«Трудовое воспитание в детском
саду»
Труд – это целесообразная деятельность
человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов
природы для удовлетворения своих
потребностей.
В 1919 году на I съезде по дошкольному
воспитанию было определено содержание труда и требование к
нему.
Обязательный труд
:
1. Труд по
самообслуживанию
2. Работа в саду,
огороде
3. Ручной труд с различными
материалами
4. Привлечение детей к уборке
стен
Требования
:
1. Учитывать возрастные
особенности
2. Труд должен быть
посильным
3. Труд должен быть понятым по
цели
4. Должен доставлять
радость
В 1921 году на II съезде по дошкольному
воспитанию была выделена задача : воспитание коллективизма в труд и
игре.
В 1924 на III съезде по дошкольному
воспитанию пересматривалось содержание работы в детских садах в
связи с введением программы единой трудовой школы (1 класс и
старшая группа) . Предпочтение стало отдаваться общественному и
производственному труду. Подчеркивалось важность совместного труда
детей и взрослых.
В 1929 году IV съезд по дошкольному
воспитанию рассматривалось методы трудового
воспитания.
В 30-е-40-е годы намечается новое
представление во взглядах : необхо-димость сочетать собственную
деятельность детей с наблюдениями за трудом взрослых.
Рассматривался вопрос о связи игры с трудом. «Игры и трудовые
занятия в детском саду / 1953г. / Р. И. Жуковская
.
В военные годы мало внимания уделяется
трудовому воспитанию, но в программе воспитания 1962г., начиная с
3-его года жизни ребенка З. Н. Борисова и В. Г. Нечаева определили
содержания систематического трудового воспитания, но акцент делался
на наблюдение за трудом взрослых. Только исследования Я. З.
Неве-рович экспериментально было доказано, что знания,
несоединенные с практикой, не могут рождать мотивы собственной
трудовой деятельности.
С 1961 года начинаются углубленные
исследования проблемы трудового воспитания. В этих исследованиях
рассматривались вопросы о содержании, методах, средствах, формах
организации труда и его роли в воспитании личности
ребенка.
Отличия труда от
игры.
1. Ребенок при игре действует в
воображаемом плане, а трудовая деятельность в реальной
обстановке.
2. Труд – есть результат, игра –
нет.
3. В игре ребенок не создает общественно
значимых материальных ценностей.
4. Спецификой труда дошкольников является,
то что он носит воспитывающий
характер
5. Общественная значимость труда
заключается в том, что удовлетворяется потребность в
самоутверждении, познании собственных возможностей, труд сближает
ребенка со взрослым.
Структура трудовой
деятельности.
1. Цель: дети сами не могут ставить цель в
труду, потому что они не могут удерживать в памяти учебную задачу.
Действия их носят нецеленаправленный характер, а процессуальный
(ведущая роль в младшем дошкольном возрасте принадлежит взрослому).
Дети старшего дошкольного возраста в привычных ситуациях могут
ставить цели сами, могут осознавать и отдаленные
цели.
2. Мотивы
общественной значимости (сделать что-нибудь
полезное для кого-то) ;
воспитательные
мотивы;
получить положительную оценку
взрослого;
повод вступить в общение со
взрослым.
3. Планирование включает в себя организацию
работы, исполнение, контроль и оценку, как отдельных компонентов,
этапов, так и результат в целом. Ребенок должен представлять
деятельность до конца.
4. Процесс труда. В процессе труда
воспитываются трудовые навыки, настойчивость, потребность делать
все аккуратно и правильно.
5. Результат труда. Для младших
дошкольников важна положительная оценка взрослого. Старшего
дошкольника интересует достижение практического материально
представленного материала.
Задачи трудового
воспитания.
1. Помощь ребенку в овладении трудовой
деятельности, приобретение им трудовых навыков и
умений.
2. Развитие личности ребенка в труде:
развитие свойств и качеств личности, формирование взаимоотношений
детей в процессе трудовой деятельности, приобретение социального
опыта взаимодействия (стремление оказывать помощь друг другу)
.
Виды
труда.
