Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Тренировочные упражнения
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Тренировочные упражнения на уроках русского языка и литературы как средство формирования коммуникативной грамотности
Мыкышева М.Е. - учитель русского языка
и литературы в классах с казахским языком обучения
КГУ «Общеобразовательная школа №91»
г. Караганды
Вопрос о характере обучения, о технологиях, которые мы применяем в учебном процессе, остро стоял всегда.
В 10 томе «Народной энциклопедии» за 1912 год, можно прочитать следующее: «…в средней школе характер обучения имеет не меньшую важность, чем его содержание. Обучение в средней школе должно быть развивающим, пробуждающим самостоятельное мышление, систематическим и научным…».
На сегодняшний день во всех сферах жизни происходят изменения, которые не могли не затронуть сферу образования. Это связано, прежде всего, с изменениями, происходящими в современной жизни социума. Это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, умение ориентироваться в большом потоке информации и адаптироваться в любом обществе. Таким образом, перед школой стоит проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых практических навыков и компетенций, включая умение учиться. «…Образование должно давать молодежи не только знания, но и умение их использовать в процессе социальной адаптации…» [1].
Если раньше на уроках мы старались уделять внимание предметным знаниям, формированию основных навыков, орфографической зоркости, то теперь, в рамках обновления содержания образования, на уроке не ограничиваемся академическими знаниями. Наша задача - создать благоприятные условия для развития творческой, высококультурной личности, формирования инициативы, психологической свободы, осознанной потребности в самообразовании. Сейчас требуется личность, владеющая основами коммуникативной культуры, способная неординарно мыслить и действовать, обнаруживающая широкий кругозор [2].
Главная задача учителя - научить ученика учиться. В свое время В. А. Сухомлинский писал: «Страшная это опасность - безделье за партой: безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы - это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни мастерская, ни школьный участок - ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли».
Цель учителя на уроке – вовлечение каждого ученика в активную познавательную и творческую деятельность. Этого можно добиться, используя новые технологии, необходимые для активной мыслительной деятельности и развития коммуникативности учащихся. Наиболее перспективным, на мой взгляд, является технология педагогических мастерских, которая позволяет решать коммуникативные задачи.
В основе мастерских лежат идеи проблемного обучения, развивающего обучения, коллективного способа обучения, идеи известных русских методистов, педагогов Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, Ш.А.Амонашвили, С.Н.Лысенковой, Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина-Давыдова.
Мастерская - это нестандартная форма организации занятий, инновационная технология обучения, которая помогает создать на занятиях творческую атмосферу, психологический комфорт, способствует профессиональному и личностному росту учителя и обучающихся, развитию их познавательных, творческих и коммуникативных способностей, мотивации научно-исследовательской деятельности, позволяет осуществить и эмоционально прочувствовать процесс совместного творчества (сотворчества), поиска знания.
Важнейшие принципы: «Я ищу, значит, я обучаюсь, я ищу, значит, я обучаю» и «Я исследую, ты исследуешь, мы исследуем» – определяют как позицию ученика, так и положение учителя в мастерской.
Цель технологии мастерских – предоставить ученикам психологическое средство, позволяющее им лично саморазвиваться, осознавать самих себя, своё место в мире, понимать других людей, а также закономерности развития мира. В мастерских чередуются индивидуальная, групповая и коллективная работа, что повышает уровень коммуникативной культуры.
Принципы и правила ведения мастерской:
1. Равенство всех участников, включая мастера.
2. Право каждого на ошибку: преодоление ошибки — путь к истине.
3. Безоценочная деятельность: оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией (принципы «педагогики успеха»).
4. Предоставление свободы в рамках принятых правил.
5. Элемент неопределенности, неясности, даже загадочности в заданиях.
6. Диалог – главный принцип взаимодействия.
7. Организация и перестройка реального пространства в зависимости от задачи каждого этапа.
8. Позиция ведущего мастера – это позиция консультанта. Каждая мастерская для руководителя — поле диагностики, на основе которой создается новая мастерская или включаются другие необходимые формы работы.
Предметом ее изучения является процесс овладения детьми неродной/родной речью и навыками речевого общения в условиях целенаправленного педагогического воздействия. Она изучает закономерности педагогической деятельности, направленной на формирование правильной устной речи и навыков речевого общения у детей школьного возраста.
Специально подобранные упражнения, тексты, индивидуальные домашние задания способствуют развитию речевой и письменной деятельности.
Задания составляются по уровню сложности. Выполняя первое действие, ученик концентрируется, прежде всего, на отдельных фрагментах информации текста. Выполняя второе действие, ученик соединяет эти фрагменты в общую картину. Выполняя третье действие, ученик соотносит сообщение текста с внетекстовой информацией. Рассмотрим на примере заданий к тексту басни Эзопа «Путники и медведица».
Два приятеля шли по дороге, как вдруг навстречу им медведь. Один тотчас забрался на дерево и там спрятался. А другому бежать уже было поздно, и он бросился наземь и притворился мертвым, и когда медведица придвинулась к нему мордой и стала его обнюхивать, то задержал дыхание, потому что говорят, мертвецов зверь не трогает. Ушла медведица прочь, опустился приятель с дерева и спрашивает, что это ему медведица шептала на ухо. А тот в ответ: «Шептала: впредь не бери в дорогу таких приятелей, которые бросают в беде!»
Вопросы и задания.
1. Приятель притворился мертвым
А) мертвецов зверь не трогает
В) мертвецов звери боятся
С) мертвецов звери не любят.
2. Один приятель другому ответил:
А) ты хорошо спрятался
В) впредь не бери в дорогу таких приятелей
С) у тебя заячья душа.
3. Подберите к этой притче подходящие по смыслу пословицы.
4. Заполните сюжетную таблицу, опираясь на текст
Кто? |
Что сделал (-а)? |
Когда? |
Где? |
Почему? |
|
|
|
|
|
5. Заполни кластер
6. Каждая притча несет в себе какое-то нравоучение. Чему учит притча «Путники и медведица»? Выразите свою позицию через ПОПС-формулу.
Применение технологии педагогических мастерских через тренировочные упражнения на уроках русского языка и литературы способствует увеличению показателя успеваемости, способствует развитию коммуникативных навыков, повышает степень уверенности в себе учеников, стимулирует желание самосовершенствоваться. Ведет к росту уровня самостоятельности, это можно наблюдать и в стремлении школьников принимать участие в НОУ, предметных олимпиадах школьного и городского уровня, областных и республиканских конкурсах.
Литература
1. Н. Назарбаев. Послание народу Казахстана "Социально – экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» 27 января 2012.
3. Педагогические мастерские; интеграция отечественного и зарубежного опыта.- СПб,2005 г.