Тренинги для
родителей
Психологический тренинг-практикум для
родителей: «Все начинается с семьи: ребенок и общество, культура
общения»
Практическое занятие направлено на
гармоничное взаимодействие родителей со своими
детьми.
Цель практического
занятия:
-
повысить осведомленность родителей по особенностям
воспитания детей дошкольного
возраста;
- расширить представления родителей об
общении с ребенком; познакомить со стилями общения в
семье;
- способствовать установлению и развитию
отношений партнерства, пониманию и сотрудничеству между родителями
и ребенком.
Материал: плакат «Правила работы в группе»,
плакат «Ожидания», плакат «Душа ребенок», листы А4, ручки, стикеры
– перышки, бантики, информационные буклеты для родителей «Пять
путей к сердцу ребенка, видеоролик.
Практическое занятие-практикум психолога
с родителями
1.Вступительное
слово психолога
Семья – это важнейший фактор долголетия и
здоровой жизни. Первые жизненные уроки ребенок получает в семье.
Его первые учителя – отец и мать. Семья дает ребенку первые
представления о добре и зле, формирует представления о нормах
поведения в обществе. Ребенок, наблюдая за отношениями отца и
матери в повседневной жизни, усваивает определенный тип отношений
между мужчиной и женщиной. Именно эта модель будет определять
дальнейшее поведение ребенка в социуме.
Наша сегодняшняя встреча посвящена такой
теме как: «Все начинается с семьи: ребенок и общество, культура
общения».
I. Знакомство с
участниками
2. Упражнение
«Знакомство»
Цель: способствовать установлению дружеской
атмосферы в группе; настроить родителей на диалог; вызвать у них
положительные мнения об их детях; снять эмоциональное
напряжение.
Ход упражнения. Психолог. Для эффективной
работы я предлагаю Вам, чтобы каждый из родителей назвал свое имя,
имена и возраст своих детей. Каждый участник должен закончить одно
из следующих предложений.
1. Два слова, которыми можно описать моего
ребенка – ...
2. Если бы мой ребенок был звуком, он
звучал бы, как -...
3. Больше всего мне в моем ребенке нравится
– ...
4. Мой ребенок заставляет меня смеяться,
когда – ...
Участник, который имеет более чем одного
ребенка, может применять по одному предложению, говоря о каждом из
них. Окончание предложения может быть забавным. Каждое предложение
построено так, чтобы высказывание было положительным. Это веселое
упражнение. Родители говорят, то, что приходит им в голову, ведь
никто ничего не записывает.
3. Ожидания участников. Упражнение
«Аист»
Перед началом занятия психолог прикрепляет
к доске рисунок с изображением аиста, который несет в клюве
младенца. Каждый участник получает бумажные перышко, на котором ему
предлагается написать свои ожидания от
тренинга.
После того как все участники записали свои
ожидания, они по очереди подходят к аисту, зачитывают свои надежды
и приклеивают перышки на его крылья.
4. Обсуждение правил
группы
Цель: направить участников на соблюдение
правил группы.
Ход упражнения. Правила крайне необходимы
для создания такой обстановки, чтобы каждый участник мог откровенно
высказываться и выражать свои чувства и взгляды. Итак, я предлагаю
Вам, уважаемые родители, следующие
правила:
1. Картинка «Волчок» – быть
активным.
2. Картинка «Ухо» – слушать и слышать
каждого.
3. Картинка «Человечки с мыслями» –
говорить по очереди.
4. Картинка «Два смайлика берутся за руки»
– ценим толерантность, точность,
вежливость.
5. Картинка «Круглый стол» – мир вокруг нас
бурлит, а мы «здесь и теперь» – учимся.
6. Картинка «Часы» – это время. Используем
его для себя наиболее эффективно.
Психолог. Возможно, будут дополнения?
Согласны ли Вы и принимаете эти правила?
II. Основная часть
Психолог. Сегодня мы будем
обсуждать секреты эффективного общения родителей с
детьми. И прежде
чем перейти к основному содержанию занятия, отмечу три важных
момента, которые стоит помнить.
Во-первых, идеальных родителей не бывает.
Родители не боги, а живые люди со своими слабостями, настроениями,
интересами. Во-вторых, какой бы выдающийся психолог и педагог не
работал с нами, положительные изменения наступят лишь тогда, когда
мы начнем действовать, использовать теорию на практике. В-третьих,
наше занятие не случайно так называется, ведь без
творческого подхода и чувства сердцем общение с детьми будет не
эффективным.
Уважаемые родители! Какие ассоциации у вас
вызывает слово «семья»?
