Материалдар / Творчество поэтов "серебряного века"

Творчество поэтов "серебряного века"

Материал туралы қысқаша түсінік
Прививать уважение к культурному наследию
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
21 Желтоқсан 2017
194
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Открытый урок по литературе в10 «Б»  классе. Тема:  «Жизнь моя,  иль  ты  приснилась мне…» (по творчеству  поэтов  «серебряного  века»).Цель: раскрыть понятия «серебряный  век»,  подготовить учащихся к пониманию художественного метода поэтов «серебряного века»; развить навыки анализа стихотворения, развить «чувство поэзии»увство  восприятия  и постижения прекрасного.Оборудование: интерактивная доска, компьютер, записи музыкальных произведений некоторых композиторов (Вивальди, Морриконе, Шуберт и др.), слайды с  портретами  поэтов  «серебряного  века» (А.А. Блок, С.А. Есенин, А.А. Ахматова, М.И. Цветаева).Эпиграф  к  уроку:В этой жизни умирать не ново,               Но и жить, конечно,  не новей.                                                        С.А. Есенин.Предварительная  подготовка  учащихся  к  занятию: 
  • Двое учеников выучили понравившиеся им стихотворения (  А.А. Блок, М.И. Цветаева).  Анализ этих стихотворений.
  • Сценка ( разговор  поэтов) - индивидуальная   подготовка, эти же учащиеся учат по одному стихотворению  каждого  из  поэтов.
 Использованная литература:
  • Эвентов И.С.  Сергей Есенин.- Санкт- Петербург: Просвещение, 1978.
  • А. Блок. Стихотворения и поэмы. – Москва: «Художественная литература».  1980.
  • Поэты  серебряного  века. – Москва: « Детская литература».  2002г.
  • Литература.  9 класс, учебник- хрестоматия для общеобразовательных  школ. В.Я. Коровина  и др.М.: Просвещение.  2005.
  • Всевозможные  интернет - ресурсы.
                                   Ход   урока.Учитель приветствует учащихся, гостей.Учитель: Здравствуйте, дорогие девятиклассники и гости нашего урока. Любой урок литературы – это вызов и, прежде всего,  вызов  самому себе. Вызов к раздумьям, размышлениям, мыслям, чувствам. Давайте сегодня постараемся вызвать себя к полноценным и интересным размышлениям на очень интересную тему. Итак, мы сегодня будем изучать творчество некоторых поэтов « серебряного века«ткройте  тетради,  запишите тему  урока: « Жизнь  моя,  иль  ты  приснилась мне…». Поэзия  « серебряного века». Эпиграфом к уроку  я   решила взять слова С.А. Есенина из его бессмертного стихотворения « До свиданья, друг мой…». Запишите, ребята и эпиграф тоже:       « В этой жизни умирать не  ново,         Но и  жить,  конечно,  не  новей».                                                  С.А. Есенин.Целью нашего урока  является  раскрыть понятия «серебряный век» , а также понять  содержание удивительного мира русской литературы рубежа  веков (19-20 вв.); сформировать представление о сущности феномена «серебряного века»; обсудить  и понять исторические  предпосылки этой эпохи. Мы сегодня, ребята, попытаемся развить навыки анализа стихотворного текста. Но и, самое главное, – я надеюсь, мы все  сможем сегодня воспитать в себе уважение к истории. А если сказать  кратко: дорогие ребята, мы  сегодня  будем  постигать  прекрасное.     Итак, «серебряный век». Что же это такое? Историю иногда  сравнивают с «рекой времен». Вообще история движется мощным потоком, то  замедляет, то  убыстряет  ход. В истории  культуры  были периоды  неспешного  течения. Потом  наступали  периоды, поражающей своей динамикой. Первая половина  19 века – это «золотой век русской  культуры» - Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Глинка – это только часть великих имен « золотого века». На рубеже 19-20 века, по  словам русского  философа  Н.