Открытый урок по литературе в 10 классе.
Творчество поэтов «серебряного
века»
Открытый урок по литературе в10 «Б»
классе.
Тема: «Жизнь моя, иль ты
приснилась мне…» (по творчеству поэтов
«серебряного века»).
Цель: раскрыть понятия «серебряный век»,
подготовить учащихся к пониманию художественного метода
поэтов «серебряного века»; развить навыки анализа стихотворения,
развить «чувство поэзии»,чувство восприятия и
постижения прекрасного.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, записи
музыкальных произведений некоторых композиторов (Вивальди,
Морриконе, Шуберт и др.), слайды с портретами
поэтов «серебряного века» (А.А. Блок, С.А. Есенин, А.А.
Ахматова, М.И. Цветаева).
Эпиграф к
уроку:
В этой жизни умирать не
ново,
Но и жить, конечно, не
новей.
С.А.
Есенин.
Предварительная подготовка
учащихся к занятию:
-
Двое учеников выучили понравившиеся им
стихотворения ( А.А. Блок, М.И. Цветаева). Анализ этих
стихотворений.
-
Сценка ( разговор поэтов) -
индивидуальная подготовка, эти же учащиеся учат по
одному стихотворению каждого из
поэтов.
Использованная
литература:
-
Эвентов И.С. Сергей Есенин.- Санкт-
Петербург: Просвещение, 1978.
-
А. Блок. Стихотворения и поэмы. – Москва:
«Художественная литература». 1980.
-
Поэты серебряного века. –
Москва: « Детская литература».
2002г.
-
Литература. 9 класс, учебник-
хрестоматия для общеобразовательных школ. В.Я. Коровина
и др.М.: Просвещение. 2005.
-
Всевозможные интернет -
ресурсы.
Ход
урока.
Учитель приветствует учащихся,
гостей.
Учитель: Здравствуйте, дорогие девятиклассники и
гости нашего урока. Любой урок литературы – это вызов и, прежде
всего, вызов самому себе. Вызов к раздумьям,
размышлениям, мыслям, чувствам. Давайте сегодня постараемся вызвать
себя к полноценным и интересным размышлениям на очень интересную
тему. Итак, мы сегодня будем изучать творчество некоторых поэтов «
серебряного века«.Откройте тетради, запишите тему
урока: « Жизнь моя, иль ты приснилась
мне…». Поэзия « серебряного века». Эпиграфом к уроку
я решила взять слова С.А. Есенина из его бессмертного
стихотворения « До свиданья, друг мой…». Запишите, ребята и эпиграф
тоже:
«
В этой жизни умирать не ново,
Но
и жить, конечно, не
новей».
С.А. Есенин.
Целью нашего урока является
раскрыть понятия «серебряный век» , а также понять содержание
удивительного мира русской литературы рубежа веков (19-20
вв.); сформировать представление о сущности феномена «серебряного
века»; обсудить и понять исторические предпосылки этой
эпохи. Мы сегодня, ребята, попытаемся развить навыки анализа
стихотворного текста. Но и, самое главное, – я надеюсь, мы
все сможем сегодня воспитать в себе уважение к истории. А
если сказать кратко: дорогие ребята, мы сегодня
будем постигать прекрасное.
Итак,
«серебряный век». Что же это такое? Историю иногда сравнивают
с «рекой времен». Вообще история движется мощным потоком, то
замедляет, то убыстряет ход. В истории
культуры были периоды неспешного течения.
Потом наступали периоды, поражающей своей динамикой.
Первая половина 19 века – это «золотой век русской
культуры» - Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Глинка – это только часть
великих имен « золотого века». На рубеже 19-20 века, по
словам русского философа Н.А. Бердяева, наступил
«серебреный век русской культуры», сравнительно недолгий (с
конца 19 столетия до 17 года), но невероятно насыщенный
общественными, политическими и культурными событиями
отрезок русской истории.
(Слайд первый).
Учитель: Что же это было
за время – рубеж 19-20 веков?Какие события
характеризовали эпоху? Давайте вспомним содержание этого
периода, пусть вихрь истории калейдоскопом пронесется
перед нами. (Ученики отвечают на
поставленный вопрос, слушают друг друга и
записывают основные теоретические положения и факты.) 1890г –
начало эпохи экономического развития, реформы С.Ю. Витте. 1894г. –
начало царствования Николая 2. 1904-1905гг. – русско- японская
война. 1905-1907гг. – первая русская революция. 1906г. –
создание Государственной Думы и аграрная реформа А.П.
Столыпина. 1914г. – начало Первой мировой войны. 1917г.
– Февральская революция; свержение самодержавия. Вот
перед вами основные события эпохи. Это и
войны, и революции, и небывалые перемены. (Слайд
второй).
Ребята, а теперь давайте запишем кратко
определение « серебряного века». Итак, « серебряный век» -
это не хронологический отрезок времени, не сумма
литературных течений. Скорее всего, это образ
мышления. Также отметим основные течения «
серебряного века». ( Слайд третий). Учащиеся
отмечают основные течения (символизм, акмеизм, футуризм
). Слайд третий.
- Ребята, а в чем самобытность
поэтов « серебряного века». Кто же
такие поэты «серебряного
века».
Сценка.
Звонок в дверь. Ахматова
открывает.
А
(Ахматова): Ба, какие люди! Здравствуйте,
друзья! Сергей, Марина, Александр, – рада
видеть!
