Изучение нового
материала
8
минут
7
минут
5
минут
15
минут
|
I.
Введение
1.
Понятие трудового воспитания
Трудовое
воспитание – это процесс формирования у подростков уважения к
труду, ответственности, самостоятельности и дисциплины через
практическую деятельность. Оно помогает развивать
целеустремленность, настойчивость, учит справляться с
трудностями.
2.
Двоеточие в БСП 
Двоеточие ставится в бессоюзном сложном
предложении в следующих случаях:
1. Вторая
часть поясняет или раскрывает содержание первой (а именно, то
есть)
• Я понял
одно: без труда невозможно добиться
успеха.
2. Вторая
часть указывает на причину или основание первой (потому что,
так как)
• Он не
смог закончить работу: у него не было необходимых
инструментов.
3.Вторая
часть дополняет смысл первой части (что, как, и
увидел, и услышал…)
Я знаю: в
вашем сердце есть и гордость, и прямая
честь..
Задание 1.
Анализ текста
Прочитайте отрывок из рассказа В. Распутина
«Уроки французского» и выполните
задания.
«Мать
работала с утра до ночи: дома ее почти не было. Я понимал, что ей
тяжело, но помочь ничем не мог. Денег у нас не хватало, и порой
приходилось терпеть голод. В школе учителя относились ко мне с
сочувствием: они знали, что я из бедной семьи. Я рано понял, что
помогать взрослым – значит, делать их жизнь
легче.»
Задание
№1
1.
Определите тему и главную мысль текста.
2. Найдите
бессоюзное сложное предложение (БСП) с двоеточием, объясните
постановку знака препинания.
3.
Преобразуйте БСП с двоеточием в сложносочиненное
предложение.
Задание
№2. Работа с
предложениями
Прочитайте предложения, расставьте знаки
препинания, объясните выбор двоеточия. Предложите свои
примеры.
1. Я понял
одно: без труда невозможно добиться
успеха.
2. Мальчик
оглянулся: вокруг никого не было.
3. Нужно
было поторопиться: солнце уже садилось.
Задание №3
по учебнику
Запишите
предложения, расставьте знаки препинания, объясните условие выбора
знаков препинания.(Всего 6 предложений)
-
Любите
книгу: она поможет вам разобратьсяв пестрой путанице мыслей, она
научит вас уважать человека.
-
Степь
весело пестреет: цветами ярко желтеет дрок, скромно синеют
колокольчики, белет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая
гвоздика горит пунцовыми пятнами.
-
Однако
пора спать уже без четверти шесть.
-
Лизавета
Ивановна осталась одна: она оставила работу и наклонила голову над
самой канвою.
-
Она отерла
заплаканные глаза и подняла их на Германна: он сидел на окошке,
сложа руки, и грозно нахмурясь.
-
Он услышал
незнакомую походку: кто-то ходил, шаркая
туфлями.
Пунктуация
с разбором:
1. Любите
книгу: она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей, она
научит вас уважать человека.
•
Двоеточие
ставится в бессоюзном сложном предложении (БСП), так как вторая
часть поясняет первую.
•
Запятая
разделяет однородные части БСП.
2. Степь
весело пестреет: цветами ярко желтеет дрок, скромно синеют
колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая
гвоздика горит пунцовыми пятнами.
•
Двоеточие
ставится в БСП, так как вторая часть раскрывает содержание
первой.
•
Запятые
разделяют однородные сказуемые.
3. Однако
пора спать: уже без четверти шесть.
•
Двоеточие
объясняет причину – что именно означает «пора
спать».
4.
Лизавета Ивановна осталась одна: она оставила работу и наклонила
голову над самой канвою.
•
Двоеточие
поясняет, в чем выражается «осталась
одна».
5. Она
отерла заплаканные глаза и подняла их на Германна: он сидел на
окошке, сложа руки, и грозно нахмурясь.
•
Двоеточие
стоит в БСП, так как вторая часть поясняет
первую.
•
Запятая
перед «сложа руки» выделяет деепричастный
оборот.
•
Запятая
перед «и грозно нахмурясь» отделяет однородные
сказуемые.
6. Он
услышал незнакомую походку: кто-то ходил, шаркая
туфлями.
•
Двоеточие ставится в БСП, так как вторая часть поясняет
первую.
Задания
ООП.
Напишите 5
предложений по теме «Трудовое воспитание подростков», используя
двоеточие в БСП.
Пример:
Ребята с
энтузиазмом взялись за дело: им хотелось доказать, что они могут
работать наравне со взрослыми.
|
Устно
отвечают на вопросы, с объяснением.
Формулирует цели и тему урока. Излагает свои
мысли.
Читают
текст. Анализируют
Работают
самостоятельно
Оказывают
помощь однокласснику
Вспоминают
правило
Комеентируют, проводят самоанализ,
взаимопроверку
Работа в
тетрадях
Работают
над каллиграфией
|
Стратегия
«Верно -
не верно»
Словесная
оценка учителя.
Взаимооценивание
Дескрипторы:
№1
Определение темы и главной
мысли
Грамотный
анализ БСП с двоеточием
Корректное
преобразование предложения - 3 балла)
Дескрипторы:
№2
•
Верная
расстановка двоеточия (1 балл)
•
Грамотное
объяснение правил пунктуации
Предлагают
свои примеры предложений – 3 балла
Дескрипторы:
№3
-
Записывает
предложения, соблюдая нормы письма
-
Расставляет знаки
препинания
-
Выделяет
грамматическую основу
-
Объясняет
условие – 4 балла
Словесное
оценивание учителя
|
маркеры,
флипчарт, стикеры
Презентация
Рабочие
листы, упражнения
|