Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Трудовое воспитание в детском саду
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
«Трудовое воспитание в детском саду»
Труд – это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей.
В 1919 году на I съезде по дошкольному воспитанию было определено содержание труда и требование к нему.
Обязательный труд :
1. Труд по самообслуживанию
2. Работа в саду, огороде
3. Ручной труд с различными материалами
4. Привлечение детей к уборке стен
Требования :
1. Учитывать возрастные особенности
2. Труд должен быть посильным
3. Труд должен быть понятым по цели
4. Должен доставлять радость
В 1921 году на II съезде по дошкольному воспитанию была выделена задача : воспитание коллективизма в труд и игре.
В 1924 на III съезде по дошкольному воспитанию пересматривалось содержание работы в детских садах в связи с введением программы единой трудовой школы (1 класс и старшая группа) . Предпочтение стало отдаваться общественному и производственному труду. Подчеркивалось важность совместного труда детей и взрослых.
В 1929 году IV съезд по дошкольному воспитанию рассматривалось методы трудового воспитания.
В 30-е-40-е годы намечается новое представление во взглядах : необхо-димость сочетать собственную деятельность детей с наблюдениями за трудом взрослых. Рассматривался вопрос о связи игры с трудом. «Игры и трудовые занятия в детском саду / 1953г. / Р. И. Жуковская .
В военные годы мало внимания уделяется трудовому воспитанию, но в программе воспитания 1962г., начиная с 3-его года жизни ребенка З. Н. Борисова и В. Г. Нечаева определили содержания систематического трудового воспитания, но акцент делался на наблюдение за трудом взрослых. Только исследования Я. З. Неве-рович экспериментально было доказано, что знания, несоединенные с практикой, не могут рождать мотивы собственной трудовой деятельности.
С 1961 года начинаются углубленные исследования проблемы трудового воспитания. В этих исследованиях рассматривались вопросы о содержании, методах, средствах, формах организации труда и его роли в воспитании личности ребенка.
Отличия труда от игры.
1. Ребенок при игре действует в воображаемом плане, а трудовая деятельность в реальной обстановке.
2. Труд – есть результат, игра – нет.
3. В игре ребенок не создает общественно значимых материальных ценностей.
4. Спецификой труда дошкольников является, то что он носит воспитывающий характер
5. Общественная значимость труда заключается в том, что удовлетворяется потребность в самоутверждении, познании собственных возможностей, труд сближает ребенка со взрослым.
Структура трудовой деятельности.
1. Цель: дети сами не могут ставить цель в труду, потому что они не могут удерживать в памяти учебную задачу. Действия их носят нецеленаправленный характер, а процессуальный (ведущая роль в младшем дошкольном возрасте принадлежит взрослому). Дети старшего дошкольного возраста в привычных ситуациях могут ставить цели сами, могут осознавать и отдаленные цели.
2. Мотивы
общественной значимости (сделать что-нибудь полезное для кого-то) ;
воспитательные мотивы;
получить положительную оценку взрослого;
повод вступить в общение со взрослым.
3. Планирование включает в себя организацию работы, исполнение, контроль и оценку, как отдельных компонентов, этапов, так и результат в целом. Ребенок должен представлять деятельность до конца.
4. Процесс труда. В процессе труда воспитываются трудовые навыки, настойчивость, потребность делать все аккуратно и правильно.
5. Результат труда. Для младших дошкольников важна положительная оценка взрослого. Старшего дошкольника интересует достижение практического материально представленного материала.
Задачи трудового воспитания.
1. Помощь ребенку в овладении трудовой деятельности, приобретение им трудовых навыков и умений.
2. Развитие личности ребенка в труде: развитие свойств и качеств личности, формирование взаимоотношений детей в процессе трудовой деятельности, приобретение социального опыта взаимодействия (стремление оказывать помощь друг другу) .
Виды труда.
1. Самообслуживание – это труд, направленный на обслуживание самого себя. В младшем возрасте обязателен прием как показ способов выполнения действий, причем поэтапный и с объяснением; обязательно оказание помощи (доля помощи должна постепенно снижаться). Важна похвала, одобрение, обстановка, чтобы труд был в радость. У старших дошкольников в содержание самообслуживание входит и подготовка своего учебного места.
2. Хозяйственно-бытовой труд. Специфика – четко выраженная общественная значимость. Ребенок учится создавать и содержать в соответствующем виде окружающую его среду. Содержание хозяйственно-бытового труда: труд по уборке помещения, стирка одежды для кукол, ремонт книг.
3. Труд в природе. Содержание труда: уход, выращивание растений. Специфика:
результат этого вида труда может быть выражен в материальном продукте (это сближает с трудом взрослых) ;
часто имеет отстроченный результат (надо ждать, у детей выраба-тывается выдержка, терпение) ;
ребенок имеет дело с живыми объектами, поэтому воспитательные задачи – осторожность, бережное отношение, ответственность.
позволяет развивать познавательные интересы: наблюдение за ростом и развитием растений, животных.
4. Ручной и художественный труд.
Специфика: направлен на удовлетворение эстетических потребностей. Этот вид труда развивает творчество, усидчивость, настойчивость. Художественный труд представлен в 2-х направлениях:
1. дети сами изготавливают поделки;
2. дети учатся украшать своими изделиями группу, участок .
5. Умственный труд. Этот вид труда выступает в виде логического решения какой-то задачи. Умственный труд сопровождает любой вид деятельности.
Формы и организация труда.
1. Поручение – первая форма организации трудовой деятельности. Поручения могут быть индивидуальными и групповыми, начинать надо с индивидуаль-ных. По продолжительности поручения могут быть кратковременными или длительными. По содержанию поручения должны соответствовать разным видам труда, должны быть доступными и понятными по мотивам и способам выполнения.
2. Дежурство – продолжительность дежурств бывает разной в зависимости от вида труда, возраста, воспитательной цели (разное дежурство, дежурство целый день, 2-3 дня максимум) .
3. Совместный коллективный труд обеспечивает условия для формирования у детей умения согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы.
Общий труд предполагает такую организацию детей, при которой при общей цели каждый ребёнок выполняет какую-то часть работы самостоятельно, отвечает, имеет свой участок и отвечает только за себя .
Совместный труд предполагает взаимодействие детей и зависимость каждого от темпа качества работы других. Буре Р. М. распределяет детей по звеньям, каждое звено имеет своё трудовое задание .
Коллективный труд в нем наряду с трудовыми задачами решаются нравственные задачи : дети договариваются о разделении труда, помогают друг другу. Эта форма организации способствует воспитанию коллективных взаимоотношений.
Не каждый общий и совместный труд является коллективным, но коллективный труд является совместным. Рекомендуется, что общий труд возможен в средней группе, а совместным (коллективный) в старшей и подготовительной к школе группах.
Условия организации трудовой деятельности
1. Создание эмоционально положительной атмосферы (труд доставляет радость) . Этому способствует музыкальное сопровождение : если дети заняты ручным трудом –тихая, спокойная музыка, при уборке помещений – бодрая, громкая.
2. Совместный труд детей со взрослыми (с родителями, с воспитателями)
3. Обсуждение результатов труда и пооощрение (значки, медали) .
4. Организация материальной среды и трудового оборудования.
Трудовое оборудование должно быть :
• подобрано в соответствии с возрастом;
• безопасно, не должно причинять вред здоровью и жизни ребёнка;
• хватать всем детям.
5. Учитывать индивидуальные интересы и склонности детей к тому или иному виду труда.
6. Трудом нельзя наказывать.
7. Трудовое воспитание служит фундаментом для формирования основ экономического воспитания.