А. Бердяева, наступил «серебреный век русской культуры», сравнительно  недолгий (с конца 19 столетия до 17 года), но невероятно насыщенный общественными, политическими и  культурными  событиями отрезок русской истории.(Слайд первый).Учитель: Что  же  это  было  за  время – рубеж 19-20 вековакие  события  характеризовали эпоху? Давайте вспомним содержание этого  периода, пусть вихрь истории  калейдоскопом пронесется  перед  нами. (Ученики отвечают  на  поставленный  вопрос, слушают друг  друга  и  записывают основные теоретические положения и  факты.) 1890г – начало эпохи экономического развития, реформы С.Ю. Витте. 1894г. – начало царствования Николая 2. 1904-1905гг. – русско- японская война. 1905-1907гг. – первая русская  революция. 1906г. – создание Государственной Думы и аграрная реформа  А.П. Столыпина. 1914г.  – начало  Первой мировой войны. 1917г. – Февральская  революция; свержение самодержавия. Вот  перед  вами  основные события эпохи. Это  и  войны, и революции, и небывалые  перемены. (Слайд второй).Ребята, а теперь давайте запишем кратко определение « серебряного века». Итак, « серебряный век»  - это не хронологический  отрезок  времени, не сумма литературных  течений. Скорее всего, это  образ  мышления. Также  отметим  основные  течения « серебряного  века». ( Слайд  третий). Учащиеся  отмечают основные  течения (символизм, акмеизм, футуризм ). Слайд  третий.- Ребята, а  в чем самобытность  поэтов « серебряного  века».  Кто  же  такие  поэты «серебряного  века».Сценка.Звонок  в дверь. Ахматова  открывает.А (Ахматова): Ба,  какие люди! Здравствуйте,  друзья! Сергей,  Марина, Александр, – рада  видеть!Ц  (Цветаева): Взаимно, Анечка!А: Ну же, проходите! Будем  чай  пить. Разговоры  разговаривать   и…. читать.Е (Есенин): Чай – прекрасно! А  какой -  натуральный или морковный?А: Натуральный, Сереженька, с  вареньем. Кстати, вы  я  слышала, Сергей   были  дома. Как  дом?  Как  родители? Рязань? Родина?Е: Родина. Вечный  ответ  на  все  вопросы. Там  все  становиться  понятно, ясно, просто. ( Анна  разливает  чай…) Но  жизнь,  ее  так  мало, чтобы  оценить все  это. Она  проносится, проходит. Жаль…Хотя….Б (Блок): Сергей, прочти свое лучшее, пожалуйста!Е: Чтение  стихотворения. «Не жалею, не  зову, не  плачу») Анализ  этого  стихотворения  учащимися  и  учителем.Учитель: Итак, ребята, что  вы можете  сказать по поводу этого  стихотворения.(Ответы  детей)чащиеся  вместе  с  учителем  отмечают   особенности  поэтического  мира  Есенина. Отмечается  также, что он  был  представителем  имажинизма. ( Краткий  рассказ  учителя  об  этом  течении).Учитель: Ребята, я  вас  попрошу по  ходу  нашего  урока постараться  нарисовать  поэтический  герб  вашего  любимого  поэта. На  столе  у  вас  карандаши, бумага. Работайте и  на  уроке  и   параллельно  с этим  рисуйте   герб.Сценка (продолжение):Б: Да, надо  найти в  себе великие  силы, чтобы  принять себя  и  свою  обреченность в  этой  вечной  жизни.Ц: А ведь  у  Вас, Александр,  это  тоже  получилось. Ваше  стихотворение « О, весна без  конца  и без  краю…»А: Да, оно  великолепно. Стройность  мысли, подбор  лексики, а, главное, - мотив  обреченности  переплетается с интонациями радости. Александр,  Вас же  не  заставите  долго  Вас  упрашивать.Б: («О, весна без  конца  и  без  краю…»). Анализ  стихотворения учащимися  и  учителем. Учитель:  Но  вот  и  прозвучало   стихотворение Блока « О, весна без конца и  без  краю…». Как  вы  думайте, ребята, в чем отличие Блока от  других поэтов « серебряного  века».  