Тренировочные упражнения на уроках русского языка и литературы
как средство формирования коммуникативной грамотности
Мыкышева М.Е. - учитель
русского языка
и литературы в классах с казахским языком
обучения
КГУ «Общеобразовательная школа №91»
г. Караганды
Вопрос о характере обучения, о технологиях, которые мы применяем в
учебном процессе, остро стоял всегда.
В 10 томе «Народной энциклопедии» за 1912 год, можно прочитать
следующее: «…в средней школе характер обучения имеет не меньшую
важность, чем его содержание. Обучение в средней школе должно быть
развивающим, пробуждающим самостоятельное мышление, систематическим
и научным…».
На сегодняшний день во всех сферах
жизни происходят изменения, которые не могли не затронуть сферу
образования. Это связано, прежде всего, с изменениями,
происходящими в современной жизни социума. Это высокое качество
образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность,
умение ориентироваться в большом потоке информации и адаптироваться
в любом обществе. Таким образом, перед школой стоит проблема
самостоятельного успешного усвоения учащимися новых практических
навыков и компетенций, включая умение учиться. «…Образование должно
давать молодежи не только знания, но и умение их использовать в
процессе социальной адаптации…» [1].
Если раньше на уроках мы старались уделять
внимание предметным знаниям, формированию основных навыков,
орфографической зоркости, то теперь, в
рамках обновления содержания образования, на уроке не
ограничиваемся академическими знаниями. Наша задача - создать
благоприятные условия для развития творческой, высококультурной
личности, формирования инициативы, психологической свободы,
осознанной потребности в самообразовании. Сейчас требуется
личность, владеющая основами коммуникативной культуры, способная
неординарно мыслить и действовать, обнаруживающая широкий
кругозор [2].
Главная задача учителя - научить ученика
учиться. В свое время В. А. Сухомлинский писал: «Страшная это
опасность - безделье за партой: безделье шесть часов ежедневно,
безделье месяцы и годы - это развращает, морально калечит человека,
и ни школьная бригада, ни мастерская, ни школьный участок - ничто
не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где
человек должен быть тружеником, - в сфере мысли».
Цель
учителя на уроке – вовлечение каждого ученика в активную
познавательную и творческую деятельность. Этого можно добиться,
используя новые технологии, необходимые для активной мыслительной
деятельности и развития коммуникативности учащихся. Наиболее
перспективным, на мой взгляд, является технология педагогических
мастерских, которая позволяет решать коммуникативные задачи.
В основе мастерских лежат идеи проблемного
обучения, развивающего обучения, коллективного способа обучения,
идеи известных русских методистов, педагогов Л.С.Выготского,
П.Я.Гальперина, Ш.А.Амонашвили, С.Н.Лысенковой, Л.В.Занкова,
Д.Б.Эльконина-Давыдова.
Мастерская - это нестандартная форма
организации занятий, инновационная технология обучения, которая
помогает создать на занятиях творческую атмосферу, психологический
комфорт, способствует профессиональному и личностному росту учителя
и обучающихся, развитию их познавательных, творческих и
коммуникативных способностей, мотивации научно-исследовательской
деятельности, позволяет осуществить и эмоционально прочувствовать
процесс совместного творчества (сотворчества), поиска
знания.
Важнейшие принципы: «Я ищу, значит, я
обучаюсь, я ищу, значит, я обучаю» и «Я исследую, ты исследуешь, мы
исследуем» – определяют как позицию ученика, так и положение
учителя в мастерской.
Цель технологии мастерских – предоставить
ученикам психологическое средство, позволяющее им лично
саморазвиваться, осознавать самих себя, своё место в мире, понимать
других людей, а также закономерности развития мира. В мастерских
чередуются индивидуальная, групповая и коллективная работа, что
повышает уровень коммуникативной культуры.
Принципы и правила ведения
мастерской:
1. Равенство всех участников, включая
мастера.
2. Право каждого на ошибку: преодоление
ошибки — путь к истине.
3. Безоценочная деятельность: оценка
заменяется самооценкой и самокоррекцией (принципы «педагогики
успеха»).
4. Предоставление свободы в рамках принятых
правил.
5. Элемент неопределенности, неясности, даже
загадочности в заданиях.
6. Диалог – главный принцип
взаимодействия.
7. Организация и перестройка реального
пространства в зависимости от задачи каждого этапа.
8. Позиция ведущего мастера – это позиция
консультанта. Каждая мастерская для руководителя — поле
диагностики, на основе которой создается новая мастерская или
включаются другие необходимые формы работы.
Предметом ее изучения является процесс
овладения детьми неродной/родной речью и навыками речевого общения
в условиях целенаправленного педагогического воздействия. Она
изучает закономерности педагогической деятельности, направленной на
формирование правильной устной речи и навыков речевого общения у
детей школьного возраста.
Специально подобранные упражнения, тексты, индивидуальные домашние
задания способствуют развитию речевой и письменной
деятельности.
Задания составляются по уровню сложности. Выполняя первое действие,
ученик концентрируется, прежде всего, на отдельных фрагментах
информации текста. Выполняя второе действие, ученик соединяет эти
фрагменты в общую картину. Выполняя третье действие, ученик
соотносит сообщение текста с внетекстовой информацией. Рассмотрим
на примере заданий к тексту басни Эзопа «Путники и медведица».
Два
приятеля шли по дороге, как вдруг навстречу им медведь. Один тотчас
забрался на дерево и там спрятался. А другому бежать уже было
поздно, и он бросился наземь и притворился мертвым, и когда
медведица придвинулась к нему мордой и стала его обнюхивать, то
задержал дыхание, потому что говорят, мертвецов зверь не трогает.
Ушла медведица прочь, опустился приятель с дерева и спрашивает, что
это ему медведица шептала на ухо. А тот в ответ: «Шептала: впредь
не бери в дорогу таких приятелей, которые бросают в беде!»
Вопросы и задания.
1.
Приятель притворился мертвым
А)
мертвецов зверь не трогает
В)
мертвецов звери боятся
С)
мертвецов звери не любят.
2.
Один приятель другому ответил:
А) ты
хорошо спрятался
В)
впредь не бери в дорогу таких приятелей
С) у
тебя заячья душа.
3.
Подберите к этой притче подходящие по смыслу пословицы.
4.
Заполните сюжетную таблицу, опираясь на текст
Кто?
|
Что сделал
(-а)?
|
Когда?
|
Где?
|
Почему?
|
|
|
|
|
|
5. Заполни
кластер


6.
Каждая притча несет в себе какое-то нравоучение. Чему учит притча
«Путники и медведица»? Выразите свою позицию через
ПОПС-формулу.
Применение технологии педагогических
мастерских через тренировочные упражнения на уроках русского языка
и литературы способствует увеличению показателя успеваемости,
способствует развитию коммуникативных навыков, повышает степень
уверенности в себе учеников, стимулирует желание
самосовершенствоваться. Ведет к росту уровня самостоятельности, это
можно наблюдать и в стремлении школьников принимать участие в НОУ,
предметных олимпиадах школьного и городского уровня, областных и
республиканских конкурсах.
Литература
1. Н. Назарбаев. Послание
народу Казахстана "Социально – экономическая модернизация – главный
вектор развития Казахстана» 27 января 2012.
2. http://www.edu.gov.kz
3. Педагогические
мастерские; интеграция отечественного и зарубежного опыта.-
СПб,2005 г.