Какую роль, функцию выполняет семья для
ребенка?
5. Упражнение «Живой
дом»
Цель: диагностировать субъективное
восприятие психологического пространства семейных
отношений.
Перед участниками лежит лист бумаги. Нужно
написать в колонку имена 7-8 человек, которые влияют на их жизнь,
рядом нарисовать дом, у которого обязательно должны быть фундамент,
стены, окна, крыша, чердак, дверь, дымоход, порог, и предоставить
каждой части дома имя конкретного человека. Затем происходит
интерпретация результатов.
Фундамент – положительное значение:
основная материальная и духовная опора семьи, тот на ком все
держится; отрицательное значение: человек, на которого все
давят.
Стены – человек, который отвечает за
эмоциональное состояние семьи и автора рисунка
непосредственно.
Окна – будущее, люди от которых родина
ждет, на кого возлагает надежды (в норме –
дети).
Крыша – человек в семье, который жалеет и
оберегает автора рисунка, создает ощущение
безопасности.
Чердак – символизирует секретные отношения,
а также желание автора иметь с этим человеком более доверчивые
отношения.
Дымоход – человек, от которого автор
рисунка получает или хотел бы получить особую опеку,
поддержку.
Двери – информационный портал, тот кто учил
строить отношения с миром.
Порог – человек, с которым автор рисунка
хотел бы общаться в будущем.
Выводы. Методика дает возможность за
короткое время определить роль автора рисунка с каждого члена
семьи.
6. Упражнение «Душа
ребенка»
Психолог. Эта чаша – душа ребенка. Какой бы
Вы хотели видеть своего ребенка? Какими чертами характера он должен
обладать? Какими качествами вы хотели бы наделить своего
ребенка?
Задача: родители на «сердцах» должны
написать качества, которыми бы хотели наделить своего ребенка,
затем кладут их в чашу.
Психолог. Посмотрите, какую красочную,
многогранную душу мы хотим видеть в
ребенке.
Рефлексия. Какие ощущения у вас вызвало это
упражнение?
8. Упражнение «Стили родительского
воспитания»
Психолог. Уважаемые родители, сейчас мы с
Вами попытаемся отразить с помощью пантомимики и жестов один
из стилей
родительского воспитания.
I группа –
авторитарный;
II – либеральный;
III –
демократический.
Остальные участники должны определить,
какой из стилей был продемонстрирован. На помощь участникам даются
подсказки – краткие характеристики каждого из
стилей.
Обсуждение:
– Какой из стилей, на ваш взгляд, является
наиболее эффективным для воспитания?
– Какие результаты, по вашему мнению, можно
ожидать от каждого из них?
– Какой из стилей наиболее близок лично
вам?
9. Упражнение «Я люблю своего
ребенка»
Психолог. А сейчас закройте глаза,
представьте своего ребенка и решите для себя: «Я буду любить своего
ребенка, даже если он не лучший и звезд с неба не срывает. Я буду
любить его, даже если он не оправдает моих надежд. Я буду любить
его, какой бы он не был, как бы не поступил. Это не означает, что
любой поступок я одобрю. Это значит, что я люблю ее, даже если ее
поведение должно быть лучше. Я люблю просто потому, что это мой сын
или дочь».
Откройте глаза.
Обсуждение:
- Что вы чувствовали во время выполнения
этого упражнения?
Итог: любовь к ребенку еще не навредила ни
одному из них. Любви не может быть много. Помните: какими бы не
были отношения в ваших семьях, они могут стать
лучше.
10. Информационные буклеты для родителей
«Пять путей к сердцу ребенка»
Психолог: Уважаемые родители! Дети
по-разному чувствуют любовь, но она нужна каждому малышу. Есть 5
основных способов, которыми родители показывают свою любовь к
ребенку (психолог раздает рекомендации):
- прикосновение;
- слова поощрения;
- время;
- помощь;
- подарки.
Поэтому дарите своим детям любовь и
подарки, а моим подарком для вас станет просмотр видеоролика
«Притча о любви».
11. Упражнение «Осуществление
ожиданий»
Цель: определить, оправдались ли ожидания
участников.
Уважаемые родители, обратите внимание на
лист ожиданий с изображением аиста, с которыми вы работали в начале
тренинга и определится, насколько оправдались ожидания каждого.
(Высказывания)
Аист несет в клюве младенца. Младенец
ассоциируется с новой жизнью, чем-то удивительным, светлым,
обязательно счастливым. Поэтому предлагаю вам написать на бантиках
пожелания себе или группе и прикрепить их на изображение одеяла, в
которое завернут младенец