Какое  впечатление произвело  на  вас это   произведениенализ  стихотворения  учащимися  и  учителем.Учитель:  А тем   временем…Сценка (продолжение):Ц: Да,  кто-то  тоже  сумел  найти  в  этой  обреченности  смысл  и  спасение. Анна, я  вспоминаю  твоё « я  научилась  просто, мудро  жить…» О, Анна  для  меня  это  верх  твоего бессмертия. Мы  не  узнаем, но  я  точно  знаю -  его  будут  читать после нас, наши  дети, дети  детей. Сто, двести, триста лет  плюс  мы, плюс  ты, Анна – это  и  есть  Вечность.А: (Ахматова читает стихотворение «Я научилась  просто, мудро жить…»). Анализ  стихотворения  учениками. Ответы учащихся ,  учитель « направляет» своими  вопросами(  по творчеству Ахматовой  и конкретно по этому  стихотворению).Б: Марина, в этот  прекрасный вечер, когда  мы собрались у  нашей Анны, не  хватает твоего  бессмертия  и  красоты   твоего  поэтического  слога. « Идешь  на  меня  похожий, глаза  опуская  вниз…»Е: Нет, нет, пусть Марина  сама…Марина,  прочти  своего «Прохожего».Ц: Чтение  стихотворения «Идешь  на  меня  похожий…».  Анализ  стихотворения  Цветаевой.Учитель: Итак, теперь бы мне  хотелось посмотреть, как  вы  справились с творческим заданием, какие гербы у вас  получились.(Заслушать  2-3  уч-ся).Учитель: Я  знаю, что  кто-то  из  вас   выучил  еще  одно  стихотворение  Цветаевой под  названием « Молитва». (Шатаева Дагмара  читает и  анализирует стихотворение «Молитва»). Учитель: Но  вот  и  все дорогие  гости, дорогие  ребята. Мы  подошли  к  концу. Самой  главной целью  нашего  сегодняшнего  учебного  занятия  было, прежде всего, понять, что  такое «серебряный  век».  Я  всегда  говорю, что  правильных  ответов  по  литературе  нет. Каждый  должен  сделать  свой  вывод. Но я  все же  скажу. В целом неповторимость « серебряного  века» видится, прежде всего, в «пограничности»  сложившейся  в России ситуации с мощнейшим  конфликтом эпох, который  одним представлялся  закатом  европейской  цивилизации, кризисом  христианского  сознания, другим – выходом  в  обновленную жизнь и  искусство, возможностью  достичь  заветных  творческих  высотыть  может, в этом – самый  весомый  вклад  России  в  мировую  культуру. Художественный  уровень, открытия  и  находки  в  русской  философской  мысли, литературе  и искусстве « серебряного  века» в  своей  величественной  мощи дали  творческий  импульс в  развитии отечественной  и  мировой  культуре. Они  обогатились не  только  уроками  словестного  мастерства, но  и новыми  темами, идеями  в  области  формы, стиля, жанра, концепции  личности. Не  случайно  академик Д.Лихачев  заметил, говоря  о  культуре  серебряного  века: « мы  подарили  Западу  начало  нашего  века…»  Но  и  в  завершении  нашего  урока  я  хочу, чтобы  мы  чуть- чуть  расслабились и  отдохнули. Отдохнули  вместе  с  нашими  мыслями – мыслями о  великолепных  и  замечательных поэтах « серебряного  века». Проведем  небольшую  релаксацию (трехминутная презентация под  тихую и  спокойную  музыку).   Всего  доброго, дорогие  гости. Спасибо  за  работу,  дорогие  учащиеся  9 « Б» класса. До встречи.  

Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Осы аптаның ең үздік материалдары
Педагогтардың біліктілігін арттыру курстары
Аттестацияда (ПББ) 100% келетін
тақырыптармен дайындаймыз
Аттестацияда (ПББ) келетін тақырыптар бойынша жасалған тесттермен дайындалып, бізбен бірге тестілеуден оңай өтесіз
Өткен жылы бізбен дайындалған ұстаздар 50/50 жинап рекорд жасады
Толығырақ