1. Самообслуживание – это труд,
направленный на обслуживание самого себя. В младшем возрасте
обязателен прием как показ способов выполнения действий, причем
поэтапный и с объяснением; обязательно оказание помощи (доля помощи
должна постепенно снижаться). Важна похвала, одобрение, обстановка,
чтобы труд был в радость. У старших дошкольников в содержание
самообслуживание входит и подготовка своего учебного
места.
2. Хозяйственно-бытовой труд. Специфика –
четко выраженная общественная значимость. Ребенок учится создавать
и содержать в соответствующем виде окружающую его среду. Содержание
хозяйственно-бытового труда: труд по уборке помещения, стирка
одежды для кукол, ремонт книг.
3. Труд в природе. Содержание труда: уход,
выращивание растений. Специфика:
результат этого вида труда может быть
выражен в материальном продукте (это сближает с трудом взрослых)
;
часто имеет отстроченный результат (надо
ждать, у детей выраба-тывается выдержка, терпение)
;
ребенок имеет дело с живыми объектами,
поэтому воспитательные задачи – осторожность, бережное отношение,
ответственность.
позволяет развивать познавательные
интересы: наблюдение за ростом и развитием растений,
животных.
4. Ручной и художественный
труд.
Специфика: направлен на удовлетворение
эстетических потребностей. Этот вид труда развивает творчество,
усидчивость, настойчивость. Художественный труд представлен в 2-х
направлениях:
1. дети сами изготавливают
поделки;
2. дети учатся украшать своими изделиями
группу, участок .
5. Умственный труд. Этот вид труда
выступает в виде логического решения какой-то задачи. Умственный
труд сопровождает любой вид
деятельности.
Формы и организация
труда.
1. Поручение – первая форма организации
трудовой деятельности. Поручения могут быть индивидуальными и
групповыми, начинать надо с индивидуаль-ных. По продолжительности
поручения могут быть кратковременными или длительными. По
содержанию поручения должны соответствовать разным видам труда,
должны быть доступными и понятными по мотивам и способам
выполнения.
2. Дежурство – продолжительность дежурств
бывает разной в зависимости от вида труда, возраста, воспитательной
цели (разное дежурство, дежурство целый день, 2-3 дня максимум)
.
3. Совместный коллективный труд
обеспечивает условия для формирования у детей умения согласовывать
свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп
работы.
Общий труд предполагает такую организацию
детей, при которой при общей цели каждый ребёнок выполняет какую-то
часть работы самостоятельно, отвечает, имеет свой участок и
отвечает только за себя .
Совместный труд предполагает взаимодействие
детей и зависимость каждого от темпа качества работы других. Буре
Р. М. распределяет детей по звеньям, каждое звено имеет своё
трудовое задание .
Коллективный труд в нем наряду с трудовыми
задачами решаются нравственные задачи : дети договариваются о
разделении труда, помогают друг другу. Эта форма организации
способствует воспитанию коллективных
взаимоотношений.
Не каждый общий и совместный труд является
коллективным, но коллективный труд является совместным.
Рекомендуется, что общий труд возможен в средней группе, а
совместным (коллективный) в старшей и подготовительной к школе
группах.
Условия организации трудовой
деятельности
1. Создание эмоционально положительной
атмосферы (труд доставляет радость) . Этому способствует
музыкальное сопровождение : если дети заняты ручным трудом –тихая,
спокойная музыка, при уборке помещений – бодрая,
громкая.
2. Совместный труд детей со взрослыми (с
родителями, с воспитателями)
3. Обсуждение результатов труда и
пооощрение (значки, медали) .
4. Организация материальной среды и
трудового оборудования.
Трудовое оборудование должно быть
:
• подобрано в соответствии с
возрастом;
• безопасно, не должно причинять вред
здоровью и жизни ребёнка;
• хватать всем
детям.
5. Учитывать индивидуальные интересы и
склонности детей к тому или иному виду
труда.
6. Трудом нельзя
наказывать.
7. Трудовое воспитание служит фундаментом
для формирования основ экономического
воспитания.