Трудовое воспитание подростка. Двоеточие в бессоюзном предложении 9 сынып Я1

Тақырып бойынша 11 материал табылды

Трудовое воспитание подростка. Двоеточие в бессоюзном предложении 9 сынып Я1

Материал туралы қысқаша түсінік
Берілген сабақ жоспары 9 сынып оқушыларына қарастырылған.
Материалдың қысқаша нұсқасы

Школа

КГУ «СШ имени Аль-Фараби»

Раздел

Подросток в современном мире

ФИО педагога

Ертаева А.А.

Дата

06.02.2025г.

Класс 9

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока №41 (РЯ)

Трудовое воспитание подростка. Двоеточие в бессоюзном предложении

Цели обучения


9.4.4.1 использовать знаки препинания в простых, простых осложненных и сложных предложениях

9.2.6.1 использовать разные виды чтения, в том числе просмотровое чтение, чтение с составлением конспектов;

Цель урока

понимает открытую и скрытую (подтекст) информацию сплошных и несплошных текстов, соотносит заключённую в тексте информацию с информацией личного опыта подростков;

формирует умение определять смысловые отношения между частями  БСП с двоеточием, правильно ставит знаки препинания в предложениях указанного вида

Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Оценивание

Ресурсы

Орг момент



5 минут

Приветствие.
Инвентаризация учеников.
Проверка предыдущих знаний.

Учащиеся вспоминают правила, приводят примеры БСП с разными значениями с тире.

Настраиваются на положительный настрой урока.





Повторяют












Комментарий учителя


Доска













Изучение нового материала




8 минут




























7 минут

















5 минут












15 минут








































I. Введение


1. Понятие трудового воспитания


Трудовое воспитание – это процесс формирования у подростков уважения к труду, ответственности, самостоятельности и дисциплины через практическую деятельность. Оно помогает развивать целеустремленность, настойчивость, учит справляться с трудностями.


2. Двоеточие в БСП


Двоеточие ставится в бессоюзном сложном предложении в следующих случаях:

1. Вторая часть поясняет или раскрывает содержание первой (а именно, то есть)

• Я понял одно: без труда невозможно добиться успеха.

2. Вторая часть указывает на причину или основание первой (потому что, так как)

• Он не смог закончить работу: у него не было необходимых инструментов.

3.Вторая часть дополняет смысл первой части (что, как, и увидел, и услышал…)

Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь..

Задание 1. Анализ текста


Прочитайте отрывок из рассказа В. Распутина «Уроки французского» и выполните задания.


«Мать работала с утра до ночи: дома ее почти не было. Я понимал, что ей тяжело, но помочь ничем не мог. Денег у нас не хватало, и порой приходилось терпеть голод. В школе учителя относились ко мне с сочувствием: они знали, что я из бедной семьи. Я рано понял, что помогать взрослым – значит, делать их жизнь легче.»


Задание №1


1. Определите тему и главную мысль текста.

2. Найдите бессоюзное сложное предложение (БСП) с двоеточием, объясните постановку знака препинания.

3. Преобразуйте БСП с двоеточием в сложносочиненное предложение.



Задание №2. Работа с предложениями


Прочитайте предложения, расставьте знаки препинания, объясните выбор двоеточия. Предложите свои примеры.

1. Я понял одно: без труда невозможно добиться успеха.

2. Мальчик оглянулся: вокруг никого не было.

3. Нужно было поторопиться: солнце уже садилось.


Задание №3 по учебнику

Запишите предложения, расставьте знаки препинания, объясните условие выбора знаков препинания.(Всего 6 предложений)

    1. Любите книгу: она поможет вам разобратьсяв пестрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека.

    2. Степь весело пестреет: цветами ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами.

    3. Однако пора спать уже без четверти шесть.

    4. Лизавета Ивановна осталась одна: она оставила работу и наклонила голову над самой канвою.

    5. Она отерла заплаканные глаза и подняла их на Германна: он сидел на окошке, сложа руки, и грозно нахмурясь.

    6. Он услышал незнакомую походку: кто-то ходил, шаркая туфлями.

Пунктуация с разбором:

1. Любите книгу: она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека.

Двоеточие ставится в бессоюзном сложном предложении (БСП), так как вторая часть поясняет первую.

Запятая разделяет однородные части БСП.

2. Степь весело пестреет: цветами ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами.

Двоеточие ставится в БСП, так как вторая часть раскрывает содержание первой.

Запятые разделяют однородные сказуемые.

3. Однако пора спать: уже без четверти шесть.

Двоеточие объясняет причину – что именно означает «пора спать».

4. Лизавета Ивановна осталась одна: она оставила работу и наклонила голову над самой канвою.

Двоеточие поясняет, в чем выражается «осталась одна».

5. Она отерла заплаканные глаза и подняла их на Германна: он сидел на окошке, сложа руки, и грозно нахмурясь.

Двоеточие стоит в БСП, так как вторая часть поясняет первую.

Запятая перед «сложа руки» выделяет деепричастный оборот.

Запятая перед «и грозно нахмурясь» отделяет однородные сказуемые.

6. Он услышал незнакомую походку: кто-то ходил, шаркая туфлями.

• Двоеточие ставится в БСП, так как вторая часть поясняет первую.




Задания ООП.

Напишите 5 предложений по теме «Трудовое воспитание подростков», используя двоеточие в БСП.


Пример:

Ребята с энтузиазмом взялись за дело: им хотелось доказать, что они могут работать наравне со взрослыми.

Устно отвечают на вопросы, с объяснением.







Формулирует цели и тему урока. Излагает свои мысли.






















Читают текст. Анализируют




Работают самостоятельно






Оказывают помощь однокласснику


Вспоминают правило








Комеентируют, проводят самоанализ, взаимопроверку






Работа в тетрадях





Работают над каллиграфией

Стратегия

«Верно - не верно»

Словесная оценка учителя.

Взаимооценивание
































Дескрипторы:

1

Определение темы и главной мысли

Грамотный анализ БСП с двоеточием

Корректное преобразование предложения - 3 балла)






Дескрипторы:

2

Верная расстановка двоеточия (1 балл)

Грамотное объяснение правил пунктуации

Предлагают свои примеры предложений – 3 балла






Дескрипторы:

3

  • Записывает предложения, соблюдая нормы письма

  • Расставляет знаки препинания

  • Выделяет грамматическую основу

  • Объясняет условие – 4 балла








Словесное оценивание учителя

маркеры, флипчарт, стикеры






Презентация

































Рабочие листы, упражнения








































Закрепление урока






5 минут



Рефлексия




Учащиеся выполняют задание по подведению итогов урока и подтверждают знания, полученные на сегодняшнем уроке.



https://learningapps.org/34849683



QR код

Комментарий учеников

Ученики показывают умение обосновывать свое понимание


Записывают д.з. в дневники – упр 262, стр 146

Самооценивание






Жүктеу
bolisu
Бөлісу
ЖИ арқылы жасау
Файл форматы:
docx
06.04.2025
204
Жүктеу
ЖИ арқылы жасау
Бұл материалды қолданушы жариялаған. Ustaz Tilegi ақпаратты жеткізуші ғана болып табылады. Жарияланған материалдың мазмұны мен авторлық құқық толықтай автордың жауапкершілігінде. Егер материал авторлық құқықты бұзады немесе сайттан алынуы тиіс деп есептесеңіз,
шағым қалдыра аласыз
Қазақстандағы ең үлкен материалдар базасынан іздеу
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде керек материалды іздеп, жүктеп алып сабағыңызға қолдана аласыз
Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі