VI. Упражнение «Закончи предложение».

     Нужно всем по очереди закончить предложения:

«Счастливее всего я, когда …»

«Хуже всего мне, когда …»

«Не могу понять, почему я …»

«Моя жизнь была бы лучше, если бы я …»

«Главное, что я хотел бы в себе изменить, это …»

VII. Рефлексия.



Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!