Ц
(Цветаева): Взаимно, Анечка!
А: Ну же, проходите! Будем чай
пить. Разговоры разговаривать и….
читать.
Е
(Есенин): Чай –
прекрасно! А какой - натуральный или
морковный?
А: Натуральный, Сереженька, с вареньем.
Кстати, вы я слышала, Сергей были
дома. Как дом? Как родители? Рязань?
Родина?
Е: Родина. Вечный ответ на
все вопросы. Там все становиться понятно,
ясно, просто. ( Анна разливает чай…) Но
жизнь, ее так мало, чтобы оценить все
это. Она проносится, проходит.
Жаль…Хотя….
Б
(Блок): Сергей,
прочти свое лучшее, пожалуйста!
Е: Чтение стихотворения. «Не жалею,
не зову, не плачу»)
Анализ этого
стихотворения учащимися и
учителем.
Учитель: Итак, ребята, что вы можете
сказать по поводу этого
стихотворения.
(Ответы детей).Учащиеся
вместе с учителем отмечают
особенности поэтического мира Есенина.
Отмечается также, что он был представителем
имажинизма. ( Краткий рассказ учителя об
этом течении).
Учитель: Ребята, я вас попрошу по
ходу нашего урока постараться нарисовать
поэтический герб вашего любимого поэта.
На столе у вас карандаши, бумага. Работайте
и на уроке и параллельно с
этим рисуйте герб.
Сценка
(продолжение):
Б: Да, надо найти в себе
великие силы, чтобы принять себя и
свою обреченность в этой вечной
жизни.
Ц: А ведь у Вас, Александр,
это тоже получилось. Ваше стихотворение « О,
весна без конца и без
краю…»
А: Да, оно великолепно. Стройность
мысли, подбор лексики, а, главное, - мотив
обреченности переплетается с интонациями радости.
Александр, Вас же не заставите долго
Вас упрашивать.
Б: («О, весна без конца и
без краю…»).
Анализ стихотворения
учащимися и учителем.
Учитель: Но вот и
прозвучало стихотворение Блока « О, весна без конца
и без краю…». Как вы думайте, ребята, в чем
отличие Блока от других поэтов « серебряного века».
Какое впечатление произвело на вас
это произведение.Анализ стихотворения
учащимися и учителем.
Учитель: А тем
временем…
Сценка
(продолжение):
Ц: Да, кто-то тоже
сумел найти в этой обреченности
смысл и спасение. Анна, я вспоминаю твоё «
я научилась просто, мудро жить…» О, Анна
для меня это верх твоего бессмертия.
Мы не узнаем, но я точно знаю -
его будут читать после нас, наши дети, дети
детей. Сто, двести, триста лет плюс мы, плюс ты,
Анна – это и есть
Вечность.
А: (Ахматова читает стихотворение «Я научилась
просто, мудро жить…»).
Анализ стихотворения
учениками. Ответы учащихся , учитель « направляет»
своими вопросами( по творчеству Ахматовой и
конкретно по этому стихотворению).
Б: Марина, в этот прекрасный вечер,
когда мы собрались у нашей Анны, не хватает
твоего бессмертия и красоты
твоего поэтического слога. « Идешь на
меня похожий, глаза опуская
вниз…»
Е: Нет, нет, пусть Марина сама…Марина,
прочти своего «Прохожего».
Ц: Чтение стихотворения «Идешь
на меня похожий…».
Анализ стихотворения
Цветаевой.
Учитель: Итак, теперь бы мне хотелось
посмотреть, как вы справились с творческим заданием,
какие гербы у вас получились.(Заслушать 2-3
уч-ся).
Учитель: Я знаю, что кто-то
из вас выучил еще одно
стихотворение Цветаевой под названием « Молитва».
(Шатаева Дагмара читает и анализирует стихотворение
«Молитва»).
Учитель: Но вот и все
дорогие гости, дорогие ребята. Мы подошли
к концу. Самой главной целью нашего
сегодняшнего учебного занятия было, прежде всего,
понять, что такое «серебряный век». Я
всегда говорю, что правильных ответов
по литературе нет. Каждый должен
сделать свой вывод. Но я все же скажу. В
целом неповторимость « серебряного века» видится, прежде
всего, в «пограничности» сложившейся в России ситуации
с мощнейшим конфликтом эпох, который одним
представлялся закатом европейской цивилизации,
кризисом христианского сознания, другим – выходом
в обновленную жизнь и искусство,
возможностью достичь заветных творческих
высот.Быть может, в этом – самый весомый
вклад России в мировую культуру.
Художественный уровень, открытия и находки
в русской философской мысли, литературе и
искусстве « серебряного века» в своей
величественной мощи дали творческий импульс
в развитии отечественной и мировой
культуре. Они обогатились не только уроками
словестного мастерства, но и новыми темами,
идеями в области формы, стиля, жанра,
концепции личности. Не случайно академик
Д.Лихачев заметил, говоря о культуре
серебряного века: « мы подарили Западу
начало нашего века…»
Но и в
завершении нашего урока я хочу, чтобы
мы чуть- чуть расслабились и отдохнули.
Отдохнули вместе с нашими мыслями – мыслями
о великолепных и замечательных поэтах «
серебряного века». Проведем небольшую релаксацию
(трехминутная презентация под тихую и спокойную
музыку).
Всего
доброго, дорогие гости. Спасибо за работу,
дорогие учащиеся 9 « Б» класса. До
встречи.